Abstract ESTIMATION OF LIBERAL VALUE OF EDUCATIONAL CONTENT ON PHYSICAL CULTURE IN COLLEGE M.Ya. Vilensky, Dr. Hab., professor The Moscow pedagogical state university, Moscow V.V. Chernyaev, Ph. D., lecturer Lipetsk state pedagogical university, Lipetsk Key words: liberalization of educations, criteria liberal focused contents of education on physical culture, formation of physical culture of student's personality, self-determination and self-development of personality in social-cultural space of college. The present stage of the development of the system of college education assumes the reduction of its content in the conformity with ideas of liberal-guided culture. The new judgment of the educational content entails uneasy problems of its designing, but spiritual, moral, aesthetic, art and physical development of students also. The development of the criteria of the erudition has one of the central places in the designing of the educational content as with their help "bearing structure" contents as the purposes are defined. The efficiency of functioning of system of physical education of high school from positions of the developed by the author concept is presented in the article.
|
ОЦЕНКА ГУМАНИТАРНОЙ ЦЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Доктор
педагогических наук, профессор М.Я.
Виленский
Кандидат педагогических наук,
доцент В.В. Черняев Ключевые слова: гуманитаризация образования, критерии гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре, формирование физической культуры личности студента, самоопределение и саморазвитие личности в социокультурном пространстве вуза. Современный этап развития системы высшего образования предполагает приведение его содержания в соответствие с идеями гуманитарно ориентированной культуры. Новое осмысление содержания образования влечет за собой непростые проблемы не только его проектирования в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов, но и духовно-нравственного, эстетического, художественного и физического развития студентов. Вызывает сожаление, что при тенденции к гуманитаризации вузовского образования предметное поле "физическая культура" остается в стороне от этих позитивных преобразовательных процессов. Одну из причин недооценки роли физической культуры в гуманитарном образовании студентов мы видим в ее обособленности от гуманитарных дисциплин Государственного образовательного стандарта, а также в недостаточной ориентации содержания физического воспитания студентов на системную и целенаправленную гуманитарную подготовку, освоение, воспроизводство и приумножение ценностей культуры, на развитие целостной личности будущего специалиста. В преобразовании содержания образования по физической культуре возникает вопрос о необходимости реализации основных гуманитарных ценностей, заложенных в телесно-двигательной сфере человеческой культуры. Предлагается переосмыслить цели и задачи образования учащейся молодежи, по-новому расставить акценты в учебных программах по физической культуре. Физическая культура как гуманитарная дисциплина отличается от других учебных дисциплин в силу специфики, которой она наделена в структуре содержания вузовского образования. Эти особенности физической культуры отражены в функциях дисциплины. В подходе к целеполаганию, к отбору содержания, к выбору методов, средств и организационных форм образовательной деятельности находят отражение фундаментальные принципы гуманитаризации вузовского образования, закономерности процесса физического воспитания личности будущего специалиста, развитие его культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной деятельности. При обосновании теоретических предпосылок гуманитаризации содержания образования по физической культуре нами определены критерии, необходимые для адекватной реализации в нем не использованных в полной мере культурологических, аксиологических, гносеологических, мировоззренческих, психологических, сенсомоторных, социологических и воспитательных функций физической культуры. Критерии выступают в качестве признака, на основании которого проводится оценка гуманитарной ценности содержания учебного материала вузовского образования по физической культуре. Выделенные критерии соответствуют определенным требованиям, свидетельствующим о том, что они должны быть: - однозначными - однозначно пониматься и толковаться в рамках конкретного исследования; - адекватными - соответствовать тому явлению (процессу), для характеристики которого они предназначены; - обоснованными - давать возможность отделять достаточный уровень от недостаточного; - прогностичными - обладать способностью определять относительную устойчивость каждого уровня; - надежными - расхождения во время повторной оценки не должны быть существенными; - отражать основные закономерности формирования личности; - устанавливать связи между всеми компонентами содержания; - привести качественные показатели в соответствие с количественными [9]. Теоретико-методологической основой для разработки критериев гуманитаризации содержания образования по физической культуре явились положения, согласно которым образованность в физической культуре следует рассматривать как интегративный результат образовательного процесса, отраженного в самоопределении личности в физической культуре, в преобразовании процесса воспитания в самовоспитание, образования - в самообразование, совершенствования - в самосовершенствование, а также в уровнях развития физической культуры личности, необходимых для каждой ступени и этапа образования [1]. Э.Р. Саитбаевой для разрешения противоречия между абстрактностью обобщенных критериев, трудно поддающихся непосредственному изучению, и задачами их эмпирической проверки исследована система критериев, включающая: 1) критерии базовые (обобщенные, наиболее универсальные); 2) критерии основные, конкретизирующие базовые критерии с учетом основных аспектов рассматриваемого явления; 3) критерии частные (специальные), или критериальные показатели, - каким-либо образом внешне проявляющиеся признаки, по которым можно проследить выраженность основного критерия [7]. Проведенный обзор литературы и данные собственных наблюдений предопределили выбор системы критериев гуманитаризации содержания образования по физической культуре. В табл. 1 представлены критерии, ранжированные на базовые, основные и критериальные показатели. Базовыми критериями, выполняющими функции "несущей конструкции" в системе критериев оптимизации содержания образования с позиции его гуманитаризации, нами выделены следующие: 1) антропоцентричности; 2) культуросообразности; 3) инновационности; 4) полноты и системности видов деятельности; 5) конвенциональности; 6) творческой образовательной среды; 7) внешнего контекста; 8) проявления "самости". Следующий уровень построения системы идентификаторов гуманитаризации содержания образования предполагает выделение основных критериев. Отдельная группа основных критериев (по 3 в каждом) конкретизирует обобщенный базовый критерий и является переходным звеном к критериальным показателям. Представляемые критерии гуманитаризации содержания образования являются относительно самостоятельными конструктами, но включают психолого -педагогические механизмы реализации общих целей вузовского образования, поскольку, с точки зрения И.Я. Лернера, содержание образования - это его цели, выраженные педагогическим языком. Выделяемые нами критерии содержания гуманитарно ориентированного образования взаимосвязаны, поскольку объединены общими целями личностно ориентированного образования, дающими основание для становления личности будущего специалиста с гуманитарным мышлением в социокультурном пространстве вуза. Несмотря на взаимосвязанность каждый критерий характеризуется специфическими признаками, которые раскрываются через ряд качественных показателей (компонентов), по мере проявления которых можно судить о степени выраженности, динамике того или иного критерия. В критериальных показателях мы выделяем не только традиционные, фиксированные в форме результатов - знания, умения, навыки, составляющие опыт познавательной деятельности, но и другие характеристики, которые позволяют измерить, оценить, описать и установить закономерности, существующие внутри проектируемого и реализуемого содержания образования по физической культуре. Освоение студентами этих показателей в процессе обучения будет способствовать формированию физической культуры личности будущего специалиста, а содержание дисциплины "физическая культура" определит ее гуманитарную сущность и поставит предмет в ряд общеобразовательных, профессионально ориентированных дисциплин. Представленные в виде методологических регулятивов обозначенные критерии в совокупности и взаимосвязи определяют ориентиры для гуманитаризации содержания образования по физической культуре. Ориентируясь на широкую трактовку понятия "содержание образования", полагаем, что основные критерии могут выступать регулятивами проектировочной деятельности преподавателей при конструировании содержания обучения в конкретных условиях вуза. В качестве критериальных показателей содержания образования по физической культуре нами выделено 24. Вклад каждого из них в целостное образование, которым является содержание дисциплины "физическая культура" различен. Некоторые из критериальных показателей с трудом поддаются реализации на уровне учебного материала, что дает основание относить их к субъективным факторам педагогической среды. Вместе с тем в своей совокупности приведенные компоненты по закону комплиментарного эффекта создают условия для вхождения физической культуры в ряд гуманитарных, социокультурных учебных дисциплин. Рассмотрим, выделенные показатели подробнее, насколько позволяет объем данной публикации. Критерий антропоцентричности. Антропологизация образования рассматривается как воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важным средством развития личности учащихся. Осмысление целостности человека отражается на подходах к физическому воспитанию подрастающего поколения. В качестве основополагающего принципа концепции образования по физической культуре в вузе выдвигается единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности [5]. Это позволяет внести существенные коррективы в построение гуманитарных путей формирования целостного, культурного человека во всем проявлении его сущностных сил с учетом его соматопсихического и социокультурного единства. Критерии гуманитаризации содержания образования по физической культуре в высших учебных заведениях
Критерий культуросообразности. Гуманитаризация как проблема и направление преобразований в высшей школе существует "в духовном смысловом поле с достойными соседями: культурой, духовностью, моралью, совестливостью, гуманистическими целями и мотивами человека" [4, с. 226]. Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать свою субъектность, культурную потребность в духовном и физическом совершенствовании. Критерий
инновационности. Глобальной
образовательной тенденцией
является ее направленность на
подготовку студентов к
преобразовательной творческой Инновационная деятельность, связанная с отказом от штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности, выходит за рамки действующих нормативов, создает предпосылки развития творческого потенциала, ориентирует студентов на самостоятельное освоение нового опыта в сфере физической культуры, развитие своих познавательных и двигательных возможностей. Критерий полноты и системности видов деятельности. Ведущим средством формирования человека принято считать деятельность. Включенность студентов в физкультурно-спортивную деятельность является интегрированным показателем целенаправленных действий по освоению ценностей физической культуры. Основными признаками их оценки будут частота и затраты времени; результат и динамика изменений соответствующих качеств личности [2]. Физкультурно-спортивная деятельность представляет собой важную составляющую физической культуры личности студента. В свою очередь, гуманитарные знания способствуют осмыслению и активизации процесса формирования двигательных умений и навыков, совершенствованию физических качеств, создают базу для адекватной самооценк и, определени я путей и форм физического самовоспитания. Критерий конвенциональности. Личностно ориентированный педагогический процесс существенно отличается от традиционного. Если обычно цель "спускается сверху", то в личностной парадигме она носит некий "договорной" (конвенциональный) характер, становится предметом сотрудничества субъектов образовательной деятельности. Содержание образования, по крайней мере его личностный компонент, тоже рождается в процессе субъект-субъектного взаимодействия [8]. Критерий творческой образовательной среды. Личностно ориентированная педагогическая деятельность возможна лишь в той образовательной среде, где имеют место свободное принятие деятельности, рефлексия, имитация конфликтного развития событий и собственных возможностей влиять на них, включение студентов в практику с высоким уровнем креативности, разработка и реализация ими программ личностного и профессионального саморазвития. Критерий внешнего контекста. Выделению данного критерия способствовали следующие обстоятельства. Содержание гуманитарного образования часто проектируется как нечто самодостаточное. На самом деле возрастающая совокупность информационных и коммуникативных каналов, с которыми соприкасаются студенты и педагоги, в известной степени "встраиваются во внепедагогический коммуникационный контекст" [6, с. 103]. В этих условиях содержание образования в коммуникативно-информационном плане не может проектироваться без учета открывающихся возможностей для получения самых разнообразных сведений, что требует эффективного регулирования процесса их потребления. Непрерывное развитие физической культуры личности студента требует учета знаний и умений, эмоционально -ценностного отношения и социально-практического опыта, приобретенного юношами и девушками вне стен вуза. Критерий проявления "самости". Гуманитаризация содержания дисциплины "физическая культура" достигает своих целей при постепенном устойчивом преобразовании процесса обучения и воспитания в процесс самоопределения, самопознания, самообразования, самосовершенствования. Поэтому ведущим критерием при проектировании гуманитарно ориентированного содержания физического воспитания является его направленность на стимулирование, саморазвитие, самореализацию студентами своих физических и духовных возможностей. Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно становится жизненной потребностью человека, основой его жизнедеятельности. Студенческий период жизни представляется наиболее благоприятным для осознанного использования средств физической культуры, самооценки своих личностных качеств, выработки программы самореализации и позитивной Я-концепции. Система критериев и показателей эффективности гуманитарно ориентированного образования призвана выполнить роль действенных средств достижения главной цели физического воспитания студентов - формирования физической культуры личности будущих специалистов. Представленные критерии концентрируют внимание на наиболее сущностных аспектах содержания образования, способствуют формированию личности с позиций гуманитарной логики конструирования и организации образовательно-воспитательного процесса в вузе. Общечеловеческий контекст избранного подхода к содержанию образования проявляется в ориентации всех его компонентов на человека как неповторимую личность. Оценка критериальных показателей осуществляется с позиций количественных и качественных характеристик, которые включают в себя как теоретические (априорные), так и эмпирические (опытные) показатели. В роли теоретических выступают показатели, основанные на отношениях преподавателей и студентов к предложенному гуманитарно ориентированному содержанию образования по физической культуре, в роли эмпирических показателей представлены отдельные стороны физической культуры личности студентов, которые проявились в процессе освоения и присвоения ценностей физической культуры в гуманитарном образовательном пространстве вуза. Разработка критериев занимает одно из центральных мест в проектировании содержания образования, поскольку с их помощью определяются "несущие конструкции" содержания в виде целей, принципов, средств и способов реализации образовательных программ, эффективность функционирования системы физического воспитания вуза с позиций заявленной концепции. Литература 1. Виленский М.Я. Физическая культура в образовательном процессе // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Ч. 3. СПб., 2001, с. 35 - 44. 2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 3, с. 2 - 7. 3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с. 4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с. 5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11 - 17 6. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995, № 4, с. 93 - 104. 7. Саитбаева Э.Р. Критерии эффективности самоопределения педагога-профессионала // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 2001, с. 71 - 80. 8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с. 9. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991, № 10, с. 79 - 84. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|