ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ


Abstract

PROGRESS OF STUDENTS AS ONE OF BASIC PARAMETERS OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROCESS IN COLLEGE

V.N. Solovyov, Ph. D., professor

Key words: progress, successful activity, educational process, adaptation, adaptable abilities, adaptive mechanisms, educational process, motor activity, dynamic stereotype, examination.

The purpose of the research was the studying of the influence of the adaptable processes on the educational progress of college students. The research was carried out with 3412 students of the Udmurt state university. There were 1789 girls (873 were on routine motor mode, and 916 on advanced) and 1623 young men (754 were on routine motor mode and 869 on advanced).

The regular exercises in sports sections has accelerated formation and consolidation of conditioned-reflex connections due the amplification of excitative and braking processes, the equilibration and increase of their mobility that leads to high intellectual serviceability, progress and downturn of the pressure in adaptive mechanisms to educational process in college. It testifies the high level of the development of adaptable abilities and reserves of students' organism.


УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Соловьёв

Ключевые слова: успеваемость, успешная деятельность, образовательный процесс, адаптация, адаптационные возможности, адаптивные механизмы, учебный процесс, двигательная активность, динамический стереотип, экзамен.

Общеизвестно, что оттого, как будут проходить процессы адаптации студентов в вузе, зависят работоспособность и успеваемость. К сожалению, в большинстве работ отсутствует изучение проблемы влияния адаптации студентов в вузе на успеваемость в зависимости от занятий различными двигательными режимами, а это очень важная проблема. Отсюда возникает необходимость более глубокого изучения влияния адаптации на успеваемость студентов.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 3412 студентов 1 - 4-го курсов Удмуртского государственного университета следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, психолого-педагогического, математического, физического и педагогического факультета физической культуры (ПФФК). Из них было 1789 девушек (873 находились на обычном двигательном режиме, а 916 - на расширенном) и 1623 юноши (754 находились на обычном двигательном режиме и 869 - на расширенном). Наблюдения осуществлялись за здоровыми студентами, которые не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача 2 раза в неделю посещали обязательные занятия по физическому воспитанию (контрольные группы) и различные спортивные секции (экспериментальная группа). Тренировки в спортивных секциях проводились 4 - 5 раз в неделю по 2 ч в день. Продолжительность занятий в секциях - 4 - 5 лет и более.

В связи с тем что результаты исследования у студентов разных спортивных специализаций были одинаковыми по направлению и близки друг к другу по величине, анализ проведен нами не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и индивидуальные различия, однако они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.

В качестве обобщенного педагогического показателя продуктивной учебной работы, отражающего работоспособность и степень напряжения адаптивных процессов студентов, бралась средняя оценка успеваемости по итогам сдачи экзаменов, которая является достаточным практическим критерием оценки успешности обучения, мерой умственного развития и адаптационных возможностей студентов.

Необходимо отметить, что преподаватели при выставлении окончательной оценки на экзамене учитывали и текущую успеваемость студентов по данному предмету. По мнению педагогов и психологов, такой подход достаточно объективно отражал уровень их успеваемости.

У всех студентов вычисляли средний балл успеваемости за зимнюю и летнюю сессии. Полученные данные обработаны на СМ-3М с использованием программ определения основных статистических параметров нормальной выборки и линейной корреляции. Достоверность различий определяли по критерию Стьюдента. В качестве критерия достоверности взято значение р<0,05.

У студентов 1-го курса с первого дня обучения возникает необходимость под воздействием специфических условий учебного процесса, необычности обстановки выработать определенные навыки, что сопровождается созданием новых условно-рефлекторных связей, перестройкой психологических реакций, которые изменяют и даже заменяют выработанный динамический стереотип, и это для студента небезразлично.

В результате образования стереотипа к установленному распорядку студент становится дисциплинированным, привыкает делать все в свое время, приобретает навыки систематичности и ритмичности в учебной работе, что весьма важно при адаптации к учебе в вузе с еще недостаточно выясненными механизмами приспособительных реакций, что может отразиться на успешном обучении. Поэтому установление определенного динамического стереотипа при адаптации требует времени. Смена и несоблюдение режима в течение учебного года отрицательно отражаются не только на адаптации, но и на умственной работоспособности и успеваемост и студентов. Это особенно касается студентов младших курсов, которые еще не привыкли к самостоятельной работе и не адаптированы к вузовской системе преподавания. Происходят изменения условий жизни, учебы, практической деятельности в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности студентов, в результате чего вырабатываются определенные отношения к тем или иным явлениям внешней среды, т.е. создаются сложные устойчивые нервные связи, названные И.П. Павловым динамическим стереотипом.

В зависимости от психофизиологической характеристики студента, внутреннего отношения к учебе в вузе этот процесс в каждом случае приобретает свой индивидуальный характер.

Учитывая важность и значение начального периода обучения, в котором происходит формирование адаптационных возможностей студента, необходимо сосредоточить главное внимание на изучении адаптивных процессов и успеваемости под влиянием различных двигательных режимов.

Актуальная проблема высшей школы - повышение качества знаний - тесно связана с устранением перегрузки и переутомления студентов и влиянием различных двигательных режимов на адаптацию и успеваемость. Для решения этих вопросов крайне необходимы выявление психофизиологических возможностей и резервов умственной деятельности и исследование критериев их оценки. Подобный подход к этой проблеме позволит оптимально повысить уровень усвоения учебного материала при достаточно высоком уровне работоспособности и с наименьшей затратой сил и здоровья студентов.

Возникает вопрос: "Что же может привести к психофизиологическому дискомфорту студентов: учебная нагрузка или плохая организация учебного процесса?" Не отрицая совсем влияния большого объема материала на нагрузку центральной нервной системы, необходимо отметить, что к основным факторам, вызывающим переутомление студентов , относятся плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие режима и отдыха, что не может не сказаться и на успеваемости и адаптационных возможност ях.

Поэтому в начальном периоде обучения рекомендуется обращать особое внимание на адаптацию студентов. Именно в начале обучения они нуждаются в информации о здоровом образе жизни, эффективных методах обучения, в знании своего организма и культуры управления собой.

Результаты исследования показали, что:

1. Регулярные и систематические занятия студентов в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости: независимо от возраста, пола и специализации она значительно выше, чем у незанимающихся (р<0,001).

2. Успеваемость девушек, находящихся на различных двигательных режимах, в зимнюю сессию достоверно выше, чем юношей, причем у не занимающихся физической культурой это повышение проявляется в большей степени (р<0,001), чем у занимающихся (p<0,05).

3. Успеваемость девушек и юношей 1 - 4-го курсов ПФФК в зимнюю сессию выше, чем девушек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме. Но если у девушек это повышение достоверно (р<0,05), то у юношей - недостоверно (р>0,05).

4. Успеваемость девушек 1- 4-го курсов ПФФК в зимнюю сессию ниже, чем девушек представленных факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме (р>0,05).

5. Успеваемость юношей 1 - 4-го курсов ПФФК в зимнюю сессию ниже, чем юношей, находящихся на расширенном двигательном режиме (р<0,05).

6. Систематические занятия студентов в спортивных секциях повышают успеваемость и способствуют упрочению условно-рефлекторных связей за счет усиления возбудительного и тормозного процессов, повышения их подвижности. Это ведет к высокой умственной работоспособности, успеваемости и улучшению адаптации студентов к образовательному процессу в вузе, что свидетельствует о высоком уровне развития адаптационных возможностей и резервов их организма.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: