Abstract INDIVIDUAL APPROACH IN WORK WITH FEMALE STUDENTS OF LIBERAL COLLEGES A.A. Makeev, Post-graduate student The Moscow state pedagogical university Key words: physical education in college, individualization, physical activity, physical serviceability. The research was carried out on the basis of the Moscow city pedagogical university. 23 female students of the 1st course of psychology were in the experimental group. The control group consisted from 20 female students of the same faculty and the course. The individual approach to the physical education developed by the author has allowed to considerably increase physical serviceability in the short terms and to bring female students to the development of the necessary norm of physical activity.
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ СО СТУДЕНТКАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ Аспирант А.А. Макеев Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, индивидуализация, физическая активность, физическая работоспособность. Как свидетельствуют результаты исследований ряда авторов, значительная часть студентов не готова к выполнению физической работы в заданных параметрах. Согласно нашим исследованиям физическая работоспособность (ФР) студенток гуманитарного вуза неодинакова и требует индивидуального подхода. В задачи исследований входило: 1. Разработать программы физической подготовки для типологических групп студенток, которые, с одной стороны, повысили бы ФР, а с другой - позволили бы говорить об освоении минимально необходимой величины физической активности (ФА). 2. Провести экспериментальную проверку эффективности этих программ в рамках занятий физическим воспитанием в вузе. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета. Основной педагогический эксперимент проходил в феврале-июне 2003 г. Экспериментальная группа была сформирована из 23 студенток 1-го курса факультета психологии. Контрольная группа состояла из 20 студенток, того же факультета и курса. С учетом типологии ФР испытуемые были распределены следующим образом: Группу №1 составили студентки с удовлетворительным уровнем ФР при недостатке тренированности. Сюда же вошли и те, кто продемонстрировал низкий уровень ФР, основная причина которого - функциональное состояние кардиореспираторной систем. В группу №2 вошли студентки, низкий уровень ФР которых связан главным образом с недостатком развития физической силы работающих мышечных групп, а в группу №3 - студентки, демонстрирующие низкий уровень ФР, причина которого - как функциональное состояние кардиореспираторной системы, так и недостаточное развитие физической силы. Занятия проходили два раза в неделю по следующей схеме: 15 - 20 мин - общая разминка поточным методом, после чего контрольная группа продолжала заниматься по общей (не индивидуализированной) программе, а экспериментальная - по специальным тренировочным программам. Группа №1 выполняла упражнения, преимущественно направленные на улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы и развитие тренированности. Используемые средства: циклические упражнения: ходьба, бег, работа на велоэргометре, гребном тренажере и тренажере "Наездник". В качестве метода был выбран метод слитного (непрерывного) упражнения. Нагрузка регулировалась темпом выполнения упражнения, исходя из целевой ЧСС 150-160 уд/мин, которая регистрировалась электронными пульсометрами. Активно-пассивные паузы отдыха длились до восстановления ЧСС 115 уд/мин. Нагрузка в каждом занятии постепенно увеличивалась на 8 - 10 %. В группе №2 акцент был сделан на воспитании силовых качеств. Для этого использовались тренажеры, а также упражнения с отягощением собственным весом тела. Использовался метод непредельных отягощений. В группе №3 занятия состояли из двух частей. В первой испытуемые выполняли одну серию силовых упражнений, построенных по той же схеме, что и в группе №2. Вторая часть занятий посвящалась развитию выносливости; использовались те же средства и методы, что и в работе с группой №1. Суммарная величина ФА составила 550-650 ккал/занятие (расчет производился по МЕТ). Недельный объем занятий: 2 раза в неделю по 70 - 75 мин со средней интенсивностью 70 % ЧССмах, расход энергии - около 1200-1300 ккал в неделю. Такие показатели соотносятся с минимально необходимой рекомендуемой нормой ФА. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования до и после эксперимента показали, что у всех представителей экспериментальной группы произошли достоверные изменения (р<0,05). Особенно значительно увеличился показатель динамометрии, в среднем он возрос на 40 % и стал соответствовать оценке "хорошо", против предварительных "плохо" и "очень плохо". Но заметнее всего изменился показатель ФР: в велотесте он увеличился более чем на 30% и во всех случаях стал соответствовать оценке "хорошо", тогда как до эксперимента - "удовлетворительно" и "хорошо"; ИГСТ возрос почти на 30 % и достиг оценки "хорошо" против оценки "плохо" до эксперимента. Показатель тренированности во всех случаях стал соответствовать оценке "хорошо". Данные, характеризующие состояние кардиореспираторной системы, изменились на 10-15%. Не столь значительные изменения в этом показателе объясняются прежде всего тем, что перестройки в сердечно-сосудистой и дыхательной системах происходят медленнее и требуют гораздо больше времени. В контрольной группе достоверных изменений (p>0,05) не произошло. Выводы. В ходе экспериментальной проверки разработанных нами индивидуализированных программ физической подготовки были получены следующие результаты: 1. Достоверные изменения (р<0,05) произошли во всех измеренных нами параметрах; в среднем они возросли на 30 %. Были достигнуты и качественные изменения: во всех тестах испытуемые показали оценку "хорошо", тогда как до эксперимента она колебалась от "удовлетворительно" до "очень плохо". 2. Объемы нагрузки, на которые удалось выйти в ходе эксперимента, - следующие: 550-650 ккал/занятие (расчет производился по МЕТ); недельный объем занятий: 2 раза в неделю по 70 - 75 мин со средней интенсивностью 70% ЧССмах, расход энергии - около 1200-1300 ккал в неделю. Такие показатели соотносятся с минимально необходимой рекомендуемой нормой ФА. Таким образом, разработанный нами индивидуальный подход позволяет в короткие сроки значительно повысить ФР и подвести студенток к освоению необходимой нормы физической активности. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |