ДВИГАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА


Abstract

FEATURES OF APPLICATION OF TECHNIQUE OF TRAINING OF YOUNGER PUPILS TO MOTOR ACTIONS ON BASIS OF THEORY OF EDUCATIONAL ACTIVITY

M.D. Kudryavtsev, Ph. D., lecturer

Krasnoyarsk state pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: theory of educational activity by Elkonin-Davydov, physical education of younger pupils, technique of training to motor actions, cyclic locomotions, development of personality.

The purpose of the research was the development of the contents and the technique of training of pupils of elementary grades to cyclic locomotions (walking, running, skiing) on the basis of the theory of educational activity.

The efficiency of developed technique was estimated by the comparative analysis of the changes in the results of the testing, which have occurred during.

The conclusions, the methodical and practical recommendations confirming the existence of the basic opportunity to organize the process of training to motor actions on the basis of the theory of educational activity and proving the scientific and practical efficiency of such approach are received by the author as the results of the research.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск

Ключевые слова: теория учебной деятельности Эльконина-Давыдова, физическое воспитание младших школьников, методика обучения двигательным действиям, циклические локомоции, развитие личности.

В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. В связи с этим возникает острая необходимость в проведении исследований с целью трансформации методики обучения в целом и двигательным действиям в частности.

Физическую культуру в школе можно представить в виде двух основных слагаемых.

Первое включает в себя двигательную культуру, т.е. наработанную человеком систему средств и способов преодоления пространства, препятствий, выполнения трудовых действий, выполнения двигательных задач и двигательных действий.

Второе - совокупность средств, накопленных обществом для сохранения и развития двигательных способностей, укрепления здоровья, воспитания у личности способности самосовершенствоваться.

До сих пор мало внимания уделялось развитию самой личности, воспитанию ценностных ориентаций и двигательной культуры. Все это в совокупности является важнейшим средством для обеспечения развития личности в целом, а также психики ребенка, его духовных начал. Однако подобные задачи в физическом воспитании детей в школе больше декларировались, чем выполнялись. Для их решения, в том числе и в обучении двигательным действиям, не было необходимой методики.

Исходя из изложенного важнейшей задачей нашего исследования стала разработка такой методики обучения двигательным действиям, которая способствовала бы творческому развитию личности в целом, более высокому уровню обученности и самостоятельному овладению основными элементами движений. Это возможно осуществить с учетом некоторых современных психолого-педагогических теорий.

В исследовании была предпринята попытка решить обозначенные проблемы на основе одной из таких концепций - теории учебной деятельности, разработанной в 1974 г. Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которая, на наш взгляд, отвечает такому требованию. Многочисленные исследования, проведенные на основе этой теории при преподавании различных учебных предметов, показывают, что подобное обучение приводит к значительным изменениям в образовании детей, а также к существенным положительным эффектам в их психическом развитии. Из этой теории явствует, что особенностью учебной деятельности является то, что в ней школьник овладевает обобщенными способами ориентации в сфере физической культуры и решения задач по овладению движениями.

Целью исследования было разработать содержание и методику обучения учащихся первых классов циклическим локомоциям (ходьбе, бегу, ходьбе на лыжах) на основе теории учебной деятельности.

Главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить обучение "от общего к частному". В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены главные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) определенное время развивались, что подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем ученики обучались общим для всех локомоций закономерностям. Для развития интереса к изучаемым движениям учащиеся с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к изучаемым движениям, полнее понять их основы, дети в игре повторяли путь становления этих движений. Далее учащиеся с помощью учителя выделяли общие биомеханические основы техники движений (при этом применялось моделирование и использовались схемы), после чего овладевали этими узловыми моментами.

Заключительный этап предполагал освоение учащимися всего остального содержания раздела. Таким образом, поставленная общая учебная задача - овладеть локомоциями - решалась посредством перечисленных выше учебных действий и операций с последующим применением обобщенных двигательных навыков.

Несмотря на кажущуюся простоту выбранных для исследования видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах), анализ показал, что большинство детей не имеют точного представления о правильной технике ходьбы, бега и тем более ходьбы на лыжах. В общепринятых методиках физической культуры не уделяется внимание обучению правильной походке, положению туловища, постановке ноги и т.д. в ходьбе и беге; эти виды движений считаются естественными и не требующими специального обучения. Однако ходьба и бег - основа всех переместительных движений, и именно в младшем школьном возрасте необходимо научить детей правильно ходить, бегать, управлять скоростью движений, понимать их суть и т.д.

Младшие школьники были выбраны субъектами исследования также и для того, чтобы научить их с самого начала школьной жизни, с первых уроков физической культуры основам техники ходьбы и бега по предлагаемой методике. Ограничение выбора видов циклических локомоций ходьбой, бегом и ходьбой на лыжах объясняется непродолжительным временем эксперимента, желанием более глубоко исследовать данные виды двигательных действий.

Результаты исследования. Об эффективности разработанной методики обучения двигательным локомоциям мы судили по сравнительному анализу динамики изменений результатов тестирования, произошедших за время эксперимента. Установлено, что достоверной разницы в исходных показателях групп не было.

Анализ динамики изменений результатов тестирования в течение учебного года показал, что результаты как в контрольной (КГ), так и в экспериментальной (ЭГ) группе претерпели изменения.

В начале и в конце обучения в каждом виде выбранных нами локомоций была оценена техника их выполнения. При этом подсчитывались существенные ошибки. Так, в ЭГ при оценке техники ходьбы количество ошибок уменьшилось. Эти различия достоверны при малом уровне значимости (p<0,05). В КГ при оценке техники ходьбы количество ошибок также уменьшилось. Достоверной значимости в различиях не выявлено (p > 0,05).

При оценке техники бега в ЭГ была установлена существенная достоверность различий (p<0,01). В КГ количество ошибок изменилось незначительно, достоверности в различиях не обнаружено (p>0,05).

Анализ техники ходьбы на лыжах (основы попеременного двухшажного хода) показал существенное сокращение количества ошибок в обеих группах, но при этом в ЭГ техника улучшилась при достоверности различий (p<0,001). В КГ количество ошибок за время эксперимента сократилось, но достоверность исходных и конечных результатов статистически различна на среднем уровне значимости p<0,01.

Лучшему освоению техники изучаемых локомоций способствовало понимание испытуемыми общих закономерностей, присущих классу локомоций, исследование происхождения и развития осваиваемых действий, творческое экспериментирование на уроке, моделирование проблемных ситуаций. Большую роль в этом сыграло и то, что на каждом уроке большое внимание уделялось формированию положительных мотивов к работе.

Были рассмотрены результаты оценки знаний по умению управлять своими движениями. Требовалось доказать, что обучение двигательным действиям на основе теории учебной деятельности дает ученикам необходимые знания относительно управления своими движениями. Учитывалось количество правильных ответов. Так, в ЭГ оно увеличилось при достоверности различий в группе на существенно значимом уровне (p<0,01). В КГ оценки знаний изменились незначительно и достоверности различий не выявлено (p>0,05).

До начала эксперимента достоверных различий в показателях двигательной подготовленности между группами не было. Для оценки эффективности использования предложенной методики обучения локомоциям нами были проанализированы изменения, произошедшие в уровне физической подготовленности и умениях управлять своими локомоторными двигательными действиями за время педагогического эксперимента. Результаты тестирования двигательной подготовленности испытуемых выявили тенденцию к более динамичны м изменениям показателей в ЭГ по сравнению с КГ.

По всем тестам в ЭГ были обнаружены абсолютные сдвиги, превышающие аналогичные данные в КГ, причем конечные результаты контрольных испытаний по отношению к исходным в ЭГ получили статистическое подтверждение на различных уровнях значимости (p<0,05 + <0,001), кроме одного теста - подтягивания на низкой перекладине (p<0,05). Помимо этого конечные результаты тестирования в ЭГ по отношению к таковым в КГ получили статистическое подтверждение на разных уровнях значимости - от малой степени (p<0,05) до высокой (p<0,001), за исключением двух тестов - челночного бега 3х10 м (p>0,05) и подтягивания в висе лежа на низкой перекладине под углом 45° (p>0,05).

В КГ достоверных различий между исходными и конечными данными по большинству контрольных испытаний не выявлено (p > 0,05). Вместе с тем следует отметить, что по некоторым тестам результаты как в ЭГ, так и в КГ за время эксперимента достоверно изменились. Однако прирост результатов как критерий эффективности предложенной методики был более существенным у учеников ЭГ, а степень достоверности различий в исходных и конечных результатах внутри групп всегда была более высокой в ЭГ.

Так, в течение учебного года результаты в приседаниях на правой ноге у учеников КГ улучшились (p<0,05), а в ЭГ - еще и с более высокой достоверностью (p<0,001). Межгрупповые различия конечных данных достоверны (p<0,01). Результаты в приседаниях на левой ноге за время эксперимента у учеников КГ улучшились (р<0,01), за то же время результаты и в ЭГ стали лучше (p<0,001). Различия между группами в конечных данных достоверны (p<0,001). В беге на 30 м результаты в КГ достоверно улучшились (p<0,01). У учеников ЭГ улучшение результатов более выражено (p<0,001). Различия конечных межгрупповых данных достоверны (p < 0,001).

Рассматривая результаты теста 6-минутного бега, по которым мы могли судить об изменениях в развитии качества выносливости, следует отметить тенденцию определенного превосходства в ЭГ по сравнению с КГ. При этом позитивные изменения в ЭГ подтверждаются их статистической достоверностью (p<0,01). В КГ различия недостоверны (p>0,05). Достоверность различий конечных показателей между группами - p<0,05.

Показатели скоростно-силовых качеств в разных группах изменяются неоднозначно. Достоверное увеличение длины прыжка с места отмечено в ЭГ (p<0,05). В КГ показатели прироста несущественны и статистически недостоверны (p>0,05). Между конечными результатами КГ и ЭГ зафиксирована достоверность различий на малом уровне значимости (p<0,05).

В тесте на способность к быстроте реагирования и перестроению движений (челночный бег 3х10 м) результаты достоверно улучшились в ЭГ (p<0,01). В КГ результаты претерпели незначительные изменения и достоверность различий не установлена (p>0,05). Также не выявлено достоверных различий и в конечных результатах в группах (p>0,05).

Наименее значимые сдвиги были получены при тестировании силовых качеств учеников (подтягивание на низкой перекладине в висе лежа под углом 45°). В обеих группах произошли несущественные изменения в исходных и конечных результатах, и достоверной значимости в этом тесте как в КГ, так и в ЭГ не выявлено (p>0,05). Между конечными результатами в группах также не установлено статистической достоверности различия (p>0,05).

Подобная тенденция изменения результатов контрольных испытаний за время эксперимента выявлена и при анализе умений управлять своими двигательными действиями. Так, при выполнении испытуемыми прыжка в длину с места вполсилы и на 1/2 максимального результата (см) зафиксирована ошибка в КГ (p<0,01). В ЭГ результат положительно изменился (p<0,001). Межгрупповые различия в конечных данных достоверны (p<0,05).

Такая же динамика изменения результатов отмечается и в умении при прыжке вверх с 2-3 шагов разбега приземлиться в точке отталкивания; измерялась ошибка при приземлении в сантиметрах от точки отталкивания. Так, в КГ результаты улучшились, но различия между исходными и конечными данными недостоверны (p>0,05). В ЭГ результаты улучшились более значительно, достоверность внутригрупповых различий выявлена на малом уровне значимости (p<0,05). Межгрупповые различия конечных данных по этому тесту не- достоверны (p>0,05).

Разработанная технология обучения двигательным действиям отличалась более высокой эффективностью в плане формирования учебно-познавательных мотивов и интереса к занятиям физической культурой. Так, в ЭГ по результатам устного опроса пожеланий учеников достоверно изменилось количество указанных уроков: в расписании одного учебного дня и одной учебной недели (p < 0,001). В КГ достоверных изменений не произошло (p>0,05).

Объясняя в целом полученные в исследовании результаты, необходимо отметить, что более успешному освоению техники изучаемых локомоций учениками ЭГ, их более высокой двигательной подготовленности способствовал и понимание ими общих закономерностей, присущих классу локомоций , и сущности изучаемых движений, исследование происхождения и развития осваиваемых двигательных действий, творческое экспериментирование на уроке, моделирование проблемных ситуаций. Немалую роль в этом сыграло и то, что на каждом уроке большое внимание уделялось формированию положительных мотивов к работе на занятии по физической культуре, что способствовало большей активности испытуемых ЭГ на уроках.

Полученные результаты дают основание считать, что разработанная методика эффективно влияет на обучение младших школьников циклическим локомоциям и повышает результативность учебного процесса, способствует развитию умений самостоятельно заниматься физической активностью, выделять главное и второстепенное в движениях, делать анализ, находить взаимосвязь и в итоге формирует личность.

Таким образом, сравнительный анализ экспериментальных данных, отражающих изменения в уровне овладения техникой осваиваемых локомоций, в формировании учебно-познавательных мотивов к занятиям физической культурой, в развитии умений управлять своими движениями и приобретении знаний об этом, в физической подготовленности испытуемых ЭГ и КГ за время основного этапа исследования, позволил нам сделать вывод об эффективности целенаправленных занятий с преимущественным использованием разработанной технологии обучения локомоциям на основе теории учебной деятельности.

Практические рекомендации. В настоящее время система физического воспитания в школе нуждается в дальнейшем совершенствовании в связи с новыми требованиями современной жизни. Реализация этого невозможна без специальных психолого-педагогических исследований, на основе которых можно улучшить содержание учебных занятий по физической культуре, повысить качество обучения двигательным действиям.

В связи с вышеизложенным на основании полученных данных об эффективности разработанной методики обучения локомоциям на основе теории учебной деятельности можно дать некоторые рекомендации по обучению первоклассников технике некоторых жизненно важных двигательных действий, таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах. Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.

1. Формирование учебно-познавательных мотивов:

а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;

б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно -силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;

в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:

а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);

б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;

в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);

г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);

д) учитель дает оценку выполняемым движениям, учащиеся оценивают друг друга, указывают на ошибки, самостоятельно исправляют свои ошибки в движениях.

3. Формирование у детей умения переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Ученик обобщает приобретенные двигательные умения и пробует перенести их на другие виды двигательных действий.

Тем самым на уроках физической культуры целенаправленно и осознанно формируются обобщенные двигательные навыки. В форме учебной деятельности дети овладевают обобщенными способами ориентации в сфере определенного класса задач и обобщенными способами их решения.

Для реализации данной методики необходимо использовать рисунки, графики и схемы движений рук и ног в выбранных видах локомоций, а также упрощенную модель человека с движущимися верхними и нижними конечностями.

Для обеспечения развития личности учащихся следует создавать условия для формирования оптимального уровня мотивации к изучению двигательных действий, умению управлять ими, выделять в них главное и второстепенное, находить взаимосвязь между ними. Все это в целом будет способствовать развитию на уроках теоретического мышления, необходимых личностных качеств, творческого отношения к деятельности на уроке.

С целью реализации полноценной учебной деятельности на уроках надо, чтобы дети постоянно решали различные учебные задачи. Это должно сопровождаться применением различных методических приемов, среди которых можно выделить такие, как создание проблемных ситуаций, причем на исходном этапе дети не должны знать, как выйти из них, а искать новые теоретические и практические выходы не известными им ранее способами с помощью учителя; использование самооценки выполняемых двигательных действий; элементы парного и внутригруппового контроля, поощрение самостоятельности при совершенствовании элементов техники разученного движения.

В целом разработанную технологическую схему обучения локомоциям можно рекомендовать и при обучении другим двигательным действиям. Для этого необходимо объединять схожие по видам и структуре двигательные действия в определенные блоки, находить для них общие закономерности, осваивать их и затем переходить к более продуктивному обучению конкретным видам движений, тем самым идти в обучении от общего к частному в соответствии с основными положениями теории учебной деятельности.

В результате правильной организации такого обучения повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Выводы

1. Исследование свидетельствует, что теория учебной деятельности (Эльконина-Давыдова) применима при обучении циклическим локомоциям учащихся младших классов. Методика, основанная на положениях теории учебной деятельности, более эффективна по сравнению с традиционной.

2. Важнейшими компонентами использованной методики являются: а) формирование интереса к изучению техники локомоций; б) решение учебных задач, позволяющих учащимся выявить наиболее важные общие элементы изучаемых локомоций; в) моделирование школьниками двигательных действий с целью выявления общих свойств и элементов, их взаимосвязи, нахождения ранее не использованных способов решения поставленных задач, развития умения контролировать и оценивать изучаемые локомоции.

3. Анализ выполненных локомоций показал, что в ЭГ количество ошибок в технике ходьбы, бега и ходьбы на лыжах сократилось (р<0,05 ± <0,001). Разработанная методика обучения двигательным действиям отличается эффективностью в отношении формирования учебно-познавательных мотивов и интереса к занятиям физической культурой. У учеников повышается интерес к освоению двигательных действий, который затем переносится с результата на способ его достижения.

4. Педагогический процесс, построенный на основе теории учебной деятельности, углубляет и расширяет знания о сущности локомоций и умения управлять своими движениями. В ЭГ показатели оценки знаний и умений управлять своими движениями оказались достоверно выше по сравнению с КГ.

5. В ЭГ выявлены более заметные изменения физической подготовленности: скоростно-силовых качеств (р<0,05), выносливости (р<0,01), скорости движений (р<0,001).

6. Установлено положительное влияние методики, основанной на теории учебной деятельности, на развитие личности школьников: ученики ЭГ успешнее выявляли основные и второстепенные элементы в локомоциях, находили их взаимосвязь, лучше осваивали способы самоконтроля и оценки своих действий.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

2. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: Учебно-метод. пос. - М.: АПКиПРО, 2003. - 105 с.

3. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО, 2002. - 185 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.11-17.

5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 5-10.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 484 с.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!