ДВИГАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА


Abstract

SPORTIVE PHYSICAL EDUCATION IN CONTEXT OF OLYMPIC RESERVE DEVELOPMENT

K.E. Chedov

Tchaykovsky state institute of physical training, Tchaykovsky

Key words: sports-focused physical education, conversion of high sports technologies.

The purpose of the research was the substantiation of the sports-focused physical education as the method of the dynamic diagnostics of motor abilities of pupils.

The sport-focused physical education is assumes sports orientation, i.e. the choice of a kind of sports or other forms of physical activity by the child in the counterbalance to the selection of children for a kind of sports.

The formation of the essentially new concept of long-term physical training in the system of "physical culture and sports for all" opens new prospects in revelation and development of sports talent.

Thus, the space for search and revelation of sports talents for the Olympic level extends in many times over mainly due to the completely new and extremely favorable conditions for their show in various kinds of sports activity in a comprehensive school.


СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

К.Е. Чедов
Чайковский государственный институт физической культуры,Чайковский

Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, конверсия высоких спортивных технологий.

Физическое воспитание подрастающего поколения тесно связано с формированием основ физической и духовной культуры личности, c повышением ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни (В.К. Бальсевич, 2003).

Еще в 60-е гг. группа ученых во главе с В.К. Бальсевичем задумалась о творческом переносе наработанных в спорте технологий преобразования физического потенциала человека в сферу физического воспитания подрастающего поколения и назвала это спортизацией.

Целью нашего исследования является обоснование спортивно ориентированного физического воспитания как метода динамической диагностики двигательных способностей школьников.

Данная инновационная форма физического воспитания основана на следующих положениях:

1) три занятия по физической культуре в неделю по два академических часа;

2) занятия на основе избранного вида спорта;

3) занятия по физической культуре вынесены за рамки общего расписания;

4) учащиеся объединяются в учебно-тренировочные группы;

5) занятия проводит тренер-преподаватель;

6) занятия проходят в виде тренировки;

7) предусматривается переход из группы в группу.

Положительные стороны данной интеграции для физического воспитания подрастающего поколения неоспоримы. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента в школе №32 г. Сургута.

А имеет ли что-то спорт от данного "симбиоза"? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо выявить проблемы, которые имеются на сегодняшний день в спорте. Одна из наиболее актуальных проблем - это проблема отбора талантливых юных спортсменов. Существующая система отбора далека от гуманистических идеалов, о которых говорил еще Пьер де Кубертен: она изначально исключает возможности реализации своих физических способностей и спортивных талантов для подавляющего большинства детей, подростков и юношей.

Спортивно ориентированное физическое воспитание предполагает спортивную ориентацию, т.е. выбор вида спорта или других форм физической активности ребенком в противовес отбору детей для вида спорта.

Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые перспективы в выявлении и развитии спортивного таланта.

Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз главным образом благодаря совершенно новым и чрезвычайно благоприятным условиям для их раскрытия в разнообразных видах спортивной деятельности в общеобразовательной школе.

С сентября 2002 г. в нескольких школах г. Чайковского (школы №1, 3, 11) идет эксперимент по проекту В.К. Бальсевича "Наш спорт - мое здоровье".

В отличие от сургутского эксперимента, при организации которого занятия проходили на базе одного учебного заведения, в г. Чайковском этот проект реализуется в виде муниципальной системы физического воспитания школьников, т.е. дети занимаются в учебно-тренировочных группах на базе различных школ.

Сегодня мы являемся участниками второго года эксперимента и, следовательно, имеем опыт работы по инновационной форме физического воспитания детей и подростков. Одна из наиболее ярких проблем, которая имела место в 2002/2003 учебном году, - это бесконечный переход учащихся из одного вида спорта в другой.

Нестабильность интереса детей к избранному виду спорта из-за неправильного выбора была главной причиной их частого перехода из одной группы в другую, что вызвало недовольство прежде всего администрации школ.

Перед нами, организаторами эксперимента, возникли вопросы: как помочь ребенку правильно выбрать вид спортивной деятельности; можно ли получить информацию о резервных возможностях организма занимающегося, о предрасположенности к тем или иным видам нагрузок?

В поисках способов их решения мы остановились на анализе ритма сердца по методике Р.М. Баевского. Вариабельность ритма сердца - это метод, объективно отображающий состояние нейрогуморальной регуляции и позволяющий на этой основе оценить общее функциональное состояние и адаптационные резервы организма (В.М. Михайлов, 2002).

По мнению многих специалистов (В.К. Бальсевича, Н.Ж. Булгаковой, М.Я. Виленского, В.А. Булкина, С.Д. Неверковича, В.П. Филина и др.), талант может выявиться лишь в том случае, если для этого есть благоприятные условия.

Р.М. Баевским предложен класс показателей, которые указывают, какую "цену" платит организм за выход на заданный уровень функционирования.

Нами на этапе формирования учебно-тренировочных групп проведен анализ сердечного ритма у 44 мальчиков и 65 девочек в возрасте 11 - 13 лет, участвующих в эксперименте.

Учет степени (индекса) напряжения регуляторных механизмов позволил распределить их на 4 группы (ИН=АМо/2DХ*Мо, где ИН - индекс напряжения, АМо - амплитуда моды, DХ - вариационный размах):

1. Дети с высоким уровнем адаптивных качеств. Цена адаптации невысока. ИН- до 60 ед.

2. Дети с удовлетворительной адаптацией. ИН - до 110 ед.

3. Дети с выраженным напряжением механизмов адаптации. Высокая цена адаптации. ИН - до 150 ед.

4. Срыв механизмов адаптации. ИН - более 150 ед.

К первой группе были отнесены 45% исследуемых, ко второй - 18%, к третьей - 12%, к четвертой - 25%.

На основании этих данных тренеры-преподаватели по видам спорта составили индивидуальные планы учебно-тренировочных занятий. При этом они учитывали, что детям с высоким уровнем адаптивных качеств необходима лишь поддерживающая нагрузка.

Занимающимся с удовлетворительной адаптацией нужно предлагать нагрузки тренирующего характера с обязательным кумулятивным эффектом. Одновременно нагрузка должна быть такой, чтобы организм ребенка к следующей тренировке успевал восстанавливаться, что позволит избежать перетренированности.

У детей, относящихся к третьей группе, уровень деятельности основных систем, особенно тех, которые обеспечивают адаптацию к физической деятельности, невысок. Их организм с трудом приспосабливается к предлагаемым нагрузкам. Незнание этого может привести к перенапряжению и перетренировке. Детям, относящимся к этой группе, необходимо на начальном этапе снижать двигательную активность и в дальнейшем при стабилизации деятельности систем, отвечающих за приспособление, повышать ее.

Резерв деятельности основных систем детей, относящихся к четвертой группе, находится на грани исчерпания. В таких случаях даже небольшая добавочная нагрузка вредна: ребенок быстро устает, т.е. пребывает в предпатологическом состоянии, и ему следует в специальной группе заниматься адаптивной физической культурой.

Именно такой, строго индивидуальный, подход при определении тренировочной нагрузки на основе выбранного ребенком вида спортивной деятельности, на наш взгляд, позволит выявить спортивные таланты олимпийского уровня, правильно корригировать нагрузку и проводить необходимые оздоровительные мероприятия.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!