Abstract OLYMPIC CULTURE IN SPORTIVE PHYSICAL EDUCATION I.A. Loubyshev, Post-graduate student The Russian state university of physical eduacation, sports and tourism, Moscow Key words: innovational technologies in physical education, values of Olympic culture, sportisation. The purpose of this paper was the scientific substantiation of the resources of sports-focused physical education for the formation of pupils' Olympic culture. Pupils, with the help sports-focused physical education, understand those aspects of sports training, which form personal culture of an athlete and are one of the highest achievements of sports and the Olympic culture. The sports-focused physical education acts not in the role of "distracting" from "bad things" and harmful habits factor. It forms the physical and Olympic culture of the personality that is not "distracting", but the most powerful counterbalance to the negative influence of an environment to children and teenagers. Thus, the serious alternative of much more attractive use a free time is offered for children by the developers of the sport-focused physical education. This is apparent from the results presented in the article.
|
ОЛИМПИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В СПОРТИЗИРОВАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Аспирант И.А.
Лубышев Ключевые слова: инновационные технологии в физическом воспитании, ценности олимпийской культуры, спортизация. Развивающиеся системы олимпийского образования имеют огромное значение для формирования физической, спортивной и специфической олимпийской субкультуры подрастающего поколения (B.C. Родиченко, Л.И. Лубышева). Однако они не обеспечивают развития интеграционных процессов во взаимодействии "молодежной" и "взрослой" субкультур через активную стимуляцию конверсионных процессов. Олимпийская культура - социальный феномен, совсем недавно вошедший в теорию физической культуры (см. рисунок). Однако все чаще к нему обращаются социологи, культурологи, спортивные педагоги. Она представляет собой совокупность накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих новым достижениям развивающейся идеологии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Поскольку трансляция ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания, в рамках традиционного физического воспитания, ориентированного на формирование физических качеств и двигательных умений и навыков, решать задачи олимпийского воспитания и образования чрезвычайно трудно. Вот почему на сегодняшний день задача педагогов, тренеров, организаторов олимпийского движения - не только вовлечь детей в физкультурно-спортивное движение, но и сориентировать их на освоение гуманистических ценностей спорта, воспитать не просто спортсмена, но прежде всего гражданина, способного защитить спортивную честь страны, бороться без обмана, противостоять алчности, насилию, грубости, глупости, агрессивности, допингу, в общем всему тому, что разрушает и спорт, и личность, и общество. Решать такие задачи можно путем освоения ценностей олимпийской культуры. К ним относят те ценности, которые созданы обществом в виде исторических знаний, социально-психологических и этических норм, спортивных движений, методологической основой которых является уже сложившаяся триада - олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры. По утверждению В.И. Столярова и Л.И. Лубышевой, процесс освоения ценностей олимпийской культуры непременно должен быть системным, включающим в себя три основных направления: - процесс формирования знаний; - процесс формирования интереса к спорту; - процесс активного включения детей и молодежи в занятия спортом, т.к. именно в активной спортивной деятельности и формируется личность. К сожалению, традиционное физическое воспитание не всегда создает предпосылки эффективного процесса воспитания личностных качеств школьников, поскольку не развивает интеграционные процессы, обеспечивающие использование достижений физической и олимпийской культуры в физическом воспитании детей и юношества. Еще одним противоречием современной педагогики, в том числе и методики физического воспитания школьников, является несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Вот почему использование высоких спортивных технологий, названное профессором В.К. Бальсевичем спортизацией, или спортивно ориентированным физическим воспитанием, может быть важным резервом повышения эффективности процессов олимпийской культурной преемственности в сфере физического воспитания и спорта и массового привлечения детей к физкультурно-спортивным занятиям. Инновационная сущность организации процесса спортивно ориентированного физического воспитания состоит в том, чтобы создать условия для преодоления многих из существующих противоречий, т.е. предложить такую форму организации физического воспитания учащихся, при которой была бы исключена возможность недифференцированного подхода к освоению ими физической и олимпийской культуры и вместе с тем открывалась реальная перспектива их эффективного физического совершенствования в согласии с индивидуальными потребностями, способностями и уровнем притязания каждого ученика. В этой связи целью нашей работы явилось научное обоснование возможностей инновационных технологий формирования олимпийской культуры на основе спортивно ориентированного физического воспитания. Экспериментальная проверка спортивно ориентированного физического воспитания была проведена в сургутской школе № 32 в рамках проекта "Наш спорт - мое здоровье". Суть спортивно ориентированного физического воспитания состоит в том, что учащиеся школы могут начиная с 5-го класса заниматься по предмету "физическая культура" не в классно-урочной форме, а в учебно-тренировочных группах по выбору одного из 10 культивируемых в школе видов спорта (спортивной или художественной гимнастикой, акробатикой, волейболом, баскетболом, настольным теннисом, рукопашным боем, греко-римской борьбой, лыжным спортом, альпинизмом). Обязательные уроки проходят три раза в неделю за рамками академического расписания в форме тренировочных занятий по свободно выбранному виду спорта. Учащийся может в любое время перейти на другую спортивную специализацию и в конце концов найти себя в мире спорта. Огромный интерес детей к этой форме занятий снимает вопрос посещаемости и обеспечивает систематическую тренирующую двигательную активность. Как показывают многочисленные исследования, уровень физической подготовленности, теоретических знаний, интереса к спорту у детей резко поднялся. Изучение нами стиля жизни школьников и их поведения , связанного со здоровьем , при анализе их уровня физической культуры в образовательных учреждениях различного типа г. Сургута показали преимущество школы № 32. Дети этой школы находятся вне конкуренции по уровню физической подготовленности, количеству занимающихся в спортивных секциях, осведомленности в области теории физической культуры (см. табл. 1).
Феномен олимпийской культуры (по Л.И. Лубышевой, 1999) Среди тех, кто никогда не курил, не был пьяным, не употреблял наркотиков, не участвовал за последние 12 месяцев в драках, также было больше всего школьников, обучающихся в рамках спортизированного физического воспитания. Причем в данном случае преимущество перед другими образовательными учреждениями просто подавляющее (табл. 2). Основной и наиболее значимый вывод, который вытекает из анализа результатов эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе. Однако такие идеальные условия обучения, которые имеются в школе № 32 (8 спортивных залов, 12 учителей физической культуры) в современной России в массовом порядке создать трудно. Поэтому нами был организован ряд других педагогических экспериментов, модернизирующих спортизированное физическое воспитание. Так, в г. Чайковском организована муниципальная система физического воспитания, позволяющая объединить возможности материально-технической спортивной базы города для решения задач спортивно ориентированного физического воспитания. Учебно-тренировочные группы по видам спорта рассредоточены в разных общеобразовательных школах, спортивных школах, спортивных сооружениях и базах города таким образом, чтобы ребенок или подросток, обучающийся в любом муниципальном образовательном учреждении , не испытывал каких-либо затруднений при посещении занятий. Результаты социологических исследований эмоциональных реакций и мотивационной сферы по отношению к занятиям учащихся 5-х классов (участвовал и 75 человек (39 девочек и 36 мальчиков)) показали, что 58% респондентов хотели бы тем самым развивать свои физические качества, а 32% заинтересованы в повышении личных достижений , 9% опрошенных выбрали определенный вид спорта, так как нет другой формы занятий, 1% - для оправдания своих ожиданий и ожиданий других. Еще один вариант спортивно ориентированного физического воспитания с использованием спортивной борьбы как базового вида проходит в нижневартовской общеобразовательной школе. Школьники 5-х классов в течение III (решающей и самой большой) четверти осваивают теоретические и практические основы спортивной борьбы. Авторами разработана учебная программа, позволяющая школьникам в течение 2,5 месяца овладеть техникой основных приемов борьбы самбо и дзюдо. Уроки проводятся в форме тренировочных занятий три раза в неделю и вынесены за рамки общего расписания, что позволяет детям заниматься с оптимальной для тренировочного процесса интенсивностью. В ходе занятий школьники знакомятся с историей развития спортивной борьбы, биографиями выдающихся чемпионов, получают сведения об основных олимпийских центрах подготовки и многом другом, что позволяет им полюбить этот замечательный вид спорта. После окончания педагогического эксперимента школьникам будут созданы условия для дальнейших занятий спортивной борьбой в рамках внеклассной работы. С помощью спортизированного физического воспитания школьники уясняют те аспекты спортивной подготовки, которые формируют личностную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной и олимпийской культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. Таблица 1. Уровень физической культуры учащихся в ОУ различного типа г. Сургута (по В.А. Вишневскому)
Таблица 2. Отношение к вредным привычкам учащихся ОУ г. Сургута
Особый методологический смысл имеет технологическая установка на формирование физической культуры школьника как комплекса актуализированных ценностей физической культуры. Здесь необходимо указать на важность освоения учащимися интеллектуального компонента физической культуры, овладение знаниями о законах построения и развития движений, правилах тренировки, методах восстановления, истории олимпийского движения. Решение этой важной для формирования подлинной физической культуры школьника проблемы обеспечено включением в экспериментальную программу теоретических занятий по курсу "Основы физкультурного знания". Как видно из приведенных результатов, спортивно ориентированное физическое воспитание выступает никак не в роли "отвлекающего" от "нехороших дел" и вредных привычек фактора. Оно формирует физическую и олимпийскую культуру личности, что станет не "отвлечением", а мощнейшим противовесом негативным влияниям окружающей среды на детей и подростков. Таким образом, предложена серьезная альтернатива гораздо более привлекательного использования свободного времени. Среди детей формируется дух корпоративности, нестандартности, существенно расширяется пространство для их социализации. Сухой статистический показатель этого параметра социального эффекта, конечно, может быть выражен в цифрах. Это и проценты снижения преступности среди детей и подростков, падение интереса к наркотикам, алкоголю, повышения их успеваемости, позитивные сдвиги в оценках за поведение, уменьшение числа замечаний в дневниках и вызовов родителей в школу "на ковер" к директору или на педсовет. Но вряд ли чем можно измерить процесс превращения потенциально по нынешним временам асоциального человека в полноценную активную личность, познавшую себя, свои реальные человеческие силы, духовные и нравственные качества, а главное, свою способность быть лучше - хорошим, добрым для себя и для других. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |