НОВЫЕ ПРОЕКТЫ


Abstracts

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PROCESS OF ADAPTATION OF PUPILS TO PHYSICAL LOADS IN SPORTS FOCUSED PHYSICAL EDUCATION

D.V. Fonarev, Ph. D.

Tchaikovski state institute of physical culture

The principal V.L. Lozhkin

E.A. Panfilova

Average educational school, Tchaikovski

Key words: sports oriented physical education, questionnaire, adaptation, motivational-need preparedness, interest, uneasiness, mood.

Authors undertook an attempt to study an interrelation of emotional reactions, a degree of social-psychological installations and a condition of uneasiness of pupils engaged in sodium new for them - educational-training groups. In October, 2003 a questionnaire of schoolboys of 5 classes of high school in Tchaikovsky town was carried out. In the given educational establishment the realization of the project sports oriented physical training begins on the second step.

75 person (39 girls and 36 boys) participated in sociological research. The questionnaire was carried out in free from training occupations days.

According to the received data of the questionnaire and taking into account the experimental dynamics of processes occurring at school, the authors offered a number of recommendations for pedagogical staff of school, which are stated in detail in the article.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ В СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Кандидат педагогических наук Д.В. Фонарев
Чайковский государственный институт физической культуры

Директор школы №1 В.Л. Ложкин
Е.А. Панфилова
Средняя образовательная школа №1, г. Чайковский

Ключевые слова: спортизация, опрос, адаптация, мотивационно-потребностная готовность, интерес, тревожность, настроение.

В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные оптимумы физических и духовных проявлений, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма, пережить болезнь, травму, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п. [1, 9]. Сугубое значение для деятельности человека, особенно в детские и юношеские годы, имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу, по мнению В.К. Бальсевича [1], Л.И. Лубышевой [6], В.Г. Степанова [8], относится воспитываемая систематическими спортивными или физкультурными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто "выкрутиться" из сложной ситуации.

Деятельностный подход к занятиям требует его анализа как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности.

Способность организма человека адаптироваться к новым факторам (нагрузке, способам использования средств, новым формам занятий) составляет основу тренировочного эффекта. Это свойство, на наш взгляд, - главное в обеспечении жизнеспособности организмов, их выживания и саморазвития при меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма. Не все дети легко проходят период адаптации: одни чувствуют себя скованно; другие, наоборот, бывают перевозбуждены, трудноуправляемы.

Говоря о психической готовности ребенка к деятельности, прежде всего необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли в достижении цели.

Мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, так как процессуальной стороной удовлетворяет потребность ребенка в активности. Таким образом, направленностью мотиваций физической активности человека определяется уровень физической культуры личности.

Интересы и настроение к тому или иному виду физкультурно-спортивной деятельности также играют немаловажную роль в обеспечении развития процессов адаптации к физическим нагрузкам. Настроение, как общее эмоциональное состояние, в течение длительного периода времени окрашивает психические процессы и поведение человека. Интерес выступает как эмоционально -познавательное отношение к деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Поведение учащихся оценивается состоянием их тревожности. На занятиях физической культурой учитель - главное лицо. От него исходят все основные требования. Если учитель завоюет доверие учащихся, создаст атмосферу доброжелательности и справедливости, дети довольно быстро адаптируются к его требованиям.

Таким образом, организация процесса адаптации - достаточно сложная социально -психологическая проблема, так как здесь осуществляются точечно-адекватные подходы к личности каждого учащегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям совершенствования в том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности.

В уральском городе Чайковском, население которого не превышает 110 тыс., с 2002 г. была предпринята попытка перестройки традиционной системы физического воспитания и реализации спортивно ориентированной направленности физкультурных занятий. Данное явление стало возможным благодаря теоретическим предпосылкам В.К. Бальсевича и социологическим исследованиям, проведенным Л.И. Лубышевой.

Инновационные перестроечные процессы затронули определенные стереотипы в воспитании подрастающего поколения, в частности мотивированность общества к преобразованиям, адаптированность предложенного автором проекта "Наш спорт - твое здоровье" В.К. Бальсевичем концепции спортизированного физического воспитания для учащихся.

Исходя из анализа сложившейся ситуации нами была предпринята попытка изучить взаимосвязь эмоциональных реакций, степень социально-психологических установок и состояние тревожности учащихся, занимающихся в новых для них социумах - учебно-тренировочных группах. В октябре 2003 г. нами был проведен анкетный опрос школьников 5-х классов СОШ №1 г. Чайковского. В данном образовательном учреждении реализация вышеназванного проекта начинается на второй ступени.

В социологическом исследовании участвовали 75 человек: 39 девочек и 36 мальчиков. Опрос проводился в свободные от тренировочных занятий дни.

Определение эмоциональных реакций у учащихся 5-х классов. На вопрос: "Ждете ли Вы с нетерпением занятий по физической культуре?" 62% опрошенных дали положительный ответ, а 11% -отрицательный, 27% детей ответили "не знаю" (табл. 1).

В связи с тем что занятия физической культурой в данной школе проходят вне рамок расписания (после основных уроков), для нас представляло интерес наличие у школьников состояния физического утомления после трудового дня. Частично это выяснялось при ответе на вопрос: "С каким настроением Вы приходите на уроки физической культуры?" Ответы респондентов оказались следующими: 52% испытуемых идут на уроки физической культуры радостно, "не чувствуя под собой ног", 40% - индифферентны и только 8% активно не хотят их посещать (табл. 2).

Таблица 1. Ждете ли Вы с нетерпением занятий по физической культуре?

Ожидание занятий

Мальчики

Девочки

колич.

%

колич.

%

Да

22

61

25

64

Нет

3

8

5

13

Затрудняюсь ответить

11

31

9

23

Таблица 2. С каким настроением Вы приходите на уроки физической куль туры?

Настроение перед занятиями

Мальчики

Девочки

колич.

%

колич.

%

Радостное

21

58

18

46

Индифферентное

11

31

19

49

Печальное

4

11

2

5

Таблица 3. Ваше самочувствие после занятий физической культурой?

Самочувствие после занятий

Мальчики

Девочки

колич.

%

колич.

%

Бодрое

19

53

14

36

Индифферентное

9

25

12

31

Усталое

8

22

13

33

Рис. 1. Почему Вы выбрали именно этот вид спорта?

Рис. 2. Каков уровень вашей физической подготовленности?

Рис. 3. Какие соревнования Вы предпочитае те смотреть по телевизору?

Рис. 4. Все ли Вам понятно, что требует от Вас учитель ФК?

Таким образом, при оценке взаимосвязи эмоциональных реакций учащихся с их адаптацией в учебно-тренировочных группах наблюдается повышенный интерес детей к занятиям физической культурой. Данное обстоятельство позволяет осуществлять целенаправленный переход от традиционной системы физического воспитания к инновационной с соблюдением адаптационных онтогенетических процессов.

Изучение мотивационной сферы учащихся. При анализе мотивации выбора учащимися определенного вида спорта оказалось, что 58% респондентов хотели бы развивать свои физические качества, а 32% заинтересованы в повышении личных достижений. Определенный вид спорта выбрали 9 % опрошенных, так как нет другой формы занятий и лишь 1% из них - для оправдания своих ожиданий и ожидания других (рис. 1).

На вопрос: "Каков уровень вашей физической подготовленности?" 77% ответили, что имеют средний уровень, 14% - высокий и 9% - низкий (рис. 2).

На вопрос о том, соревнования по каким видам спорта учащиеся 5-х классов смотрят по телевизору, большая часть опрошенных (63%) ответили, что смотрят соревнования по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, футбоу, баскетболу, автоспорту, теннису). В меньшей степени детям нравится смотреть соревнования по хоккею, лыжным гонкам, горным лыжам, фигурному катанию (20%). Вообще не смотрят соревнований по телевизору 17% испытуемых (рис. 3).

Так, на основе выявления мотивационной сферы учащихся к занятиям физической культурой необходимо отметить, что дети высокомотивированны как сами по себе, так и к занятиям физической культурой.

Данный вывод позволяет направлять деятельность педагог-тренера, с одной стороны, на расширение спортивно ориентированного кругозора, с другой - учитывать мнение учащихся в процессе тренировочных занятий.

Состояние тревожности для коррекции поведения учащихся . Исходя из целевой значимости использованного нами метода исследования испытуемым был задан вопрос: все ли им понятно, что от них требует учитель на занятиях физической культурой?

Данное обстоятельство порой порождает у школьников массу психологических барьеров, особенно в критические возрастные периоды обучения. Ситуация в нашем случае оказалась следующей: 51% опрошенных понимают все, что требует от них учитель, им все легко и доступно, 38% детей испытывают тягостное чувство по поводу доступности требований учителя физической культуры, 11% учащихся хочется сказать: "Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!" (рис. 4).

37% респондентов считают, что учитель физической культуры проявляет недостаточное уважение к окружающим; 28% учащихся считают, что учителю не хватает таких качеств, как жизнерадостность, работоспособность и независимость; 23% - что не хватает сдержанности, честности и принятия обдуманных решений; 8% детей предложили свое мнение ("Дает много команд", "Должен быть спокойным и требовательным", "Ругает даже за маленькую ошибку", "Учитель должен быть добрым и не кричать на учеников"). Лишь 4% испытуемых определили положительные качества учителя физической культуры ("Учитель должен быть добрым, красивым, веселым, игривым, у него не должно быть любимчиков").

На вопрос: "Что оказалось для Вас важным, неожиданным, интересным на занятиях физической культурой?" 35% учащихся отметили высокие требования учителей по отношению к ним; для 29% респондентов приятной неожиданностью стали игровые и соревновательные приемы; важным также названо наличие хороших и верных друзей - 23%. У 8 % детей занятия вызывали утомление.

При исследовании личностных аспектов выяснилось, что респондентам, на их взгляд, не хватает следующих качеств на уроках физической культуры: радости (32% опрошенных), уверенности в себе (30%), внимательности, самостоятельности и спокойствия (каждое качество выбрали 25% испытуемых), бодрости (20%), собранности (18%), общительности (10%), инициативности (4%) и 1% учащихся отметили отсутствие взаимопонимания.

Проведя анализ анкетных данных по блоку "Состояние тревожности для коррекции поведения учащихся", мы установили следующее. Отношение "ученик-учитель" вызывает состояние тревожности в поведении испытуемых, что указывает на некоторые негативные коммуникативные особенности качеств учителей физической культуры. Видимо, дети не ожидали больших требований учителя к физическим нагрузкам, но они способны к дальнейшему повышению этой нагрузки, так как восстановительные процессы у них идут достаточно быстро.

Следующим нашим шагом станет выявление адаптационных перестроек организма школьников к новой форме физического воспитания.

В соответствии с полученными данными анкетного опроса и учитывая экспериментальную динамику происходящих в школе процессов, преподавательскому составу можно дать следующие рекомендации.

1. Учителям физической культуры важно обращать внимание на результативность занятий, так как дети заинтересованы в повышении личных достижений по выбранному виду спорта.

· Во взаимоотношении "ученик-учитель" следует проявлять уважение по отношению к учащимся и осуществлять принцип равенства для всех, а также быть сдержанным и принимать обдуманные решения.

· В группе необходимо создавать доброжелательную атмосферу, чтобы испытуемые чувствовали себя комфортно на занятиях по физической культуре.

2. Классному руководителю с помощью специалистов в области физической культуры и спорта уделять основное внимание формированию отношения учащихся к контролю за собственным развитием, осознанию его необходимости, так как дети относятся к занятиям, как к тренировкам.

· На классных часах, пятиминутках совместно с учащимися осуществлять анализ занятий в учебно-тренировочных группах.

3. Администрации школы необходима серьезная работа по организации преемственности между 1-й ступенью, где пока существует классно-урочная система физического воспитания, и 2-й, где используются принципы спортивной тренировки, и объединению учащихся по интересам к определенному виду спортивной двигательной активности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Проект "Наш спорт - твое здоровье". М., 2001.- 83 с.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1981.-193 с.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1997.- 799 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 477 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

6. Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 3.

7. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М.: Владос, 1999. - 189 с.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Академия, 2001.- 336 с.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.- 287 с.

10. Ушакова М.А. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Приложение к журналу "Директор школы". - М.: Академия, 1999, № 6. - 191 с.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 508 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!