ЗДОРОВЬЕ-
СБЕРЕЖЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Abstract

IMPROVEMENT OF PHYSICAL HEALTH OF CHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN CITY IMPROVING CAMP

N.B. Serova, Ph. D., lecturer

The Russian professional-pedagogical university, Ekaterinburg

Key words: level of physical health, city improving camp, correctional-improving mode.

The questions of physical training of children in a city improving camp are considered in the article.

The necessity of distribution of children for occupations of physical exercises and according to the level of their physical health is proved. It is offered to allocate children in groups by the results of medical-pedagogical inspection of them: a correctional-improving, developing and sports direction. Substantive provisions of physical training with the correctional-improving orientation are revealed.

The results of physical health of children, having been engaged in the experimental program of physical training with the correctional-improving orientation are submitted.


УЛУЧШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Б. Серова
Российский профессионально -педагогический университет, Екатеринбург

Ключевые слова: уровень физического здоровья, городской оздоровительный лагерь, коррекционно-оздоровительный режим.

Состояние физического здоровья подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного общества. На самом высоком государственном уровне констатируется, что число здоровых детей школьного возраста не превышает 10-12% [3].

Проблема здоровья школьников стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, педагогики, психологии, других социальных наук.

Необходимость такого межпрофессионального объединения вокруг проблемы здоровьесбережения обосновывают результаты исследований, проводимых различными научно-исследовательскими институтами.

Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья детей РАМН (2000), у учащихся школ отмечаются неблагоприятные отклонения: до 50% школьников заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления; к концу учебного года у учащихся в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. У большинства учащихся (55-83%) обнаружены проявления повышенного невротизма. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9-х классов и у 20% старшеклассников.

Известно, что среди различных факторов, влияющих на формирование основных компонентов здоровья, в том числе физического (таких, как экология, экономика, культура, уровень медицинского и социального обеспечения, генетика и пр.,), не менее важным является фактор двигательной активности, который обеспечивается средствами физической культуры [1, 2, 7, 8].

Так, обследование в 1998 г. более 20 тыс. школьников Екатеринбурга выявило, что показатели развития кондиционных физических качеств у многих детей, заканчивающих начальную школу, не соответствуют требованиям Государственного стандарта: 54% мальчиков в проявлении силы; 51% мальчиков и 54% девочек - гибкости; 22% мальчиков и 36% девочек - быстроты; 43% мальчиков и 60% девочек - выносливости [5].

Также хорошо известно, что для нормального функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, костной, нервной систем, определяющих в конечном итоге состояние здоровья, первостепенное значение имеет уровень кондиционной физической подготовленност и человека, особенно в детском возрасте [1].

Проводимые нами осенние исследования учащихся школ Екатеринбурга выявили у них снижение показателей физического здоровья по сравнению с результатами весенних исследований [6], хотя летние каникулы - наиболее благоприятны й период для улучшения здоровья, физической подготовленности и развития, восстановления сил и спортивной реализации физической активности детей.

На наш взгляд, физическое воспитание как организованный процесс воздействия, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности , призвано занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул.

В настоящее время в таком оздоровительном лагере различным видам двигательной активности ежедневно отводится от 20 мин до 1 ч. Согласно материалам ряда исследований физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди других видов деятельности школьников в оздоровительном лагере, а по интенсивности воспитательного общения 21 день лагерной смены равен учебному году. Условия городского оздоровительного лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством [4].

В связи со сказанным, на наш взгляд, особую актуальность приобретают исследования, связанные с обоснованием как общих подходов при разработке научно-методических основ оздоровления учащихся средствами физической культуры, так и конкретных механизмов ее внедрения в условиях городского оздоровительного лагеря.

Таким образом, цель нашего исследования - изучение путей повышения здоровья детей средствами физической культуры в условиях городского оздоровительного лагеря.

Решение поставленной цели, задачи нашего исследования заключалось, во-первых, в научно-методическом обосновании физического воспитания коррекционно-оздоровительной направленности в городском лагере; во-вторых, в экспериментальном изучении эффективности предлагаемых подходов.

Исходными основаниями для выявления этих проблем стали наш многолетний опыт проведения исследований физического здоровья школьников Екатеринбурга и теоретико-методический материал по организации таких исследований в нашей стране.

Организация и методы исследования . В исследовании приняли участие медицинские работники и учителя физической культуры межшкольного физкультурно-оздоровительного центра Верх-Исетского района Екатеринбурга и 599 учащихся базовых школ.

Использовались следующие методы: анкетирование; хронометрирование; педагогические наблюдения; антропометрия и соматоскопия; тестирование функциональных возможностей и физических качеств; педагогический эксперимент; методы математической обработки.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный нами мониторинг состояния физического здоровья и физической подготовленности учащихся младших классов образовательных учреждений Верх-Исетского района Екатеринбурга выявил снижение его уровня осенью, после летних каникул.

Причиной такого положения, на наш взгляд, является недостаточная организация полноценного отдыха в летний период с использованием различных оздоровительных средств, в том числе и физической культуры.

Таким образом, во время летних каникул на основе предложенной концепции физического воспитания был организован детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей в специально переоборудованном помещении школы и с обеспечением их полноценным четырехразовым питанием.

Неоднородность физического развития, двигательной подготовленности, состояния здоровья, функциональных возможностей детей школьного возраста определила необходимость распределения их по группам для занятий физическими упражнениями в соответствии с уровнем физического здоровья. Следовательно, в первые два дня проводилось медико-педагогическое обследование учащихся городского оздоровительного лагеря: определение уровня физического здоровья, оценка состояния опорно-двигательного аппарата и тестирование физической подготовленности детей.

По результатам обследования дети распределялись по группам в соответствии с уровнем их физического здоровья для занятий физическими упражнениями:

1. Коррекционно-оздоровительный режим - для детей с нарушениями состояния здоровья, низким уровнем физической подготовленности.

2. Развивающий режим - для детей со средним уровнем физического здоровья и подготовленности.

3. Спортивный режим - для наиболее физически развитых и двигательно подготовленных детей.

Для детей с уровнем физического здоровья ниже среднего была разработана программа физического воспитания с коррекционно-оздоровительной направленностью.

Занятия детей физическими упражнениями строились таким образом, чтобы они были взаимосвязаны с общим режимом дня, с другими оздоровительными мероприятиями и занимали до 1,5-2 ч в день. Они включали разнообразные средства и методы физической культуры, нетрадиционные способы оздоровления, обучение основам здорового образа жизни, позволяющим гибко регулировать направленность, объем и интенсивность физических нагрузок с учетом особенностей детей в течение дня, недели, смены.

В условиях одной лагерной смены предлагаемая программа по физическому воспитанию оздоровительной направленности рассчитана на 42 ч.Основными формами работы по физическому воспитанию детей в городском оздоровительном лагере явились: ежедневная гимнастика с обязательным пробеганием 800 м; коррекционная гимнастика; закаливающие процедуры: обливание ног холодной водой, босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн; занятия плаванием; спортивные и подвижные игры, прогулки, экскурсии и походы с играми на местности, развлечения на игровой площадке; специализированные спортивные праздники: "День стайера", "День спринтера", "День метателя", "День прыгуна", "Веселые старты" и т. п.

Необходимо отметить, что в этих праздниках принимали участие все дети и при подведении итогов проводилось награждение в каждой из трех сформированных групп, что явилось своеобразным стимулом к привлечени ю детей к занятиям физической культурой. Очень важно, чтобы в них были вовлечены все дети, находящиеся в городском оздоровительном лагере, чтобы эти мероприятия отвечали запросам и интересам детей, их стремлению к любознательности, героизму, романтике.

При проведении исследования экспериментальную - ЭГ (19 человек) и контрольную - КГ группу (20 человек) составили дети 7-9 лет, которым был рекомендован коррекционно-оздоровительный режим.

В ходе педагогического эксперимента в условиях оздоровительного лагеря было установлено, что дети ЭГ и КГ не имеют существенных различий в основных показателях физического здоровья и что показатели жизненного индекса, динамометрии кисти у большей части детей имели значения ниже средних для данной возрастной группы.

Таким образом, учащиеся ЭГ занимались по программе физического воспитания с коррекционно-оздоровительной направленностью, а учащиеся КГ - по плану спортивно-массовых мероприятий оздоровительного лагеря.

В конце эксперимента было проведено медико-педагогическое обследование детей.Изменение показателей физического здоровья детей 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента в условиях городского оздоровительного лагеря показало достоверное улучшение в ЭГ силового и жизненного индексов, времени восстановления после нагрузки и повышение уровня физического здоровья. В КГ достоверные изменения отмечены только по показателю "время восстановления после нагрузки".

Практически не изменилось количество детей, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Мы считаем, что это обусловлено малой продолжительностью по времени педагогического эксперимента.

Проведенный эксперимент показал в обеих группах улучшение показателей физической подготовленности детей, которым рекомендован коррекционно-оздоровительный режим. Достоверное изменение показателей, характеризующих физическую подготовленность, отмечено в группе, занимавшейся по экспериментальной программе физического воспитания коррекционно -оздоровительной направленности (р<0,05). Так, в ЭГ на 15,8% уменьшилось число детей с низким и ниже среднего уровнем физической подготовленности, в КГ оно осталось без изменений.

По окончании оздоровительной компании каждому учащемуся был оформлен и выдан так называемый "Паспорт здоровья", в котором были представлены результаты медико-педагогического обследования, даны рекомендации и домашнее задание по физической культуре на оставшееся время каникул.

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что предлагаемая экспериментальная программа по физическому воспитанию коррекционно -оздоровительной направленности дает возможность получить более высокий прирост основных показателей уровня физического здоровья учащихся городского оздоровительного лагеря, чем традиционная.

По окончании летних каникул было проведено медико-педагогическое обследование детей этих же групп. Анализ структуры показателей уровня физического здоровья и подготовленности исследуемых детей свидетельствует, что в ЭГ количество детей с низким и ниже среднего уровнем физического здоровья уменьшилось на 42,1% против 10 % - в контрольной. Значительные изменения произошли в состоянии физической подготовленности: на 15,8% в ЭГ уменьшилось число детей с низким и ниже среднего уровнем, тогда как в КГ количество таких детей увеличилось на 5%.

Осеннее обследование показало, что дети из ЭГ, прошедшие обучение по экспериментальной программе физического воспитания коррекционно-оздоровительной направленности и получившие домашнее задание по физической культуре, имели значительно более высокий уровень физического здоровья и подготовленности, чем дети из КГ.

Таким образом, по результатам проведенного исследования для улучшения здоровья детей средствами физической культуры в городском оздоровительном лагере необходимо: во-первых, осуществить распределение детей по группам для занятий физическими упражнениями в соответствии с уровнем их здоровья; во-вторых, для детей, имеющих низкий уровень физического здоровья, необходимо переориентировать физическое воспитание на коррекционно -оздоровительную направленность; в-третьих, для обеспечения преемственности школьного физического воспитания увеличить время, отведенное на физическое воспитание в городском оздоровительном лагере, до 2 ч в день.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 188 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

3. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Российская газета, 2001, 16 октября.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей // Российская газета, 2003, 17 марта.

5. Семенов Л.А. Состояние, проблемы и перспективы совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях Свердловской области // Сбережение населения Свердловской области - проблемы и перспективы: Докл. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 6 июля 2001 г.

6. Серова Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся младших классов средствами физической культуры: Автореф. канд. дис. Челябинск, 2000. - 25 с.

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

8. Тихвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. - Л.: Педагогика, 1987. - 138 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!