ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Abstract

Factorial analysis of parameters of health behaviour of school-aged children

L.E. Pahomova, Ph. D., lecturer

The Belgorod state university, Belgorod

Key words: factorial analysis, questioning, physical activity, health, emotional condition, vital values.

The method of mass sociological interrogation is one of the basic ones in the author's research. It is directed to reveal the factors, which mainly cause the culture of the vital activity of pupils of different sex-age groups. The parameters describing physical culture of a person in particular physical activity of pupils were included in the structure of these factors.

The tendencies revealed in the estimation of the separate parameters of their own vital activity by pupils have allowed to unite the initial materials of the questioning which have been carried out for the further mathematic-statistical processing in Moscow and Belgorod.


ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова
Белгородский государственный университет, Белгород

Ключевые слова: факторный анализ, анкетирование, физическая активность, здоровье, эмоциональное состояние, жизненные ценности.

Введение. Под социальной информацией в сфере физической культуры понимается совокупность знаний, сообщений, сведений, отражающих разнообразные социально-педагогические процессы, события и факты, происходящие в рассматриваемой области деятельности людей и используемые ими для достижения поставленных целей.

Метод массового социологического опроса - один из основных в данном исследовании и направлен на выявление факторов, главным образом обусловливающих культуру жизнедеятельности школьников разных поло-возрастных групп. Предполагалось, что в состав этих факторов войдут показатели, характеризующие физическую культуру личности, в частности физическую активность школьников.

Проверка данного предположения осуществлялась в условиях участия в международном проекте "Health Behaviour in School-Aged Children" (HBSC) - "Здоровье и поведение детей школьного возраста", проводимом под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро ВОЗ. Процедура и организация международного обследования школьников по данной программе регламентированы специальными исследовательскими протоколами, в утверждении которых принимали участие все представители научных групп государств - участниц программы (Health Behaviour in School-Aged Children, 2001). Ведущим учреждением, представлявшим Россию, был СПбНИИФК.

Методика исследования. Сбор информации осуществлялся посредством распространения среди учащихся 12 регионов страны (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, гг. Краснодар, Челябинск, Москва, Чебоксары, Омск, Пермь, Сургут, Белгород, Хабаровск, Чайковский) стандартизированных анкет, на заполнение которых отводился один учебный час. Всего в анкетировании приняли участие 8101 респондент, в том числе: 3786 мальчиков и 4315 девочек трех возрастных групп: 11 лет - 2541 чел., 13 лет - 2963 чел., 15 лет - 2597 чел. Анкета состоит из 70 вопросов для учащихся 6-х и 8-х классов и 77 вопросов для старшеклассников и включает в себя следующие основные блоки: социальная ориентация, позитивное здоровье, вредные привычки, питание, школьные условия, культура семьи. Методика предусматривала автоматизированную обработку полученных данных с помощью специальных прикладных программ.

Перед проверкой выдвинутого в настоящем исследовании предположения проведен сравнительный анализ данных, полученных в отдельных регионах страны, отличающихся по климатогеографическим и социально-экономическим параметрам. Причем интерес представляли не только абсолютные значения, но и тенденции изменения исследуемых показателей. Это обусловлено необходимостью принятия решения относительно включения полученных данных в дальнейшую обработку и анализ по отдельным регионам или путем их объединения.

Тенденции, выявленные в оценке школьниками отдельных показателей собственной жизнедеятельности, позволили объединить первичные материалы анкетирования, проведенного в Москве и Белгороде (Центральный федеральный округ), для дальнейшей математико-статистической обработки.

Для выявления основных факторов, обусловливающих культуру жизнедеятельности школьников разных половозрастных групп, применялся факторный анализ с использованием метода главных компонент из пакета статистического анализа "SPSS for Windows 11".

Именно факторный анализ позволяет вести поиск скрытой (потентной) структуры взаимосвязей множества переменных. Сначала устанавливаются парные корреляции всех изучаемых переменных, а затем отыскиваются своего рода корреляционные плеяды, или "узлы", связей. Иными словами, выделяют такие переменные, которые, будучи наиболее тесно взаимосвязаны в рамках своей плеяды, слабо связаны с другими корреляционными узлами. Выявленные "узлы" и есть факторы. Название фактора всегда условно и подбирается по ассоциации с теми переменными, которые наиболее сильно связаны с данным фактором - имеют наибольшие "факторные нагрузки".

Из анкет, заполненных учащимися 11 и 13 лет, выбран 31 вопрос, а с учетом их вариантов в обработку включено 55 переменных. Из анкет, заполненных старшеклассниками (15 лет), дополнительно выбраны еще три вопроса, которые с учетом их вариантов составили 64 переменных. Знаки (+) или (-) факторной нагрузки переменной показывали реальное направление роста баллов в каждом вопросе. При анализе факторной матрицы учитывались переменные, нагрузка которых более 0,500 по абсолютному значению. Переменные с нагрузкой менее 0,100 в таблицу не включались.

Результаты исследования. Итак, в результате обработки данных анкетного опроса 11-летних мальчиков из 55 факторов (количество факторов равно числу переменных) формально выделено 13 и только 2 фактора, в состав которых вошли переменные с факторными нагрузками выше 0,500 по абсолютному значению.

Первый, то есть генеральный, фактор, который условно можно назвать "Физическая активность", вобрал в себя 8 переменных с положительным значением. В целом объяснительная "сила" фактора, или факторный вес, составила 15,9 %.

В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие самооценку мальчиками следующих показателей (в скобках указывается факторная нагрузка переменной): в целом физическую подготовленность (0,657); знания в области физической культуры (0,576); уровень развития силы (0,633), быстроты реакции (0,657), выносливости (0,655), гибкости (0,607), координации движений (0,605); успехи в спорте по сравнению со сверстниками (0,703).

Второй фактор, который условно можно назвать "Мотивация", имеет факторный вес 7,7 %, то есть в два раза меньше, чем генеральный фактор, и представлен одной переменной, характеризующей одну из девяти причин занятий спортом. В частности, для мальчиков 11 лет занятия спортом важны для будущей работы (0,507).

С одной стороны, хорошо, что в столь юном возрасте мальчики понимают зависимость успехов в профессиональной деятельности от физической активности, а с другой - в перечень мотивов не вошли, например, такие, как: улучшить свое здоровье, уметь управлять своим телом и др.

В результате обработки данных анкетирования 11-летних девочек из 55 факторов выделено 14, и только в 7 из них входят переменные с нагрузкой более 0,500.

Объяснительная "сила" генерального фактора составила 15,5%, а структура оказалась несколько сложнее, чем у мальчиков данного возраста, и имеет биполярный характер. Это значит, что обнаружилось два взаимосвязанных блока переменных: один характеризует физическую активность (перечень переменных такой же, как у мальчиков), другой - мотивацию (рис. 1).

В качестве мотивов занятий спортом девочки отметили следующие: побеждать (0,503), быть, как спортивная звезда (0,540), для будущей работы (0,514). У девочек явно проявляется потребность проявить себя, обратить на себя внимание, добиться успеха. Так же, как и мальчики, 11-летние девочки занятия спортом никак не связывают с улучшением своего здоровья.

Рис. 1. Структура генерального фактора (девочки 11 лет)

Кроме генерального фактора выделены еще шесть, в состав которых вошло по одной или две переменных, но с большими факторными нагрузками (более 0,500). Это факторы 2, 3, 4, 5, 6 с положительными значениями и 13 - с отрицательным значением.

В частности, второй фактор (7,0%) включает одну переменную, которая вызывает тревогу, и этот фактор можно назвать "Отрицательные психические состояния". Девочки отмечают, что они время от времени испытывают состояние отчаяния (0,555).

В третьем факторе (5,7%) выделена одна переменная, а именно причина занятий спортом - встречаться с друзьями (0,532). По-видимому, этот мотив не столь значим для девочек, как те мотивы, которые вошли в структуру генерального фактора. Однако не учитывать его при организации спортивно-массовой и физкультурно -оздоровительной работы нельзя.

Четвертый фактор - "Учеба" (4,6 %) - включает в себя две переменные: оценку школьных достижений (0,620) и способности к учебе (0,695). Видимо, успехи в учебе девочек волнуют больше, чем мальчиков. В связи с этим они переживают разные психические состояния.

Пятый фактор - "Положительные эмоциональные состояния" (3,8%), которые девочки испытывали за последние 12 месяцев, - это радостное (0,523) и спокойное (0,555). Судя по факторному весу, девочки чаще и болезненней испытывали состояние отчаяния.

Шестой фактор - "Физическое развитие" (3,3%), в состав которого вошла одна переменная - оценка собственного веса (0,594). Сопоставление положительного значения факторной нагрузки данной переменной и шкалы вариантов ответов на вопрос позволяет говорить, что большинство из них отмечают у себя избыточный вес.

Тринадцатый фактор - "Голод" (2,4%) - представлен одной переменной (0,536), отражающей ответы девочек на вопрос о том, как часто они, по их мнению, ложатся спать голодными. Опять-таки, сопоставляя отрицательное значение факторной нагрузки данной переменной и шкалу возможных ответов, с горечью можно отметить, что наблюдается тенденция к увеличению числа таких девочек.

В частности, данные анкетного опроса свидетельствуют, что в Белгороде ложатся спать голодными иногда, часто или всегда 11% (от числа опрошенных) 11-летних девочек и столько же мальчиков, в Санкт-Петербурге соответственно 11 и 5%, в Москве - 14 и 13% , в Краснодаре - 6 и 10%.

В результате обработки данных анкетирования 13-летних мальчиков из 55 факторов выделено 13, и только в 4 из них есть переменные с нагрузкой более 0,500. Это факторы 1, 5, 10 и 11.

Факторный вес первого (генерального) фактора составил 16,2% и включил три блока переменных, которые условно можно назвать "Физическая активность", "Здоровье" и "Мотивация" (рис. 2).

Рис. 2. Структура генерального фактора (мальчики 13 лет)

В блок "Физическая активность" входят следующие переменные: физическая подготовленность (0,715); знания в области физической культуры (0,591); уровень развития силы (0,645), быстроты реакции (0,672), выносливости (0,644), гибкости (0,553), координации движений (0,624); успехи в спорте (0,702).

Самооценка здоровья представлена одной переменной (0,503).

"Мотивация" включает переменные, характеризующие причины занятий спортом: побеждать (0,562) и быть, как спортивная звезда (0,602).

Пятый фактор можно определить как "Вредные привычки", так как он характеризует частоту употребления алкоголя до значительного опьянения 13-летними мальчиками (0,520). Учитывая, что положительное значение переменной свидетельствует о росте по шкале, можно говорить о тенденции приобщения мальчиков к более частому употреблению алкоголя до значительного опьянения.

Десятый фактор, который можно назвать "Друзья", представлен одной переменной (0,574), свидетельствующей о том, что мальчики в числе близких друзей имеют только мальчиков, что характерно для этого возраста.

Одиннадцатый фактор - "Физическое развитие" - дает представление о самооценке мальчиками собственного веса тела (-0,542). Причем большинство из них склонны считать свой вес недостаточным. И это соответствует действительности, так как подростковый возраст относится к периоду "вытяжения", который характеризуется интенсивным ростом тела в длину и незначительным приростом мышечной массы.

В результате обработки данных анкетирования 13-летних девочек из 55 факторов выделено 6.

Объяснительная "сила" генерального фактора составила 21,4%, и его можно определить как "Физическая активность". Он представлен теми же переменными (отличаются только факторные нагрузки), что и в 11-летнем возрасте: в целом физическую подготовленность (0,757); знания в области физической культуры (0,638); уровень развития силы (0,711), быстроты реакции (0,634), выносливости (0,658), гибкости (0,607), координации движений (0,676); успехи в спорте по сравнению со сверстниками (0,741).

Второй фактор - "Отрицательные эмоциональные состояния" (9,6%) - включает переменные с очень высокими факторными нагрузками: тревожное состояние (0,816) и отчаяние (0,838).

Третий фактор - "Мотивация" (вес 8,3%). В качестве причин занятий спортом девочки указали следующие: для будущей работы (0,824) и угодить родителям (0,872).

Четвертый фактор - "Голод" (6,6%). В среднем 9,5% девочек от числа обследованных, по их мнению, иногда, часто или всегда ложатся спать голодными (нагрузка 0,617).

Пятый фактор - "Школьные условия" (6,5%) составили такие переменные, как: оценка мнения классного руководителя о школьных достижениях по сравнению с одноклассниками (0,556), чувство безопасности в школе (0,738). Обе переменные имеют положительный рост по шкале и свидетельствуют не в пользу девочек.

Шестой фактор - "Физическое развитие" (факторный вес 5,9%), представлен переменной, характеризующей самооценку девочками своего веса (0,833). Большинство девочек в отличие от мальчиков склонны считать свой вес, превышающим норму.

В результате обработки данных анкетирования 15-летних юношей из 64 факторов выделено 5 и только в 3 из них есть переменные с нагрузкой более 0,500. Это факторы 1, 2 и 5.

Первый, то есть генеральный , фактор, по своей структуре является биполярным, его объяснительная "сила" составила 24%. Вес свыше 0,500 имеют 11 переменных с положительным значением.

Наиболее значимы в данном факторе оценки возможных достижений в будущем (иначе их можно назвать жизненными ценностями). Это: уважение в обществе (0,716), крепкое здоровье (0,712), наслаждение от работы (0,702), собственная квартира (0,699), высокооплачиваемая работа (0,688), счастливая семья (0,673), а также возможность жить, где хочется (0,613). Такие показатели, как высшее и специальное образование, близкие друзья, в число жизненных ценностей не вошли.

Высокую факторную нагрузку имеет самооценка показателей, характеризующих физическую культуру, в частности физическую активность мальчиков данной возрастной группы. Это:уровень развития быстроты (0,586), выносливости (0,621), силы (0,535) и в целом физическая подготовленность (0,570), а также знания в области физической культуры (0,528). Положительное значение факторных нагрузок указанных переменных свидетельствует о положительном росте по шкале. Это значит, что, с одной стороны, они признают значимость двигательных способностей и знаний по физической культуре в собственной жизнедеятельности, с другой стороны, склонны признать недостаточный уровень их развития. Координация движений и гибкость, по мнению 15-летних юношей, не имеют большого значения в их жизнедеятельности.

Так как во внутренней структуре генерального фактора обнаружено два блока взаимосвязанных переменных, его можно назвать фактором жизненных ценностей и личной физической активности (рис. 3).

Рис. 3. Внутренняя структура генерального фактора (юноши 15 лет)

Второй фактор, вес которого составил 14,5 %, вобрал в себя шесть переменных с положительными и отрицательными значениями, характеризующих отношение юношей к употреблению алкоголя и наркотиков. Его условно можно назвать "Вредные привычки".

В частности, проявляется тенденция к более частому употреблению юношами алкоголя до значительного опьянения (-0,526) и наркотиков (-0,531). Причем они считают, что наркотики позволяют расслабиться (0,690), чувствовать себя лучше (0,739), а при необходимости возбуждают (0,697). Юноши заблуждаются, считая, что употребление слабых наркотиков не вызывает в дальнейшем тяги к сильнодействующим средствам (0,646).

Пятый фактор - "Отрицательные эмоциональные состояния" (6,7 %) - включает переменные, характеризующие эмоции, которые юноши испытывали за последние 12 месяцев. К ним относятся тревожное состояние (0,561) и отчаяние (0,649). Скорее всего, в употреблении алкоголя и наркотиков они находят выход из них.

В результате обработки данных анкетирования 15-летних девушек из 64 факторов формально выделено 20, и только 3 их них имеют переменные с факторной нагрузкой более 0,500.

Вес генерального фактора составил 12,3%, а структура аналогична той, которая выявлена у юношей, то есть имеет биполярный характер и почти тот же набор переменных. Единственным отличием является небезразличное отношение девушек к спортивным достижениям (0,563).

Второй фактор - "Вредные привычки" (6,8 %) - включает переменные, характеризующие отношение девушек к курению табака (-0,523), употреблению алкоголя (0,527) и наркотиков (0,504). В частности, девушки больше склонны к употреблению алкоголя часто и в значительных количествах (факторная нагрузка со знаком "+"), чем к курению табака (факторная нагрузка со знаком -). Отношение к наркотикам характеризуют те же переменные, что и у юношей. Отличием является то, что, если юноши, выражая свое мнение по поводу того, что наркотики возбуждают, помогают расслабиться, чувствовать себя лучше, что употребление слабых наркотиков не вызывает тяги к потреблению в дальнейшем сильнодействующих средств, в какой-то мере сомневались (положительное значение факторной нагрузки), то девушки в этом уверены (отрицательное значение факторной нагрузки).

Третий фактор - "Отрицательные эмоциональные состояния" (4,8%). Девушки, так же как и юноши, за последние 12 месяцев испытывали тревожное состояние (0,515) и отчаяние (0,548). Возможно, это связано, с одной стороны, с большими учебными нагрузками, утомлением, а с другой - с недостаточной уверенностью в том, что после окончания школы они достигнут того, что для них ценно.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что во всех половозрастных группах выделено от 2 до 6 факторов. В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие физическую активность школьников. В основном это самооценка уровня физической подготовленности, и в частности уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, а также уровня знаний по физической культуре (как интеллектуальный компонент физической активности). В большинстве случаев школьники дают себе довольно высокую оценку, что не соответствует действительности. Помимо этого только в старших классах выявлена биполярная структура генерального фактора, где показатели физической активности имеют достоверно высокие корреляционные связи с желаемыми достижениями в будущем, то есть с жизненными ценностями. К ним относятся: высокооплачиваемая работа, собственная квартира, наслаждение от работы, счастливая семья, крепкое здоровье, желание жить, где хочется, уважение в обществе. К сожалению, получение образования не является для старшеклассников истинной духовной ценностью. Скорее всего, это необходимое условие достижения материального благополучия, положения в обществе и др.

В данном случае генеральный фактор имеет значительно более высокий факторный вес и, следовательно, большую объяснительную силу по сравнению с другими выделенными факторами. Хотя вызывает тревогу наличие ряда факторов, в структуру которых входят переменные с высокими факторными нагрузками, характеризующие, в частности, отношение старших школьников к вредным привычкам. Так, в жизнедеятельности юношей и девушек заметное место занимают наркотики, курение табака, употребление алкоголя. Жизнедеятельность девочек среднего школьного возраста (11 и 13 лет), а также юношей и девушек старших классов осуществляется на фоне негативных психических состояний, таких как тревожность и отчаяние.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!