ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Abstract

Development of program of international cooperation "Health behaviour of school aged children" (HBSC)

A.G. Komkov, Dr. Hab., professor

The St.-Petersburg scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg

Key words: monitoring, international program, lifestyle, pupils, behaviour.

Pupils should have access to the information, which is important for their health and it's improvement, they also should have an opportunity to get knowledge in this field, the support in their aspiration to the healthy lifestyle, the productive decision of problems, the increase of their self-estimation, the resolution of conflicts etc. In the researches the author emphasizes the necessity of gender-specific educational campaigns, school programs, mass-media campaigns for the informing of children on the healthy behaviour and the things, which are dangerous for their health. Such programs will help them to develop the healthy lifestyle.

According to the author's opinion, the role of informing of children on the parameters of their health and priorities of it's preservation is connected with the prevention of the premature death and illnesses by means of the promotion of the models of the healthy lifestyle, which backbone factors are physical activity and sports lifestyle.


РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 
"ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" (HBSC)

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Комков
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: мониторинг, международная программа, образ жизни, школьники, поведение.

Одно из центральных мест в общественном развитии занимают проблемы сохранения генофонда нации, формирования здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизнедеятельности. На современном этапе развития нашего общества, когда остро стоит проблема здоровья населения, особое значение имеет совершенствование системы образования и формирование здорового образа жизни школьников.

Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных интересов. Большое значение имеет тезис о том, что социальное воспитание и обучение сохранению здоровья должны быть направлены на формирование у подрастающего поколения традиционной системы ценностей культуры, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности.

В совершенствовании содержания и организации образования приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение подрастающего поколения к своему здоровью. Повышается значимость проблемы эффективной реализации основной функции современной школы - целенаправленной социализации личности на базе передачи образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Исследование поведения детей, подростков и молодежи, связанного с их здоровьем, имеет существенное значение для разработки соответствующих эффективных программ обучения сохранению здоровья детей школьного возраста. Особенно необходимо подчеркнуть, что здоровье молодых людей следует рассматривать в самом широком смысле, затрагивая физический, социальный и психический компоненты, не ограничиваясь только отсутствием болезни. Таким образом, исследование особенностей здоровья детей предполагает анализ позитивных категорий здоровья, так же как и факторов риска возникновения болезни.

Существуют различные характеристики поведения, которые включают в себя показатели образа жизни молодых людей. Они могут непосредственно или косвенно влиять на их здоровье как в короткий промежуток времени, так и в более продолжительный. Также целесообразно рассматривать широкий диапазон показателей, позволяющих оценить поведение детей. Контекст образа жизни школьников изучается с помощью сбора информации относительно проживания в семье, обучения в школе и отношений со сверстниками.

Представляет значительный интерес проведение международных и межрегиональных исследований, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах и явлениях, а также повторных панельных исследований, проводимых по единой программе с использованием единой методики и процедур анализа данных. Указанный подход осуществляется в условиях участия в международном проекте "Здоровье и поведение детей школьного возраста" ("ЗПШ"), проводимого под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро - ВОЗ-ЕВРО. Участие в разработке стандартной версии анкеты для проведения социологического опроса по данной программе дает возможность накапливать научный опыт зарубежных стран в решении научно-прикладных проблем укрепления здоровья школьников и применения в этих целях методов социологической и поведенческой науки.

Таблица 1. Страны-участницы программы "Здоровье и поведение детей школьного возраста"

1983-1984 годы

1985-1986 годы

1989-1990 годы

1993-1994 годы

1997-1998 годы

2001-2002 годы

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Норвегия

Норвегия

Норвегия

Норвегия

Норвегия

Норвегия

Австрия

Австрия

Австрия

Австрия

Австрия

Австрия

Дания

Дания

Дания

Дания

Дания

Дания

Англия

Бельгия

Бельгия

Бельгия

Бельгия

Бельгия

 

Венгрия

Венгрия

Венгрия

Венгрия

Венгрия

 

Израиль

Израиль

Израиль

Израиль

Израиль

 

Шотландия

Шотландия

Шотландия

Шотландия

Шотландия

 

Испания

Испания

Испания

Испания

Испания

 

Швеция

Швеция

Швеция

Швеция

Швеция

 

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

 

Уэльс

Уэльс

Уэльс

Уэльс

Уэльс

 

Голландия

Голландия

Голландия

Англия

Англия

 

 

Канада

Канада

Канада

Канада

 

 

Латвия

Латвия

Латвия

Латвия

 

 

С. Ирландия

С. Ирландия

С. Ирландия

Голландия

 

 

Польша

Польша

Польша

Польша

 

 

 

Чехия

Чехия

Чехия

 

 

 

Эстония,

Эстония

Эстония

 

 

 

Франция

Франция

Франция

 

 

 

Германия

Германия

Германия

 

 

 

Гренландия

Гренландия

Гренландия

 

 

 

Литва

Литва

Литва

 

 

 

РОССИЯ

РОССИЯ

РОССИЯ

 

 

 

Словакия

Словакия

Словакия

 

 

 

 

Англия

Англия

 

 

 

 

Греция

Греция

 

 

 

 

Португалия

Португалия

 

 

 

 

Ирландия

Ирландия

 

 

 

 

США

США

 

 

 

 

 

Македония

 

 

 

 

 

Италия

 

 

 

 

 

Хорватия

 

 

 

 

 

Мальта

 

 

 

 

 

Словения

 

 

 

 

 

Украина

Исследования по проблеме "ЗПШ" были инициированы в 1982 г., а международное обследование введено с целью улучшения понимания особенностей поведения, связанного со здоровьем, образа жизни в контексте здоровья молодых людях. Проект был введен исследователями, представляющими три страны (Финляндию, Норвегию и Англию). Вскоре он был принят Всемирной Организацией Здравоохранения в Европе в качестве совместного международного исследования под эгидой ВОЗ. Зимой 1983-1984 гг. первое обследование было выполнено только в 5 странах (табл. 1).

Очередное обследование было проведено в 1985-1986 гг. в 13 странах, в 1989-1990 гг. уже 17 стран сотрудничали в проведении обследования по программе "ЗПШ". В четвертом обследовании, которое состоялось в 1993-1994 гг., впервые принимали участие ученые из России, количество стран выросло до 25. Следующее обследование проходило в 1997-1998 гг., в нем участвовали 30 стран, включая Россию. Последнее обследование (2001-2002 гг.), в котором также принимали участие представители России, охватывало уже 35 государств Восточной и Западной Европы, Азии и Северной Америки.

В настоящее время в мире активно работают более 200 международных организаций и ассоциаций в области здравоохранения, в том числе правительственные международные агентства: Организация объединенных наций (ООН), Международная организация труда, Международный детский фонд (ЮНИСЕФ), Организация объединенных наций по науке и культуре (ЮНЕСКО), Международная продовольственная организация и др. Крупнейшей международной медицинской организацией является ВОЗ.

Основная деятельность ВОЗ сосредоточивается на достижении всеми народами возможно более высокого уровня здоровья. В уставе ВОЗ впервые на международном уровне провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с укреплением международной безопасности и развитием науки.

Региональное европейское бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ-ЕВРО) - первичный партнер "ЗПШ" начиная с 1983 г. Дееспособность этого сотрудничества и расширение научно-исследовательской сети программы с момента ее основания установлена с позиции, когда партнерство с другими агентствами и организациями в этой области предусмотрено для расширения потенциала "ЗПШ". Как первичный партнер ВОЗ-ЕВРО имеет уникальную связь с программой и, следовательно, играет определенную роль и выполняет специфические функции.

Пилотажное обследование по программе "ЗПШ" было проведено в Санкт-Петербурге в 1990 г. специалистами Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры (СПбНИИФКа), являющегося ведомственной организацией Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (табл. 2). В 1992 г. институт стал ассоциативным членом программы, представляющим Россию, и принял участие в международном обследовании 1993-1994 гг. [4, 19, 20] в соответствии с исследовательским протоколом [12]. В 1995 г. Европейское бюро ВОЗ официально зарегистрировало СПбНИИФК в качестве полноправного члена программы, в 1997-1998 гг. при участии специалистов из Кубанской и Уральской государственных академий физической культуры было проведено очередное международное обследование на территории России.

В 2001-2002 гг. исследование проблем здоровья и поведения российских школьников охватывало все федеральные округа Российской Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный (12 субъектов России). Информация о методике обследования и содержании анкеты, а также процедурах обследования и технологии массового анкетного опроса представлена в Приложении. Дополнительная аналитическая и техническая информация по результатам исследований в рамках программы "ЗПШ" может быть получена в СПбНИИФКе.

Программа "ЗПШ" охватывает социальную и поведенческую науку, расширяя представления классической медицинской эпидемиологии, в ней используются дефиниции ВОЗ относительно того, что здоровье является ресурсом ежедневной жизни, а не только отсутствием болезни. Настоящая программа - это работа участников научно-исследовательской сети "ЗПШ" индивидуально и совместно с другими группами, она касается проведения исследований как на национальных, так и на международном уровне.

Таблица 2. Количественная характеристика участников опросов школьников в Российской Федерации

Показатели

Первое обследование (1990 г.)

Второе обследование (1994 г.)

Третье обследование (1998 г.)

Четвертое обследование (2002 г.)

Количество регионов

1

2

4

12

Регионы

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Санкт-Петербург Ленинградская область Краснодар, Челябинск

Санкт-Петербург Ленинградская обл. Краснодар Челябинск Москва, Белгород, Чебоксары, Омск, Пермь, Чайковский, Сургут, Хабаровск

Количество обследованных школ

8

37

42

149

Общее количество участников опроса

984

4059

4051

8101

Мальчики

461

1974

2009

3786

Девочки

523

2085

2042

4315

10-11 лет

325

1379

1329

2541

12-13 лет

342

1311

1377

2963

14-15 лет

317

1369

1345

2597

Сформированная научно-исследовательская сеть "ЗПШ" представляет собой международную группу исследователей, которые создают национальные исследовательские группы и активно включены в работу по развитию программы. Членами программы являются страна или регион, которые представлены в программе ее руководителем - ведущим научным сотрудником и национальной научно-исследовательской группой. Партнером по программе "ЗПШ" может быть любая организация, агентство, учреждение или сеть, с которыми члены программы устанавливают формальное сотрудничество на международном уровне. Региональное бюро ВОЗ в Европе - первичный партнер "ЗПШ", нормативные основы для сотрудничества партнеров сформулированы в соглашениях о сотрудничестве и рабочих планах (HBSC-WHO: Partnership Agreement 2002-2005).

Регламентация деятельности по программе зафиксирована в официальном документе "Исходные условия сети "ЗПШ"" [13], который подготовлен ее участниками. Исследовательский протокол обследования "ЗПШ" - научно-методический документ, и его методологическое обоснование готовится научно-исследовательской сетью каждые четыре года [14-17]. Принципиальное значение имеет то, что предусматривается периодическое проведение обследований в каждой стране - члене программы.

Файлы данных программы "ЗПШ" создаются по результатам национальных исследований, проведенных в каждой стране - члене программы, использовавшей научно-методический документ исследовательского протокола. Национальные файлы данных подаются в международный банк данных, и создается международный файл данных "ЗПШ". Руководители национальных групп, являющихся полноправными членами программы, имеют доступ к международному файлу данных.

Деятельность программы предусматривает цикл обследования "ЗПШ", в который включается научно-исследовательская работа, являющаяся по своей сути постоянной и непрерывной. Для реализации целей программы "ЗПШ" применяется цикл обследования, т.е. четырехлетний период. Он включает в себя следующую деятельность: составление исследовательского протокола (годы: первый - второй, 2000-2001), сбор данных и составление международного файла данных (годы: второй - третий, 2001-2002), составление международного отчета (годы: третий - четвертый, 2002-2003).

Целью международной научно-исследовательской программы "ЗПШ" является новое понимание и повышение уровня знаний о критериях здоровья, поведении, связанном со здоровьем, благополучии, стиле жизни молодежи и их социального контекста в различных странах и регионах. Задачи программы "ЗПШ":

1. Инициировать и поддерживать национальные и международные исследования аспектов здоровья и
поведения, здоровья и благополучия, их социального контекста среди детей школьного возраста.

2. Содействовать теоретической, концептуальной и методологической разработке в вышеуказанной области исследования.

3. Создавать базу знаний в вышеуказанной научно-исследовательской области.

4. Проверять и сравнивать состояние здоровья, показатели поведения, их социальные контексты среди детей школьного возраста в странах -участницах программы посредством сбора научных данных.

5. Распространять сведения в заинтересованные инстанции, включая исследователей, политиков в сфере здоровья и образования, практиков в области укрепления здоровья, школьного персонала, родителей и молодежи.

6. Развивать партнерство с важными внешними агентствами, занимающимися проблемами здоровья, для того чтобы поддерживать разработку проблем укрепления здоровья детей школьного возраста.

7. Продвигать и поддерживать создание национальной экспертизы по проблемам здоровья и поведения и социального контекста здоровья детей школьного возраста.

8. Устанавливать и усиливать мультидисциплинарную международную сеть исследователей в этой области.

9. Обеспечивать международные ресурсы экспертизы и характеристики здоровья молодежи для системы здравоохранения и практики обучения здоровью.

"ЗПШ" - программа, образованная 20 лет назад, выполняющая межнациональный сравнительный анализ, осуществляемый международной сетью научно-исследовательских групп в сотрудничестве с Региональным бюро ВОЗ Европы. Сведения, получаемые по результатам исследований "ЗПШ" сообщаются заинтересованным лицам и определенным образом влияют на укрепление здоровья и развитие политики обучения здоровью в сфере образования. Важнейшее значение имеет практика обучения молодых людей тому, как укреплять и сохранять свое здоровье, развитие программ на региональных, национальных и международных уровнях, а также получение и предоставление новых научных знаний.

По своему содержанию и аспектам изучения проблем здоровья и поведения, связанного со здоровьем школьников, диапазон приоритетов постоянно расширяется (табл. 3). Во время первых обследований "ЗПШ" анализировались показатели, характеризующие курение среди школьников (1983-1984 гг.), уровень физической активности и некоторые психосоциальные аспекты здоровья (1985-1986 гг.). В дальнейшем сформировались дополнительные сферы научных интересов: травматизм, социальные различия, сексуальное здоровье, знания о СПИДе, школьные условия, культура семьи, культура сверстников и др.

Программа "ЗПШ" рассматривает здоровье подрастающего поколения в самом широком смысле - физическом, психическом и социальном контексте, не только по отсутствию болезни; таким образом здоровье - это ресурс обеспечения определенных средств существования и нормальной жизнедеятельности. Очевидно, что это - уникальный межнациональный анализ, позволяющий обследовать состояние здоровья и изучать поведение, связанное со здоровьем молодых людей в течение времени и в различных странах. Анализ включает в себя исследование семейной, школьной и молодежной атмосферы, а также изучение социально -экономической среды, в которой молодые люди становятся взрослыми, помогает понимать, какие показатели влияют на здоровье и связанное с ним поведение.

"ЗПШ" охватывает такой диапазон и глубину информации, которые недоступны большинству проводимых исследований. Разработан научно-исследовательский инструмент, который имеет прочную концептуальную базу и включает в себя набор объективных показателей, характеризующих популяционные и индивидуальные детерминанты здоровья, а также состояние здоровья и результаты поведения. Данные "ЗПШ" собраны в результате исследований, проводимых в школах с использованием общего научно-исследовательского протокола во всех странах-участницах.

Инструментарием обследования по программе "ЗПШ" является стандартная анкета, разработанная международной научно-исследовательской сетью и обязательна для использования во всех участвующих странах. Целевой объект обследования "ЗПШ" - это молодые люди, посещающие школу (в России это учащиеся 6, 8 и 10-х классов средней школы). Не менее 1500 респондентов в каждых трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) опрашивались в каждой стране. Это, как известно, тот возраст, когда начинается юность, время, когда молодые люди встречаются с проблемами физических и психических изменений, кроме того, средний школьный возраст характеризуется тем, что начинается важный период выбора будущей профессии.

Анкета, разработанная для программы "ЗПШ", состоит из базовых блоков и обязательных пунктов, которые каждая страна обязана использовать в общем пакете. Эти данные представлены в национальном отчете. Более того, разработаны дополнительные пункты, касающиеся контекста физической культуры детей школьного возраста. Для проведения массовых социологических опросов учащиеся выбирались на основе использования групповой выборки, при которой начальной дискретной единицей является школьный класс или школа. Школа выбиралась по отдельному списку в том случае, когда, не представлялось возможным использовать классы. Минимально рекомендованный программой объем выборки был принят большинством стран.

Таблица 3. Содержание программы «Здоровье и поведение детей школьного возраста»

1983-1984
 годы

1985-1986
 годы

1989-1990 
годы

1993-1994
 годы

1997-1998 
годы

2001-2002
 годы

Курение

Физическая активность

Физическая активность

Физическая активность

Физическая активность

Физическая активность

 

Психосоциальные аспекты здоровья

Самооценка

Оценка фигуры

Оценка фигуры

Позитивное здоровье

 

 

Травматизм

Травматизм

Травматизм и жестокость

Травматизм и жестокость

 

 

Социальная интеграция

Социальные различия

Социальные различия

Социальные различия

 

 

 

Обучение в школе

Обучение в школе

Школьные условия

 

 

Знания о СПИДе и ВИЧ-инфекции

 

Агрессивность

Культура сверстников

 

 

Диета

 

Оценка роста и веса

Питание и диета

 

 

Половое созревание и сексуальное поведение

 

Половое созревание и сексуальное поведение

Сексуальное здоровье

 

 

Вредные привычки

 

Курение

Вредные привычки

 

 

 

 

Взаимоотношения с родителями

Культура семьи

 

 

 

 

 

Социальные отношения

В современных условиях изучаются типичные для учащихся стратегии понимания здорового образа жизни, их представления о собственном здоровье, доминирующие у них в школе психические состояния, мотивационные и смысловые основания образовательной деятельности. Исследования позволяют зафиксировать связь между изменениями в социальной и культурной среде, деятельностью школы и формирующимся социальным типом молодого человека на этапе завершения школьного образования.

На основании социально-педагогических исследований здоровый образ жизни трактуется как типичная совокупность форм и способов культурной повседневной жизнедеятельности, объединяющей нормы, ценности, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций [3]. Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью гуманитарной культуры учащегося, отражая богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций.

В национальном отчете "Здоровье и поведение российских школьников: национальный и региональные особенности" рассмотрены социологические, психологические и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни на основе характеристики состояния здоровья и комплексной оценки показателей поведения, связанного со здоровьем школьников [5]. Развивается информационный и аналитический подход к выявлению тенденций и особенностей поведения различных поло-возрастных групп учащейся молодежи.

Содержание отчета демонстрирует реализацию концепции социально-педагогического мониторинга базовых показателей образа жизни детей, подростков и молодежи на основе анализа самооценочных суждений школьников о состоянии своего здоровья и культурного развития. Представлен материал, раскрывающий взаимосвязь характеристик физического и психического здоровья, социального благополучия с условиями жизнедеятельности детей школьного возраста. Раскрыты содержательные и процессуальные особенности влияния социальных факторов на показатели состояния здоровья и поведения подрастающего поколения.

Объективный анализ количественных и качественных показателей образа жизни и особенностей поведения детей школьного возраста, самооценки своего физического и психического здоровья, социального благополучия, учет конкретных условий обучения в школе, проживания в семье, взаимоотношений со сверстниками направлен на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов, психологов, социологов, медиков. Социальной задачей является формирование здорового работоспособного подрастающего поколения.

На основе применения системы средств и методов социально-педагогического мониторинга, реализации информационно-аналитического подхода с помощью массовых опросов, проведения демоскопических исследований и создания баз данных со специальным программным обеспечением выявляются и реализуются направления, связанные с разработкой и использованием
социально-педагогических технологий управления процессом развития здорового образа жизни и спортивного стиля жизни учащихся общеобразовательных школ.

Настоящий отчет должен способствовать развитию политики обучения здоровью детей и подростков. Он рассчитан на широкий диапазон пользователей, в том числе политиков различных уровней, негосударственные организации и профессионалов различных ведомств, включая здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт, социальные службы, законодательство и сферы молодежной политики, несущие ответственность за разработку программ, направленных на укрепление здоровья и улучшение качества жизни молодых людей. Указанные сферы, как в целом, так и специализированно, играют ключевую роль в обществе и, следовательно, среди политиков, разработчиков стратегии укрепления здоровья подрастающего поколения.

Педагоги могут быть более информированными благодаря доступу к этим данным для того, чтобы гарантировать понимание тех молодых людей, которых они учат. Эти данные могут иметь ключевое значение и в институтах, в которых учат будущих учителей и специалистов в сфере здравоохранения, а также профессиональные кадры в различных социальных областях, включая охрану здоровья. Следовательно, эти данные должны быть доступными для системы как образования, так и физической культуры и спорта.

Опубликованы международные отчеты по обследованию 1993-1994 [18], 1997-1998 [9] и 2001-2002 гг. Национальный отчет является первым представлением межрегиональных российских данных по результатам обследования "ЗПШ" в 2001-2002 гг. [5]. Предусматривается, что материал будет решать цели распространения базовых показателей по возможности наиболее быстро, т.е. в пределах одного года после завершения сбора и обработки данных, по 7 федеральным округам (12 субъектам Российской Федерации).

Представляется необходимым, чтобы люди, формирующие политику укрепления здоровья подрастающего поколения, имели дополнительные сведения и могли работать с обновленной информацией о ключевых критериях оценки состояния здоровья (гл. 3) и распространении приоритетов поведения, связанного со здоровьем (гл. 5). Кроме того, специфическая особенность отчета состоит в том, что он устанавливает широкий диапазон сведений как в контексте социальных условий жизнедеятельности (гл. 4), так и в аспекте поведения, наносящего вред здоровью школьников (гл. 6).

Глава 3 содержит основной материал отчета, т.к. в ней рассматриваются показатели, характеризующие состояние здоровья. Данные, представленные в разделах этой главы, раскрывают следующие аспекты: социальное благополучие, самооценку физического здоровья, самооценку состояния психического здоровья, физическое развитие.

Социально-экономические различия, структура семьи, отношения со сверстниками и школьные условия (гл. 4) достаточно широко изучены в качестве важнейших показателей, которые влияют на состояние здоровья, а также выявлены особенности поведения, влияющего на здоровье молодых людей. Описание социально-экономических аспектов жизни в различных регионах Российской Федерации, которое представлено в настоящем отчете далее, может быть также использовано для определения приоритетных направлений укрепления здоровья и разработки технологий сохранения здоровья молодых людей. Материалы гл. 4, кроме того, содержат описательные данные о таких темах, как социально -экономический статус семьи, взаимоотношения с родителями, дружба в молодежной среде и школьная атмосфера.

Проведенное исследование, как следует из результатов "ЗПШ" и из других источников, демонстрирует, что эти социальные контексты активно влияют на здоровье подрастающего поколение. Следовательно, этот отчет обращает достаточно серьезное внимание на сложную социальную среду, в которой формируется здоровье. Любая попытка, направленная на укрепление здоровья молодых людей, требует рассматривать этот контекст таким образом, чтобы образовательные и профилактические программы были обоснованы .

В главе 5 рассматриваются аспекты здорового образа жизни и особенности позитивного поведения, влияющего на здоровье мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в возрасте 11, 13 и 15 лет. Данные, представленные в разделах этой главы, содержат характеристику уровня физической активности и привычного питания, а также объема сидячего образа жизни, травм и проявления агрессивности школьниками. В материалах главы 6 раскрываются особенности поведения школьников, связанного с факторами риска для их здоровья: хулиганство в молодежной среде, табакокурение, потребление алкоголя, употребление наркотиков. Многие из указанных блоков подтверждены в предыдущих международных отчетах "ЗПШ", но впервые получена исчерпывающая информация на основе межрегиональных данных, полученных в различных субъектах Российской Федерации. В главах 5 и 6 релевантность социального и развивающегося контекста продемонстрирована через выявление определенной взаимосвязи между конкретными значимыми показателями образа жизни и результатами поведения.

Задача главы 7 состоит в том, чтобы суммировать основные сведения из глав 3 - 6, обсудить смысл этих сведений для разработки программ, направленных на укрепление здоровья и улучшение социального благополучия детей школьного возраста в Российской Федерации.

В общем цель программы "ЗПШ" более широкая, чем простое получение и анализ данных: она также направлена на укрепление здоровья через внедрение научно обоснованных рекомендаций в содержание политики и стратегии сохранения здоровья молодых людей, информирование профессионалов в сфере здравоохранения, в системе образования, в области физической культуры, института семьи, общества в целом, как на национальном уровне, так и на региональном.

Чрезвычайно важно понимать, что опыт деятельности по охране здоровья всех возрастных групп подрастающего поколения зависит от диапазона политических, общественных, социальных, культурных и экономических условий во всех регионах страны. В глобальном смысле новая программа охраны здоровья населения, содержание этой политики должны отражать указанную тенденцию, фокусируясь на расширение детерминант здоровья, являясь приоритетами для дальнейших действий.

Концепция социально-педагогического мониторинга детей школьного возраста основана на необходимости соотнесения реальных условий их жизнедеятельности, обеспечивающих процесс обучения в школе, воспитания в семье и взаимоотношений со сверстниками, самоконтроля состояния здоровья и поведения с помощью методики массового опроса в образовательных учреждениях. Предусматривается использование компьютерной информационно -аналитической системы, позволяющей осуществлять сбор, хранение и обработку полученных данных [6].

Информация, получаемая с помощью системы социально-педагогического мониторинга, может быть использована в социально-педагогических и психологических службах образования, специализированных детских учреждениях, общественных организациях и различных фондах, муниципальных органах и учреждениях, организациях культурного досуга, валеологических, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах.

Следует выделить основные критерии эффективности осуществления социально-педагогического мониторинга:

1. Cтепень разрешения проблем, выявленных в результате социально-педагогического исследования, на национальном и региональном уровнях.

2. Динамика включенности детей в различные виды культурного досуга.

3. Динамика изменения отношения детей, подростков, молодежи к предметным ценностям здорового образа жизни.

4. Результаты привлечения различных социальных институтов к деятельности по укреплению здоровья и организации культурного досуга детей.

5. Позитивная оценка социологических и психологических показателей, характеризующих готовность детей к активной жизнедеятельности.

6. Динамика развития содержания школьных программ обучения здоровью и новых форм организации и проведения здорового досуга.

Детерминанты здорового образа жизни целесообразно анализировать во взаимосвязи с наиболее значимыми индикаторами физического и психического здоровья, социального благополучия школьников. Необходимо учитывать основные компоненты стиля жизни школьников и выявлять особенности на национальном и региональном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения и конкретного учащегося. Это позволяет устанавливать общие тенденции, специфические особенности формирования стиля жизни в период подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Социальная инфраструктура оказывает совершенно определенное влияние на состояние здоровья школьников, воздействуя на возникновение, закрепление и стимулирование различных моделей поведения, определяющих важнейшие элементы стиля жизни через общение, взаимоотношения, поддержку, а также способствует приобретению необходимого опыта в индивидуальном контроле и самооценке состояния здоровья и культурного развития.

В мае 2004 г. в Санкт-Петербурге прошел международный симпозиум "Здоровье и поведение школьников", в котором приняли участие специалисты из 37 государств -участников программы "ЗПШ", представляющих Восточную и Западную Европу, Азию и Северную Америку. В приветствии директор Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму В.А. Фетисов отметил: "Очень важно, что эта программа объединяет ученых различных стран мира, педагогов, социологов, медиков, специалистов в области физической культуры и спорта. Об ее уровне свидетельствует то, что руководство программой осуществляет Всемирная Организация Здравоохранения, а результаты регулярно публикуются в официальных изданиях "Политика укрепления здоровья детей и подростков".

На пленарном заседании были сделаны обобщающие доклады российских ученых о результатах выполнения международной программы "ЗПШ" в различных регионах нашей страны [1, 2, 7, 8]. В трудах международного симпозиума "Здоровье и поведение школьников" содержалось предложение провести изучение взаимосвязей между различными моделями поведения, связанного со здоровьем, на основе методов математической статистики [1]. Это важно, так как существуют результаты многочисленных исследований о том, что среди молодых людей, у которых превалирует модель поведения с риском для здоровья, курение табака и употребление алкоголя тесно связаны между собой. Школьники, которые регулярно курят и выпивают, чаще проявляют агрессивность в поведении.

Известно, что существуют группы детей, которые предпочитают здоровый стиль поведения, и группы с поведением с риском для здоровья. Эти модели формируются не сами по себе, изолированно от социальных и культурных условий, а связаны с определенными закономерностями. Существует необходимость проведения комплексных исследований, позволяющих определить механизм выбора и закрепления школьниками того или иного образца поведения, переносимого в дальнейшем во взрослую жизнь.

Результаты обследования по программе "ЗПШ" могут быть напрямую использованы в процессе планирования программ обучения сохранению здоровья молодых людей по данным, позволяющим судить о курении среди школьников, употреблении алкоголя, наркомании, привычном питании, физической активности, сексуальном поведении, гигиене и другим критериям, характеризующим здоровье и поведение.

Значимость программы "ЗПШ" заключается в том, что в дополнение к фиксированию показателей состояния здоровья и поведения детей школьного возраста собирается информация в широком диапазоне данных по многим другим аспектам жизнедеятельности молодых людей, что может быть непосредственно или косвенно связано с текущим состоянием здоровья и его изменением в будущем. Понимание этих факторов очень важно, т.к. необходимо развивать действующие эффективные программы и создавать новые современные технологии обучения детей сохранению здоровья.

Результаты исследования по программе "ЗПШ" могут быть применимы для развития политики укрепления здоровья, реализации социальных программ в различных регионах Российской Федерации. Основными направлениями этой работы являются:

1. Сопровождение процесса развития и обеспечение базовыми данными и их динамикой для программ "Здоровье для всех".

2. Расширение действия национальных программ по различным аспектам жизнедеятельности подрастающего поколения.

3. Развитие прикладных пакетов программ обучения, содержащих информацию о факторах, влияющих на здоровых детей и детей с ослабленным здоровьем.

4. Развитие баз данных для анализа тенденций в поведении, активности по отношению к укреплению своего здоровья в различных поло-возрастных группах.

5. Предоставление комплексной информации для развития и оценки деятельности учреждений, работающих по программам "школ здоровья".

6. Обогащение деятельности педагогической системы и социальной инфраструктуры для укрепления здоровья с целью обеспечения эффективности их работы.

Обследование в 2001-2002 гг. по программе "Здоровье и поведение российских школьников" - практически первое, направленное на изучение специфических особенностей поведения и здоровья школьников, определение индикаторов здоровья и характерного для учащихся образа жизни, которое выполнено на национальном уровне. Его результаты можно рассматривать в качестве ресурса, который целесообразно использовать для реализации различного спектра целей.

Их ценность в том, что они могут служить основанием для выявления тенденций поведения, влияющего на здоровье населения, получение сводных данных в каждом из регионов России. Данные могут быть полезны также для сравнения с данными, характеризующими образ жизни и здоровье взрослого населения, которые также можно получать с помощью анкетирования или через Интернет.

Основные виды деятельности "ЗПШ":

1) разработка протоколов и документов для научного исследования проблем поведения и здоровья, здоровья и благополучия детей школьного возраста, их контекста в обществе на национальных и международных уровнях;

2) проведение регулярных международных и межрегиональных исследований по программе "ЗПШ";

3) подготовка публикаций о действии программы в профильных научных журналах, статьях и научных отчетах для специалистов;

4) распространение сведений и опыта работы, доступного различным группам пользователей в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и спорта c использованием и других источников информации, включая отчеты и бюллетени на национальных и международных уровнях;

5) организация международных симпозиумов "ЗПШ" в целях согласования работы, проведения научного взаимообмена и развития научных исследований;

6) организация семинаров, конференций и симпозиумов для подготовки публикаций и распространения результатов исследования;

7) по возможности координация деятельности "ЗПШ" с деятельностью связанных с данной программой проектов в России, Восточной и Западной Европе и в целом в мире;

8) расширение партнерства с другими организациями и агентствами, которые сфокусированы в подобных инициативах и проектах в соответствии с соглашением о сотрудничестве;

9) сотрудничество с партнерами в областях взаимного интереса в соответствии с совместным рабочим планом;

10) обеспечение доступа к базам данных "ЗПШ" за короткое время для согласованного анализа результатов;

11) поиск финансовых возможностей для международной деятельности, осуществляемой в сотрудничестве с подходящими партнерами;

12) эксплуатация веб-сайта "ЗПШ" в качестве ресурса для экспертизы и понимания тенденций сохранения здоровья молодежи.

В соответствии с главной целью исследования поведения российских школьников, состоящей в необходимости информирования общества о состоянии здоровья, ценностных ориентациях подрастающего поколения, вносить вклад в практику обучения сохранению здоровья школьников и помогать им в его укреплении. На основании результатов многолетних исследований по настоящей программе целесообразно готовить предложения о содержании учебно-воспитательного процесса, связанного с освоением умений и навыков здоровой жизнедеятельности. Несмотря на значимость проблемы здоровья в нашем обществе, обучение здоровому образу жизни пока еще не является приоритетом в школьном образовании.

Очень важно отметить, что обучение сохранению здоровью будет обеспечивать учащимся возможность развивать такие отношения и ценности, которые позволят им делать в своем поведении выборы, основанные на укреплении здоровья в настоящее время и его сохранении в будущем. Существует необходимость в расширении понимания концепции обучения школьников сохранению здоровья, которая основана не только на разъяснении учащимся основных знаний относительно ведения здорового образа жизни, но и на создании здоровой окружающей среды, которая будет способствовать хорошему здоровью всех детей, подростков и молодежи России.

В учебно-воспитательный процесс следует включать темы, направленные на принятие школьниками решения о регулярной физической активности, исключении табакокурения и употребления алкоголя, обеспечении безопасности, проведении здорового досуга, здоровом питании, физическом, психическом и социальном развитии, правильном сексуальном поведении. Центральная тема в настоящем контексте - это формирование позитивного физического и психического здоровья и социального благополучия молодых людей, активного подкрепления отношений и ценностей. Они позволят подрастающему поколению делать здоровые выборы, имеющие значимость не только в период обучения в школе, но и на протяжении дальнейшей жизни.

Учащиеся должны иметь доступ к информации, важной для их здоровья и его улучшения, иметь возможность получить знания в этой области, поддержку в стремлении к здоровому образу жизни, продуктивному решению проблем, увеличению самооценки, разрешению конфликтов и т.д. [1]. В исследованиях подчеркивается необходимость гендер-специфических образовательных кампаний, школьных программ, кампаний в СМИ для информирования детей о здоровом поведении и о том, что представляет риск для здоровья. Подобные программы помогут им в освоении здорового образа жизни. Для девочек это может быть, к примеру, информация, которая поможет удержать их от неразумного ограничения питания, а для мальчиков - от неконструктивного стиля решения конфликтов.

Роль информирования детей о показателях их здоровья и приоритетах в его сохранении связана с предотвращением преждевременной смерти и болезней через продвижение моделей здорового образа жизни, системообразующими факторами которого являются физическая активность и спортивный стиль жизни.

Литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Региональные особенности поведения и здоровья детей школьного возраста Российской Федерации // Тр. междунар. симп. "Здоровье и поведение школьников". - СПб.: СПб НИИФК, 2004, с. 21-28.

2. Белкина Н.В. Особенности здоровья и стиля жизни школьников города Хабаровска // Тр. междунар. симп. "Здоровье и поведение школьников". - СПб.: СПбНИИФК, 2004, с. 29-31.

3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 9, с. 9-11.

4. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка .1996, № 3, с. 2-6.

5. Комков А.Г. с соавт. Здоровье и поведение. Отчет -2003: Национальные и региональные особенности. - СПб.: СПб НИИФК, 2004. - 228 с.

6. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников. - СПб.: СПб НИИФК, 2002. - 228 с.

7. Комков А.Г. Развитие исследований по международной программе "Здоровье и поведение школьников" // Тр. междунар. симп. "Здоровье и поведение школьников". - СПб.: СПбНИИФК, 2004, с. 10-20.

8. Федоров А.И., Шарманова С.Б. Социоинформационные аспекты исследования образа жизни детей школьного возраста // Тр. междунар. симп. "Здоровье и поведение школьников". - СПб.: СПбНИИФК, 2004, с. 95-101.

9. Currie C. et al. Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents, Issue 1. International Report. Copenhagen, Denmark. - 2000. - 132 p.

10. Currie C. et al. Young People's Health in Context. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents. International Report from the 2001/2002 survey. Copenhagen, Denmark. - 2004. - 237 p.

11. Gender and Health in adolescence. WHO Policy Series "Health policy for children and adolescents" Issue 2, Copenhagen, Denmark: 1999. - 37 p.

12 Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey: Research Protocol for the 1993-94 Study / Editors Wold B. et al. - Bergen, Norway. - 1994. - 63 p.

13. Health Behaviour in School-aged Children: Network Terms of Reference. - 2003. - 49 p.

14. Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey: Research Protocol for the 1989-90 Study. / Editors Aaro L. et al. - Bergen, Norway. -1989. - 97 p.

15. Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey: Research Protocol for the 1993-94 Study / Editors Wold B. et al. - Bergen, Norway. - 1994. - 63 p.

16. Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey (HBSC): Research Protocol for the 1997-98 Study / Editors Currie C. et al. - Edinburgh, Scotland.- 1997.- 92 p.

17. Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Study: Research Protocol for the 2001/2002 Survey / Editors Currie C. et al. - Edinburgh, Scotland. - 2001. - 360 p.

18. King A. et al. The Health of Youth: a Cross-National Survey: A Report of the 1993-94 Survey Results of Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey. - WHO, European Series, № 69. -1996. - 222 p.

19. Komkov A.G. et al. Physical Activity Levels of School-Aged Children in Saint-Petersburg // Current Research into Sport Sciences: an International Perspective. - Plenum Press. - New York and London, 1996. - P. 247-253.

20. Komkov A.G. et al. Assessment of Physical Activity Level in School-Aged Children and Effectiveness of Physical Education Curriculum // Second Annual Congress of the European College of Sport Science. Book of Abstracts I. Denmark, 1997. - P.196-197.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!