Abstract Influence of motions accuracy to effectiveness of their mastering by younger school aged children L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor E.E. Funina, Teacher biology Uliyanovskiy state pedagogical university, Uliyanovsk School №13, Uliyanovsk Key words: accuracy, varieties and displays, testing, younger school age, growth rate, quality of physical exercises' mastering. The purpose of this research was the development of the certain level of the accuracy in accordance with its main varieties and displays besides the pupils of the younger age. The authors had found out the efficient methods of the improvement of motion accuracy in 8-9 years old schoolchildren, raising the quality of physical exercises mastering by them.
|
ВЛИЯНИЕ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Доктор педагогических наук,
профессор Л.Д. Назаренко Ульяновский государственный педагогический университет, УльяновскСредняя общеобразовательная школа № 13, Ульяновск Ключевые слова: точность, разновидности и проявления, тестирование, младший школьный возраст, темпы прироста, качество усвоения физических упражнений. Качество усвоения физических упражнений зависит от ряда факторов: уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, соответствия используемых средств и методов их возрастным особенностям, интереса к физической культуре. В настоящем исследовании предпринята попытка выявления эффективности усвоения физических упражнений школьниками младшего возраста в зависимости от точности их выполнения. В этом возрасте дети способны овладевать технически сложными формами движений, доступными уровню их физической подготовленности. Качество усвоения двигательных заданий на уроке физической культуры не только обогащает двигательный опыт занимающихся, но и обусловливает их интеллектуальное, морально-волевое и физическое развитие. 7-10-летние дети могут научиться практически всем движениям, требующим высокой точности. К этому времени созревают физиологические механизмы двигательной координации, происходит интенсивное развитие пространственной ориентировки, улучшение восприятия тактильно -кинестетических раздражителей. Произвольные движения вызывают проприоцептивные ощущения, в значительной степени обусловливающие качество двигательных действий. Физические упражнения - сложная форма единства безусловных двигательных рефлексов и новых форм движений. В связи с этим совершенствование точности движений служит важным условием качественного усвоения двигательных действий. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования школы движений, воспитания устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, потребности в двигательной активности. Задачи исследования следующие: - выявление уровня развития показателей точности движений у школьников младшего возраста; - разработка эффективной методики совершенствования точности у школьников 8-9 лет; - установление зависимости качества выполнения физических упражнений от уровня развития точности. В исследовании приняли участие 56 учащихся 2-х классов: 29 школьников составили контрольную группу (КГ) и 27 - экспериментальную (ЭГ). Уровень физической подготовленности определялся по следующим тестам: - челночный бег - 30 м; - бег с ускорением - 15 м; - прыжок в длину с места толчком двумя; - сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Результаты измерения уровня физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ представлены в табл. 1. Уровень развития точности в КГ и ЭГ определялся с помощью тестов, соответствующих ее основным разновидностям и проявлениям: - точность пространственно-силовых и пространственно-временных параметров; - точность дифференцирования мышечных усилий; - точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель; - точность баллистических движений. Таблица 1. Уровень физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп
В числителе - исходные показатели, в знаменателе - конечные. Для оценки пространственно-силовых и пространственно-временных параметров физических упражнений использовался тест 1. 5 прямоугольников (30х20 см) располагаются на одной линии на расстоянии 60-80 см друг от друга. По команде учителя выполняется ходьба выпадами вперед с постановкой ступней в центр прямоугольника. Оценивается точность постановки ступни в одинаковом ритме и темпе. Критерии оценки: 5 баллов - постановка ступни посредине прямоугольника с носка на всю ступню, носок слегка развернут наружу, сзади нога прямая, также развернута носком наружу, плечи находятся над опорой, голова приподнята; 4 балла - касание ступней границ прямоугольника, мелкие погрешности при выполнении выпада, сзади нога недостаточно выпрямлена, незначительные нарушения осанки, голова опущена; 3 балла - заступ на линию прямоугольника, нарушение ритма и темпа движений, нечеткое выполнение упражнения в целом. Точность дифференцирования мышечных усилий определялась с помощью теста 2. Круг диаметром 1 м делится на радиусы по 5 градусов. Стоя в центре, по сигналу учителя выполняется четыре поворота прыжком на двух на 90° каждый. Разметка позволяет оценивать выполнение задания с точностью до 5°. 5 баллов - своевременная реакция на внешний раздражитель, поворот точно на 90°, устойчивое приземление, оптимальный ритм выполнения движений; 4 балла - незначительное запаздывание реакции на сигнал при выполнении поворота (5-10o); 3 балла - отставание или опережение реакции на сигнал, неточное, неритмичное выполнение поворотов. Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель оценивалась с помощью теста 3. По сигналу (голосом) занимающиеся продвигаются вперед прыжками на двух; по хлопку - на одной; по свистку - прыжок ноги скрестно - врозь. Оцениваются своевременная реакция на внешний раздражитель и точное выполнение двигательных действий. 5 баллов - четкое начало выполнения движений, мягкое приземление, высокая амплитуда, красивая осанка; 4 балла - значительное запаздывание или опережение (в пределах 0,5-1,0 с), недостаточная амплитуда, недостаточная выразительность движений; 3 балла - запаздывающая реакция на внешний раздражитель (более 1,0 с); неточное выполнение двигательного задания, недостаточная амплитуда прыжка, жесткое приземление. Точность баллистических движений оценивалась с помощью теста 4. Из седа ноги врозь бросок набивного мяча весом 1 кг в квадрат 30х30 см на расстояние 5 м, на высоте 1,5 м (на стене спортивного зала). Оценивается точность попадания: 5 баллов - в центр квадрата; 4 балла - в квадрат; 3 балла - касание границ квадрата. Результаты измерения уровня точности у младших школьников в КГ и ЭГ в начале учебного года (рис. 1, 2) не выявили достоверных различий (р>0,05). Для определения зависимости качества выполнения двигательных заданий от уровня развития точности была разработана система заданий, содержание которой составляли упражнения, предусмотренные школьной программой по физической культуре, развивающие точность по ее основным разновидностям и проявлениям. Занятия были направлены на формирование: - точности передвижения разными способами: ходьба, бег, прыжки (по прямой линии, по диагонали, по кругу); - основных и промежуточных исходных положений для рук, ног, туловища; - разных способов выполнения физических упражнений. Были разработаны критерии оценки качества выполнения всех двигательных заданий по каждому разделу программы. Так, при оценке прямолинейности движений (ходьбы, бега, прыжков и т.д.) учитывались оптимальная ширина шага, осанка, согласованность движений различных звеньев тела, рациональная амплитуда. При передвижении по диагонали и по кругу оценивались точность направления движения, прямое положение тела, постановка стопы с пятки на всю ступню, оптимальная амплитуда взмаха руками.
Темпы прироста точности движений у контрольной и экспериментальной группах у мальчиков (А) и девочек (Б) Физические упражнения (повороты, наклоны, взмахи, приседания, вращения) оценивалось с учетом правильности их выполнения, начиная от исходного положения до конечного. Соблюдение этих требований формирует школу движений, привычку к точности выполнения каждого элемента двигательного акта, повышает эстетичность движений, усиливает эмоциональное воздействие. Кроме ходьбы, бега и прыжков в разных направлениях занимающиеся усваивали лазанье по гимнастической стенке одноименным, разноименным и смешанным способами, перекаты в группировке, упоры стоя и лежа. Для оценки качества выполнения данных двигательных заданий были разработаны следующие критерии: - лазанье по гимнастической стенке одноименным способом : 5 баллов - одновременная постановка правой ноги и перехват правой рукой в одном темпе и ритме при сохранении прямого положения тела; 4 балла - один сбой в темпе или ритме движений, недостаточно прямое положение спины; 3 балла - два сбоя в темпе и ритме постановки рук и ног, недостаточно прямая спина, опущенная голова. Эти же критерии использовались и при других способах лазанья; - перекаты в группировке: 5 баллов - перекат назад с последовательным касанием опоры (тазобедренным суставом, лопатками, затылком), сохраняя плотную группировку (подбородок прижат к груди, колени вместе, носки оттянуты); 4 балла - недостаточно круглая спина, неплотная группировка; 3 балла - слабая плотность группировки, сбой в темпе и ритме движения. Те же критерии и при выполнении переката вперед; - упоры стоя и лежа. Оценка 5 баллов - опора на прямые руки на всю ладонь, пальцы рук направлены вперед, плечи - вертикально над кистями рук, голова между руками, смотреть перед собой; 4 балла - постановка рук несколько шире или уже плеч (не более 5 см), плечи незначительно поданы вперед (1-2 см), голова опущена; 3 балла - постановка рук шире плеч (более 5 см), плечи выходят за опору на 2-3 см, голова опущена или излишне приподнята. На первых двух занятиях школьники КГ и ЭГ выполняли на оценку (по указанным критериям) различные виды ходьбы, бега, прыжков, лазанья по гимнастической стенке, перекаты в группировке, упоры стоя и лежа (табл. 2). Для учащихся ЭГ была разработана методика обучения физическим упражнениям, основанная на точности выполнения двигательных заданий. С этой целью использовался образцовый показ каждого упражнения, обращалось внимание учащихся на взаиморасположение звеньев тела, осанку, особенности выполнения каждого элемента двигательного акта при характерных изменениях положения головы, рук, ног. Оценивались точность направления движения (прямое, косое, по кругу) при ходьбе, беге, прыжках; своевременное изменение темпа и ритма движений в ходьбе строев ым шагом, на носках, выпадами, спиной вперед, в приседе и т.д. Внимание занимающихся обращалось на изменение скорости движений и амплитуды при различных способах бега и прыжков; точность расположения звеньев тела при разных исходных положениях (руки на пояс, к плечам, за голову, за спину, в стороны, вверх, вперед и т.д.). Контролировалось сохранение осанки при выполнении каждого последующего двигательного задания, указывалось на недопустимость задержки дыхания. В подготовительных и заключительных частях урока проводились игры и игровые задания на точнсть выполнения различных способов ходьбы, бега и прыжков. Выставлялись оценки за качественное выполнение физических упражнений. Игры и игровые задания подбирались с учетом основных разновидностей и проявлений точности. Таблица 2. Оценка качества выполнения физических упражнений
В числителе - оценка качества выполнения двигательных заданий в начале года; в знаменателе - в конце года. В основной части урока акцентировалась четкость выполнения каждого элемента двигательного акта при освоении различных способов лазанья по гимнастической стенке, перекатов вперед и назад в группировке, упора стоя и лежа, оценивались выразительность движений, направление взгляда, положение кисти и т.д. Школьники осваивали оптимальный темп и ритм физических упражнений, слитность отдельных элементов двигательного акта. В специальных игровых заданиях учащиеся соревновались на точность и красоту выполнения упражнений, придумывали свои варианты основных двигательных заданий. На каждом уроке выставлялась оценка за успешное выполнение двигательных заданий. В конце учебного года проводилось тестирование для измерения темпов прироста точности по ее основным разновидностям и проявлениям и выставлялась итоговая оценка за качественное выполнение физических упражнений (рис. 1, 2; табл. 2). Результаты исследования показали, что в ЭГ не только более значительны темпы прироста точности по всем исследуемым разновидностям и проявлениям (р<0,05), но и выше оценки за выполнение всех двигательных заданий. Это позволяет сделать вывод о том, что качество выполнения физических упражнений в большой мере определяется уровнем развития точности. В то же время стремление к улучшению качества выполнения упражнений способствовало повышению точности движений. Таким образом, формирование точности движений по ее основным разновидностям и проявлениям способствует повышению качества выполнения упражнений и представляет единый целостный процесс, взаимно дополняя и обусловливая друг друга. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |