Abstract LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN AND STUDENT'S SPORTS IN RUSSIAN FEDERATION A.T. Parshikov, the director of the Moscow city physical culture and sports association of Moskomsport, Honoured trainer of Russia, lecturer Key words: normative-legal politics, college of Olympic reserve, educational standard, special classes. Among the set of questions which are necessary for discussing and solving for the successful development of children sports and its normative-legal maintenance in Russia, the author stops on three problems. The Structure of educational-sports establishments cultivating children sports. Colleges of Olympic reserve and their role in training of high class sportsmen. The educational standard in the subject "physical culture and sports " in educational-sports establishments. At the effective decision of these questions the productivity of the work of many sports schools, especially rural, will considerably increase and the potential opportunities of all children sports will be raised.
|
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Генеральный директор Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта, заслуженный тренер России, доцент А.Т. Паршиков Ключевые слова:нормативно-правовая политика, УОР, образовательный стандарт, спецклассы. Среди множества проблем, которые необходимо обсудить и решить для успешного развития детско-юношеского спорта и его нормативно-правового обеспечения, хотелось бы остановиться на трех, на наш взгляд, наиболее важных. Первое. Структура образовательно-спортивных учреждений, культивирующих детско-юношеский спорт: ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. С одной стороны, существует довольно распространенный принцип: лучшие воспитанники ДЮСШ должны передаваться в СДЮШОР, а те, в свою очередь, - в ШВСМ. В его поддержку приводятся аналогичные примеры: общеобразовательная школа - техникум - вуз или музыкальная школа - институт - консерватория. По идее все логично, но в жизни наша цепочка почему-то не срабатывает. В чем проблема? Если остановиться на структуре наших спортивных школ и ШВСМ, то в соответствии с действующими нормативными документами в каждой из них - одни и те же учебные группы: спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), тогда как ни в общеобразовательной, ни в музыкальной школах подобного повтора нет. В этом как раз и заключается существенное отличие нашей ситуации от имеющейся в музыкальном и профессиональном образовании. В данном положении, безусловно, любой нормальный директор спортивной школы будет стремиться к открытию у себя групп СС и ВСМ и под любым предлогом сохранять у себя спортсменов, так как это и высокий статус, и материальные надбавки себе и сотрудникам. У директора СДЮШОР возникает недовольство в тех случаях, когда обязывают передать спортсмена в ШВСМ, где нет ни своей спортивной базы, ни штатных тренеров. Нередко наблюдается даже парадоксальная ситуация, когда спортсмен, переданный в ШВСМ, продолжает тренироваться на базе своей бывшей спортивной школы, у своего тренера, но при этом получает материальную поддержку, определенную законом только для учащихся ШВСМ. В настоящее время мы строим свою нормативно-правовую политику исходя не из уровня мастерства спортсмена, а из статуса учреждения. Следует определиться: если мы хотим сделать акцент на развитии действующих образовательно-спортивных учреждений, то надо изменить нормативную базу и ликвидировать параллелизм в их работе. В этом случае не должно быть групп ВСМ в спортивных школах, а все лучшее сосредоточить в ШВСМ. Но при этом обязательное условие: ШВСМ должна располагать исключительно собственными тренерскими кадрами, материально-техническими и другими условиями обеспечения учебно-тренировочного процесса. Если же мы хотим сделать отправной точкой не учреждение, а самого спортсмена, тогда необходимо менять нормативную базу с целью распространения норм расходов и возможности проведения централизованной подготовки, которые предназначены только для учащихся ШВСМ, на спортсменов аналогичных учебных групп спортивных школ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, так как уровень спортивной подготовки везде одинаков. Во втором варианте, что немаловажно для спортивной школы, отпадает необходимость в уходе лучших тренеров, тем самым сохраняется хорошая преемственность в профессиональном росте остальных педагогов. И тот, и другой путь, на наш взгляд, приемлем, и выбор любого из них позволит значительно эффективнее использовать существующий потенциал детско-юношеского спорта. Второе. Училища олимпийского резерва (УОР) и их роль в подготовке спортсменов высокого класса. На сегодняшний день часть училищ - федерального подчинения и часть - субъектов Российской Федерации. В каждом училище проживают и учатся спортсмены не только того региона, где находится УОР. В большинстве училищ местного подчинения периодически возникают проблемы с комплектованием и финансовым обеспечением иногородних спортсменов, даже если они - члены сборной команды страны. По действующему законодательству средства местного бюджета руководители территории обязаны тратить только на "своих" воспитанников, и поэтому зачастую для других талантливых юных спортсменов эти учебные заведения недоступны. Мы давно говорим о том, что училища должны получать компенсацию из федерального бюджета за обучение и подготовку кандидатов и членов сборных команд России, но существующий порядок этого не позволяет. Уверен, что УОР в общей системе подготовки спортивного резерва и физкультурных кадров используются не на полную мощь, несмотря на заложенные в них огромные потенциальные возможности. Думаю, что назрела необходимость включения училищ в состав создаваемых университетских комплексов путем открытия на базах УОР филиалов отраслевых высших учебных заведений. Очевидно, что создание дополнительных условий для продления пребывания студентов в стенах училищ, с одной стороны, открывает новые перспективы для роста результатов сильнейших спортсменов, а с другой - реальную возможность создания единого образовательного пространства для получения высшего профессионального образования. Третье. Образовательный стандарт по предмету "физическая культура и спорт" в образовательно -спортивных учреждениях. Необходима новая концепция по данному вопросу, причем ее следует рассматривать только в единстве всех этапов обучения и воспитания с определением конечной цели - того минимума знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, которым должен обладать гражданин России, получивший полный курс образования. Исходя из этого большую роль в решении рассматриваемой задачи должно играть Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. Чтобы говорить по существу, приведу несколько примеров. В начале 90-х гг. в Москве созданы уникальные, на наш взгляд, инновационные образовательно-спортивные учреждения - Центры образования, внутри которых интегрируется и дошкольное воспитание, и основное, и дополнительное спортивное и среднеспециальное профессиональное физкультурное образование. Опыт их работы показывает явное превосходство выпускников этих центров перед сверстниками других образовательных учреждений по всем направлениям. Но этот опыт, похоже, мало кому интересен, особенно Министерству образования и нашему Федеральному агентству. Два года назад были созданы и выпущены с грифом Министерства образования России примерная программа и комплект учебников для учащихся 10-11-х классов образовательных учреждений, избравших углубленное изучение предмета "физическая культура". Наконец-то появилась реальная возможность для создания не только "математических", "химических" и "языковых" школы, но и специализированных школ по нашему предмету. Но и эта возможность не будет реализована, если федеральные органы управления образованием и физической культурой не займут активную позицию в поддержку этого начинания. И последнее. Тридцать лет назад появились спецклассы по видам спорта. Любой тренер подтвердит, что лучше и эффективнее организационной формы на этапах спортивной подготовки юных спортсменов, чем спецклассы, пока еще не изобретено, и было бы неправильно не поддержать и не реанимировать их деятельность. Необходимо внести поправки в действующий закон о физической культуре и спорте в части государственной поддержки этого направления работы. В раздел, связанный с подготовкой спортивных резервов, следует ввести понятие о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Закрепить их обязательное материально-финансовое обеспечение, имея в виду питание юных спортсменов при двухразовых тренировочных занятиях. При таком решении результативность работы многих спортивных школ, особенно сельских, значительно возрастет и тем самым повысятся потенциальные возможности всего детско-юношеского спорта. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |