ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА


Abstract

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN DURING PHYSICAL EDUCATION

I.V. Starodubtseva, Ph. D.

E.A. Korotkova, Dr. Hab., professor

Tumen State University, Tumen

Key words: children of preschool age, intellectual development, physical exercises.

The purpose of the research was the creation of a technique of physical education assisting the intellectual development of preschool children of 5-7 years. And the contents, forms, methods and means of their intellectual development were developed in the process of physical education.

The research has shown, that the means of physical training contain the unlimited opportunities not only for the decision of specific tasks of improvement of the physical status of the engaged ones, but also for the development of mental functions of a child. It proves the expediency of their use for the decision of the tasks of intellectual development.

The approbation of the developed technique of physical training directed on the intellectual development of preschool children of 5-7 years, proved its positive influence on the processes: logic and evident - shaped thinking, attention, perception, memory. It promotes the fast, strong, deliberate mastering of motor skills and the formation of physical qualities.


УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук И.В. Стародубцева
Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова

Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, умственное развитие, физические упражнения.

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития (С.Б. Шарманова, 1995; В.П. Озеров, 2002; А.А. Горелов и др., 2002).

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К. Спирина, 2000).

Вместе с тем многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997; В.А. Баландин, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Пегов, 2000, и др.). Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, 1998; О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2002). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, 1989; А.В. Запорожец и др., 1980; А.П. Ерастова, 1989).

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ. При анализе литературы мы обнаружили только несколько работ, посвященных практической реализации этого вопроса (И.К. Спирина, 2000; В.А. Баландин, 2001; И.Н. Селиверстова, 2003; Ф.Р. Козицына, 2002; Н.А. Фомина, 2004).

Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между многочисленными теоретическими данными, подтверждающими тесную взаимосвязь двигательного и умственного развития детей, и недостаточностью методик их сопряжённого развития.

Целью нашего исследования стало создание методики физического воспитания, содействующей умственному развитию дошкольников 5-7 лет, в связи с чем были разработаны содержание, формы, методы и средства их умственного развития в процессе физического воспитания.

Определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников содействие гармоничному формированию их личности, мы обозначили два блока задач: специфические , суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей; и общепедагогические , предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.

Для эффективного решения этих задач традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию, отражённое в типовой "Программе воспитания и обучения детей в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, 1987), было дополнено разделом учебной информации, представленной в виде блоков: "Мой организм", "Мир движений", "Мир спортивных предметов". Кроме того, внесено изменение в структуру физкультурного занятия, являющегося основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. В дошкольной практике принята трёхэтапная структура физкультурного занятия, основанная на учёте физической работоспособности организма. Введение в физкультурное занятие задач умственного развития потребовало корректировки этой структуры для учёта особенностей не только физической, но и умственной работоспособности детей. Была разработана четырёхэтапная структура занятия, включающая предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы, благодаря чему достигается равномерное сочетание задач умственного развития с задачами физического совершенствования в различных частях физкультурного занятия.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости" (А. Бине). Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).

2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций (Н.А. Бернштейн, 1947), лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

Для увеличения эффективности методики была выделена четвёртая группа упражнений, оказывающих прямое влияние на умственное развитие дошкольников в процессе физического воспитания.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер и др., 1978), прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Например, ходьба и бег, включённые в подготовительную часть занятия, превращались в игру "Слушай-действуй!", во время которой дети должны были выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку - подскоки; под вальс - кружение и т.д., что способствовало не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Подобные задания с большим интересом воспринимались всеми детьми экспериментальной группы (ЭГ). Педагогические наблюдения выявили повышение познавательной активности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии. Однако на первом этапе детям с трудом удавалось удерживать внимание на осуществляемом движении во время выполнения упражнений умственной направленности. Потребовался ряд вводных занятий (10), на которых доля упражнений для развития умственной сферы постепенно увеличивалась.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Необходимость объединения в учебном процессе умственной и двигательной деятельности привела к разработке последовательности подбора оптимальных методов и методических приёмов обучения. В процессе обучения педагог одновременно или последовательно использует методические приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни из них можно условно назвать "ведущими", а другие "вспомогательными". На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности метод упражнения (целостного или расчленённого). Словесные и наглядные методы выполняют функцию вспомогательных. Исходя из этого мы сочли целесообразным представить возможные варианты последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям.

Например, для совершенствования действий наглядно-образного мышления физическое упражнение (практические методы) целесообразно выполнять с опорой на зрительные ориентиры после изучения схематического изображения двигательного действия (наглядные методы). Действия же логического мышления более продуктивно будут развиваться при реализации физического упражнения (практические методы) после поиска оптимальных способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией с последующим анализом и коррекцией ошибок, допущенных по ходу выполняемого действия (словесные и наглядные методы).

Для обеспечения контроля над уровнем умственного развития детей и своевременной коррекции учебного процесса были определены этапы контроля, его формы и ответственные специалисты. Так, на предварительном этапе контроль и оценку исходного уровня умственного развития детей осуществляет психолог ДОУ, владеющий знаниями, умениями и навыками в сфере психологического тестирования, текущий контроль - инструктор по физическому воспитанию и воспитатель в ходе учебного процесса, преимущественно в форме фронтальных бесед. Итоговый контроль снова доверяется психологу ДОУ в форме тестирования.

Показатели прироста результатов в отдельных диагностических методиках умственного развития детей старшей и подготовительной групп, %

№ 
п/п

Диагностическая методика

Показатели прироста

Старшая группа

Подготовит. группа

КГ, n=20

ЭГ, n=20

КГ, n=20

ЭГ, n=20

1

«Схематизация»
(наглядно-образное мышление)

17,6

48,9

48,9

39,6

2

«Систематизация»
(логическое мышление)

8,2

42,9

42,9

63,2

3

«Эталоны»
(восприятие)

13,9

29,8

29,8

18,2

4

«Перцептивное моделирование»
(восприятие)

28,3

40,4

40,4

28,6

5

«Проставь значки»
(внимание)

35,7

74

74

50,2

6

«Выучи слова» 
(память)

24,3

33,6

33,6

15,1

Таким образом, разработанная методика позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Эффективность разработанной методики выявлялась при помощи метода психологического тестирования. Были использованы стандартизированные диагностические методики, разработанные научным коллективом авторов под руководством Л.А. Венгера (1978): "Эталоны" и "Перцептивное моделирование" для изучения уровня развития восприятия (О.М. Дьяченко и В.В. Холмовская), "Схематизация" (Р.И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-образного мышления, "Систематизация" (Н.Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления.

По итогам тестирования в начале и в конце учебного года вычислялся интегральный показатель уровня умственного развития каждого из детей. Для этого баллы, полученные ребёнком за выполнение заданий по каждой из четырёх методик, суммировались и переводились в стандартный балл (от 1 до 20). Дополнительно у детей обеих групп было исследовано состояние памяти и такие свойства внимания, как переключение и распределение: методики "Выучи слова" и "Проставь значки" (Р.С. Немов, 2000).

Анализ данных, полученных после проведения исследования, выявил достоверно лучшие показатели умственного развития у детей ЭГ. Так, в результате целенаправленного педагогического воздействия в старшей группе (5-6 лет) средний интегральный показатель умственного развития увеличился с 3,4 до 5,8 балла. У детей подготовительной группы (6-7 лет) зафиксировано повышение с 5,8 до 8,7 балла. В контрольной группе (КГ) результаты увеличились с 3,5 до 4,4 балла в старшей группе и с 5,2 до 7,1 балла в подготовительной. Наибольший прирост результатов был отмечен у детей с высокой двигательной активностью . Выполняя двигательные действия в сочетании с упражнениями умственной направленности, они в значимой для себя деятельности совершенствовали процессы, лежащие в основе умственного развития. По отзывам педагогов, изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений.

Проведение занятий по разработанной методике позволило детям ЭГ достичь более высокого прироста по всем показателям (см. таблицу). Значительное влияние методика оказала на развитие действий логического и наглядно-образного мышления. У детей старшей группы прирост составил соответственно 42,9 и 48,9%, а в подготовительной - 63,2 и 39,6%. Это объясняется тем, что в процессе традиционных занятий данные виды мышления часто являются невостребованными и не получают достаточного развития в отличие от занятий, использующих разработанную методику, под влиянием которой существенно изменились и показатели развития внимания. Прирост данного качества в ЭГ составил 74% в старшей и 50,2% в подготовительной группе.

Проведённое исследование показало, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач умственного развития.

Апробация разработанной методики физического воспитания, направленной на умственное развитие дошкольников 5-7 лет, доказала её положительное влияние, оцениваемое на основе интегральных показателей и формирование таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физическому воспитанию: логического и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия, памяти, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических качеств.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!