ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА


Abstract

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY OF RURAL TEENAGERS IN CONDITIONS OF SCHOOL SPORTS CLUB

M.A. Pravdov, Dr. Hab., lecturer

A.S. Makhov, Post-graduate student

Shuya state pedagogical university

Key words: physical culture of person, rural school, school sports club, teenager, parents, physical preparedness.

The purpose of the research was to substantiate the system of sports work on the formation of physical culture of a personality of rural teenagers on the basis of taking into account their sports interests.

The pedagogical experiment with the participation of teenagers of a rural comprehensive school within the framework of sports club has shown, that the organization of the system of sports work can be effective at close cooperation of pedagogical collective of school, children and their parents and interaction with all infrastructure of rural society.

The offered system of occupations of physical exercises with the pupils of 7-16 years in out-of-school work has not only a high improving effect, but also a significant educational value.


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

Доктор педагогических наук, доцент М.А. Правдов
Аспирант А.С. Махов

ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет"

Ключевые слова: физическая культура личности, сельская школа, школьный спортивный клуб, подросток, родители, физическая подготовленность.

Введение. Современная система физического воспитания сельских школьников характеризуется однообразием форм физкультурно-спортивной работы. В отличие от городских сверстников у учащихся сельских школ нет столь широкого выбора средств для занятий физической культурой. Противоречие между необходимостью формирования физической культуры личности сельских школьников и отсутствием разработанных технологий требует пересмотра структуры и содержания физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в сельской местности.

Улучшение системы физкультурно-спортивной работы в сельской школе связано с совершенствованием организации физического воспитания, учитывающим спортивные интересы учащихся. Анализ исследований по проблеме показывает, что занятия физической культурой в школе будут наиболее эффективны при учете внутренних побуждений учеников, их интересов к занятиям. Отмечается, что правильная организация спортивной деятельности может стать действенным средством формирования здорового образа жизни детей и молодежи, будет способствовать формированию физической культуры личности, в том числе их творческой активности. Опираясь на концепцию спортизированного физического воспитания школьников, мы предприняли попытку организовать физкультурно-спортивную работу с сельскими подростками в условиях школьного спортивного клуба.

Цель исследования состояла в обосновании системы физкультурно -спортивной работы по формированию физической культуры личности сельских подростков на основе учета их спортивных интересов.

Организация и методы исследования . Исследование проводилось в период с 2001 по 2004 г. В нем участвовали сельские подростки 5-8-х классов (521 чел. из 4 сельских школ Ивановской и 1 сельской школы Нижегородской обл.). С целью совершенствования системы физкультурно-спортивной работы с сельскими школьниками была разработана экспериментальная программа школьного спортивного клуба для детей подросткового возраста. Основной экспериментальной площадкой была выбрана Колобовская общеобразовательная сельская школа.

Результаты и их обсуждение. Результаты наблюдений и анкетирования показали, что во многих сельских школах (78%) в силу ряда причин социального и экономического характера физкультурно-спортивная работа во внеурочное время отсутствует. При этом большинство опрошенных сельских школьников хотят заниматься различными видами спорта. Предварительное анкетирование позволило выявить спортивные интересы мальчиков-подростков. Было определено, что для большинства (67%) футбол является любимым видом спорта. Наряду с футболом 33% респондентов отметили как привлекательные такие виды спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис, гимнастику, различные виды единоборств и др.

Создание на базе сельской школы спортивного клуба "Колтекс" объясняется интересом детей к занятиям различными видами спорта (баскетболом, футболом, настольным теннисом). Для всех желающих (более 100 чел.) были созданы секции по видам спорта. В них занимались дети от 7 до 16 лет. Разновозрастной коллектив учащихся в каждой секции требовал особого построения структуры занятий. Из числа старшеклассников-спортсменов и родителей были выбраны ответственные за работу секции.

Наибольший интерес к занятиям физической культурой с подростками был отмечен у отцов, которые вместе со своими детьми занимались футболом. На базе спортивного клуба "Колтекс" из подростков и взрослых были созданы две футбольные команды. Тренировочные занятия проводились совместно на протяжении всего педагогического эксперимента на базе школьного спортивного зала и футбольном поле пос. Колобово. Еженедельно проводилось по две тренировки (по 60 - 90 мин). Обе команды являются постоянными участниками районных соревнований среди школ и коллективов физической культуры. На протяжении трех лет школьная футбольная команда неоднократно занимала призовые места. Подобная картина характерна и для других видов спорта, культивируемых в спортивном клубе.

Социологическое обследование, проводимое в процессе педагогического эксперимента, показало, что для подростков совместные со взрослыми футбольные тренировки способствуют формированию стойкого положительного отношения к физической культуре и спорту. Сельские подростки принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях. У них быстро складываются устойчивые спортивные интересы. При этом особую роль играет положительный пример взрослых, в частности отцов. Отмечено, что у 25% подростков (в основном у мальчиков, отцы которых занимались футболом совместно со своими сыновьями) изменились в положительную сторону отношения с родителями.

Занятия физической культурой и спортом способствовали формированию у детей дисциплинированности не только в условиях спортивного клуба и стадиона, но и в быту. Следует отметить, что популярностью у сельских подростков пользуются как соревнования и спортивные праздники, так и торжественные мероприятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и другие формы внеклассной работы. Все это служит популяризации физической культуры и спорта среди сельской молодежи, формированию у нее здорового образа жизни. Анализ деятельности школьного спортивного клуба показал, что за три года отсеялось лишь 7% воспитанников. Это подтверждает правомочность и жизненность выбранного направления организации системы физкультурно-оздоровительной работы с сельскими подростками.

Таблица 1. Средние значения результатов тестирования двигательных качеств у мальчиков 8-х классов сельских школ

Школа (поселок)

n

Тест

X

д

m

Колобове

20

30 м, с

4,735

0,290689

0,066689

20

1000 м, мин

4,0855

0,287044

0,065852

20

Прыжок в длину с места, см

210,5

10,13332

2,324743

20

Подтягивание, колич. раз

7,3

2,273416

0,521557

20

3x10 м, с

7,51

0,291818

0,066948

Китово

20

30 м, с

5,115

0,30483

0,069933

20

1000 м, мин

4,509

0,339766

0,077948

20

Прыжок в длину с места, см

197,15

8,91052

2,044214

20

Подтягивание, колич. раз

5,35

2,796144

0,641479

20

3x10 м, с

7,825

0,248945

0,057112

Луговое

20

30 м, с

4,915

0,200722

0,046049

20

1000 м, мин

4,361

0,423779

0,097222

20

Прыжок в длину с места, см

196,35

11,99682

2,752259

20

Подтягивание, колич. раз

6,05

2,665076

0,61141

20

3x10 м, с

7,79

0,242574

0,05565

Сокольское

20

30 м, с

5,055

0,24165

0,055438

20

1000 м, мин

4,3835

0,368714

0,084589

20

Прыжок в длину с места, см

197,35

15,17711

3,481868

20

Подтягивание, колич. раз

5,55

2,459675

0,564288

20

3x10 м, с

7,74

0,221003

0,050701

Васильевское

20

30 м, с

5,135

0,354334

0,08129

20

1000 м, мин

4,392

0,41661

0,095577

20

Прыжок в длину с места, см

200,75

12,87133

2,952885

20

Подтягивание, колич. раз

5,95

2,892367

0,663555

20

3x10 м, с

7,79

0,25526

0,058561

Таблица 2. Достоверность различий средних значений в тестах у подростков 8-х классов (t-критерий Стьюдента)

№ п/п

Двигательные действия

Табл. знач.
t
(0,05)
при 
f =38

t-критерий

Сравниваемые школы

Колобово -Китово

Колобово -Луговое

Колобово -Сокольское

Колобово -Васильевское

1

30 м

2,02

3,93238*

2,22105*

3,68993*

3,80427*

2

1000 м

4,15029*

2,34618*

2,77986*

2,64073*

3

Прыжок в длину с места

4,31246*

3,927623*

3,140954*

2,594337*

4

Подтягивание

2,358631*

1,555415

2,277452*

1,599536

5

3x10 м, с

3,57959*

3,21628*

2,73875*

3,14797*

* Различия достоверно значимы, р < 0,05.

В ходе проведения педагогического эксперимента ежегодно за учащимися всех сельских школ осуществляли педагогический контроль. Во всех экспериментальных группах (ЭГ) наблюдался рост уровня физической подготовленности, что связано с естественными процессами роста и развития организма школьников. При этом у детей из ЭГ сельской общеобразовательной школы пос. Колобово отмечены более высокие показатели уровня физической подготовленности и меньшее количество простудных заболеваний в течение учебного года.

Результаты тестирования развития физических качеств у юношей 8-х классов, тренирующихся по футболу в школьном спортивном клубе "Колтекс" на протяжении трех лет, свидетельствуют о достоверно значимых приростах регистрируемых показателей (табл. 1 и 2, рисунок).

В конце педагогического эксперимента показатели ценностных ориентаций, уровень знаний и умений по основам здорового образа жизни у сельских подростков 7-8-х классов ЭГ выше, чем у их сверстников из КГ других сельских школ.

Заключение. Педагогический эксперимент с участием подростков сельской общеобразовательной школы в рамках спортивного клуба показал, что организация системы физкультурно-спортивной работы может быть эффективной при тесном сотрудничестве педагогического коллектива школы, детей и их родителей и взаимодействии со всей инфраструктурой сельского социума. Организация физкультурно-спортивной работы в условиях школьного спортивного клуба предоставила более широкие возможности для соревновательной деятельности и способствовала привлечению педагогического коллектива и родителей к воспитанию основ здорового образа жизни в семье. Предложенная система занятий физическими упражнениями с учащимися 7-16 лет во внешкольной работе имеет не только высокий оздоровительный эффект, но и значительную воспитательную ценность. Педагогические возможности физкультурно-спортивной деятельности позволили поставить заслон негативным наклонностям подростков, корректировать поведение, сохранять и укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни, основы физической культуры личности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!