ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА


Abstract

IMPLEMENTATION OF ORIGINAL RUSSIAN NATIONAL WRESTLING "By collar" (za vorotok) in modern system of physical education

V.A. Kitmanov, Ph. D., lecturer

A.V. Skvortsov, Post-graduate student

The Tambov state university, Tambov

Key words: hand-to-hand competitions, national struggle, sign function.

One can speak with confidence, that national hand-to-hand competitions are a steady element of culture of all traditional societies and carry out the essentially important functions in the life of a society and each member of it.

For the first time the author incorporates the bases for implementation of Russian national wrestling "by collar" (za vorotok) in the modern system of physical education. The further studying and development of national kinds of sports will enrich the Russian system of physical training with traditional elements of military competitive-game culture of Russian people, that will have a positive effect on the education of the rising generation.


ВНЕДРЕНИЕ САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ "ЗА ВОРОТОК" В СОВРЕМЕННУЮ СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Китманов
Аспирант А.В. Скворцов

Тамбовский государственный университет, Тамбов

Ключевые слова: рукопашные состязания , национальная борьба, знаковая функция.

Можно с уверенностью говорить, что народные рукопашные состязания являются устойчивым элементом культуры всех традиционных обществ и выполняют принципиально важные функции в жизни общества и каждого его члена.

Социальное значение народных состязаний столь велико, что сегодня они трансформировались в спортивные виды борьбы (греко-римская, вольная, самбо и т.п.), бокс, сават и т.п. В основе этих направлений лежат традиционные рукопашные состязания различных народов. В современном обществе для многих народов традиционные виды состязаний становятся способом национально-культурной идентификации. Народ сохраняет свою идентичность благодаря особенностям традиционной культуры. Национально-культурная идентификация представляется важнейшим элементом гражданско -патриотического воспитания и сохранения национальной самобытности. Таким образом, сегодня национальные состязания должны стать важным компонентом формирования и становления физической культуры и спорта [4].

В СССР правительство активно стимулировало процесс изучения национального спорта различных народов, населяющих страну, который вводился в комплексы ГТО союзных республик и автономных округов, становился неотъемлемой частью спартакиад и спортивных праздников. В советское время народные виды борьбы внедрялись в национальную систему физического воспитания: армянская борьба "кох", грузинская "чидаоба", таджикская "гуштини", узбекская "кураш", казахская "курес", киргизская "куреш", армянская кох", азербайджанская "гюлеш" и др.

Сегодня в России народные виды борьбы развиваются в Татарстане, Башкортостане, у многих народов Севера и т.д.

В 2004 г. в Туве депутатами Законодательной Палаты Великого Хурала единогласно принята республиканская целевая программа "О развитии в Туве национальной борьбы "хуреш". Теперь обучение этому распространенному в республике национальному виду спорта войдет в школьную программу. Мало того, предложено разработать эмблему тувинской национальной борьбы и использовать ее как национальный символ за пределами республики.

К сожалению русская национальная борьба не получила должного развития, хотя попытки предпринимались. Об этом говорил и писал известный в СССР журналист Б.М. Чесноков. В 1955 г. в журнале "Теория и практика физической культуры" им была опубликована статья под названием "Русская народная борьба", в ней автор предпринял попытку изучить исторические формы русской борьбы и выделить ее знаковые национальные особенности [2].

Явления традиционной культуры в социальной сфере выступают обычно и как некие знаки, выражающие, в частности, принадлежность к определенной этнической общности.

Ученые полагают [2, 4], что тот или иной компонент традиционной культуры выполняет такую знаковую функцию прежде всего тогда, когда сами носители определяют его как типичный для своего народа, отличный от подобных явлений у других этносов [1]. Выполняют этническую знаковую функцию и традиционные русские воинские состязания, на что обратил внимание доктор исторических наук Б.В. Горбунов в своем фундаментальном труде "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских" [2]. В.И. Даль [5], характеризуя соревнования русских в борьбе, отмечал, что "русские борются либо с носка - одной рукой за ворот, а другой не хватать; либо накрест руками, через плечо и под силки, и валяют через ногу, подламывают под себя и, припадая на колено, перекидывают через себя"; в отличие от них "татары и башкиры закидывают друг другу пояс на поясницу, не хвататься за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать и подставлять носков не дозволяется", а "калмыки, полунагие, в одних портках, сходятся, кружа друг около друга, и вцепляются как попало, ломая друг друга по произволу" [3]. Таким образом, в России существовали виды состязаний в борьбе: "за вороток" и "в обхват", которые обладали явно выраженными чертами и были характерны только для русских, играя роль этнического знака.

Существовали и другие разновидности борьбы, которые имеют много общего с борьбой древних народов. В данной статье мы их не рассматриваем, так как они не обладают явно выраженным этническим своеобразием.

На первом этапе исследования нами были проанализированы формы традиционных рукопашных состязаний, распространенные в России во второй половине XIX - первой половине XX в. Перед нами встала задача из всего многообразия конкретных видов состязаний выбрать формы, наиболее полно отражающие самобытность народного спорта русских. Так, весьма яркой самобытностью обладает борьба "за вороток". Этот вид борьбы, характерный для русских, имеет свою этническую особенность -захват за ворот, что и дало название. Борьба "за вороток" была популярна и в Украине и называлась "навгрудки". Это говорит о перспективе ее развития как международного вида.

Анализ законодательства РФ о физической культуре и спорте в области национальных видов спорта показал возможность внесения русской национальной борьбы в единый спортивный классификатор через органы по физической культуре и спорту субъектов федерации, в которых получили развитие соответствующие национальные виды спорта.

Представляется, что задача развития национальной борьбы, которая состоит из двух основных этапов:

1. Этап разработки и апробации правил по национальной борьбе.

2. Этап создания устойчивой группы спортсменов и внедрения вида в спортивную практику.

На первом этапе совместно со СДЮШОР единоборств г. Тамбова, Тамбовской областной культурно -спортивной организацией "Борсек" были разработаны и апробированы правила соревнований по русской национальной борьбе "за вороток".

Второму этапу предшествовал цикл семинаров, которые проводились для тренеров рукопашного боя и учителей физической культуры. Всего в семинарах приняли участие более 50 человек. Слушателям был предложен курс лекций о национальных видах спорта, а также правилах проведения соревнований по русской национальной борьбе "за вороток". Сегодня в регионах РФ развиваются татаро-башкирская "куреш", тувинская "хуреш", якутская "хапсагай", бурятская "барильда", чувашская "керешу" и др. Все эти виды развиваются как национальные. Спортивные разряды по ним присуждаются в соответствии с классификациями, разработанными органами по физической культуре субъектов федерации.

С 2001 г. стали регулярно проводиться соревнования по борьбе "за вороток", вид получил массовое распространение в городах области, что послужило основанием для его внесения в классификацию. 18 ноября 2003 г., в соответствии с разделом II Положения о единой всероссийской спортивной классификации на 2001 - 2005 гг. коллегией Комитета по физической культуре и спорту Администрации Тамбовской области утверждена классификация мастерства по русскому рукопашному бою как русскому национальному виду спорта, получившему развитие в Тамбовской области и включающему в себя на сегодняшний день виды соревнований (дисциплины): борьба "за вороток", групповой кулачный бой "стенка на стенку", прикладной бой "рукопашка".

Таким образом, впервые заложены основы для внедрения русской национальной борьбы "за вороток" в современную систему физического воспитания.

Дальнейшее изучение и развитие национальных видов спорта обогатит отечественную систему физического воспитания традиционными элементами воинской состязательно-игровой культуры русского народа, что, безусловно, положительно скажется на воспитании подрастающего поколения.

Литература

1. Тедорадзе А.С. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX - первая половина XX в. Тамбов, 2002, с. 4,169.

2. Чесноков Б.М. Русская народная борьба // Теория и практика физ. культуры. М., 1955, №11, с. 842-847.

3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.,1971, с. 317.

4. Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. М., 1999, с. 209-211.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.,1981. - 699 с.; Т. 2. М., 1981. - 779 с.; Т. 3. М., 1982. - 556 с.; Т. 4. М., 1982. - 684 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: