ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВУШЕК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТРОЙНОМ ПРЫЖКЕ Кандидат
педагогических наук, доцент Е.П.
Врублевский Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск В настоящее время недостаточная изученность вопроса построения структурных компонентов макроцикла в тройном прыжке у женщин не позволяет дать конкретные рекомендации по дифференцированному подходу к выбору тренирующих воздействий. Рекомендуемые количественные величины нагрузок и их соотношение в процессе многолетней подготовки не имеют экспериментального обоснования, а используемые методы контроля подготовленности спортсменок различной квалификации базируются на эмпирической основе. Цель исследования - разработка инновационной программы построения годичного цикла подготовки индивидуальной направленности для прыгуний тройным 15-17 лет на этапе углубленной тренировки. Для определения количественных параметров основных тренировочных средств и способа их организации в годичном цикле у прыгуний статистическому анализу были подвергнуты 28 вариантов построения годичного цикла тренировки спортсменок различной квалификации (от II спортивного разряда до мастера спорта международного класса), специализирующихся в тройном прыжке с разбега. С целью определения уровня специальной подготовленности с помощью педагогических контрольных испытаний были обследованы 42 спортсменки различной квалификации, условно разделенные на две группы. В первую группу (средний результат в тройном прыжке с разбега составил 11,80 м) вошли прыгуньи III-I спортивных разрядов (n=26), во вторую - квалифицированные спортсменки - кандидаты и мастера спорта (n=16), имеющие средний результат 13,12 м. Измерение силовых показателей мышц проводилось методом компьютерной тензодинамометрии с регистрацией и анализом кривой изменения усилий во времени. Были записаны и обработаны тензодинамограммы проявления силовых характеристик группами мышц нижних конечностей, несущих основную нагрузку при выполнении прыжковых упражнений. В антропометрических и динамометрических исследованиях участвовал и 19 прыгуний III-I спортивных разрядов, специализирующихся в тройном прыжке. В результате проведенных исследований выявлены доминантные морфологические показатели, имеющие высокую информативность для эффективного выбора индивидуальных тренирующих воздействий. Информативными морфологическими показателями, имеющими наибольшую взаимосвязь с результатом в тройном прыжке с разбега у девушек 15-17 лет, являются: длина (r=0,710-0,866) и масса (r=0,648-0,835) тела, длина бедра (r=0,748-0,784) и голени (r=0,722-0,760), общая мышечная масса (r=0,831-0,864) и мышечная масса бедра (r=0,824-0,842). Данные морфологические характеристики определяют двигательные действия в опорно-безопорных фазах при выполнении тройного прыжка спортсменками III-I разрядов. Характерно, что по мере роста спортивной квалификации достоверно (p<0,05) повышается влияние показателей длиннотных размеров нижних конечностей и мышечной массы тела прыгуний при некотором уменьшении жировой массы. Установлено основополагающее значение уровня развития силовых и скоростно-силовых показателей мышц нижних конечностей спортсменок для достижения высоких результатов в тройном прыжке. В процессе роста спортивного мастерства прыгуний тройным динамично повышается уровень развития силы мышц нижних конечностей (р<0,01), однако динамометрические показатели изменяются иерархично. У спортсменок II разряда выявлено существенное увеличение градиента силы мышц - разгибателей туловища (на 40,0%), подошвенных сгибателей стопы (в среднем на 23,5%) по сравнению с прыгуньями III разряда. Вместе с тем значения максимальной силы увеличиваются менее интенсивно для силы мышц - разгибателей ног (на 15,5%) и становой силы (на 11,9%). Увеличение силовых показателей у прыгуний I спортивного разряда становится более выраженным. В частности, зарегистрировано увеличение абсолютного значения силы исследуемых мышц и их градиентов. Наибольший достоверный прирост по отношению к показателям спортсменок II разряда выявлен для градиента силы мышц - разгибателей туловища (на 61,2%), подошвенных сгибателей стопы (в среднем на 82,1%), сгибателей бедра (в среднем на 39,1%). Анализ взаимосвязи динамометрических показателей прыгуний с результатом в тройном прыжке показал, что на этапе начальной специализации (II-III спортивны е разряды) наиболее выражено влияние показателей абсолютной силы мышц - сгибателей бедра (r=0,846) и мышц - разгибателей туловища (r=0,832), которое характеризует общую силовую подготовленность спортсменки. У спортсменок -перворазрядниц ведущую роль играют показатели градиента силы мышц, а также значения силы, достигаемой за 0,1 с, что является следствием существенного повышения роли скоростно-силовой подготовленности прыгуний тройным. Таким образом, в качестве одного из условий развития процесса становления спортивного мастерства прыгуний выступают компенсаторно-приспособительные перестройки опорно-двигательного аппарата спортсменок, которые формируются со специфической закономерностью. При этом реализация двигательных способностей становится более качественной. В структуре подготовленности прыгуний тройным преобладают рост скоростно-силовых показателей и значимост ь морфологических признаков. Корреляционный анализ выявил различный уровень взаимосвязи между комплексом тестов, оценивающих силовые и скоростные способности, и результатом в тройном прыжке у спортсменок различной квалификации. Установлена высокая корреляционная взаимосвязь результата в тройном прыжке с разбега у спортсменок III-I спортивных разрядов с показателями в прыжках в длину (r = 0,782) и тройным (r = 0,818) с места, в длину с разбега (r = 0,811). Несколько ниже коэффициенты корреляции с результатами в бросках ядра, стоя лицом (r = 0,723) и спиной (r = 0,648) в сторону метания. У девушек исследуемой группы отмечается достаточно высокая взаимосвязь спортивного результата в тройном прыжке с длиной (r = 0,792) и массой (r = 0,836) тела. У спортсменок высокой квалификации (КМС-МС) значительную корреляцию с результатом имеет показатель в тройном прыжке с половины разбега (r = 0,944) и с возвышения 50 см (r = 0,906), а также в прыжках с ноги на ногу на 100 м (сумма количества шагов и времени выполнения) (r = -0,910). С ростом спортивного мастерства увеличивается взаимосвязь результата в основном упражнении и показателей в броске ядра вперед (r = 0,848) и назад (r = 0,736). В то же время влияние характеристик длины (r = 0,623) и массы (r = 0,634) тела снижается. Характерно, что у прыгуний низкой квалификации наблюдается отрицательная корреляция между длиной тела и скоростно-силовыми показателями (броском ядра, прыжком в длину с места). Это указывает на то, что более рослые спортсменки имеют преимущественно низкие скоростно -силовые показатели, и отражает тот факт, что рост силы мышц у более молодых спортсменок не успевает за их антропометрическими характеристиками. В этой связи определяется необходимость опережающей направленности обучающих и тренирующих воздействий. Можно полагать, что функциональная специализация опорно-двигательного аппарата прыгуний не должна быть следствием пассивного приспособления к условиям соревновательной деятельности. Необходимо в соответствии с индивидуальной биоритмологической предрасположенностью возрастного развития спортсменок и их конституционными особенностями заранее достигать специфических морфофункциональных перестроек опорно-двигательного аппарата, что явится основой для динамичного роста спортивных достижений. На следующем этапе изучалась специфика организации подготовки в годичном цикле у спортсменок различной квалификации. Статистическому анализу были подвергнуты варианты индивидуального планирования круглогодичной тренировки высококвалифицированных прыгуний (КМС-МС) тройным (n=16) и спортсменок I-II спортивных разрядов (n=12). Динамика основных тренировочных средств, рассчитанных в процентах от суммарного годового объема (принятого за 100%), позволила установить характер и направленность распределения средств подготовки по месяцам (см. таблицу). Анализ полученных данных показал большую вариативность величин нагрузки по каждой группе средств специальной подготовки. Особенно это относится к объемам упражнений с отягощением и бегу с максимальной скоростью. Безусловно, тренировочная нагрузка по своему содержанию, объему и распределению носит индивидуальную направленность, которая в то же время должна быть выражена в пределах общих закономерностей, обуславливающих наиболее рациональные формы построения тренировки. Наличие значительной вариативности общего объема основных средств тренировки у прыгуний тройным высокой квалификации мы связываем с тем, что в настоящее время нет объективных научных данных о величине различных тренировочных нагрузок как в годичном цикле, так и в его структурных составляющих. Анализ общегодовых объемов свидетельствует, что у прыгуний I и II спортивных разрядов отмечен существенно меньший объем тренировочной нагрузки. При этом наибольшее различие установлено в выполнении упражнений с отягощением - 23,3% от годовой нагрузки высококвалифицированных прыгуний (p<0,05). Несколько выше процент (28,6%) объема прыжков с полного разбега. Наиболее близки годовые объемы у квалификационных групп прыгуний при выполнении бега с максимальной и субмаксимальной скоростью (соответственно 74,4 и 61,5% от зафиксированных объемов бега у спортсменок высокой квалификации). Существенно различается распределение нагрузки по этапам круглогодичной тренировки. Так, если у спортсменок высокой квалификации наблюдается волнообразный характер распределения объема тренировочной нагрузки и сосредоточение средств на отдельных этапах подготовки, то для прыгуний I и II спортивных разрядов характерно относительно равномерное распределение объема нагрузки при одновременном (параллельном) использовании средств общей, специальной и технической подготовки. Различия в общегодовых объемах средств подготовки объяснимы разницей в уровне мастерства спортсменок, а хаотичное распределение средств в годичном цикле и применение больших объемов тренировочной нагрузки, когда в них нет острой необходимости, свидетельству ют об отсутствии объективной системы в организации тренировочной нагрузки, эффективных методических принципов ее распределения на этапе углубленной тренировки прыгуний. Анализ структуры подготовленности прыгуний тройным различной квалификации, материалы построения их тренировочного процесса, а также имеющиеся научные достижения в области спортивной тренировки послужили основой для разработки программы подготовки спортсменок, специализирующихся в тройном прыжке, на этапе углубленной тренировки. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях тренировочного процесса и носил сравнительный характер. В первый год на основании исходных данных об уровне подготовленности определены состав и системность применяемых средств, их объемы, а также установлены темпы прироста спортивного результата. Во второй год целенаправленно решались задачи специальной подготовки с учетом разработанных основных направлений индивидуализации тренировочного процесса прыгуний. С помощью уравнений регрессии определялись конкретные ориентировочные величины специальной подготовленности спортсменок для достижения запланированных результатов в тройном прыжке с разбега. Полученные данные служили ориентиром, указывающим на степень соответствия между запланированным и достигнутым, что позволяло корректировать направленность тренирующих воздействий, регламентировать содержание средств и методов и тем самым эффективно индивидуализировать учебно-тренировочный процесс спортсменок. На каждом этапе подготовки проводился контроль не только за уровнем специальной подготовленности, но и за текущим морфологическим статусом прыгуний. При планировании силовой нагрузки учитывались индивидуальные особенности спортсменок. С этой целью были построены графики, отражающие динамику показателей проявления основных двигательных качеств в зависимости от фаз овариально-менструального цикла, а также определены наиболее и наименее благоприятные периоды в мезоцикле для развития силовых и скоростно -силовых способностей. По результатам педагогического эксперимента установлено, что у спортсменок произошли изменения во всех контрольно-педагогических тестах. Наибольшие сдвиги отмечены в показателях прыжка с ноги на ногу на дистанции 100 м на время, тройного прыжка с возвышения (50 см) (p<0,05), проявления силы различных мышечных групп с учетом времени ее достижения (p<0,01). Распределение объема основных средств подготовки прыгуний тройным различной квалификации в годичном цикле тренировки (в процентах от общего объема за год)
Примечание. Верхняя строка - данные спортсменок высокой квалификации, нижняя - данные спортсменок II—I спортивных разрядов. Данные антропометрических характеристик показали, что в связи с применением направленных тренирующих воздействий из компонентов массы тела изменились те, которые соответствуют требованиям специфики опорно-двигательного аппарата спортсменок применительно к виду специализации. Во второй год эксперимента масса тела спортсменок увеличилась в среднем на 2,3 кг в основном за счет мышечного компонента. Последний возрос на 9%, а жировой компонент снизился на 18%. Уменьшились кожно-жировые складки на животе и бедре (p<0,01), задней поверхности плеча (p<0,05). Обобщенным критерием оценки разработанной инновационной программы стало достоверное улучшение спортсменками результата в тройном прыжке (в среднем на 75,3 см), которое произошло на основе достижения необходимого уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности. Темп прироста спортивного результата составил 6,8% против 2,5% в предыдущем году. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность индивидуального подхода при осуществлении тренировочного процесса спортсменок III - I разрядов, специализирующихся в тройном прыжке. Рост спортивных достижений спортсменок III - II разрядов основывается на выявлении и акцентированном развитии ведущих и "подтягивании" отстающих двигательных качеств, для прыгуний I разряда - на преимущественном развитии специальных скоростно-силовых и скоростных проявлений с учетом индивидуальных особенностей спортсменок. Таким образом, реализация инновационной программы тренировки прыгуний, смысловой направленностью которой выступают адекватность содержания тренирующих воздействий и их структурная организация в макроцикле индивидуальным возможностям спортсменок, способствует достоверному росту спортивных достижений на этапе углубленной тренировки. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |