УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: УРОКИ ПРОФЕС-
СИОНАЛИЗМА


Abstract

VALEOLOGICAL PREPAREDNESS OF TEACHERS AND PUPILS OF MODERN SCHOOL (ACCORDING TO SOCIOLOGICAL INTERROGATION)

F.R. Zotova, Ph. D., lecturer

Kama state institute of physical culture, Naberezhnye Chelny

Key words: innovational schools, valeologization of educations, Valeological preparedness, optimization of motor activity, psychosomatic health of modern pupils.

The purpose of the research was to examine the opinion of teachers and pupils of a modern school on the factors causing the peculiarities of the parameters of mental and physical health of pupils, and also the ways of their elimination. For this purpose the author carried out a questionnaire of teachers of innovational schools which pedagogical experience has made on the average 18 years.

During the research the author has revealed blanks and contradictions in the valeological preparedness of teachers and pupils of the modern school. The analysis of the level of knowledge and activity of pupils in the sphere of preservation and strengthening of health, the use of means of physical culture has highlighted the basic problems of the low valeological preparedness of modern pupils. The received results specify the necessity of creation at them motivations to preservation and strengthening of health, the formation of skills of healthy lifestyle.


ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
(ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Кандидат биологических наук, доцент Ф.Р. Зотова
Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны

Ключевые слова: инновационные школы, валеологизация образования, валеологическая подготовленность, оптимизация двигательной активности, психосоматическое здоровье современных школьников.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в жизни российского общества, выдвигают новые задачи перед системой общего образования, что обусловливает значительные изменения в ней, затрагивающие все звенья учебно-воспитательного процесса.

Рост информационной, эмоциональной и психической нагрузки на современного школьника, чрезмерная интенсификация учебной деятельности из-за внедрения в практику школьного обучения инновационных педагогических программ и методов, значительное увеличение продолжительности аудиторных занятий и объема домашних заданий, недостаточная двигательная активность (ДА) способствуют снижению качества здоровья российских школьников. По утверждению ряда российских исследователей [1, 10, 11, 17], проблема развития выраженного утомления (вплоть до переутомления), снижения адаптационных возможностей учащихся и уровня здоровья особо актуальна в условиях гимназического обучения.

Вышесказанное определяет актуальность поиска эффективных способов решения такой важной социально-педагогической проблемы, как сохранение психического и физического здоровья школьников в процессе обучения.

Многие педагоги, физиологи и специалисты по школьной гигиене предлагают различные варианты разрешения ситуации: пересмотр содержания образования, учебных программ, учебников [9,12], построение обучения на ценностно-антропологичеcкой основе, персонифицированное образование [3, 4, 13, 14], создание психолого-педагогического комфорта в школе [6], оптимизация ДА и модернизация системы физического воспитания школьников [2, 8, 16]. За последние годы появилось большое количество работ [5, 7, 15], в которых проблему сохранения психосоматического здоровья школьников предлагается решать через валеологизацию образования - валеологическое обеспечение образовательной деятельности, валеологическое образование школьников и учителей, создание атмосферы валеологической комфортности, валеологически обоснованное физическое воспитание учащихся и т.п.

Таким образом, анализ научно-методической литературы показал, что в ней содержатся разрозненные и нередко противоречивые утверждения авторов о способах и путях предупреждения переутомления, сохранения высокой работоспособности и здоровья учащихся современной школы. В ходе такого анализа нами выявлено противоречие между возрастающими требованиями современного общества к уровню образованности учащихся, качеству образования и тенденцией к снижению психосоматического здоровья современных школьников в последние 10-15 лет.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы оказывают отрицательное влияние на здоровье современных школьников?»

№ п/п

Какие факторы оказывают отрицательное влияние на здоровье современных школьников?

Распределение ответов в зависимости от педагогического стажа респондентов (ранг ответов)

До 10 лет

От 11 до 24 лет

От 25 лет и выше

Всего

1

Употребление алкоголя

9

5

7

6

2

Плохие материально-бытовые условия

5

4

7

4

3

Ухудшение экологической обcтановки

1

1

1

1

4

Неосведомленность в вопросах полового воспитания

15

14

14

15

5

Курение

10

11

12

12

6

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

8

7

4

7

7

Недостаточность физической нагрузки

3

2

2

2

8

Неэффективность профилактических мероприятий

14

13

9

13

9

Стрессовые ситуации

6

3

12

3

10

Низкое качество медицинской помощи

12

12

10

11

11

Непрочность семьи, одиночество

13

8

15

14

12

Перегруженность школьной программы

4

4

6

5

13

Отсутствие навыков здорового образа жизни

7

9

8

8

14

Потребление наркотиков, токсикомания

11

6

5

9

15

Ограничение двигательной активности

2

10

11

10

Целью нашего исследования является изучение мнения педагогов и учащихся современной школы о факторах, обусловливающих особенности показателей психического и физического здоровья школьников, а также путях их устранения. Для этого нами был проведен анкетный опрос учителей инновационных школ (n=238), педагогический стаж которых составил в среднем 18 лет.

Анализ ответов на вопрос: "Как Вы оцениваете состояние здоровья современных школьников?" показал, что более половины опрошенных педагогов (62,3%) оценивают здоровье учащихся как удовлетворительное; 30,7% - как плохое и только 7% - как хорошее. Оценивая отрицательное воздействие различных факторов на параметры здоровья учащихся, респонденты особо выделяют экологическое неблагополучие региона, недостаточность физической нагрузки и стрессовые ситуации (табл. 1).

По мнению 20,7% педагогов, участвовавших в опросе, обучение в инновационных школах не влияет отрицательно на состояние здоровья гимназистов (лицеистов). Что "это зависит от организации учебно-воспитательного процесса", ответили 67,8% респондентов, и только 11,5% считают, что обучение в гимназии обязательно сопровождается снижением качества здоровья.

В средствах массовой информации, в научных публикациях зачастую можно встретить точку зрения педиатров, гигиенистов, физиологов, педагогов, что при любых инновациях приносится в жертву здоровье школьников, т.е. снижение качества здоровья - обязательная издержка инновационного обучения. Однако подавляющее большинство участвовавших в анкетировании учителей считают, что при умелой организации учебно-воспитательного процесса можно избежать переутомления школьников и сохранить их физическое и психическое здоровье.

Принимая во внимание, что все учителя, участвующие в анкетном опросе, представляют инновационные школы (гимназии, лицеи), большинство из которых причислены к лучшим школам Татарстана, необходимо учитывать и такую точку зрения.

Анализ ответов на вопрос: "Какие особенности инновационного обучения негативно влияют на состояние здоровья учащихся этих школ?" показал, что первое место занимает высокая требовательность родителей и учителей к учащимся, их учебным успехам обусловливают отрицательные показатели психического и физического здоровья гимназистов (табл. 2).

Такие результаты согласуются с литературными данными, утверждающими, что "искусственно создаваемая в школе и семье престижность отличных оценок изматывает детей, лишает их свободного времени, радости детства, многообразия интересов, подрывает их здоровье...".

Второе место в списке факторов, снижающих здоровье гимназистов, респонденты отводят большому объему домашних заданий. 64 участника опроса вообще считают, что это - главный фактор, подрывающий здоровье современных школьников.

В третью очередь, по мнению опрошенных учителей, на состояние здоровья учащихся инновационных школ негативно влияет трудность учебного материала. В ходе частной беседы учителя поделились мнением, что намерение гимназистов поступить в престижные вузы России, желание учителей обеспечить высокую конкурентоспособность гимназистов на предметных Олимпиадах и при поступлении в вуз обязывает их подбирать усложненные программы обучения, разбирать больший объем учебного материала как на уроке, так и вне его. Вероятно, это способствует тому, что многие гимназисты заканчивают учебный год с признаками ярко выраженного переутомления.

Многие учителя утверждают, что большой объем непрофильных предметов также повышает учебную нагрузку гимназистов и способствует снижению параметров здоровья.

Поиск эффективных способов борьбы с переутомлением, сохранения и укрепления здоровья школьников требует изучения мнения учителей современной школы, участвующих в исследовании, о первоочередных мерах, нужных для решения данных задач.

По мнению педагогов, для укрепления здоровья детей и подростков необходимы прежде всего оптимизация режима учебы и отдыха, нормализация двигательной активности. Существенное значение для решения такой важной проблемы, как здоровье подрастающего поколения, имеет увеличение материальных затрат. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий и создание психологического комфорта в школе, по утверждению респондентов, также позволит сохранить здоровье современных школьников.

Любопытно, что значительно меньшее место в поддержании здоровья школьников педагоги отводят школьной валеологической службе и созданию специальных школьных программ.

Введение в школьный курс учебного предмета "Валеология" ("Основы здоровья") и создание валеологической службы в отдельных школах, по утверждению опрошенных педагогов, не принесли особых результатов. Более того, многие учителя назвали эту тенденцию "очередной компанейщиной", утверждая, что "лучше пусть школьники лишний раз побегают, попрыгают, чем будут теоретизировать о здоровье, о рациональном питании и т.д.".

Возможно, это объясняется недостаточным профессионализмом школьных валеологов, излишней "теоретизацией" проблемы.

По мнению большинства педагогов, основную роль в оздоровительной работе с учащимися должны играть родители и сами школьники. Существенную роль в этой работе педагоги отводят также учителям и администрации, медицинским работникам школ. При этом 100% опрошенных педагогов подчеркивают, что формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) необходимо начинать с момента поступления ученика в школу.

Многие опрошенные утверждают, что оздоровительная работа может быть эффективной только в случае активного участия в ней самих школьников. 32 респондента считают, что учащиеся в первую очередь должны заботиться о состоянии собственного здоровья, "строить свое здоровье". По мнению опрошенных учителей, установку на личную ответственность школьника за свое физическое состояние необходимо прививать совместными усилиями родителей, учителей и администрации.

Анализ ответа на вопрос: "Какие формы работы по формированию здорового образа жизни у школьников Вы используете в своей деятельности?" показал, что значительная часть педагогов (85,7%) проводит беседы о влиянии вредных привычек на здоровье, работают с родителями в этом направлении 64,7% опрошенных. Меньше внимания педагоги уделяют агитационной работе, проведению тематических вечеров и дискуссий по вопросам сохранения здоровья (26,9 и 29,4% соответственно). Думается, что причина такой пассивности в отношении просветительской работы и тематических дискуссий объясняется в определенной степени малой информированностью педагогов о формах такой работы. (Между тем в ходе формирующего эксперимента нами была доказана эффективность информационно -просветительской работы по формированию ЗОЖ. Так, нами были организованы конкурсы плакатов "Твое здоровье - в твоих руках", "Наркотикам - нет!", стенды "Книга рекордов школы", организованы "Гиннес-шоу", конкурсы "Самый спортивный класс", "Самый здоровый школьник" и другие, в которых активно участвовали школьники разного возраста.)

По утверждению большинства педагогов, формирование ЗОЖ должно осуществляться прежде всего на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультуры и биологии. Интересно, что ни один из опрошенных учителей не выбрал варианта ответа "это не входит в функциональные обязанности учителя", подтверждая тем самым, что "учителя в ответе за формирование установки на ЗОЖ".

Анализ валеологической подготовленности респондентов показал, что около половины педагогов (46,5%) не удовлетворены своей информированностью в области ЗОЖ и навыками в его ведении. При этом систематически физическими упражнениями занимаются лишь 16,8% опрошенных учителей. Среди причин, обусловливающих пассивное отношение к занятиям физической культурой, педагоги называют в первую очередь такие, как отсутствие свободного времени и терпения, усталость, которую они испытывают к концу рабочего дня (см. рисунок).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос об особенностях практики инновационного обучения

№ п/п

Какие особенности практики инновационного обучения негативно влияют на состояние здоровья учащихся?

Распределение ответов в зависимости от педагогического стажа респондентов (ранг ответов)

до 10 лет

от 11 до 24 лет

от 25 лет и выше

Всего

1

Трудность учебного матери ала

5

1

5

4

2

Большой объем непрофильных уроков

2

4

2

3

3

Нерационально составленное расписание

7

5

7

7

4

Большой объем домашних заданий

3

2

3

2

5

Применение экспериментально не обоснованных учебных программ, учебников

2

6

4

6

6

Игнорирование индивидуальных особенностей учащихся

1

3

6

5

7

Высокая требовательность родителей и учителей к учащимся

4

1

1

1

8

Отрицательное влияние конкуренции в учебе на межличностные отношения учащихся

6

7

8

8

Распределение ответов на вопрос: "Какие причины мешают Вам заниматься физической культурой и спортом?"

Для воздействия на свое здоровье и физическое состояние педагоги чаще всего используют сауну, лекарственные препараты и массаж; менее популярны - диета, аутотренинг и дыхательные упражнения.

Особо следует подчеркнуть, что подавляющее большинство педагогов не курят (89,7%), не употребляют алкогольных напитков (39,8%) или делают это чрезвычайно редко (59,3%) и никогда не употребляли наркотиков. Учитывая анонимность анкет, полагаем, что это достоверные результаты.

Наряду с анкетным опросом педагогов, работающих в гимназиях и лицеях, в этих же инновационных школах с целью выявления уровня валеологической подготовленности проведено анкетирование учащихся старших классов. В анкетном опросе приняли участие 254 старшеклассника.

Свое состояние здоровья оценили как отличное и хорошее 63,5% девушек и 71,7% юношей, обучающихся в инновационной школе. Данные результаты мы согласовывали с объективными показателями их заболеваемости. Оказалось, что среди опрошенных гимназистов заболеваемость (по обращаемости в медицинские учреждения) составила 70%; количество часто болеющих школьников (более 4 раз в год) - 1,5%; на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний состоят 23% опрошенных. Следовательно, учащиеся несколько переоценивают показатели физического здоровья.

При ответе на вопрос: "Какие факторы, по-вашему, наносят наибольший вред здоровью?", большинство школьников (79%) на первое место поставили наркотики, на второе - переедание (58,1%) и на третье - курение и малоподвижный образ жизни. Парадоксально, что при этом 30% опрошенных курят, а 70% употребляют (возможно, очень незначительно, но все же) спиртные напитки, а 4% пробовали наркотики.

Для сохранения и укрепления своего здоровья систематически занимаются в спортивной секции лишь 32% гимназистов, посещают сауну - 21% и тренажерный зал - 18,6% опрошенных. При ответе на вопрос о причинах небольшой физической активности гимназисты назвали в первую очередь учебную загруженность. Оказалось, что учебная нагрузка у них составляет до 10 ч в день (7-8 уроков в школе и 2-4 ч на подготовку домашних заданий). 28% опрошенных гимназистов ответили, что у них есть более важные дела, 23,2% объясняют физическую пассивность отсутствием вблизи дома спортивных сооружений, спортивных секций.

Большинство опрошенных школьников считают, что заниматься физическими упражнениями необходимо, чтобы: 1) быть здоровым (86%), 2) иметь красивую фигуру (81%) и быть сильным (48,9%).

При изучении интересующих гимназистов валеологических тем мы выяснили, что их привлекают темы, касающиеся регулирования массы тела (48,9%), физического совершенствования (38,2%), полового воспитания (32,2%), потребления наркотиков (18,6%).

Установлено, что основным источником информации в вопросах, касающихся здоровья и физического совершенствования, являются телевидение (86%), периодическая печать (65,1%) и беседы с родителями (46,5%). Незначительную информацию в этих вопросах дают учителя школы (15%).

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили пробелы и противоречия в валеологической подготовленности учителей и учащихся современной школы. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1) учителя инновационных школ оценивают состояние здоровья современных школьников как удовлетворительное (62,3%) или неудовлетворительное (33,3%). Основными факторами, ухудшающими здоровье учащихся, по утверждению респондентов, являются экологическое неблагополучие, недостаток физической нагрузки и воздействие стрессовых ситуаций. При этом в инновационных школах негативно влияет на здоровье гимназистов прежде всего высокая требовательность учителей и родителей;

2) по мнению учителей современной школы, для сохранения и укрепления здоровья школьников необходимо оптимизировать режим их труда и отдыха, нормализовать двигательную активность. Эффективность оздоровительной работы зависит от родителей, самих школьников и учителей-предметников, в частности учителей ОБЖ, физкультуры и биологии;

3) анкетный опрос учителей современной школы позволил выявить пассивное отношение респондентов к занятиям физическими упражнениями;

4) анализ уровня знаний и деятельности школьников в сфере сохранения и укрепления здоровья, использования средств физической культуры высветил основные проблемы нихкой валеологической подготовленности современных школьников. Полученные результаты указывают на необходимость создания у них мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков ЗОЖ.

5) исследование вопросов, касающихся проблем сохранения и укрепления здоровья современных школьников, проведенное в одни и те же сроки параллельно среди педагогов и старшеклассников, позволяет более точно определить основные слабые звенья в этом вопросе.

Использованная литература

1. Антропова М., Бородкина Г., Кузнецова Л. и др. Инновация, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 1998, № 9-10, с. 171-174.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 4, с. 56-59.

3. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. 2000. № 5, с. 13-20.

4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997, № 4, с. 11-17.

5. Варламова А.Я. Система деятельности педагогического коллектива по профилактике дизадаптации и организации процесса реадаптации подростков: Автореф. канд. дис. Волгоград, 2000. - 20 с.

6. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. канд. дис. Коломна, 2000. - 22 с.

7. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1998. - 48 с.

8. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис. на соискание ученой степени докт. пед. наук в виде научного доклада. М., 1998. - 72 с.

9. Краевский Г.Г. Содержание образования - бег на месте // Педагогика. 2000, № 7, с. 3-12.

10. Куинджи Н.Н., Степанова М.И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000, № 1, с. 44-48.

11. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2002, № 8, с.13-24.

12. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000, № 10, с. 21-26.

13. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика. 1990, № 9, с. 41.

14. Орехова И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: Автореф. канд. дис. Уфа, 2000. - 22 с.

15. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от "нормального" к здоровому // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 9, с. 49-52.

16. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария. 2000, № 1, с. 62-64.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: