ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

CONCEPTUAL BASES OF PHYSICAL EDUCATION OF RUSSIAN PUPILS DURING THEIR ADAPTATION AND ACCLIMATIZATION TO CONDITIONS OF DAMP TROPICAL CLIMATE

Yu.N. Vavilov, Ph. D., professor

The Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: pupils, physical education, climate-geographical and welfare conditions of Republic Cuba, adaptation, hot climate, acclimatization.

In this research with the help of the system analysis separate components of physical training and lifestyle of pupils in new climate-geographical and welfare conditions of residing were studied in the view of their general adaptation to the unusual conditions of life and activity.

In new conditions of residing (the republic Cuba) Russian pupils, especially of senior school age, had the distinct tendency of the decrease of duration of all kinds of motor activity, except the occupations of swimming. Children of younger school age, according to the researches of the author, did not differ from coevals in Russia on the time of occupations on the open area, the use of racing exercises and the walks.

The children of younger school age keep on forming in the new conditions of residing. At senior pupils the breaking of the stereotypes of life and activity, already fixed earlier, that is the processes of social-cultural, physiological, motor adaptation go the more difficult, than more mature pupils become.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ И АККЛИМАТИЗАЦИИ К УСЛОВИЯМ ВЛАЖНОГО ТРОПИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Н. Вавилов
Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, климато-географические и социально-культурные условия Республики Куба, адаптация, жаркий климат, акклиматизация.

В настоящее время ведущее место в научных исследованиях занимает системно-информационный подход, получивший всеобщее признание в качестве интегрального способа современного научного познания (А.А. Богданов-Малиновский, Н. Ванер, В.Н. Кузьмин). Системно-информационный подход исследует целостный объект материального мира методами "системного синтеза" и "системного анализа". В нашем случае с помощью системного анализа изучались отдельные компоненты физического воспитания и стиль жизни школьников в новых климато-географических и социально-культурных условиях проживания с учетом их общей адаптации к непривычным условиям жизни и деятельности.

В качестве основных принятых автором выделены факторы, оптимизирующие двигательный режим в суточной деятельности учащихся, лежащие в основе программно-методического обеспечения физического воспитания российских школьников, временно проживающих в тропическом климате. В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий в режим учебного дня включались: физкультминутки во время уроков; подвижные и спортивные игры на удлиненных переменах; занятия физическими упражнениями на переменах в рекреационных уголках школы. На уроках физической культуры: увеличивалась продолжительность времени на занятия плаванием и играми на воде в жаркое время года, больше внимания уделялось развитию качества выносливости, в прохладное время года проводилась кроссовая подготовка. Внеклассные формы физического воспитания носили характер домашних заданий по физической культуре с учетом развития основных физических качеств и секционных занятий по месту жительства. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия были следующими: внутришкольные соревнования, соревнования между школами посольств других стран, соревнования по видам спорта в поселках проживания российских детей, постоянно действующие спортивно -оздоровительные состязания детей внутри классов.

К основным закономерностям физического воспитания российских учащихся в условиях влажного тропического климата, обеспечивающим сохранение здоровья, повышение уровня физической подготовленности и оптимизирующим процессы адаптации учащихся к новым условиям жизни, следует отнести:

- объективную необходимость организации таких воздействий физических нагрузок на организм человека, которые приводят не только к специфической адаптации организма, но и к общей его адаптации, повышению общей иммунной резистентности;

- обязательность учета факторов климато-географического, социально-культурного характера в построении процесса физического воспитания в новых, экстремальных условиях проживания.

Среди принципов организации процесса физического воспитания в экстремальных условиях проживания основными являются:

- принцип индивидуального подхода;

- принцип возрастной дифференциации;

- принцип единства структурных составляющих педагогического процесса физического воспитания.

На основании вышеизложенных положений концепции нами была разработана технология физического воспитания российских учащихся, временно проживающих в условиях влажных тропиков.

Предварительные исследования показали, что содержание и цели физического воспитания школьников в условиях тропического климата должны быть определенным образом трансформированы и соответствовать прежде всего психофизиологической адаптации детей к новым условиям природной и социально-культурной среды, поддержанию хорошей физической кондиции, сохранению работоспособности, хорошего самочувствия и здоровья на протяжении всего периода пребывания детей в новых, нетипичных, условиях, поскольку 30 - 40% хронических болезней взрослых имеют корни в детском возрасте (Ю.Е. Вельтищев, Л.С. Балева, 1997).

Разработка концепции прогрессивных технологий физического воспитания учащихся осуществлялась с учетом природно-географических и социально -культурных факторов, ибо адаптацию человека (и в частности двигательную), нельзя рассматривать только со стороны изменения биологических приспособительных механизмов. Под адаптацией человека к экстремальным условиям проживания мы понимаем его интегративное приспособление к новой социально-культурной ситуации, а адаптация человека к физическим нагрузкам всегда есть частный аспект адаптации к конкретной социально-культурной ситуации в целом, а не только биологическое приспособление.

В мировой практике известны случаи значительного изменения двигательного режима, вызванного исключительно обстоятельствами социального порядка, без изменения климатических особенностей внешней среды, характера питания и т.д. Следовательно, интеграция двух подходов к изучению человека - естественно-научного и гуманитарного - должна рассматриваться в качестве одной из центральных задач в развитии теории и методики физической культуры.

Анализ возможностей прямого переноса (по содержанию и формам) системы физического воспитания, принятой в нашей стране, на учащихся, находящихся в условиях тропического климата, показал, что такой перенос в ряде случаев невозможен именно по той причине, что в своих исходных построениях система физического воспитания, адаптированная к условиям Российской Федерации, не принимает в расчет многих обстоятельств реальной жизни человека как биологического существа. Не учитывается такой факт, как наличие в любой человеческой популяции индивидов с существенно разными (более того - с диаметрально противоположным и) типами реализации адаптогенных факторов, в частности приспособления к климатическим особенностям среды, к физическим нагрузкам (В.П. Казначеев, 1980, 1997; Н.В. Васильев, Ю.М. Захаров, Т.И. Коляда, 1992, и др.). Игнорирование этих положений приводит к тому, что российским учащимся предлагаются не адекватный организму ребенка, климатическим особенностям страны пребывания режим двигательной деятельности и малоэффективные средства физического воспитания.

Как нами было установлено, индекс влияния природных условий жизни на российских людей, проживающих в Республике Куба (г. Гавана), составляет 2,5 балла по 5-балльной шкале оценок; подобный показатель для г. Москвы равен 3,4. В отдельных регионах Московской области индекс составляет от 3,5 до 4,2 балла. Уже само пребывание российских детей в условиях влажных тропиков приводит к увеличению частоты сердечных сокращений в состоянии относительного покоя (см. рисунок).

Особенности суточного режима российских школьников в условиях временного проживания во влажных тропиках. В новых условиях проживания у российских учащихся, особенно старшего школьного возраста, отмечалась отчетливая тенденция к снижению продолжительности всех видов двигательной активности, кроме занятий плаванием. Лишь дети младшего школьного возраста, по данным наших исследований, по времени занятий на открытой площадке, использованию беговых упражнений и пеших прогулок не отличались от ровесников на Родине.

Частота сердечных сокращений у российских и кубинских учащихся в состоянии покоя (девочки). Длинный пунктир - кубинские дети (п. Пинар-дель-Рио); сплошная линия - российские дети (г. Челябинск); короткий пунктир - российские дети (г. Гавана)

Большинство детей младшего возраста предпочитали заниматься подвижными играми на открытых площадках 4 раза в неделю (45% в своей стране и 50% в период пребывания в Республике Куба). С возрастом интерес к подвижным играм снижался как у первых, так и у вторых. Основной причиной низкого охвата детей неурочными занятиями физической культурой и спортом явилось отсутствие организации спортивных занятий по месту жительства. У мальчиков эту причину назвали ведущей 39%, у девочек - 44% опрошенных.

В качестве второй причины учащиеся отметили нехватку свободного времени. У части респондентов вообще отсутствовала потребность в занятиях физическими упражнениями (табл.1). До 50% родителей в Российской Федерации указывают на то, что у детей нет привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом в связи с тем, что они не подают личного примера своему ребенку (Е.П. Какорина, 2001). В новых условиях пребывания у учащихся во многом сохраняются жизненные привычки, выработанные на Родине. Например, не соблюдают суточного режима жизни 33,3% мальчиков у себя в стране и 35,2% в условиях Республики Куба; девочек соответственно 32,4 и 37,8%.

Таблица 1. Основные причины, мешающие российским школьникам, проживающим в Республике Куба, заниматься физической культурой и спортом по месту жительства (количество ответов в %)

№ п/п

Причины

Пол

Возрастные группы учащихся

Группы учащихся всех возрастов

младший, n=416

средний, n=940

старший, n=298

n=1654

1

Не организованы занятия по месту жительства

м

д

47,41 

52,85

36,84 

43,32

31,15 

30,93

38,97 

43,98

2

Мало свободного времени

м

д

11,11 

14,63

19,15 

23,10

27,87 

45,12

19,11 

24,69

3

Нет желания заниматься

м

д

6,67 

8,94

7,23

 8,42

6,56 

13,10

6,91 

9,16

4

Нет поблизости игровых площадок

м

д

9,63 

1,38

5,69 

6,14

3,74 

1,22

6,11

 6,64

5

Не могут по состоянию здоровья

м

д

-

0,81

1,28 

0,72

-

3,66

0,61 

1,24

6

Отсутствие ответа

м

д

25,19 

11,38

29,79

18,30

30,69 

5,98

28,25

14,28

Высокая степень преемственности наблюдается также в выполнении учащимися домашних заданий (r = 0,93), несколько ниже - в потребности в дневном сне (r = 0,66). В условиях Республики Куба дети позднее ложатся спать вечером, высвобождая тем самым известный резерв времени, используемый на дневной сон, занятия физическими упражнениями и досуговую деятельность в вечернее время. С возрастом детей увеличивается число нарушений и прямого невыполнения суточного режима жизни. Однако в целом можно отметить, что навыки здорового стиля жизни у школьников, заложенные у себя в стране, практически сохраняются в новых условиях пребывания за границей. Наличие общей, отчетливо проявляющейся тенденции к сокращению времени на различные формы двигательной активности в условиях Республики Куба свидетельствует о существовании сбивающих факторов внешней среды и нерациональности суточного режима учащихся.

Особенности физического развития и физической подготовленности российских школьников, проживающих в Республике Куба. В экстремальных условиях проживания в северных и отчасти в южных широтах нашей страны наблюдаются существенные различия в динамике изменения основных показателей физического развития. Если темпы прироста показателей длины тела у представителей данных регионов с возрастом снижаются по отношению к сверстникам из Центральной зоны России, то масса тела, наоборот, более интенсивно растет у школьников старших классов. Неблагоприятные факторы внешней среды отрицательно влияют на физическую подготовленность детей школьного возраста, и прежде всего на развитие общей выносливости. Известно, что именно упражнения на выносливость наиболее эффективно способствуют формированию кардиореспираторной системы детей. Из всего спектра физических качеств особенно заметные изменения у российских учащихся в Республике Куба претерпевали показатели выносливости (по результатам бега на 1000 м). Прирост показателей общей выносливости у российских школьников за рубежом оказался ниже, чем на Родине. К 16 годам наилучшие показатели в беге на 1000 м имели южноуральцы (221,2±4,82 с), им заметно уступала группа российских учащихся в Республике Куба (233,9±5,68 с) и еще в большей мере - школьники кубинской провинции Пинар-дель-Рио (248,2±7,81 с). Подобная картина прослеживалась и в абсолютном приросте по данному тесту за 10 лет обучения в школе.

Показатели общей выносливости во всех возрастных группах девочек улучшались медленнее по сравнению с таковыми у мальчиков, а с 13-летнего возраста в климатических условиях Республики Куба они стабильно снижались и в 17 лет достигали уровня 9-10-летних школьниц.

Следовательно, в конкретных условиях жизни и деятельности человека необходимо изыскивать наиболее эффективные, присущие данному региону средства физического воспитания, которые наиболее полно раскрывали бы физические возможности человека.

Характеристика заболеваемости российских учащихся в тропиках. Структура заболеваемости учащихся в новых условиях проживания характеризуется возникновением новых и обострением имеющихся болезней: количество респираторных заболеваний снизилось в 1,5-2 раза, одновременно возросло число аллергических и других заболеваний (табл. 2).

Таблица 2. Структура заболеваний у школьников, проживающих в России, и у них же после 2-месячного пребывания на Кубе (по МКБ-10, на 1000 человек)

№ п/п

Класс болезней

В России, n=2138

На Кубе, n=1261

1

Инфекционные и паразитарные

127

145

2

Нервной системы

198

234

3

Системы кровообращения

12

18

4

Органов дыхания

1100

693

5

Органов пищеварения

164

241

6

Кожи и подкожной клетчатки

103

237

7

Костно-мышечной системы

82

77

8

Врожденные аномалии

16

15

9

Травмы и отравления

142

194

Дети, часто болевшие у себя на Родине, как правило, продолжали болеть и в новых условиях пребывания. У них не только сохранился тип заболеваний, но и обнаружилась положительная корреляция между количеством дней, пропущенных по болезни у себя на Родине и в Республике Куба. Отмечается несовпадение вспышек заболеваний по временам года. Если на Родине концентрация заболеваний учащихся приходится на осенне-зимний период, то в Республике Куба наблюдалось относительно равномерное распределение частоты заболеваний по всем сезонам года. Динамика показателей заболеваемости, субъективная оценка самочувствия и физической работоспособности позволяют говорить о том, что дети младшего школьного возраста обладают большей подвижностью адаптационных процессов к условиям влажных тропиков, чем учащиеся старших классов.

Дети младшего школьного возраста продолжают формироваться в новых условиях проживания. У старшеклассников происходит ломка сложившихся ранее и уже закрепившихся стереотипов жизни и деятельности, то есть процессы социокультурной, физиологической, двигательной адаптации идут тем сложнее, чем более зрелыми становятся учащиеся.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!