СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Abstract

VALUABLE ORIENTATIONS OF YOUNG TRACK&FIELD ATHLETES ON HEALTHSAVING DURING SPORTS TRAINING

N.M. Gorokhov, Ph. D., lecturer, Chelyabinsk

Key words: healthsaving, training process, valuable orientations, young track&field athletes.

During the sports perfection the valuable orientations of track&field athletes undergo the essential changes. At the initial stage of sports specialization they are clearly defined by the expressed needs for the achievement of the sports success, gradually growing ripe, actualized during the purposeful educational influences of a coach by the needs in the healthsaving.

The analysis of the results of the research of the valuable orientations shows, that the essential changes in valuable preferences are observed in the development of track&field athletes: from claims on the leadership at the initial stages to the strengthening and preservation of health at the increase of the level of physical preparedness. It is the certificate not only of the increases of interest to the process of preservation of health during training occupations, but also the aspirations to penetrate into the essence of a problem: to find out, by what ways, means it is possible to achieve the maximal effect of the healthsaving.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Горохов, Челябинск

Ключевые слова: здоровьесбережение, тренировочный процесс, ценностные ориентации, юные спортсмены-легкоатлеты.

В процессе спортивного совершенствования ценностные ориентации спортсменов-легкоатлетов претерпевают существенные изменения. На начальном этапе спортивной специализации они отчетливо определяются выраженными потребностями в достижении спортивного успеха, постепенно вызревающими, актуализирующимися в процессе целенаправленных воспитательных воздействий педагога-тренера потребностями в здоровьесбережении.

Главными педагогическими условиями эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровьесбережение юных спортсменов -легкоатлетов являются:

1. Направленность педагогического процесса на развитие потребностей и мотиваций занимающихся на освоение средств здоровьесбережения, имеющихся в арсенале легкой атлетики.

2. Введение дополнительных элементов здоровьесбережения в повседневную жизнь юного спортсмена (эффективные средства восстановления после напряженных тренировочных нагрузок, сбалансированное питание, применение биологически активных веществ и биодобавок).

3. Стимулирование индивидуальных приемов самодиагностики и коррекции нравственного самосознания и поступков.

4. Ориентация на самостоятельное совершенствование физических возможностей и духовного потенциала средствами легкой атлетики.

5. Педагогический и медико-биологический мониторинг развития психических, физических качеств и духовно-нравственной основы здоровья спортсмена-легкоатлета.

Организация и содержание тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов-легкоатлетов в рамках рассмотренных педагогических условий обеспечива ют его целенаправленность, без которой педагогический процесс тренировки превращается в физический тренинг с резко суженным диапазоном решаемых задач.

Методика исследования. Дифференцированная оценка изменения потребностей спортсменов-легкоатлетов в специализированных занятиях избранным видом спорта и мотиваций к здоровьесбережению в процессе занятий физическими упражнениями производилась нами на основе анализа результатов анкетного опроса по выяснению ценностных ориентаций личности (ЦОЛ). В сфере специализированных занятий избранным видом легкоатлетических метаний они определялись по модифицированной методике В.А. Ядова. Каждому спортсмену предлагалось ответить на 32 вопроса абсолютным согласием (а), неопределенным (б) или отрицательным высказыванием (в) на поставленный вопрос. Процедура проведения опроса предварялась ознакомлением спортсменов с "Инструкцией заполнения опросных листов". Если возникали вопросы по технике заполнения бланков, проводилось дополнительное инструктирование. Убедившись в том, что все спортсмены поняли поставленную перед ними задачу, мы просили их указать в соответствующих графах бланка фамилию, имя и дату опроса.

Результаты исследования и их обсуждение. Целенаправленное формирование ценностных ориентаций на углубленную тренировку в избранном виде легкоатлетических метаний сопровождалось в экспериментальной группе (ЭГ) спортсменов-метателей существенным приростом показателей в оценочно-мотивационном и реально-деятельностном компонентах ценностных ориентаций: на завершающем этапе формирующего эксперимента ценностный выбор по этим категориям приблизился к максимуму (максимальное количество баллов по каждому компоненту ценностного выбора - 8, табл. 1).

Результаты анкетирования по выяснению ценностных ориентаций юных спортсменов на углубленную спортивную специализацию в избранном виде легкоатлетических метаний показывают, что в целом уровень ценностных предпочтений специализированных занятий спортом на этапе перехода к углубленной тренировке существенно возрос как в ЭГ, так и в контрольной группе (КГ). При этом удалось выделить три группы юных спортсменов с разной выраженностью ценностных предпочтений.

Таблица 1. Изменение показателей сформированности ценностных ориентации в сфере специализированных занятий спортом и в сфере здоровъесбережения у юных легкоатлетов — метателей диска экспериментальной и контрольной групп в процессе формирующего эксперимента

№ п/п

Показатели

Начало формирующего эксперимента

Конец формирующего эксперимента

Экспери-
ментальная группа, n=26

Контрольная группа, n=28

Экспери-
ментальная группа, n=26

Контрольная группа, n=28

M±m

M±m

M±m

M±m

Ценностные компоненты спортивного совершенствования

1

Информационно-познавательный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации

6,2

0,31

6,4

0,43

7,4

0,21

6,8

0,36

2

Оценочно-мотивационный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации

5,9

0,26

6,1

0,51

7,6

0,39

6,9*

0,27

3

Потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации

6,4

0,36

6,7

0,42

7,5

0,27

6,9

0,41

4

Реально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере спортивной специализации

5,4

0,37

5,2

0,42

7,9

0,36

6,2*

0,24

Ценностные компоненты здоровьесбережения

5

Информационно-познавательный

5,7

0,41

5,6

0,71

7,6

0,29

6,4*

0,26

6

Оценочно-мотивационный

6,0

0,34

5,9

0,64

7,9

0,41

6,7*

0,44

7

Потенциально-деятельностный

5,3

0,26

5,4

0,35

7,2

0,52

7,0

0,51

8

Реально-деятельностный

5,8

0,31

5,7

0,26

7,6

0,39

6,1*

0,19

* - статистически достоверные межгрупповые различия (при р<0,05).

Первую группу юных спортсменов отличают:

• разновидность механизма дифференциации ценностей, жизненных целей, их деление на главные и второстепенные;

• умение дифференцировать ценности, отделять главные от второстепенных;

• устойчивый характер личностных ценностных предпочтений;

• деловая активность и увлеченность специализированными занятиями спортом.

Ко второй группе были отнесены юные спортсмены, у которых:

• умение дифференцировать ценности только складывается;

• наблюдается явная гедонистическая направленность в ценностных предпочтениях;

• ослаблена ориентация на целенаправленные занятия избранным видом спорта.

Третью группу составляют юные спортсмены, у которых:

• не сложился механизм дифференциации ценностей;

• просматривается недостаточная личностная зрелость;

• отдается предпочтение занятиям физическими упражнениями с развлекательными целями как средству смены деятельности.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что выраженные ценностные предпочтения на занятия специализированными видами физических упражнений были отмечены до начала эксперимента у 30,7% юных спортсменов ЭГ и 21,4% - КГ. К окончанию второго года формирующего эксперимента их число возросло в ЭГ до 50%. В КГ эти величины составляли 21,4 и 28,5% (р>0,05). Положительные, но недостаточно четкие ориентиры на специализированные занятия до начала эксперимента были отмечены у 38,4% юных спортсменов ЭГ и 39,7% - КГ. К концу эксперимента существенных изменений в этой группе не произошло (табл. 16). Число спортсменов ЭГ с неопределенностью ценностных ориентаций уменьшилось с 30,9 до 15,4%. В КГ число юных спортсменов с неопределенными ценностными ориентациями составило 28,7%. Различие с исходными данными оказалось статистически недостоверным (р>0,05).

Анализ динамики показателей развития физических качеств юных спортсменов ЭГ и КГ показывает, что за период проведения формирующего эксперимента в ЭГ наблюдались сдвиги показателей, существенно превышающие изменения, наблюдавшиеся в КГ юных легкоатлетов (табл. 2).

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций показывает, что в процессе развития тренированности у спортсменов-легкоатлетов наблюдались существенные изменения в ценностных предпочтениях: от притязаний на лидерство на начальных этапах к укреплению и сохранению здоровья при повышении уровня физической подготовленности. При этом у легкоатлетов-метателей ЭГ существенно повысился интерес к информации о содержании здоровьесбережения в процессе тренировочных занятий. Это, на наш взгляд, является свидетельством не только повышения интереса к самому процессу сохранения здоровья в процессе тренировочных занятий, но и стремления проникнуть в существо проблемы: выяснить, какими способами, средствами можно добиться максимального эффекта здоровьесбережения.

Таблица 2. Изменение ценностных ориентации у легкоатлетов на специализированную тренировку в избранном виде легкоатлетических метаний (в % от общего числа спортсменов экспериментальной и контрольной групп)

Группы спортсменов по сформированности ценностных ориентаций

Ценностные ориентации на углубленную тренировку в избранном виде спорта

Экспериментальная группа, n=26

Контрольная группа, n=28

Начало экспери-
мента

Конец экспери-
мента

p

Начало экспери-
мента

Конец экспери-
мента

p

Первая группа

Отчетливо выраженные, положительные

30,7

50,0

<0,01

21,4

28,5

>0,01

Вторая группа

Преимущественно положительные, нечетко дифференци-
рованные

38,4

34,6

>0,05

39,3

42,8

>0,05

Третья группа

Неопределенность ценностных ориентаций

30,9

15,4

<0,01

39,3

28,7

>0,05


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!