ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

CONCEPTUAL MODEL OF IMPROVING-DEVELOPING PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF TEENAGERS

V.I. Egozina, Ph. D.

N.D. Ovchinnikov, Ph. D.

The Moscow city pedagogical university, Moscow

Key words: system "school -pupil - environment", psychophysical conditionality, teenagers, educational process.

It is necessary to make use of the huge experience, worked out by the scientists and sports experts in the preventive mode of physical training in all educational establishments for the improvement of the nation.

The correct selection of improving - developing sports exercises allows to achieve the harmonious development of physiological and mental features of a person and by the years 16-18 generate from a pupil a mature enough personality, capable to resist to unfavourable factors of the environment.

The conceptual model of the organization of educational process at school developed by the authors optimizes the activity of the elements of the complex iterative and multicomponent system "school -pupil - environment" and it is rather effective.


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Кандидат медицинских наук В.И. Егозина
Кандидат медицинских наук Н.Д. Овчинников

Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: система "школа - ученик - среда", психофизическая обусловленность, подростки, образовательный процесс.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) отметила настоятельную необходимость перехода от так называемой "защитно-оборонительной" пассивной стратегии формирования и обеспечения здоровья человека к активно-конструктивной технологии (Е.Ф. Куликова, Т.С. Баранова, А.В. Митраков, 2004). Эта принципиальная установка ВОЗ в Москве реализуется Департаментом образования через систему комплексных мероприятий целевых программ: "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" и "Здоровье детей столицы" (О.Н. Ларионова, О.Г. Фирсова, 2000). В упомянутых программах учитывается, что уровень здоровья детей определяется не только качеством наследуемой генетической информации и действием внешних факторов на начальных этапах развития, но и условиями жизнедеятельности в школьные годы с использованием педагогических образовательно-развивающих технологий (О.А. Иванов, 2003; Е.Ф. Куликова, Т.С. Баранова, А.В. Митраков, 2004; В.П. Симонов, 2004).

Согласно современным представлениям все составляющие элементы сложной системы "школа-ученик-среда", включая школу и учительский коллектив - как организаторов и активного действующего фактора учебно-образовательного процесса, учащегося - как объект воздействия и развивающейся личности со сложным внутренним миром и множеством неблагоприятных для здоровья факторов, следует рассматривать в функциональном единстве с учетом закономерностей их взаимного влияния друг на друга (И.Я. Лернер, 1980; Ч. Куписевич, 1986; Э.А. Голубева, 1993; Н.Н. Данилова, А.П. Крылова, 1997).

В соответствии с целями образовательно-воспитательного процесса мы разработали концепцию (систему взглядов) отбора оптимальных режимов физического воспитания для решения задач воспитания трудных подростков.

Предлагаемая нами оздоровительно-развивающая педагогическая концепция состоит из трех частей.

Научно-методические основы предпосылки концепции:

1. Весь процесс физического развития и психоэмоционального совершенствования жизни подростка по своей биологической и психофизиологической сущности является процессом непрерывной адаптации к постоянно изменяющимся параметрам внешней и внутренней сред жизнедеятельности.

2. Под внешней средой жизнедеятельности подростка понимаются условия протекания учебно-образовательного процесса в школе.

3. Под внутренней средой понимается функциональное состояние центральной нервной, кардиореспираторной и других систем организма подростка.

4. Весь учебно-образовательный процесс по своей психофизиологической сути рассматривается как непрерывный процесс адаптации к потоку учебной информации. Любой учащийся в ходе учебы должен усвоить определенный объем знаний о строении Мироздания, приобрести навыки и умения организовать свои дальнейшие действия во взрослой жизни с установкой на здоровый стиль жизни и достижение желаемого жизненного успеха.

5. Структура потребностей (биологических, психических, социальных) у подростков в процессе взросления и воспитания нестабильна.

6. С наступлением пубертатного периода в организме подростков наряду с качественными анатомо-физиологическими преобразованиями появляются функциональные нарушения между структурами мозга, которые проявляются в виде поведенческих реакций (Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, 1991).

7. Педагогические технологии и организация образовательно-воспитательного процесса в подростковый период развития личности крайне важны, поскольку именно в это время особенности психофизиологической перестройки в организме могут стабилизироваться для взрослой жизни; обеспечить (или не обеспечить) восприятие и усвоение учащимся должного объема знаний, умений, навыков для адаптации в сложных современных общественно-экономических условиях. Важнейшей целью образовательно-воспитательного процесса является освоение подростком необходимого для жизни объема информации с соблюдением признанных обществом высоких морально-нравственных норм (И.А. Бирич, 2003).

8. Организм подростка претерпевает качественные и количественные изменения, которые сопровождаются периодическими перенапряжениями ЦНС, и поэтому требуется своевременная педагогическая коррекция (В.И. Лощилов, 1998; И.А. Бирич , 2003; В.П. Симонов, 2004).

9. При использовании педагогической технологии для достижения желаемого уровня адаптированности к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и повышающимся требованиям учебно-образовательного процесса в организме подростка функционируют три механизма гомеостатического регулирования активности физиологических систем, психоэмоциональных и поведенческих реакций (ЦНС, гуморальная и энерго-информационная), которые необходимо контролировать.

10. Деятельность всех систем гомеостатической регуляции физиологических функций и психоэмоциональных состояний у подростков рассогласована (теория хаоса, по В.И. Лощилову, 1996), хотя осуществляется по известным законам передачи и анализа биологически значимой информации:

- в нервной системе, в том числе в головном мозге, процесс передачи и анализа информации осуществляется на атомарном или, возможно, еще более глубоком уровне;

- в системе "гуморальный процесс передачи информации" осуществляется за счет ее записи на переносимых с кровью белковых молекулах-носителях (В.И. Лощилов, 1998; И.А. Бирич, 2003; Н.П. Бехтерева, 2003).

11. Изменения в деятельности информационно -аналитических структур ЦНС у подростков проявляются в виде:

- качественной перестройки процессов восприятия и переработки информации;

- отвержения ранее признаваемых понятий добра и зла;

- определенных нарушений процессов логического анализа потока поступающей информации;

- нарушений процессов регуляции психоэмоциональных состояний. Это проявляется в ухудшении успеваемости по учебным предметам, эмоциональной неуравновешенности, склонности к неоправданному риску, переоценке собственных возможностей и др.

12. В соответствии с общебиологическими законами уровень развития тех или иных функциональных систем организма подростка определяется кроме врожденных генетических программ наличием социума, который внедряется в организм подростка педагогическим воздействием. Отсутствие педагогической стимуляции приводит к задержке психофизического развития подростков.

13. При гиподинамии на различных этапах развития у учащихся как следствие могут наблюдаться признаки задержки и нарушения анатомо-физиологического развития.

14. При недостаточности или избыточности информационной нагрузки, в том числе при агрессивно -насыщенной информации (просмотр триллеров, боевиков и т.п.), у подростков могут наблюдаться определенные расстройства процессов мышления в виде слабости нервных процессов, деформаций общественно-нравственных понятий, девиантного поведения и т.п.

Структура концептуальной модели образовательно-воспитательного процесса и объекты оздоровительно-развивающих педагогических технологий

15. При недостаточности психоэмоциональной стимуляции в виде нехватки родительской любви в детские годы (по Фрейду) у подростка может отставать в развитии способность поддерживать психоэмоциональную стабильность, проявляющаяся в виде временных психических состояний, немотивированных депрессивных состояний, вспышек агрессивности.

16. Знание психофизиологических закономерностей функционирования информационно-аналитических структур ЦНС подростков, применение технологии педагогической коррекции средствами физического воспитания способно оказать подростку действенную помощь в формировании здорового организма.

Исходя из данной концепции психофизиологической обусловленности образовательно-воспитательного процесса подростков нами разработана и предлагается к практическому применению концептуальная модель (схема, как решать проблему физического воспитания подростков) с методиками диагностики и стимуляции отстающих в развитии функциональных систем организма подростков с помощью специально подобранных физических упражнений.

Диагностика уровня и особенностей психофизического развития организма подростков.

Об уровне анатомо-физиологического развития подростка можно с достоверностью судить по степени соответствия критериальных показателей их состояния оптимальным для данной возрастной группы нормативам роста, веса, жизненного объема легких, жизненного индекса и других показателей сердечно-сосудистой системы с функциональными пробами.

Об уровне адаптивности и состоянии здоровья подростков можно судить по показателям их заболеваемости, в частности по частоте и продолжительности острых вспышек болезней за анализируемый период, наличию и характеру течения у них хронических болезней.

Об оптимальности образовательной среды для учащихся учебно-образовательных нагрузок можно с достоверностью судить по показателям усвоения учебных материалов (успеваемости по учебным предметам), состоянию здоровья, показателям психоэмоционального состояния и поведенческих реакций.

Наша концептуальная модель (как решать проблему сохранения психического здоровья подростков) в системе (В.П. Симонов, 2004) "школа-ученик-среда" включает педагогическую диагностику нервной системы подростков:

а) диагностика функционального состояния функции центральной нервной системы является главным параметром при определении состояния здоровья подростков, так как при нарушении баланса активности полушарий мозга и доминировании правого полушария мозга у них возможно развитие депрессивных состояний;

б) при нарушении баланса активности в системе "кора головного мозга-подкорковые центры регуляции" у подростков возможно возникновение так называемых временных психических состояний с бурными эмоциональными реакциями;

в) при нарушении баланса между моторной зоной и лобными долями мозга у подростков нарушается прогностическая оценка возможных результатов своих действий и поступков (фактор риска преступности);

г) при нарушении деятельности ретикулярной формации и подкорковых эмоциогенных структур появляются склонность к употреблению токсикантов, наркотиков, потребность в прослушивании тяжелой музыки, свето-цветовым эффектам на дискотеках и др.

Опыт исследования педагогических технологий и оценки эффективности образовательно-воспитательной работы в учебных заведениях позволил нам сформировать концептуальную модель изучаемого процесса (см. схему).

Как видно из схемы, концептуальная модель образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, нацеленного на формирование из подростка всесторонне и гармонично развитой личности, состоит из 4 блоков:

- блок 1 включает описание субъекта образовательно -воспитательного педагогического воздействия - ученика;

- блок 2 характеризует условия осуществления образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении - школе;

- блок 3 характеризует внешние факторы среды жизнедеятельности подростка;

- блок 4 характеризует оздоровительно-развивающие педагогические технологии.

Основное содержание блока 1 раскрывает состояние субъекта образовательно-воспитательного воздействия - подростка, его физическое и психическое здоровье и может быть с достаточной полнотой и достоверностью охарактеризовано группой из перечисленных ниже 10 интегральных показателей - индексов (см. схему).

В процессе педагогического эксперимента при условии высокой корреляционной связи всех исследуемых показателей для подбора в практике педагогами программ для коррекции психофизического состояния подростка достаточно определить пять показателей функционального состояния систем организма (ФР, ФП, Нпсэм, учеба, поведение).

Содержание блока 2 позволяет охарактеризовать условия осуществления образовательно-воспитательного процесса: включает в себя описание влияющих на школьников факторов учебного заведения, в том числе уровня профессиональной квалификации педагогического коллектива, санитарно-гигиенических условий в здании и на территории школы, качества учебных программ и прочего, с достаточной полнотой описывается в блоке 2 схемы.

Оценки по приведенным на схеме показателям выставляет педагогический совет школы по 4-балльной шкале: "отличная", "хорошая", "удовлетворительная" и "неудовлетворительная".

В содержание информации по блоку 3 входят внешние средовые факторы жизнедеятельности, включая семейные материально-бытовые условия, экологическую обстановку в регионе, организацию учебы и отдыха и др.

Данные для такой оценки (по 4-балльной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно") могут быть получены путем анкетирования учителей, учащихся и их родителей.

Структура концептуальной модели оздоровительно -развивающего воздействия предусматривает ее функционирование в основных функциональных режимах:

- в диагностическом, при котором определяют состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся с учетом нормативных для данного календарного возраста параметров;

- в аналитическом, в ходе которого определяют характер расстройств в деятельности регуляторных систем организма и вырабатывают оптимальные педагогические приемы коррекции;

- в оздоровительно-развивающем, в ходе которого решаются задачи стимуляции систем организма, отстающих в развитии.

При разработке концептуальной модели здоровьесберегающих педагогических технологий учитывали влияние так называемых школьных факторов риска (ШФР), выявленных впервые д.п.н. М.М. Безруких и ранжированных по значимости в следующем порядке:

1) стрессогенная педагогическая тактика;

2) интенсификация учебного процесса с большой нагрузкой на ЦНС учащихся;

3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям подростков с разными уровнями психофизиологического развития;

4) несоблюдение физиологических закономерностей влияния больших физических нагрузок на уроках физического воспитания на восприятие и усвоение учебного материала, например на последующих уроках математики;

5) слабая подготовленность педагогов по средствам и методам укрепления здоровья;

6) недостатки в системе физического воспитания и использовании средств физической культуры для развития личности.

Опасность школьных факторов риска обусловлена тем, что они действуют комплексно и длительно (в течение 10 - 11 лет ежедневно), их суммарное воздействие значимо. Своевременная педагогическая диагностика психофизического состояния подростка позволяет воздействовать на него в трех режимах: профилактическом, опытном, реабилитационном.

В более позднем периоде (после 18 лет) необходимы специальные психические методики и систематические занятия физическими упражнениями, так как по окончании функциональной перестройки организма подростков происходит стабилизация межцентральных связей в ЦНС. Использование физических упражнений в воспитательных целях оказывается малоэффективным для призывников, значительно отстающих в психическом и физическом развитии, и они становятся предметом насмешек и неуставных отношений. У таких солдат (в 70% случаев) возникают обострения акцентуаций, состояний агрессии и депрессии, суицида.

Для оздоровления нации необходимо использовать огромный опыт, наработанный учеными и практиками спорта в профилактическом режиме физического воспитания (ГТО и другие программы) во всех образовательных учреждениях.

Обучение в школе можно рассматривать как способность подростка адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды. Возрастающий объем учебного материала является важнейшим качеством, обеспечивающим поддержание высокого уровня здоровья, гомеостаза внутренней среды, роста и развития подростков, но его необходимо дозировать в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития.

На аналитическом этапе (в сентябре, т.е. в начале учебного года) педагогическим коллективом проводится углубленный анализ состояния организма трудных подростков с определением индивидуального двигательного режима (одного из трех).

Осуществлять оздоровительно-развивающее воздействие на организм подростков целесообразно по следующим направлениям:

- стимуляцией активности моторной зоны коры больших полушарий путем задания программ выполнения физических упражнений. Для этой цели наиболее эффективны коррекционные упражнения для массивных мышечных групп и сложнокоординированные асимметричные упражнения;

- воздействием на эмоциогенные структуры мозга подростка (центральные механизмы регуляции информационно-аналитической структуры мозга) по разработанной нами технологии. Наиболее эффективно комплексное свето-цветовое воздействие (Л.М. Веккер, 1974; М.Е. Вайндорф-Сысоева, 2004).

Правильный подбор оздоровительно-развивающих физкультурных упражнений позволяет добиться гармоничного развития физиологических и психических черт личности и к 16-18 годам сформировать из учащегося достаточно зрелую личность, способную противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды.

Разработанная концептуальная модель организации образовательно-воспитательного процесса в школе оптимизирует деятельность элементов сложной многозвенной и многокомпонентной системы "школа-ученик-среда" и является весьма эффективной.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: