Abstract CONCEPT OF STRUCTURE AND CONTENTS OF EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL A.P. Matveyev, Dr. Hab Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: school of general education, physical culture, teacher's creative activity, physical culture education. The physical culture education is considered as a deductively directed process of a pupils' personality socialization.The Physical culture as a complex discipline of a school curriculum integrates the natural-scientific knowledge of a man. The given conceptions demand the transformation of the teacher's activity into a real creative activity of a teacher, realized in cooperation with a pupil. The modern scientific-technical base creation becomes the principal condition of successful innovations in the system of physical culture education in a secondary school. According to the concept, the physical education should consist of three parts. The first one lasts four years and it's purpose is to identify students in the physical culture, the next one lasts five years and aimed to individualize students motor activities and the last one targeted to the students' actualization in that sphere. The concept was approved by the Russian Ministry of education as a perspective project for the general secondary school development.
|
КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ Доктор
педагогических наук А.П. Матвеев Ключевые слова: общеобразовательная школа, физическая культура, творческая деятельность учителя, образование по физической культуре. Введение . Отечественная педагогическая наука, роль которой всегда возрастала на переломных этапах развития общества, предложила целый ряд методологически обоснованных положений и концептуальных решений по реформированию школьного образования. В своей основе все они отражают единую потребность общества в формировании разносторонней личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с общей целевой установкой формулируется цель общего среднего образования по физической культуре, которая ориентирует его предметное содержание на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации собственной трудовой деятельности в динамично складывающихся социально-экономических условиях. Проблема. Ни для кого не секрет, что на предшествующем историческом этапе физическая культура как явление культуры рассматривалась в обществе преимущественно с позиций прагматических установок созданной государством системы физического воспитания и подчинялась в своем развитии решению ее сугубо утилитарных задач по совершенствованию "биологической природы" человека. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура, по сути, "теряла" свои собственные социокультурные формы и функции и представала в сознании человека как тождественность процессу физической подготовки, соотносящемуся "напрямую" лишь с практикой "подготовки к труду и обороне Родины". Подобная трансформация физической культуры из феномена культуры, ориентированного на целостное развитие личности, в одно из средств физической подготовки обозначила сегодня проблему содержательного наполнения государственного стандарта образования по физической культуре, возможности полноценной реализации его целевой установки в условиях модернизации отечественной школы. Принятие новой целевой установки образования по физической культуре предопределило объективный "перевод" вектора содержательного наполнения школьного предмета физической культуры с парадигмы воспитания на парадигму образования. Как следствие этого в качестве базовых оснований содержательного наполнения школьного предмета физической культуры становятся основания, которые определяются самой целевой установкой, т.е. "образование", "личность", "физическая культура". И конечно, прежде чем отрабатывать структуру и содержание физической культуры как учебного предмета, необходимо провести анализ существа этих базовых понятий, представленных как в общей педагогике, так и в теории и методике физической культуры. Проведенный анализ ключевых понятий цели образования (образование, личность, физическая культура) позволил прийти к заключению, что проблема структурного и содержательного наполнения предмета физической культуры в школе соотносится в том числе и с сегодняшним развитием категориального аппарата педагогической науки, и в первую очередь ее составной частью - теорией и методикой физической культуры: 1. В общей педагогике категория "образование" раскрывается через процессы обучения, воспитания и развития, т.е. в той же конструкции и с тем же наполнением, что и понятие "целостного педагогического процесса", который по определению включает в себя обучение, воспитание и развитие (Ю.К. Бабанский, 1989). Отсюда образование и целостный педагогический процесс идентифицируются, т.е. представляют собой как бы суть одного и того же, и, следовательно, адресность целевой установки образования в равной степени относится и к самому процессу образования и к целостному педагогическому процессу. 2. В современной педагогике понятие "образование" раскрывается и в так называемом "широком толковании", т.е. как системно организованное социальное явление, в основании которого в том числе лежит поэтапная подготовка подрастающего поколения к активной жизнедеятельности. Данная подготовка обеспечивается многообразием организационных форм обучения, воспитания и образования, которые насыщаются соответствующим содержанием, учитывающим возрастные биологические, психические и социальные особенности развития школьников (В.А. Сластенин, 1987). Следовательно, и в данном случае образование рассматривается через призму обучения, воспитания и развития, но, будучи представлено как социально организуемая система, оно ориентируется на подготовку человека (выпускника школы) к активному включению в общественные процессы. Таким образом, в современной педагогике образование либо отождествляется с целостным педагогическим процессом и наделяется обучающей, воспитывающей и развивающей функциями, либо соотносится с социальной системой, ориентированной на подготовку человека (выпускника школы) к самостоятельной жизнедеятельности. Собственная же родовая функция процесса образования, его место, роль и влияние на результативность целостного педагогического процесса в педагогике практически не раскрываются. 3. В общей педагогике понятие "образование в области физической культуры" не рассматривается. Вместо него используется понятие "физическое воспитание", которое раскрывается не в парадигме собственно воспитания, а через процессы укрепления здоровья и физического развития. В итоге физическое воспитание вне конструкции образования и вне ориентации его целевых задач начинает восприниматься как некое самостоятельное явление, развивающееся по своим правилам, законам и целевым установкам. 4. В современной теории и методике физической культуры понятие "образование школьников в области физической культуры", его цели и формы организации вообще не рассматриваются. Как следствие этого проблема ориентации образования на формирование личности школьников и проблема содержательного наполнения этого процесса в данной теории не представлены. 5. В качестве основной
категории теории и методики
физической культуры выступает "физическое
воспитание", которое
определяется как синоним
физической подготовки и
характеризуется через процессы
обучения двигательным действиям и
воспитания физических качеств. При
этом последние представляются как
"... совокупности
анатомо-морфологических свойств
человека..." (т.е. костей, мышц и
т.п.) и выступают факторами,
содействующими "... развитию
личности школьников...". Отсюда
вытекает, что 6. Несмотря на то что в учебных планах общеобразовательных школ представлена дисциплина "физическая культура", учебный процесс осуществляется по программам физического воспитания, представляющим собой, по сути и по определению, программы физической подготовки (В.И. Лях, 1993-2003). Как следствие этого вместо предмета физической культуры, в основании которого лежит активная деятельность самого человека по преобразованию и совершенствованию собственной физической природы, закладывается содержание физической подготовки, т.е. целенаправленной "подгонки" физических кондиций школьников под соответствующие заданные образцы (нормативы) уровней "воспитанности" физических качеств. Таким образом, модернизация отечественной школы в парадигме образования и относительная неготовность существующей теории и методики физической культуры активно "включиться" в этот процесс модернизации обусловили объективную необходимость в разработке концепции оснований структуры и содержания образования школьников в области физической культуры. Целью настоящего исследова ния является вынесение на широкое обсуждение концептуальных положений и подходов к определению основ содержания образования школьников в области физической культуры, обоснованность их использования при разработке государственного стандарта содержания среднего общего образования по физической культуре. Определение оснований структуры и содержания образования школьников в области физической культуры осуществлялось путем анализа базовых категорий и концептуальных положений теории педагогики и соотносилось с имеющимися представлениями педагогики физической культуры. В качестве исходных оснований при разработке структуры и содержания образования по физической культуре выступали: - педагогический процесс как условие развития личности; - школьник как активный субъект педагогического процесса; - учебный предмет как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности. Педагогический процесс характеризует собой целостную конструкцию, включающую в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов основания педагогического процесса определяется собственной функциональной направленностью, содержанием и технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника: - обучение - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков; - воспитание - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения; - образование - основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах. Таблица 1. Доминирующие основания педагогического процесса по ступеням образования
В целостном педагогическом процессе ни один из его компонентов (ни обучение, ни воспитание, ни образование) не может быть выделен в "чистом" виде. Взаимодействуя между собой, каждый из них в том или ином выражении представляется в целостном результате развития личности. Социализация школьника, лежащая в основе формирования его личности, характеризуется как процесс активного его включения в систему разнообразных общественных отношений, которые могут проявляться в нескольких взаимосвязанных ипостасях: - идентификация - процесс вхождения в реальную деятельность, выражающийся в отождествлении с другими людьми и включении в отношения с ними; - индивидуализация - процесс саморазвития в реальной деятельности, проявляющийся в приобретении отличительных свойств и способностей, активном включении во взаимодействие и сотрудничество с другими на основе общих интересов, целей и приобретаемых качественных свойств; - персонализация - процесс самореализации в реальной творческой деятельности, в целостности многообразия приобретенных качественных свойств и способностей, выражающийся в представленности в социальных отношениях других, активном воздействии на них даже за пределами их наличного взаимодействия. В условиях целостного педагогического процесса, каждый из его компонентов благодаря собственной родовой функции стимулирует ту или иную направленность в социализации личности. Доминанта задач обучения стимулирует процесс идентификации, доминанта задач воспитания - процесс индивидуализации, доминанта задач образования - процесс персонализации. На основе базовых положений концепции ведущего вида деятельности в онтогенезе, раскрывающих специфику проявления возрастной активности школьников на разных его этапах, а также выявляемых особенностей взаимосвязи между компонентами педагогического процесса и формирования личности можно выделить доминирующие основания педагогического процесса по ступеням школьного образования (табл. 1). Учебным предметом
физической культуры в
школе выступает область культуры, в
основании которой лежит
деятельность по преобразованию
(совершенствованию) человеком
собственной физической природы.
Как и любая деятельность,
физкультурная (двигательная)
деятельность кроме преобразования
того объекта, на который она
направляется (в данном случае на
физическую природу человека),
обеспечивает развитие самого
человека, его мышления и
творчества, своеобразия
индивидуальных качеств и
способностей. Физкультурная
деятельность, так же как и любая
другая, имеет сложную
системно-структурную организацию
своего основания, - информационный компонент объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности); - операциональный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами и формами планирования, контроля и регулирования ее преобразовательного процесса; - мотивационно-деятельностный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, виды и разновидности физкультурной деятельности. Каждый из этих компонентов деятельности оформляется структурными компонентами учебного предмета физической культуры и конкретизируется существом учебного содержания: Знания о физической культуре - содержание отбирается и группируется по трем основаниям познавательной деятельности: природознание, человекознание, обществознание. Способы организации деятельности - содержание отбирается и группируется по трем основаниям предметной деятельности: средствам, способам (методам), видам и разновидностям деятельности. Физическое совершенствование - представляется содержанием трех видов физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительной, спортивно -оздоровительной и прикладно ориентированной. В каждый вид физкультурной деятельности включаются физические упражнения, двигательные навыки и умения, отобранные по трем признакам ценностных ориентаций: предметно -родовые, личностно значимые, общественно значимые. Такое выделение компонентов учебного предмета и их содержательной направленности в соотнесении с базовыми положениями ведущего вида деятельности в онтогенезе позволяет предположить непосредственные приоритеты в предметном наполнении дисциплины физической культуры по ступеням школьного образования (табл. 2). При соответствующем уточнении оснований структуры и направленности содержания образования по физической культуре можно представить его некоей концептуальной матрицей, ориентированной на достижение целевой установки формирования личности школьников в процессе освоения предмета физической культуры на каждом возрастном этапе (табл. 3). В последующем данная матрица была апробирована при подготовке последнего варианта Государственного стандарта содержания образования и Примерных программ по физической культуре, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации (2004). Таблица 2. Приоритеты в направленности учебного содержания по ступеням образования
Таблица 3. Концептуальные основания структуры и содержания образования школьников в области физической культуры
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |