Abstract TO PROBLEM OF STUDYING MOTIVATIONAL-DEMAND AREA OF PUPILS AND STUDENTS, AS SYSTEM DEVELOPMENT BASES OF EDUCATION OF THEIR PHYSICAL CULTURE P.K. Durkin, Dr. Hab., professor M.P. Lebedeva, Ph. D., lecturer The Arkhangelsk state technical university, Arkhangelsk Key words: physical culture of personality, sports activity, personality, demand-motivational area, hierarchy of basic personal formations, ways of education of motivation. In the opinion of the author, the motives of physical exercises are closely interconnected among themselves, they are not only in unity, but also in constant struggle. It is important to study their correlation at different age stages of development of a personality and the degree of individuality of the motivation. The knowledge of the features of motivation of the engaged ones will help a teacher to bring up the internal motivation of exercises by physical culture to generate interest to exercises as a basis of personal physical culture of pupils and students.
|
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННО -ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У НИХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор
педагогических наук, профессор П.К.
Дуркин Архангельский государствен ный технический университет, Архангельск Ключевые слова: физическая культура человека, физкультурная деятельность, личность, потребностно-мотивационная сфера, иерархия основных личностных образований, пути воспитания мотивации. Формирование физической культуры человека как научно-практическая проблема требует изучения её глубинной (социальной) сущности. В современных исследованиях отмечается, что проблему формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического (телесного) и духовного (социального) [2, 4, 5, 14]. Включение человека в культуру ("взаимодополнительность природно-телесного и разумно-духовного") достигается "встраиванием тела в ценностно -духовный ряд"[5]. Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность, характеризующаяся не биологическими, а социальными качествами [14]. При этом личность вступает во взаимодействие с культурой в трёх важнейших аспектах: усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; создаёт культуру, будучи субъектом культурного творчества [6]. Однако создаваемое людьми предметное богатство общества есть лишь внешняя форма культуры. Её действительным содержанием оказывается развитие самого человека, который представлен в культуре как саморазвивающееся существо. Деятельная сторона в этом процессе является ведущей в формировании человека. В связи с этим целесообразно показать сущность и системный характер физкультурной деятельности. Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные её виды: физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно -реабилитационная. Только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, его устойчивого приобщения к культуре физической [21]. Человеческая личность не является механической суммой психологических качеств. Психологические качества интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все её частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно -потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности. Воспитывать - значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к каждому человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития его индивидуальных способностей. Главная функция предмета "физическая культура" - воспитательная [25]. Развитие физических возможностей человека неотделимо от функционирования его личностных характеристик, более того, определяется ими. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся, так же как и любой другой деятельности, определяется потребностно-мотивационным звеном (связанным с формированием их потребностей, интересов, целей, мотивов, ценностных ориентаций и т.п.), а также овладением ими определённым уровнем знаний [15]. В связи с этим необходимо выявить иерархию основных личностных образований, составляющих мотивационно-потребностную сферу личности школьника и студента и место в ней потребностей, мотивов и интереса. Вопросы иерархии личностных образований затрагивались в наших работах ранее [9, 10]. Однако здесь необходимы некоторые пояснения. Проблема потребностей и интересов отличается чрезвычайной сложностью в связи с тем, что они являются исходными детерминантами любого вида деятельности. Эта проблема является "сквозной" для многих наук о человеке и активно разрабатывается с позиций философии, педагогики, психологии, социологии и других общественных наук. Специальным исследованиям различных сторон потребностей и интересов людей в занятиях физическими упражнениями и спортом посвящено также значительное число работ [1, 8, 11, 24, 26, 27 и др.]. Хотя в понимании интересов и потребностей есть некоторые расхождения у разных авторов, но, суммируя высказывания всех точек зрения, можно утверждать, что первичные потребности человека предшествуют интересам, а на основе высокоразвитого интереса могут, в свою очередь, формироваться более сложные, вторичные, духовные потребности. У ребёнка есть врождённая, первичная потребность в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. На основе этой потребности у него возникают мотивы, цели, эмоции и смысл занятий физическими упражнениями, которые являются основой интереса. В результате развития интереса возникает вторичная, духовная потребность в физическом совершенствовании [7-9]. Однако в реальных педагогических условиях потребность определить нельзя. Психологической основой возникновения потребности является осознание противоречия, например между новым фактором и имеющимся запасом знаний, умений, навыков, мотивов и интересов. Вместе с тем некоторые авторы, стремясь изучить потребности человека, не имеют возможности на современном этапе развития науки зафиксировать сами потребности (противоречия), поэтому прибегают к опосредованному их анализу (с помощью изучения различных форм осознания и реализации потребностей, в том числе и интересов). Активно изучается также такая форма осознания потребностей, как интересы к определённым формам занятий физическими упражнениями и спортом, а также мотивы этих занятий [8, 27 и др.]. В значительно меньшей мере, но всё-таки изучаются цели занятий. Однако изучение отдельных компонентов мотивации (целей, мотивов, эмоций, смысла занятий) в их разрыве считается [7, 8, 17 и др.] бесперспективным в плане практической значимости таких исследований. Ведь мотив может в любой момент стать целью, а цель - мотивом, не говоря уже о том, что они порождаются смыслом, сопровождаются эмоциями и т.д. Рассмотрение отдельных форм осознания потребностей приводит к неправильному пониманию их функциональной взаимосвязи, к подмене одной формы другой. На фоне различных точек зрения относительно понимания потребностей, мотивов, целей, эмоций наиболее правильным нам представляется понимание интереса, изложенное в работах учёных Института общей и педагогической психологии АПН СССР [28], поддержанное и подтверждённое в исследованиях в области физической культуры [8]. На основании такого понимания следует считать, что интерес к физической культуре - это интегральное проявление сложных процессов мотивационной сферы. Мотивация студентов формируется ещё в школе на основе естественной потребности ребёнка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. Мотивацию определяют не только мотивы занятий физическими упражнениями (учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочные, благополучия, долженствования, социально значимые мотивы и мотивы избегания неприятностей) [8-10], но и цели, эмоции, смысл занятий физическими упражнениями (общественный и личностный), а также другие интересы, выступающие в роли мотивов занятий физической культурой. Интерес при своём развитии превращается в новую, вторичную, духовную потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой возникают новые мотивы и интересы [8]. Главное для педагога - формирование и развитие у школьников и студентов интереса к занятиям физической культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании - явление, которое в реальных условиях деятельности педагога определить нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью сознательного проявления двигательной активности учащихся. Однако вопрос о соотношении (взаимосвязи) интереса и активности школьников и студентов не столь простой, как это может показаться на первый взгляд. Кроме того, он соприкасается с формированием привычки и отношения к занятиям физической культурой. Что же здесь первично и что вторично? Какова иерархия этих образований? Вначале поясним, что же такое активность? Глубокий анализ понятия "активность" в литературе есть [29]. Активность рассматривается как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям, предметам и к самому себе. Без этого признака можно говорить лишь о моторности, что отнюдь не тождественно понятию активности. Например, студент может выполнять упражнения под команду педагога или по его распоряжению, не проявляя при этом собственной активности. Активность следует отличать от самостоятельности. "Активность" - понятие более широкое, чем "самостоятельность". Она является следствием совершенствования средств, методов обучения и воспитания и их организационных форм. Некоторые авторы в основу активности ставят положительные мотивы деятельности. Основой же мотивов, как отмечалось выше, является потребность. Таким образом, механизмом активности следует считать потребность, которая и обеспечивает побуждение к деятельности [20 и др.]. Многими исследователями подчеркивается также связь активности и интереса. Интерес представляется " ... как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной" [29]. Такой же точки зрения придерживаются и другие авторы [19, 20 и др.]. Интересы различают как эпизодические и постоянные. Эпизодические интересы возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности, в конкретных условиях. После её прекращения они угасают. Постоянные интересы не зависят от конкретных условий. Они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области даже тогда, когда условия для этого неблагоприятные. Именно постоянные, устойчивые интересы играют основную роль в поддержании и развитии активности. Их называют ещё интересами действия, лежащими в основе активной, целеустремлённой деятельности, связанной с усилиями, с преодолением препятствий. Поэтому такие интересы являются важным условием в развитии таких определяющих качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие. Интерес в значительной степени способствует формированию привычки. "Интерес начинается со случайного, элементарного. Потом он может перерасти в сознательный интерес, а на высшей ступени развития - в привычку" [20]. Естественно, что для понимания и характеристики активности школьника и студента недостаточно только анализа объективной, внешней стороны процесса деятельности и её результата. Необходим анализ внутренних (субъективных) побудителей - источников активности. Из приведённых выше данных следует, что внутренними побудителями активности являются первичные потребности (мотивы, интересы), вторичные (духовные) потребности и, наконец, привычки. Однако вторичные потребности и привычки, формирующиеся на основе интереса, нельзя выработать без активности самого воспитанника. Поэтому первоочередными источниками активности всё-таки следует считать мотивы и интересы, а также их глубинные основы: первичные потребности в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации [8]. Отношение к занятиям физической культурой также всегда связывается с интересом к ним [11]. Однако в работах исследователей и ему (отношению) как личностному образованию также не определено ещё своё место в иерархии других образований. Первоначально понятие "отношение" возникло в философии и ныне означает наиболее общие закономерности взаимосвязи вещей и явлений, обусловленные материальным единством мира. Поэтому философская трактовка отношения играет чрезвычайно важную методологическую роль в изучении проблемы отношений в любом аспекте и во всех науках. В биологии понятие "отношение" выражает ту жизненно важную взаимосвязь, которая существует между организмом и средой, а также между отдельными его системами и звеньями как частями единого целого. В педагогике оно определяет связь естественной зависимости и субординации в системе "педагог-ученик", "личность -коллектив". В психологии этот термин трактуется как интегральное личностное свойство, оказывающее влияние на её поведение и деятельность. Процесс формирования отношения как свойства личности весьма сложен, продолжителен и может проходить организованно или стихийно [8, 11, 19]. В спортивной литературе затронуты лишь отдельные стороны проблемы отношений, однако достоверно установлены факты влияния потребностей, мотивов, целей, интересов, ценностных ориентаций и средств информации на отношение к физической культуре и спорту [11, 27]. На основании изложенного можно представить иерархию основных личностных образований школьника и студента и место в ней потребностей, мотивов и интереса как психологических механизмов превращения общественных ценностей физической культуры в личные ценности учащихся. Для педагогов и руководителей (организаторов) процесса воспитания физической культуры человека очень важно понимать всю сложность этой иерархии личностных образований. Внешняя мотивация (обязательность занятий, зачетов) и внутренняя мотивация (интерес) должны существовать в диалектическом единстве [2, 3, 8 и др.]. Попытки подражания зарубежным странам в отмене обязательности занятий физической культурой в учебных планах вузов приведут к ещё более катастрофическим последствиям в состоянии здоровья будущих поколений. Ведь сейчас наша страна по продолжительности жизни населения, по разным данным, занимает 170-180-е место среди всех государств мира. А если учесть, что в большинстве школ и вузов нашей страны нет элементарных условий для нормальных занятий физкультурой, то можно легко представить картину и последствия "необязательности" таких занятий. Как нами было сказано ранее [10], формирование физической культуры у школьников и студентов - это прежде всего формирование у них интереса к занятиям физической культурой. Интерес же следует в развитии за состоянием мотивации [8, 28], т.е., чтобы формировать интерес к личной физической культуре, необходимо знать и воспитывать мотивы занятий физической культурой [8]. Теперь остаётся уточнить сущность мотивации человека и пути её формирования. Отечественные учёные, рассматривая мотивацию как одно из стержневых образований личности, указывают вместе с тем на её сложное, качественно неоднородное строение [3, 12, 16, 17, 18]. Их подходы могут служить общетеоретической основой для анализа и исследования мотивации занятий физической культурой. Исходя из рекомендаций перечисленных выше авторов, мотивацию, как и другие высшие психические функции, следует рассматривать как социально обусловленное образование. Она складывается и изменяется в процессе жизнедеятельности школьника и студента, и прежде всего их учебной деятельности. В деятельности рождаются новые мотивы, интересы и потребности, оказывающие обратное влияние на деятельность. Мотивационно-потребностная сфера не может быть сведена ни к одному из видов побуждений, входящих в неё (мотивам, целям, интересам, эмоциям и др.). Потребности, смысл занятий физическими упражнениями и спортом, мотивы, цели, эмоции, интересы постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. На формирование мотивации занятий физической культурой и спортом влияет совокупность внешних и внутренних условий. Становление мотивации зависит в целом от содержания, форм, методики занятий, а также от развертывания и усложнения связей молодёжи с окружающим миром и разными людьми. Формированию мотивации способствуют прежде всего каналы общественного воспитания, средства семейного воспитания. В качестве внешних (по отношению к учащимся) могут быть выделены следующие условия: деятельность преподавателя физической культуры и тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства преподавателя и тренера, материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения, использование ТСО, психологический климат в группе, единство требований педагогического коллектива, а также школы, вуза и семьи. К внешним условиям относятся и те взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники и студенты в процессе занятий физической культурой и спортом [8]. В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников и студентов при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями. Сюда можно отнести: формы взаимодействия и общения с другим человеком (со взрослым, сверстниками); направленность личности школьника и студента (на потребление или создание, на индивидуальные или общественные цели, на разные стороны общественных и межличностных отношений) в процессе занятий физической культурой и спортом. Каковы же пути формирования мотивации? Прежде всего может быть ее поэлементное и целостное формирование. В первом случае педагог избирает и последовательно актуализирует, упрочняет отдельные мотивы. В другом случае целенаправленное воздействие осуществляется на мотивацию воспитанника в целом [8-10]. Кроме того, формирование
мотивации может осуществляться "сверху
вниз" и "снизу вверх". Первый
путь состоит в привитии
воспитуемым идеалов, образцов При втором пути воспитанник включается в различные виды физкультурной деятельности и там приобретает практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре. У школьника и студента складываются реально действующие мотивы. Однако педагог не всегда уверен, что сложатся именно необходимые побуждения. Наличие обоих путей воспитания должно дать правильное сочетание знаемых и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности воспитанника, единство слова и дела. В школах и вузах должны применяться оба пути воздействия на мотивацию занятий физической культурой, причём формирование мотивации через деятельность предполагает использование не только учебной, но и внеклассной, внешкольной, внеаудиторной и внутрисемейной физкультурной деятельности. Необходимо особо остановиться на возрастных особенностях мотивации. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих её более высокий уровень. Мотивационная сфера младших школьников отличается одноуровневым строением и рядорасположенностью отдельных побуждений, ситуационностью и импульсивностью поведения. Для более старших школьников характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Особенности мотивов и физкультурных интересов учащихся разных возрастов не являются "фатально неизбежными" для того или иного возраста [8]. Поэтому те особенности развития мотивации, которые называются в литературе, должны рассматриваться как примерные. Они могут быть скорректированы, углублены и даже преобразованы в ходе использования современных методов обучения и воспитания. В физкультурном воспитании важно сориентировать учащихся (с учётом их возрастных психофизиологических особенностей) на своевременный сдвиг мотивов с игровой, сюжетной, эмоциональной двигательной деятельности на учебную, результативную, а затем и на социально значимую физкультурную деятельность (с целью быть здоровым, физически, интеллектуально и духовно подготовленным к труду и обороне Родины). При этом основополагающим принципом физкультурного воспитания должно быть единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании личной физической культуры, обусловливающее тесную взаимосвязь в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер воспитанников [13]. Педагогу необходимо иметь в виду и различать знаемые (называемые учащимися в анкетах, беседах) мотивы от реально действующих. Как показали наши исследования, социально значимые мотивы называются школьниками уже в младшем возрасте, но они не являются реально действующими. Мотивы занятий физическими упражнениями тесно взаимосвязаны между собой, они находятся не только в единстве, но и в постоянной борьбе. Важно изучить, каково их соотношение на разных возрастных этапах развития личности и какова степень индивидуальности мотивации. Знание особенностей мотивации занимающихся поможет педагогу воспитать внутреннюю мотивацию занятий физической культурой, т.е. сформировать интерес к занятиям как основу личной физической культуры школьников и студентов [8-10]. Литература 1. Бабушкин Г.Д. Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, c. 20-22. 2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41. 3. Божович Л.И., Благонадёжина А.А. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - 180 с. 4. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов. РАН. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 70 с. 5. Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "HOMO SAPIENS" и проблемы физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 7, с. 2-5. 6. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пос. / Гос. институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: ГДОИФК, 1988. - 43 с. 7. Дуркин П.К. Пути решения социально-педагогических проблем физической культуры: Учеб. пос. для студентов педвузов. - Архангельск: РИО ПГУ, 1992. -120 с. 8. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. докт. дис. Архангельск, 1995. - 43 с. 9. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 2, с. 50-53. 10. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 2, с. 55-58. 11. Кардялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 40 с. 12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Педагогика, 1984. - 304 с. 13. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 14. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с.12-15. 15. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11, с. 20. 16. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 65 с. 17. Маркова А.К. Предмет, стратегия и методы исследования мотивации и интереса к учению // Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986, с. 30-33. 18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. -192 с. 19. Нахед Анвар Ахмед Эль-Саббат. Формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры у учащихся общеобразовательных школ АРЕ: Автореф. канд. дис. М.,1976. - 22 с. 20. Нгуэн Тоан. К проблеме активизации учащихся на уроке физической культуры: Автореф. канд. дис. М., 1978. - 23 с. 21. Николаев Ю.М. О культуре физической, её теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 2. 22. Омельченко Е.И. Структура спортивных интересов молодёжи промышленных предприятий // Теория и практика физ. культуры. 1971, № 8, с. 29-30. 23. Орлов А.Б. Методы изучения, активизации, развития мотивации учения в современной зарубежной психологии // Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990, с. 122-190. 24. Палайма Ю.Ю. К вопросу о мотиве спортивной деятельности: О физическом совершенстве человека. Каунас, 1996. -110 с. 25. Пономарёв Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 5, с. 55-58. 26. Рипа М.Д., Кондрашова Н.М. Круг спортивных интересов школьников // Теория и практика физ. культуры. 1972, № 9, с. 45-46. 27. Соколов В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Автореф. канд. дис. Минск, 1973. - 22 с. 28. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с. 29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. -180 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |