СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

CONDITION OF ENVIRONMENT OF REGION IN ESTIMATIONS OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE (RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN PERM REGION)

M.G. Ishmuhametov, Ph. D., lecturer

The Perm state pedagogical university, Perm

Key words: health, physical culture, condition of environment, zones of ecological load, traditional and nonconventional means of physical culture.

The purpose of the research was the drawing up a complete picture of opinions of teachers of physical culture about the condition of the environment in the Perm region.

The results of the research have shown the necessity of development of differentiated programs on physical education for the comprehensive schools located on the territories of ecological trouble of the Western Ural.


СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕГИОНА В ОЦЕНКАХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
(РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Ишмухаметов
|
Пермский государственный педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, состояние окружающей среды, зоны экологической нагрузки, традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания.

Экологические проблемы в Пермском регионе представляют собой актуальный и обширный предмет исследования. Традиционно вопросы состояния окружающей среды рассматриваются в рамках экологической науки, однако для составления полноценной картины экологической ситуации в области методов экологии явно недостаточно. Проблема качества окружающей среды носит в том числе и социальный характер, поскольку именно социум выступает ее субъектом, одновременно испытывая негативное влияние экологических факторов на процесс своей жизнедеятельности. Привлечение методов социальных наук, в частности социологии, в данном контексте представляется оправданным и необходимым.

В 2001/2003 уч. годах нами проведено социологическое исследование, носившее аналитический характер. Целью исследования было составление целостной картины мнений учителей физической культуры о состоянии окружающей среды в Пермской области. В качестве метода исследования выступил выборочный формализованный опрос по месту работы. Объектом исследования являлись учителя физической культуры средних общеобразовательных школ Пермской области, всего было охвачено 412 учителей из 298 общеобразовательных школ региона. Выборочная совокупность составила 32% генеральной совокупности с соответствием ее параметрам (по данным Госкомстата РФ) с ошибкой не более ±2 %. Респонденты отбирались с помощью трехступенчатой пропорциональной выборки. Первоначально регион был разбит на четыре зоны различной экологической нагрузки, в каждой из которых случайным образом отбирались районы для обследования. В зону чрезвычайно высокой экологической нагрузки вошли города Пермь, Краснокамск, Березники и Чусовой; в зону высокой экологической нагрузки - города Александровск, Лысьва, Губаха и Соликамск; в зоне умеренной экологической нагрузки обследовались города Гремячинск, Кизел, Кунгур и Чайковский; в зоне допустимой экологической нагрузки - Уинский, Бардымский, Карагайский, Пермский, Ильинский, Частинский и Кишертский районы. На втором этапе отбирались учебные заведения в каждом районе, на третьем - непосредственные респонденты, учителя физкультуры отобранных школ. Полученные в ходе опроса данные были проанализированы с помощью компьютерной программы обработки статистических данных SPSS 9.0 for Windows.

Все отобранные респонденты, как видно из табл.1, имеют специальное образование, причем большинство опрошенных (76,6%) - высшее, распределение респондентов по полу примерно одинаковое (50,5% мужчин и 49,5% женщин), средний возраст по выборке составляет 40,1 года, средний стаж работы в школе - 16,3 года.

Одной из основных задач нашего исследования было определить степень актуальности поставленной проблемы для респондентов. Опрос показал, что проблема влияния экологической ситуации на здоровье школьников представляется учителям чрезвычайно важной (95,2% опрошенных отмечают факт влияния состояния окружающей среды на здоровье учеников). Процент не отметивших данный факт очень низок - лишь 0,3% респондентов заявили о том, что состояние окружающей среды никак не сказывается на здоровье учащихся. Зависимость оценки актуальности проблемы от зоны экологической нагрузки не прослеживается - учителя школ, находящихся в различных зонах, в равной степени отмечают проблему как особо важную (табл. 2).

Таблица. 1. Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности

№ п/п

Характеристика респондентов Количество опрошенных  (в % от общего числа)

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

1

Образование

Высшее

76,6

80,0

69,0

60,5

Среднее специальное

23,4

20,0

31,0

39,5

 

Итого

100

100

100

100

2

Пол

Мужской

45,4

50,0

44,8

61,8

Женский

54,6

50,0

55,2

38,2

 

Итого

100

100

100

100

 

Характеристика респондентов

Средние социально-демографические показатели (количество лет)

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

3

Средний возраст

41,7

41,9

38,3

38,6

4

Средний стаж работы в школе

17,6

16,5

14,6

16,5

Таблица 2. Влияние окружающей среды на здоровье школьников в оценках респондентов (в % от общего числа опрошенных)

№ п/п

Вариант ответа

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

В целом по выборке

1

Состояние окружающей среды, безусловно, влияет на здоровье школьников

97,2

100

86,2

97,4

95,2

2

Состояние окружающей среды незначительно влияет на здоровье школьников

2,8

0,0

13,8

1,3

4,5

3

Состояние окружающей среды не влияет на здоровье школьников

0

0

0

1,3

0,3

 

Итого

100

100

100

100

100

Таблица 3. Самооценка уровня информированности респондентов в вопросах состояния окружающей среды (в % от общего числа опрошенных)

№ п/п

Вариант ответа

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

В целом по выборке

1

Информацию о том, в каких условиях внешней среды находится школа, имею

65,1

86,7

75,9

35,5

65,8

2

Информации о том, в каких условиях внешней среды находится школа, не имею

34,9

13,3

24,1

64,5

34,2

 

Итого

100

100

100

100

100

Определив высокую значимость исследуемой проблемы для учителей физкультуры общеобразовательных школ Пермского региона, мы поставили задачу исследовать степень информированности респондентов в вопросах состояния окружающей среды. Были изучены как субъективная оценка уровня информированности опрошенных, так и соответствие суждений респондентов фактам. На вопрос "Имеете ли Вы информацию о том, в каких условиях внешней среды находится Ваша школа?" положительно ответили 65,8% респондентов, отрицательно - 34,2%. Наблюдается зависимость уровня осведомленности опрошенных от зоны экологической нагрузки, в которой находится школа.

Из табл. 3 видно, что наиболее низко собственный уровень информированности в вопросах состояния окружающей среды оценивают респонденты 4-й (самой чистой) зоны экологической нагрузки (лишь треть опрошенных данной группы сообщили о наличии у них информации об условиях внешней среды в районе школы, тогда как в менее благополучных зонах данный показатель
в среднем в два раза выше). Среди представителей четвертой группы и наиболее высокий процент (15,8%) затруднившихся определить, к какой зоне экологической нагрузки относится район их школы. В целом же наблюдается тенденция в позициях респондентов относить территорию расположения школы к зоне умеренной загрязненности (данная оценка прослеживается в ответах 59,0% ответивших), к чистой зоне территорию школы приписали 14,0% респондентов, к зоне повышенной загрязненности - 16,9%.

Анализ ответов респондентов на просьбу сравнить состояние окружающей среды района расположения школы с другими районами показал, что лишь 16,0% опрошенных первой зоны экологической нагрузки оценили состояние окружающей среды в районе своей школы как "лучше, чем в других районах", 31,2% склонны были заявить о худшем, чем в других районах, состоянии окружающей среды, еще треть (37,2%) сочла уровень загрязненности окружающей среды в районе расположения школы таким же, как и в других. Среди респондентов самой чистой зоны лишь 23,7% заявили о лучшем, чем в других районах, состоянии окружающей среды, 31,6% опрошенных склонились к аналогичному в других районах уровню загрязненности района расположения школы. Не наблюдается адекватности оценки экологической загрязненности своего района по сравнению с другими и в ответах учителей второй и третьей зоны. В зоне высокой экологической нагрузки 40% респондентов сказали, что состояние окружающей среды в районах их школ лучше, чем в прочих, еще 43,3% определили его как "такое же, как и в других районах". Данные результаты говорят о том, что учителя в целом не могут адекватно оценить состояние окружающей среды в районе расположения их школы, несмотря на то что большинство заявляет о наличии у них информации, позволяющей делать адекватные выводы. Реальный уровень информированности опрошенных в вопросах состояния окружающей среды невысок, когнитивный элемент в общественном мнении учителей искажен.

При определении экологического фактора, в наибольшей степени сказывающегося на состоянии здоровья школьников, большинством респондентов (56,6%) было отмечено качество атмосферного воздуха. Чуть меньше трети респондентов (23,9%) обозначили качество питьевой воды, 19,0% - качество пищевых продуктов и лишь 0,5% - уровень шума. Интересно, что о влиянии последнего фактора сказали только респонденты первой, самой загрязненной, зоны. Однако в целом явной зависимости выделения приоритетного фактора от экологической зоны территории расположения школы не выявлено.

Загрязненность атмосферного воздуха как приоритетный фактор, выделенный респондентами с точки зрения его негативного влияния на состояние здоровья школьников, определил ответы опрошенных на вопрос о нанесении вреда здоровью учеников занятий, проводимых на улице. Среди всех респондентов 57,8% сказали, что занятия на улице негативно сказываются на здоровье школьников в условиях загрязненности окружающей среды, вред занятий в спортзале отметили 44,4% опрошенных. Об отсутствии влияния занятий физической культурой на улице в условиях загрязненности заявили 32,9%, в спортзале - 41,9% опрошенных. Показателен высокий процент (13,7%) затруднившихся определить, наносят ли занятия в спортзале в условиях загрязненности среды вред здоровью школьников. Причем среди респондентов самой неблагополучной зоны процент затруднившихся с ответом превышает средний по выборке и составляет 24,3%, что еще раз подтверждает серьезную некомпетентность учителей в вопросах окружающей среды.

Несмотря на общее понимание вреда, наносимого здоровью школьника загрязненностью окружающей среды, очень мало (4,4%) учителей учитывают действие экологических факторов при проведении уроков физкультуры . Две трети респондентов сказали, что учитывали бы данные факторы, если бы существовали соответствующие методики, 25,7% опрошенных заявили о том, что учитывать экологические факторы не нужно. Наблюдается следующая зависимость: чем грязнее зона расположения школы, тем в большей степени учителя видят необходимость учета данных факторов. В первой зоне экологической нагрузки о том, что в учете нет необходимости, сказали 13,3% респондентов, во второй - 26,6%, а в третьей - уже 36,8%. Вместе с тем учителя зоны чрезвычайно высокой экологической нагрузки чаще всего учитывают особенности окружающей среды при проведении занятий (таковых в первой зоне 9,6%). Готовность респондентов принимать во внимание состояние окружающей среды при проведении уроков физкультуры достаточно высока: 69,9% опрошенных сказали, что при наличии соответствующих методик они учитывали бы особенности экологической ситуации в районе школы.

Как видно из табл. 4, готовность респондентов учитывать состояние окружающей среды выше всего в самой неблагополучной зоне экологической нагрузки (среди учителей данной зоны 77,1% заявили о том, что учитывали бы экологическую ситуацию при наличии соответствующих методик). С повышением качества окружающей среды готовность опрошенных учитывать ее состояние при проведении уроков физкультуры снижается.

Таким образом, анализ результатов опроса показывает готовность учителей учитывать состояние окружающей среды в районе школы при наличии соответствующих методик, что свидетельствует о востребованности и необходимости создания последних.

О том, что учителя не владеют необходимой информацией о способах учета экологической ситуации в профессиональной деятельности, говорят и ответы на вопрос о достаточности методической литературы по особенностям проведения уроков физкультуры со школьниками в экологически неблагополучных территориях. Лишь 1,9% респондентов заявили о том, что подобной литературы достаточно, 66,6% сказали о недостаточности литературы, 18,7% отметили, что литература полностью отсутствует. Также, по мнению учителей, действующие программы по физической культуре для общеобразовательных школ не учитывают состояния окружающей среды (данный факт отметили 56,9% респондентов).

Среди поставленных в нашем исследовании задач одной из основных было определение широты использования учителями нетрадиционных средств физического воспитания. По результатам опроса можно сделать вывод о том, что большинство респондентов (77,8 %) не применяют нетрадиционных средств физического воспитания. Однако большинство (69,1 %) заявили, что лучше всего использовать для укрепления здоровья школьников, проживающих на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией, сочетание традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания.

Несмотря на признание учителями особой эффективности сочетания традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания школьников, большая часть респондентов в своей практике опираются только на традиционные средства. Как показал анализ результатов опроса, большинство (77,8%) опрошенных не применяют на уроках физкультуры нетрадиционных средств физического воспитания. Среди использующих подобные средства 41,3% учителей делают это для повышения интереса школьников к урокам, 37,0% - для оздоровления, 17,3% - для овладения новыми двигательными действиями и 4,4% - для воспитания физических качеств.

Таблица 4. Учет респондентами состояния окружающей среды при проведении уроков физкультуры (в % от общего числа опрошенных)

№ п/п

Вариант ответа

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

В целом по выборке

1

Особенности экологической ситуации не учитываю, и в этом нет необходимости

13,3

26,6

25,9

36,8

25,7

2

Особенности экологической ситуации учитывал бы при наличии соответствующих методик

77,1

70,0

70,7

61,9

69,9

3

Особенности экологической ситуации учитываю

9,6

3,4

3,4

1,3

4,4

 

Всего:

100

100

100

100

100

Таблица 5. Приоритетные средства физического воспитания школьников в оценках учителей физкультуры (в % от общего числа опрошенных)

№ п/п

Вариант ответа

Зона 1

Зона 2

Зона 3

Зона 4

В целом по выборке

1

Традиционные средства

14,7

16,8

29,3

21,0

20,4

2

Нетрадиционные средства

8,2

10,0

17,2

6,6

10,5

3

Сочетание традиционных и нетрадиционных средств

77,1

73,2

53,5

72,4

69,1

 

Всего:

100

100

100

100

100

Актуальный вопрос, стоящий сегодня перед преподавателями физической культуры, - введение третьего урока. В ходе опроса мы попытались выяснить, для реализации какой задачи это необходимо. Приоритет был отдан повышению объема двигательной активности (об этом заявили 45,9% учителей), больше трети респондентов (38,0%) обозначили в качестве подобной задачи оздоровление, 12,3% - развитие отстающих физических качеств, 2,8% - пополнение суммы знаний о здоровом образе жизни и 1% - подготовку к выполнению контрольных нормативов.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

- учителя физкультуры Пермской области осознают влияние состояния окружающей среды на здоровье школьников;

- большая часть респондентов заявляет о наличии у них информации об условиях внешней среды в месте расположения школы, однако самооценка опрошенных не соответствует объективному уровню информированности - большинство учителей не могут правильно определить зону экологической нагрузки в районе школы;

- большинство учителей физической культуры в регионе не учитывают действия экологических факторов при проведении уроков;

- готовность респондентов учитывать состояние окружающей среды в педагогической практике при наличии соответствующих методик высока;

- по мнению учителей, действующие программы по физической культуре не учитывают состояния окружающей среды, а методической литературы по особенностям проведения уроков физкультуры со школьниками в экологически неблагополучных территориях недостаточно;

- по мнению учителей, лучше всего для укрепления здоровья школьников, проживающих на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой, использовать сочетание традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания.

Приведенные результаты исследования говорят о необходимости разработки дифференцированных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, расположенных на территориях экологического неблагополучия Западного Урала.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!