Abstract HUMANITY POTENTION OF ARTPEDAGOGIC IN DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY N.Yu. Shumakova, Ph.D., lecturer Stavropol state university, Stavropol Key words: Artpedagogics, humanism, personality, integration of physical culture and art, information technologies, music, choreography, painting. The humanity conceptions in the physical education promoted the creation of the system - artpedagogics. The development system includes two models: moving and intellectual. The moving component is presented with physical exercises, integrating physical culture and art, rhythm and plastic moving, games to the music, choreography and etc. The intellectual component is included into the educational program of pupils of literature creativity and art activity. An experimental work was with the pupils from the first up to the ninth forms of the secondary school and with the students from the faculty of physical culture during the lessons and during the extra curricular activities in the purpose of developing humanity skills.
|
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АРТПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Кандидат педагогических наук,
доцент Н.Ю. Шумакова Ключевые слова: артпедагогика, гуманизм, личность, интеграция физической культуры и искусства, информационные технологии, музыка, хореография, живопись, спорт. Сложные современные социально-экономические условия жизни, с одной стороны, и востребованность общества в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом развитии личности - с другой, выдвигают перед образовательной системой России трудные задачи. В этой ситуации особую значимость приобретает проблема гуманизма, которая реализуется в социуме через освоение и формирование таких общечеловеческих ценностей, как "доброта", "справедливость", "любовь к людям", "сопричастность" и "милосердие". В законодательных документах ("Конвенции ООН о правах ребенка", законах Российской Федерации "Об образовании", "Федеральной программе развития образования на 1999-2005 гг.", "Национальной доктрине образования РФ", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" и др.) намечаются направления, в рамках которых необходимо развивать образование. Сегодня приоритетным становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, позволяющее реализовать уникальные возможности человека. Между тем в реальном образовательном процессе ученик, как правило, остается объектом педагогической деятельности, его ресурсный потенциал должным образом не задействован. Это обусловлено, в частности, тем, что в системе современного общего образования отсутствуют технологии, способствующие гармоничному развитию личности, которое реализуется только в сочетании духовного и телесного начал. По мнению ученых, чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, соответствующими его людской, а не механической природе, необходимо изменение режима работы его сознания. Из режима отражения (повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и опыта поведения) оно должно быть переведено в режим творческого производства собственных смыслов и опыта - учения, поведения [3]. Известно, что идеалы школьников являются и критерием оценок как самих себя, так и других людей. Они помогают осознанию личностью недостатков собственного поведения, способствуют стремлению преодолевать отрицательные качества, вызывают потребность в самовоспитании. Принцип гуманизма в физическом воспитании и спортивной деятельности подростков на современном этапе является ведущим, так как способствует обогащению духовного потенциала личности, ориентирует на реализацию общечеловеческих ценностей, таких как сопричастность, милосердие, уважение соперника, формирует умение вести здоровый образ жизни, развивает культуру поведения, бережное отношение человека к своему здоровью. Специалисты в области физической культуры (В.К. Бальсевич, С. Волошин, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.И. Самусенкова, Г.М. Соловьев, В.И. Столяров и др.) отмечают, что спортивная деятельность обладает огромной гуманистической ценностью, а дегуманизацию обеспечивают спортивные и неспортивные организации, поскольку она использует спорт для неспортивных целей, даже ценой разрушения нравственного и физического здоровья атлетов, которые легковерны и не подозревают о манипуляции. Главным для современной спортивной педагогики становится вопрос о том, каким образом можно возродить славу гуманистической ценности спорта, как вернуть ему позитивную воспитательную силу. Основополагающими идеями гуманистической педагогики в системе общего образования, в том числе и физкультурного, на современном этапе считаются : личностный подход (ориентация на личность обучаемого как цель, объект, результат, показатель эффективности учебно-воспитательного процесса); гуманистический подход к построению межличностных отношений между педагогами и детьми (терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним); дифференцированный подход (отбор содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания личности в соответствии с региональными, культурологическими, социально-экономическими условиями); природосообразность (учет половозрастных особенностей учащихся, определение возможностей и уровня развития их личностных свойств, опора на индивидуально-личностные свойства, создание условий для равномерного развития духовного и телесного в человеке и др.). В принципах просматривается ориентация образовательно-воспитательного процесса на развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждой личности сознания его собственной неповторимости, индивидуальности, побуждающей к самовоспитанию и самореализации, которые являются детерминантами гуманизации социума. Важные элементы развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой - усвоение определенной суммы знаний, формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, способствующих развитию гуманистического мировоззрения, реализовать которые можно полноценно совместными усилиями специалистов в области физической культуры, музыки, изобразительного искусства, литературы, интегрируя учебный материал и трансформируя его в физическое воспитание через двигательный образ. В свое время еще Пьер де Кубертен отмечал, что гуманизм может воплощаться только в конкретных результатах, являясь плодом усилий и творчества мыслителей, художников, изобретателей, историков. "Спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный сплав силы и добра. Спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства". Того же мнения придерживался французский философ Bernard Jeu, указывая на следующие основания для отнесения спорта к миру культуры: ритуальное происхождение спорта, его отображение в искусстве (прежде всего в литературе и живописи), роль спорта как источника вдохновения для искусства, эстетические ценности спорта и его относительная автономия как социального института [12]. В.И. Столяров, основатель спартианского движения России, в своих трудах, посвященных интеграции искусства и спорта, отмечает, что ничто так не облагораживает душу человека, как искусство, и ничто так не близко искусству, как настоящий , чистый спорт, определяющий специфику развития гуманистических идей олимпийского движения. К сожалению, сегодня в системе общего образования недооценивается интеграция предметов эстетического цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы, физической культура), им отводится второстепенная роль в учебном процессе, забывая о том, что именно эти предметы способствуют развитию духовности и гуманистических качеств личности. И это не только слова или убедительные доводы педагогов: с физиологической точки зрения предметы эстетического цикла воздействуют на правое полушарие головного мозга человека, развивая его, а именно данное полушарие и отвечает за духовность личности. Таким образом, мы подошли к важнейшему в нашем исследовании понятию артпедагогика . Обращая внимание на смысл понятия "артпедагогика", хотелось бы заметить, что в энциклопедических и словообразовательных словарях термин "артпедагогика" отсутствует, в то время как в данных источниках трактуются его детерминанты: "арт" (от англ. аrt - искусство, мастерство, художество) и "педагогика". Артпедагогика, по мнению ученых (О.С. Булатова, Т.А. Добровольская, М.Л. Князева, Л.Н. Комиссарова, А.В. Крепица, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, Ю.С. Шевченко), занимающихся данной проблемой в рамках коррекционного образования, представляет собой педагогическую технологию, образовавшуюся на стыке педагогики, искусства, арттерапии, предназначенную для оказания комплексного воспитательного воздействия на личность ребенка, где посредством художественного творчества человек выражает свои внутрипсихические конфликты в визуальной форме. Исследовательская деятельность ученых в области артпедагогики ориентирована на лечебное воздействие искусства, главная цель которого - психофизическое оздоровление, профилактика и коррекция асоциального поведения [1]. Положительный эффект артпедагогики на развитие здоровых детей рассматривается в работе Е.В. Тарановой. В своем исследовании она отмечает, что благодаря использованию артпедагогики в образовательно -воспитательном процессе дошкольников "самые сложные человеческие отношения - нравственные - можно моделировать, т.е. создавать оптимальные модели поведения в различных ситуациях и типизировать эти ситуации через соответствующий подбор тематики художественных произведений и художественных заданий" [9]. Анализируя вышеназванные источники, можно констатировать, что артпедагогическая деятельность, осуществляемая авторами, сводится к использованию в образовательно-воспитательном процессе так называемых "сидячих искусств" (рисования, лепки, анализа литературных произведений и др.), в то время как искусствам, формирующим "школу движений" (хореографии, ритмической гимнастике, подвижным играм и др.), не уделяется должного внимания. Таким образом, это еще раз подтверждает что современный ребенок развивается не целостно, а в отличие от наших предков дискретно, в разрыве духовного и физического. Опираясь на вышеизложенные доводы и исследования ученых, мы разработали педагогическую систему в физкультурном образовании школьников, которая предполагает обязательную интеграцию физической культуры и различных видов искусства в целях воспитательного, образовательного, развивающего и оздоровительного воздействия на личность в урочной и внеурочной деятельности. При создании системы мы руководствовались тем, что гуманизация личности будет осуществляться только тогда, когда вся система школьного образования будет способствовать раскрытию подлинно человеческих способностей и качеств. В образовательном процессе, отражающем гуманистические тенденции развития общества и мира, человек с детства учится видеть мир целостным, а не дискретным, так как целостное видение мира обеспечивает ему осознание себя как индивидуальности, как личности нравственной, свободной, уверенной, здоровой, строящей свою жизнедеятельность как творческий процесс созидания мира. Гуманистическая модель образования культуросообразного типа позволяет строить образовательный процесс на основе единого ценностного начала и воспитывать, соответственно, целостную гармоничную личность. Е. Беляков свидетельствует, что действия маленького ребенка, в среднем до пяти лет, соответствуют принципам целостности, поэтому любое движение дети совершают как бы всем телом. Но социум разрушает эту целостность. Из-за чего же так происходит? Причин множество. Ими могут быть психологические и физические травмы, неправильное обучение двигательному навыку, различные заболевания, генетическая предрасположенность и многое другое. Именно вследствие этого происходит накопление психических и физических комплексов человека [2]. Гуманистическая модель образования, названная нами "Артпедагогика в физической культуре личности ", предполагала ориентацию на создание условий для познания ребенком ценностей культуры, воспитания чувства красоты и добра в процессе эмоционального сопереживания художественно-творческой деятельности. Артпедагогическая программа в физкультурном образовании включала интеллектуальные и двигательные модули. Двигательные модули: музыкально-ритмическое воспитание (упражнения для развития чувства ритма, упражнения под чтение стихов); ритмическая разминка (упражнения для контроля и формирования осанки, упражнения для плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног); пластическое интонирование (учимся пластике у растений и животных); пластическая импровизация (танцевальная импровизация, пластические этюды под рифмованные тексты); элементы хореографии (классический и партерный экзерсис); современные виды физических упражнений с элементами искусства (акробатический рок-н-ролл, джаз-гимнастика, фитнес-аэробика, каратэбика); игры под музыку (индивидуальные и командные). Интеллектуальный модуль представлялся теоретическим и практическим материалом: интеллектуальными играми, викторинами, художественно -творческой деятельностью. Так, учащимся младших классов предлагалось к обсуждению произведение Е. Озерской "Олимпийские игры", средних - ознакомление с компьютерной программой: "Физическая культура и спорт в изоискусстве", их вниманию представлялись произведения искусства (А.А. Дейнеки, А.Н. Самохвалов ой, А.Р. Лопатиной , В.Г. Стамовой, М.Г. Манизера, О.П. Таежной-Чешуин ой и др.), причем данная программа примечательна тем, что в ее разработке и составлении принимали участие студенты факультета физической культуры, которые систематизировали художественный материал, подобрали интересный теоретический материал о спортивной деятельности (высказывания ученых, пословицы, девизы, загадки и пр.), музыкальное сопровождение к слайдам, видеосюжеты и игровую деятельность. Учащимся средних классов предлагалось ознакомиться и с другими компьютерными программами: "Физические упражнения для самостоятельной работы", в которой даны комплексы упражнений для различных групп мышц, оздоровительные упражнения, направленные на формирование осанки, укрепление свода стопы и т.д.; "Основы олимпийских знаний", в которой представлен видеоматериал о возникновении Олимпийских игр, их основателе П. Кубертене, современных видах физических упражнений, интегрирующих различные виды физических упражнений и искусство, и т.д. Сочетание интеллектуального и двигательного модулей способствовало организации и проведению физкультурных и общешкольных праздников, посвященных историческим событиям. Так, например, проводился праздник "История средних веков", где были задействованы учащиеся 6-х классов, учителя (истории, музыки, рисования, физической культуры, классные руководители), студенты факультета физической культуры и др. Диагностика личностных качеств учащихся осуществлялась в начале и в конце эксперимента также с использованием компьютерных технологий ("Атистресс", "Пси-фактор", "Тесты для детей и подростков" и др.) и общепринятых психолого-педагогических методик, диагностируемых уровень усвояемости материала и развитие двигательных способностей (В.В. Козлова, В.И. Ляха, Г.М. Мануйлова, М.И. Шиловой, Н.П. Фетискина). О необходимости использования нашей артпедагогической системы в образовательном процессе школьников можно судить по полученным результатам. На констатирующем этапе эксперимента определено, что 58% школьников не знают, в каком году и где состоялись I Олимпийские игры, не говоря уже о последующих играх. Знание пословиц, загадок, поговорок, высказываний ученых о физической культуре сводится к следующему: "Сила есть - ума не надо" - 24% опрошенных; "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" - 12%; "Главное не победа, а участие" - 4%; "О спорт, ты мир" - 6%; "Быстрее, выше, сильнее" - 6%; вообще не знают - 48%. Подчеркивая высокую значимость искусства в жизнедеятельности человека, 78% опрошенных подростков отмечают, что искусство развивает творчество, фантазию, успокаивает человека и вдохновляет его, воздействует на развитие умственных и физических способностей. Возвращаясь к разработанной нами программе "Физическая культура и спорт в изоискусстве", хотелось бы заметить, что до знакомства с программой исследуемые не могли назвать ни одного художника, изображающего процесс занятий физической культурой и спортом. После работы с компьютерной программой подростки (95%) отметили, что видят картины с изображением физической культуры и спорта впервые и до знакомства с программой вообще не предполагали, что подобные картины существуют, 67% исследуемых считают данную программу интересной и полезной, помогающей познать различные виды спорта, из нее узнаешь много нового и хочется заниматься спортом; 43% школьников 9-х классов отмечают, что при просматривании программы возникает желание изобразить спортсмена (фигуриста, штангиста, велосипедиста и др.). Изложенное свидетельствует, не только о низком уровне знаний в области физической культуры, но и о том, что на современном этапе не уделяется должное внимание ее пропаганде, отсутствует система привлечения школьников к занятиям физическими упражнениями, а отсюда и недооценка здорового образа жизни человека, спад интереса к данному виду человеческой культуры, ухудшение состояния здоровья населения, что, естественно, влияет и на уровень общей культуры, и на развитие гуманных качеств личности. Литература 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с. 2. Беляков Е. Апология танца // Другой танец, 1997, № 1, с. 17. 3. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. - Ростов н/Д: Творческий центр "Учитель", 2001. - 160 с. 4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного образования: теория и методика //Теория и практика физ. культуры. 1994, № 3, с. 14-19. 5. Лукьяненко В.П. Теоретико-методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры: Докт. дис. Ставрополь, 2002. - 540 с. 6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: АСТ, 1998. - 272 с. 7. Самусенкова В.И. Интеграция физической культуры и спорта как социально-педагогическая проблема: Автореф. канд. дис. М., 1996. 8. Столяров В.И. Концепция спартианского движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001, № 1, с. 4-11. 9. Таранова Е.В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: игры, упражнения, занятия. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 96 с. 10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Институт психотерапии, 2002. - 490 с. 11. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с. 12. Шумакова Н.Ю. Каратэбика в системе гуманистического воспитания подростков. - Ставрополь: СГУ, 2001. - 136 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |