ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

AGE IN SYSTEM OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND TEENAGERS

V.A. Salnikov, Dr. Hab., professor

O.A.Suhostav, Dr. Med.

Siberian state automobile-road academy, Omsk

Key words: age, individual development, age periodization, sensitive and critical periods, abilities, psychological features, inclinations.

The authors show, that the revealing of various ways of functional and physical development and a variety of rates of age changes, is the essential moment for more exact estimation of not only each age period but also mainly, the process of individual development. It contacts with an opportunity to reveal a variety of display of age norms under the influence of various factors.


ВОЗРАСТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников
Кандидат педагогических наук О.А. Сухостав

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАД), Омск

Ключевые слова: возраст, индивидуальное развитие, возрастная периодизация, сенситивные и критические периоды, способности, психологические особенности, задатки.

Наиболее приоритетным направлением в системе совершенствования учебно-тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки является изучение индивидуального развития в онтогенезе. Это связано с вопросами ранней специализации, а последнее обусловливает необходимость тщательного изучения особенностей возрастного развития. В многочисленных исследованиях показана определенная этапность онтогенетического развития человека, и рассматривается это как основополагающее свойство онтогенеза, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития [3, 4, 23].

Выявлено, что у детей и подростков зоны интенсивного психомоторного развития наблюдаются в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень сенситивности.

Изложенное дало основание сделать заключение, что чрезвычайная сложность процесса индивидуального развития человека проявляется в том, что различные структурные образования и системы организма формируются и развиваются непрерывно и асинхронно. Это нашло отражение в понятии гетерохронности. Среди теоретических концепций, пытающихся в полном объеме сформулировать закономерности онтогенеза индивидуального развития, можно отметить теорию индивидуаций (Дж. Когхилл, 1934), "теорию локальной интеграции" [38], концепцию относительного роста [7].

Более полно гетерохронность онтогенеза нашла отражение в концепциях надежности биологических систем [25]. В этот же период А.И. Аршавский (1975) сформулировал концепцию энергетического правила скелетных мышц. Наиболее же продуктивно в этом направлении учение о системогенезе как общей закономерности развития, особенно четко проявляющейся на стадии эмбрионального развития [2]. Системогенез дает возможность понять закономерности преобразования органов и структур организма на всем протяжении эволюции. Тем не менее вполне логично заключение А.А. Маркосяна (1974) о том, что теория индивидуального развития, или онтогенеза, еще не сформирована, а высказанные гипотезы не получили должного признания и развития.

Между тем имеются многочисленные попытки возрастной периодизации применительно к периодам социального развития, к различным системам организма или особенностям взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. Наибольший недостаток большинства имеющихся исследований касающихся изучения возрастных изменений,-это выявление максимально большего количества деталей и создание на этой основе определенной периодизации или нормативной базы, хотя это уже давно не соответствует запросам науки, изучающей онтогенез. Как отмечает Э. Россет (1978), "...классификация возраста в большей степени продукт различных интеллектуальных концепций, нежели отражение объективной действительности". Объясняется это тем, что вариантность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик определяется не только влиянием внешних факторов, но и внутренними условиями жизни человека.

В частности, в отношении развития двигательных способностей общей закономерностью является непрерывный и поступательный, но как правило, неравномерный процесс изменения этих качеств на всем протяжении детского, подросткового и юношеского возраста. Следовательно, отмеченный гетерохронизм представляется отличительной чертой различных сторон индивидуального развития человека.

Однако редко принимается во внимание то, что одна из сторон гетерохронности связана с различием в темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функциональной системы, а зависит это от степени сложности её структуры. Другая сторона гетерохронии объясняется несовпадением сроков формирования и созревания различных организменных структур, которые будут необходимы организму в различные периоды постнатального развития.

В результате в формировании различных органов и систем человека наблюдается чередование так называемых сенситивных и критических периодов развития. Обозначенные периоды чаще всего рассматриваются как фазы большей или меньшей реализации потенций организма в онтогенезе. При этом возрастные особенности организма очень многообразны и проявляются на самых ранних этапах онтогенеза.

Одновременно выявление различных путей функционального и физического развития и разнообразия темпов возрастной динамики - существенный момент для более точной оценки не только каждого возрастного среза, но и главным образом самого процесса индивидуального развития; последнее связывается с возможностью обнаружения разнообразных проявлений возрастных норм под воздействием различных факторов.

Особенно многочисленными эти данные стали после применения в исследованиях погодового изучения возрастных изменений (метод возрастных погодовых срезов). Обобщение же этих данных позволило сформировать ряд закономерностей, которые довольно широко представлены в современной литературе:

- больший эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или других двигательных способностей [13];

- критические периоды развития физических качеств неблагоприятны для избирательного направленного воздействия [15, 22];

- столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития, хотя само развитие осуществляется на более высоком уровне [5];

- периоды ускоренного и замедленного развития моторики человека и обеспечивающих ее
морфологических систем свойственны как людям, не занимающимся спортом, так и спортсменам; это может свидетельствовать о том, что ритмы развития биологически детерминированы [5];

- неиспользование сенситивных периодов для достижения оптимальных сдвигов в организме приводит к тому, что в итоге не все потенции организма в достижении конкретного результата будут реализованы [19].

Вместе с тем больше появляется экспериментального материала, касающегося проблемы возрастного развития двигательных способностей, тем значительнее проявляются и различия, напоминающие собой мозаичную картину: от абсолютизации роли отдельных возрастных периодов, с одной стороны, до отрицания принципа стадиальности развития - с другой. Все дело в том, что недооценивается главное - взаимосвязь между возрастом и эффективностью обучения, которая представляет собой довольно сложную зависимость, меняющуюся по мере чередования в онтогенезе некоторых периодов, отличающихся более или менее высокой обучаемостью и различной восприимчивостью к развивающим воздействиям. Следует различать принципиально разные этапы развития: этап становления функций, характеризующийся быстрым темпом изменений, и этап совершенствования и дифференцировки [21]. При этом большая часть многочисленных отечественных исследований возрастных особенностей была в основном направлена на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В.И. Козлов, А.А. Фарбер [20], "не отражает сущностных характеристик возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность организма".

По мнению Д.И. Фельдштейна [35], "Увлечение дифференцированным подходом к детям привело к тому, что у психологов исчезло целостное представление о ребенке. С другой стороны, большая часть специалистов в своей работе основываются на традиционных представлениях о детстве, которые за последнее десятилетие серьезно изменились".

Действительно, изучение изменений в процессе деятельности лишь отдельных систем организма в онтогенезе не позволяет не только постичь особенности отправлений организма и личности в целом, но и понять значение регистрируемых преобразований для отдельно взятой системы вне ее взаимосвязи со специфическими потребностями целостного организма.

Одновременно, чем шире спектр изучаемых проявлений применительно к различным системам организма и их составляющим, тем меньше подтверждаются вышеобозначенные закономерности. В частности, в отношении первого положения сам автор в более поздних работах делает оговорку: "...правда, надо сказать, что проводится два урока физических упражнений в неделю; в принципе можно допустить, что при более "плотном" режиме занятий темпы развития физических качеств окажутся иными [14].

Более предметно это показано в исследованиях Е.А. Масловского (1995) при использовании индивидуально - сопряженного подхода в физическом воспитании: автор выявил периоды рассогласования, которые рассматривает как проявление резервных возможностей организма в неблагоприятные периоды возрастного развития отдельных способностей. Это не совсем согласуется и с тем, что критические периоды развития физических качеств неблагоприятны для избирательно направленного развития [1, 15, 32].

Данные, полученные В.Н. Попковым [27], не подтвердили ранее выявленной В.К. Бальсевичем [6] закономерности совпадения возрастного ритма развития двигательных способностей у не занимающихся спортом и юных спортсменов. В результате делается вывод о том, что специализированные спортивные тренировки способны изменить естественный возрастной ритм развития двигательных функций (другое дело, в какой степени).

Неоправданным представляется и то, что первые годы жизни будто бы раз и навсегда предопределяют будущие свойства и судьбу взрослого человека: исследованиями установлено, что в детстве закладываются только предпосылки и потенции дальнейшего развития, а как, насколько и в чем конкретно они реализуются - зависит от последующего жизненного опыта личности [22].

Это подчеркивал Х.Е. Грубер, считавший неправомерным утверждение, будто наиболее значимые для будущего развития события происходят только в раннем периоде онтогенеза.

В чем же причина того, что ранее полученные результаты и сделанные обобщения не всегда находят подтверждение в более поздних исследованиях? Главная, на наш взгляд, причина в том, что многообразие факторов, сопутствующих физическому развитию, чаще всего изучается через сопоставление с интегральным признаком - возрастом.

Что же вкладывается в понятие "возраст"? Это определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, школьный возраст, подростковый, зрелый, старость). В целом понятие "возраст" используется для обозначения индивидуальных особенностей развития человека. При использовании возраста как системного признака были получены многочисленные данные, показывающие прогрессивную роль подобного подхода, позволившего определить некоторые закономерности развития двигательной системы детей и подростков, имеющие важное значение для решения практических задач в сфере физического воспитания и спортивной тренировки. Однако в исследованиях настоящего периода подобного подхода явно недостаточно, так как возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Действительно, широкий диапазон действий возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наиболее интегративных характеристик в физическом развитии человека. Исходя из этого чаще констатируется связь той или иной системы с возрастом, но не подвергается сомнению сам возраст: основные характеристики, заданные параметры развития личности оставались как бы неизменными.

Но возраст, как отмечает А.И. Аршавский [3], не представляет собой чего-либо самостоятельного и обособленного, а лишь сопутствует основным качественным изменениям, характеризующим и преобразующим организм. Как и все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству.

Вероятно, прав В.И. Слободчиков [34], отметивший, что возраст не самостоятельная форма для развития, не содержание самого развития и не его результат, возраст - форма развития. Это дает основание полагать, что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не периодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития , т.е. каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития, так как организм на протяжении всего жизненного цикла индивидуального развития представляет собой единство всех составляющих его периодов. Они не только теснейшим образом взаимосвязаны, но и взаимообусловлены друг другом. Более того, изменения, возникающие на соответствующем этапе или даже в пределах самого периода, могут сказаться как на самом организме, который подвергается тем или иным преобразующим влиянием, так и на его потомстве. Вероятно, системный подход к возрастному развитию даст возможность понять, почему именно на данном этапе доминируют те или другие процессы, какая из детерминирующих программ развития имеет ведущее значение.

Представление же о возрасте как о периодически изменяющейся величине полностью элиминирует самостоятельное значение процесса развития: последний оказывается лишь детализацией и нюансировкой самого развития возраста, замещаясь так называемыми "возрастными изменениями" [34].

Следует отметить, что современные исследования позволяют нарисовать довольно точную картину возрастных изменений для конкретных возрастных этапов, включающих физиологические и психологические параметры, в то время как развитие человека отнюдь не представляет собой набора возрастных синдромов, поскольку они не существуют одновременно.

Индивидуальность темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех детей при сохранении общих закономерностей развития - перехода от одного периода к другому, наличие единого плана, или, вернее, последовательности стадий развития, позволяют говорить лишь об ориентировочных возрастных границах каждого периода с выраженными индивидуальными вариациями [11]. Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это может быть связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминиров анностью и усилением влияния факторов социальных, более вариантных (лабильных).

В первом случае объект описывается через совокупность возрастных изменений, и таким образом познавание не выходит за пределы исходной, но в то же время самой упрощенной формы научного анализа, так как остается внутренне нерасчлененным, а лишь описывается с разных сторон, причем каждое описание относится к объекту в целом [36]. Таким образом, объяснить природу индивидуального развития только на уровне анализа возрастных изменений (проявлений) в принципе невозможно. При этом у частей, из которых собрано целое, имеются специфические свойства, обеспечивающие возможность возникновения между ними определенных связей, т.е. можно говорить об эффективности интеграции. Но эффект интеграции проявляется, с одной стороны, в том, что часть, входящая в состав нового, более сложного, целого, утрачивает некоторую долю свойств либо они трансформируются, с другой стороны - в том, что у самой новой целости появляются новые свойства, порождаемые главным образом теми связями, которые возникли при вхождении частей в это образовавшееся целое.

Одной из причин отсутствия отечественных данных о степени гармоничности индивидуального развития детей является возникшая в последние годы определенная разобщенность между научными дисциплинами, призванными изучать развитие ребенка, - возрастной морфологией, физиологией, психологией. Другая причина - в том, что большинство данных получено методом поперечных срезов и в отсутствие длительных наблюдений за индивидуальным развитием [9].

В соответствии с этим многообразие выявленных возрастных особенностей применительно к хронологическому и биологическому возрастам едва ли можно обобщить в единое целое.

Как вода имеет новые свойства по сравнению с соответствующими ей элементами, так точно ... и возраст есть реальное единство замкнутого в себе целого имеющего свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения именно учета этого целого [10].

Вероятно, именно этого и недостает большинству исследований, изучающих возрастные особенности. Действительно, едва ли правомерно рассматривать возрастное развитие только применительно к отдельно взятым системам: надо знать качество их взаимосвязей в возрастном аспекте и то, как эти взаимосвязи изменяются в различные возрастные периоды. Динамика же этих связей в возрастном аспекте может зависеть от характера воздействия внешних и внутренних факторов и в значительной степени определяется ими. Последнее может быть связано с тем, что отдельные свойства, входящие в структуру индивидуальности, не выступают рядоположенно, а образуют сложные динамические образования.

Особенно рельефно это показано при изучении онтогенеза локомоторных функций человека, при этом отмечены следующие закономерности [5]:

- этапность развития систем движений человека;

- нелинейный колебательный характер развития различных систем морфологии и функций организма, обеспечивающих реализацию физической активности человека;

- синфазность периодов ускоренного развития элементов системы движений и их несовпадение с периодами ускоренного развития структур;

- многоуровневая ритмичность развития систем моторики, их элементов и структур;

- высокая степень индивидуальности двигательных проявлений. Это лишний раз показывает, насколько сложны возрастные изменения даже относительно одной функции: применительно к каждому ребенку они могут быть глубоко индивидуальны.

Очевидно, пора менять принципиальную схему исследовательской парадигмы, а именно: переход от описания многообразия отдельных возрастных изменений к анализу за счет выявления интегративных факторов в структуре возрастного развития, по отношению к которым эти отдельные возрастные особенности выступают в качестве производных. Как нам представляется, нужно изучать не возрастные особенности, а индивидуальные особенности возрастного развития, так как первые всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития: как подчеркивает Д.Б. Эльконин [37], "Развернутая гамма индивидуальных вариантов возрастного развития при сравнительном анализе может дать материал для ответа на вопрос об условиях формирования основного новообразования".

При этом в ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и зрелом возрастах, что дает основание говорить о существовании различных индивидуальных систем развития.

Это в определенной степени подтверждено нашими исследованиями, в которых отмечается, что определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенности к проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей. При этом отмечается, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен "свой комплекс" - специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован при спортивной деятельности. Вероятно, в этом случае правильнее говорить о способностях или, вернее, о задатках как их природной основе.

Рассматривая индивидуальные различия, Н.С. Лейтес [24] отмечает, что способности не могут быть просто проявлением извне, они всегда несут печать индивидуальности. Индивидуальные различия по способностям - это различия по степени их выраженности, по их своеобразию. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, склонностью к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют типологические особенности проявления свойств нервной системы и морфофункциональные особенности [16, 29].

Изучение возрастных особенностей в развитии скоростных способностей и элементарных форм проявления быстроты показало, что они лучше развиваются у лиц со слабой нервной системой, лабильностью, подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Но в реальной спортивной деятельности разные стороны скоростных проявлений у подростков будут зависеть от разных типологических особенностей: в частности, у имеющих слабую нервную систему чаще можно наблюдать более короткую реакцию на световой раздражитель, в то время как максимальная частота движений будет выше у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Подобное можно отметить и в отношении латентного времени напряжения и расслабления: выигрывая в скорости расслабления (при наличии инертности торможения) мышц, спортсмен может отставать от других в скорости их сокращения. Время сложной двигательной реакции оказалось самым большим у спортсменов со средней силой нервной системы и меньшим - у лиц с сильной и слабой нервной системой.

Изучение индивидуальных проявлений в структуре силовых способностей выявило наибольшие связи среди таких свойств нервной системы, как ее сила, подвижность торможения, лабильность. При этом существо связи определяется типом мышечного сокращения. Так, лица с инертностью возбуждения показывают более высокий результат во взрывном баллистическом типе движения. Медленная изометрическая сила значительнее проявляется у спортсменов с сильной нервной системой, подвижностью торможения и лабильностью.

Довольно сложные взаимоотношения выявлены в отношении выносливости как двигательной способности и типологических особенностей. В частности, выносливость как способность до отказа поддерживать заданную интенсивность больше у лиц с подвижными нервными процессами. В то же время у них выше и скоростная выносливость. Связь же выносливости и силы нервной системы имеет интересную закономерность.

Лица с сильной нервной системой способны дольше поддерживать заданный уровень интенсивности, в то время как лица со слабой более эффективно используют короткий промежуток времени. Все дело в том, что различные компоненты выносливости (первый - работа до возникновения чувства усталости, второй - на фоне усталости) связаны с противоположными полюсами проявления силы нервной системы. В частности, М.Н. Ильина [16] отметила, что первый компонент выносливости значительнее проявляется у "слабых", чем у "сильных", а второй (время терпения) - наоборот, у "сильных".

Вышеприведенное дает основание считать, что наличие различных типологических особенностей проявления свойств нервной системы (и их комбинаций) уже в детском возрасте приводит к тому, что у подростков наблюдается предрасположенность к определенным двигательным способностям. Выражается это в том, что большему проявлению двигательных способностей и морфологических признаков сопутствует то или иное свойство нервной системы или их типологический комплекс. При этом, как показывают наши многочисленные данные, эти связи в возрастном аспекте имеют довольно устойчивую направленность, что можно объяснить индивидуальной направленностью развития.

Одновременно наличие существенных различий во взаимосвязях, по всей вероятности, обуславливается специализированной структурой обеспечения мышечной деятельности, и, очевидно, эти изменения в определенной степени детерминируются требованием данной деятельности.

При этом в отдельных видах спортивной деятельности одноименные сложные способности имеют неодинаковую структуру, на основании чего чаще приходится говорить не об общих связях, а скорее, о конкретных проявлениях этих связей. Следует иметь в виду, что одна и та же способность может развиться в различных условиях и видах спортивной деятельности.

Таким образом, изучение структуры двигательных способностей у детей и подростков в различные периоды развития с учетом свойств нервной системы, которые выступают в качестве задатков способностей, позволяют выявить закономерности развития двигательных способностей в возрастном аспекте.

В результате данные, имеющиеся в литературе [18] и полученные нами [30], дают основание для выявления следующих особенностей:

- в качестве задатков двигательных способностей выступают типологические особенности;

- разные двигательные способности связаны с различными типологическими особенностями;

- одна и та же способность может развиваться в различных видах спортивной деятельности;

- в основе успешности спортивной деятельности лежит чрезвычайно разнообразное сочетание двигательных способностей;

- изучение индивидуальных различий в структуре двигательных способностей позволяет характеризовать качественное своеобразие последних;

- совокупность определенных факторов в каждом конкретном варианте определяет структуру той или иной двигательной способности: силы, быстроты или выносливости.

Отмечается, что довольно высокий уровень индивидуальности в проявлении двигательных способностей связан с различиями в темпах их прироста.

Вместе с тем необходимо ли строгое соблюдение условий среды в каждом возрастном периоде в границах требуемого оптимума? Как показывают данные экспериментального анализа, в интересах физиологически полноценного индивидуального развития соответствующие условия среды в каждом возрастном периоде должны несколько превосходить так называемый оптимум, т.е. не должны быть близкими к экспериментальному максимуму или тем более не превышать адаптивных возможностей организма в пределах каждого возрастного периода [3]. Приведенные данные заставляют лишний раз обратить внимание на то, что определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенности к проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей.

Подобный вывод на основании изучения динамики развития координационных и других способностей у девушек, различающихся по типу телосложения, сделан в работах [12, 31].

Существующие различия в скорости роста и полового созревания между отдельными соматическими типами определяются, очевидно, индивидуальным уровнем активности сопутствующих групп гормонов или особенностями восприимчивости тканей к этим гормонам.

В этих условиях нам представляется не совсем правомерным связывать сенситивные периоды в отношении того или иного двигательного качества только с конкретным возрастным периодом, несмотря на то что возраст для многих исследований является интегральным фактором.

Многообразие полученных и проанализированных данных дает основание предположить, что сенситивный период функционирует как средовой фильтр, принимая влияние соответствующих психофизиологическим особенностям субъекта двигательных качеств и блокируя не соответствующие им.

При этом результирующее влияние процессов взаимодействия врожденных и приобретенных факторов будет складываться из соотношения вовлеченных в эти процессы переменных, а уровень взаимодействия будет в значительной степени определяться эластичностью системы [33].

Данное предположение обусловлено тем, что главным звеном, опосредующим возможное влияние генотипа на физическое развитие человека в онтогенезе, является ЦНС. Следует иметь в виду, что ЦНС не только опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуальности: с одной стороны, есть уверенность и в том, что она выполняет и обратную функцию, опосредуя влияние окружающей среды на реализацию генотипической программы развития. При этом влияние среды тем значительнее, чем сложнее формируемая функция. С другой стороны, существенным представляется выявление узловых моментов онтогенеза и дифференцирование принципиально разных этапов развития - этапа становления функций, характеризующегося высоким темпом изменения, и этапов их совершенствования и дифференцировки (последний протекает более медленно, чем первый). Одновременно наличие разных типологических особенностей или их определенные комбинации, входящие в структуру того или иного качества, и обуславливает то, что у одних занимающихся более развиты скоростные способности, у других - силовые и скоростно-силовые, у прочих - выносливость.

В этих условиях становится предельно понятным то, что одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей, ввиду того что проявляются их индивидуально -психологические особенности. При этом определенный вид внешних воздействий может стимулировать развитие
данного конкретного признака при наличии сопутствующих индивидуально-психических признаков, а при их отсутствии - тормозить его.

В результате можно констатировать, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов. Это подтверждает теоретическое положение о том, что тестируемые профессионально важные качества и свойства не играют самостоятельной роли, а должны дополняться знанием индивидуально-психологических признаков (задатков).

Следовательно, знание закономерностей индивидуального развития дает возможность более целесообразно расставлять акценты в процессе многолетней индивидуальной подготовки и в определенной степени управлять процессом формирования морфофункциональных систем человека, особенно в детском и юношеском возрасте. Одновременно изучение индивидуальных вариантов развития - адекватный и эффективный путь исследования программ возрастного развития способностей.

В то же время изучение только возрастных изменений имеет ограниченное значение и должно дополняться содержательным анализом, отражением закономерностей развития человека, среди которых наиболее важно то, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов. Исходя из этого более целесообразным представляется изучение индивидуальных особенностей возрастного развития, а обуславливается это тем, что свойства нервной системы как характеристики индивидуальных особенностей являются задатками в развитии тех иных двигательных способностей. Одновременно необходимо рассматривать развитие как целостный процесс, в котором каждый этап есть только форма проявления общих закономерностей.

Литература

1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего возраста: Канд. дис. Омск, 1983. - 156 с.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. 1968. - 545 с.

3. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975, с. 5-67.

4. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. докт. дис. М.1971. - 47 с.

5. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопр. филос. 1981, № 8, с.78-79.

6. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев, 1987. - 222 с.

7. Бунак В.В. Факторы, определяющие физическую дееспособность в период роста // Матер. 5-й науч. конф. по вопросам морфологи, физиологии и биохимии.- М.: изд-во АПН, 1961.

8. Ваклон А. Факторы психологического развития ребенка. Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001, с. 46-55.

9. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976. - 297 с.

10. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М. 1860.

11. Годфруа Ш. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1986. - 496 с.

12. Горская И.Ю. Воспитание координационных способностей школьников 7-14 лет с различными типами телосложения: Дис. - Омск. 1993. - 172 с.

13. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Докт. дис. М., 1979. - 331 с.

14. Гужаловский А.А. Проблемы "критических" периодов онтогенеза и их значение для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. М., 1984, с. 211-223.

15. Иванов А.И. Возрастные особенности формирования техники плавания с моноластом: Канд. дис. Омск, 1987. - 149 с.

16. Ильина М.Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: Автореф. канд. дис. Л., 1976. -15 с.

17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Л.1979. - 84 с.

18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

19. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития совершенного человека. М., 1978. - 248 с.

20. Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978, с. 5-7.

21. Козлов В.И., Фарбер Д.А. В кн: Физиология развития ребенка. - М., 1983, с. 5-14.

22. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): Учеб .пос. для студ. пединститутов. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

23. Кузнецова З.И. Когда и чем? Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физкультура в школе. 1975, №1. - 78 с.

24. Лейтес Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопр. психол. 1985, №1, с. 9-18.

25. Маркосян А.А., Хаустов С.И. Вопросы возрастной физиологии. М., 1974. - 164 с.

26. Масловский Г.А. Теоретические и методические основы использования индивидуально-сопряженного подхода в физическом воспитании школьников и подготовке юных спортсменов: Автореф. докт. дис. Минск, 1993. - 49 с.

27. Попков В.Н. Возрастные особенности освоения техники кругового педалирования // Научн. тр. СибГАФК. 1995, с. 112-119.

28. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968. - 111 с.

29. Сальников В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: Дис. Л.,1994. - 406 с.

30. Сальников В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: Монография. - Омск: изд-во СибАДИ, 2000. - 160 с.

31. Сальников В.А., Кривощекина О.Н. Развитие двигательных способностей у девушек-гимнасток, различающихся психологическими особенностями. Сб. "Эргонометрические основы двигательной активности". Рязань. 1999, с. 55-57.

32. Селина Л.В. Влияние основных факторов на скорость плавания // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. М., 1981, с. 251-254.

33. Сергиенко Е.А. Принцип развития и системная детерминация зрительного поведения в раннем онтогенезе // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. М., 1988, с. 6-25.

34. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991, № 2.

35. Психология взросления: структурно-содержательные процессы развития личности: Изб. тр./ Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2004. - 672 с.

36. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. - 319 с.

37. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989, с. 258-280.

38. Windle W.F. Physiology of the fetus. - Philadelphia. - L.- 1940.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: