ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

CONCEPT OF PROFILE TEACHING SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" IN COMPREHENSIVE SCHOOL

A.P. Matveev, Dr. Hab., professor

A.Ya. Zhurkina, V.A. Panov

The Russian state university of physical training, sports and tourism, Moscow

The centre of contents of education on physical culture and bases of safety of ability to live of Russian Academy of Education, Moscow

Key words: education system, purpose orientations, "sports" structure, vocational training.

The conceptual positions presented by the authors on the problem of profile teaching the subject of "physical culture", demand the further revising and checking in the conditions of a pedagogical experiment.

The basic problem of the profile teaching the subject of "physical culture" in a comprehensive school is not its conceptual development, and the presence of demonstrative base about its expediency in school education. In these conditions the preservation of profile teaching in the system of the school education in many respects depends on the support from the side of both scientists and practicians and pupils.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Матвеев,
А.Я. Журкина, В.А. Панов

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Центр содержания образования по физической культуре
и основам безопасности жизнедеятельности ИСМО РАО, Москва

Ключевые слова: система образования, целевые ориентации, "физкультурный" профиль, профессиональное образование.

Введение. Профильное обучение - один из ведущих процессов, определяющих сегодня развитие отечественной системы образования. По своим целевым установкам и предметному содержанию профильное обучение занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием, обеспечивая функциональную взаимосвязь и преемственность между ними. Рассматриваемое как средство активной социализации личности, профильное обучение осуществляется в контексте и в соответствии с рядом объективных условий, характеризующих в целом направленность его содержательного и методического наполнения:

- реальные потребности рынка труда, формирующие заказ на соответствующие виды и формы профессиональной деятельности;

- личные интересы и склонности учащихся к видам профессиональной деятельности, лежащие в основе выбора предметности (профильности) их последующего профессионального образования;

- индивидуальные особенности и способности учащихся, характеризующие возможные границы их самореализации в избранной профессиональной деятельности и ориентирующие выбор соответствующего уровня последующего профессионального образования (начального, среднего или высшего).

Являясь, по сути, основой развития профильного обучения, данные условия востребуют самоопределение личности, когда противоречия, возникающие между индивидуальными интересами и реальными потребностями рынка труда, между индивидуальными интересами и способностями к самореализации, между уровнем профессионального образования и реальными потребностями рынка труда, актуализируют альтернативность в выборе профиля обучения. В рамках принятия складывающихся реальных условий и разрешения указанных противоречий, возникающих в соответствии с ними, профильное обучение может рассматриваться в единстве трех ипостасей:

- как условие и результат самоопределения учащихся;

- как процесс "закрепления" и развития личных интересов учащихся к избранной профессиональной деятельности;

- как процесс формирования социального статуса учащихся, определения их места в системе социальных отношений.

Целевые ориентации и задачи профильного обучения предмету "физическая культура". В Государственном стандарте содержания общего среднего (полного) образования в числе типовых образовательных профилей представлен "Оборонно -спортивный профиль", объединяющий в себе две учебные дисциплины: "физическую культуру" и "основы безопасности жизнедеятельности". В своей целевой ориентации данный образовательный профиль соотносится с педагогическим сопровождением самоопределения учащихся, созданием образовательной среды для объективного выбора профессионального образования в сфере физической культуры. Как следствие такого представления целевой ориентации "физкультурного" профиля его предметное содержание формируется в единстве двух направлений, а именно с ориентацией на "жизненное самоопределение" и "профессиональное самоопределение". Первая ориентация соотносится с выработкой принципов жизнедеятельности, с самореализацией себя как личности и, значит, с особенностями "построения" собственного образа жизни. Отсюда включение физкультурной деятельности в структуру профильного обучения учащихся будет определять вектор построения ими здорового образа жизни. Данная ориентация, а соответственно и ее учебное содержание, соотносится с общеобразовательным уровнем, где она является доминирующей. Вторая ориентация соотносится с желанием учащихся самореализоваться внутри профессиональной деятельности, виды и разновидности которой представлены в сфере физической культуры. Вследствие этого профильное обучение наполняется соответствующим содержанием, нацеленным на подготовку учащихся к последующему избираемому ими профессиональному образованию.

В Государственном стандарте общего среднего образования по физической культуре рассмотренные целевые ориентации конкретизированы через достижение следующих базовых задач:

- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в его постоянном укреплении;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;

- освоение системы знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

- формирование компетентности в физкультурно -оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Основы содержания профильного обучения предмету "физическая культура". Основами учебного содержания профильного обучения являются:

- физкультурно-оздоровительная деятельность, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, увеличение продолжительности творческого долголетия, организацию здорового образа жизни;

- спортивно-оздоровительная деятельность, ориентированная на физическую подготовку, активное включение учащихся в соревновательную деятельность, регулярные самостоятельные занятия избранным видом спорта;

- профильно ориентированная деятельность, направленная на формирование знаний и представлений о профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, ее видах и разновидностях, формах организации, требованиях к качественным характеристикам личности специалиста.

Вынесенные в качестве предмета профильного обучения соответствующие виды деятельности рассматриваются нами как адекватные средства и для сопровождения "жизненного самоопределения" (формирование здорового образа жизни), и для профессионального самоопределения (выбор предметности и уровня будущего профессионального образования). При этом соотнесенность их содержания с физической подготовкой и укреплением здоровья предполагает приобретение не только соответствующих функциональных характеристик, но и определенных знаний, способов и умений из соответствующих областей наук и практики. Последнее позволяет рассматривать "физкультурный профиль" в модели "секторального" профильного обучения, когда его основное содержание дополняется и специализируется под конкретные виды и уровня профессиональной деятельности и, следовательно, под предметность соответствующего профессионального образования:

- педагогического (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор);

- военного (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);

- медицинского (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры, методов и средств контроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма).

Содержание профильного обучения раскрывается через структуру профильных дисциплин и элективных курсов. Первые соотносятся с профилем профессионального образования, т. е. физической культурой, а вторые - со специализациями в профессиональном образовании, т. е. военным, медицинским, педагогическим.

Как уже говорилось, очерченность содержания предмета профильного обучения "физическ ая культура" обеспечивается "секторальной" моделью, которая состоит из базового основания и трех относительно самостоятельных композиционных блоков. В качестве базового основания выступает предметная область физической культуры, ориентируемая в своем содержании на сопровождение "жизненного самоопределения" учащихся, т. е. активное включение физкультурной деятельности в образ их жизни, привитие интереса к укреплению и сохранению индивидуального здоровья, обучение навыкам организации и проведения личностно ориентированных занятий физическими упражнениями (занятий по интересу и необходимости). Композиционные блоки формируются из элективных курсов, содержание которых отрабатывается с учетом специализации в профессиональном образовании. При этом "композиционность" блоков характеризуется как минимум двумя признаками:

- во-первых, набором и логикой освоения учебных курсов, ориентирующихся на предметность соответствующей специализации;

- во-вторых, возможностью использования одних и тех же отдельных учебных курсов или отдельных учебных тем в разных по специализации блоках (профильно специализированных блоках).

Предлагаемая "секторная" модель при соответствующей организации педагогического процесса, наличии базового основания и особенностей "композиционного" структурирования профильно специализированных блоков сохраняет учащимся возможность переходить с одной специализации на другую, оставаясь в рамках избранного физкультурного профиля.

Динамика самоопределения учащихся средствами физической культуры. Процесс самоопределения происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется осознанием человеком себя, своего места в мире, системе взаимосвязей общества, в жизни других людей, собственной жизни. При этом самоопределение требует активного познания человеком себя и осознания своего личного "Я" (самосознания), активного познания мира и осознания своих отношений с ним (мировоззрения), осознания своего жизненного опыта и объективности контроля над собой (саморегулирования). В свою очередь, профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения - это воплощение осознанных намерений человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Эффективность протекания этого процесса, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей "профессиональной" жизни.

Школьный период - это период интенсивного разворачивания процесса самоопределения человека как в социальном (жизненном), так и в профессиональном аспектах. Последний, согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 г., соотносится со старшим школьным возрастом, когда учащиеся начинают осознанно думать о выборе своей будущей профессии. Вместе с тем рассматривать профессиональное самоопределение учащихся вне контекста их жизненного (социального) самоопределения, вне динамики разворачивания возрастных процессов на разных этапах онтогенеза мы считали неправомерным. Поэтому, руководствуясь данным положением и используя литературные данные, мы определили этапы жизненного самоопределения учащихся средствами физической культуры с учетом базового основания для разработки содержания обучения:

- пропедевтический этап (7-9 лет) - формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечение последовательности в достижении ее познавательных и практических результатов;

- поисково-зондирующий этап (10-12 лет) - формирование интереса к спортивно-оздоровительной деятельности, ее осознанного выбора как средства организации активного отдыха и досуга;

- профессионально ориентированный этап (13-15 лет) - обогащение опыта спортивной деятельности и побуждение к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбор направления углубленного освоения спортивно -оздоровительной деятельности;

- профессионально-адаптационный этап (16-18 лет) -целенаправленное приобретение практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации; создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Выявляемая поэтапная динамика процесса самоопределения нашла отражение в разработке Государственного стандарта содержания образования по физической культуре, где первый этап соотносится с начальной школой, второй и третий - соответственно с основной школой и четвертый этап - со старшей школой.

Вместе с тем, как показывают результаты Федерального эксперимента, проведенного на 10 территориях РФ, обеспечение качественного профессионального самоопределения учащихся в условиях только старшей школы, весьма затруднительно, а может быть, даже поздно. Поэтому в ориентации образовательного процесса на профессиональное самоопределение учащихся в начальной и основной школе мы рекомендуем ввести дополнительные формы занятий физической культурой:

- начальная школа - вводится обязательный дополнительный третий час физической культуры для всех учащихся, содержательное наполнение которого ориентируется: а) на относительное выравнивание учащихся в показателях физической подготовленности и физической работоспособности; б) на развитие интереса учащихся к участию в соревновательной деятельности;

- основная школа - активное привлечение всех желающих школьников к дополнительным формам занятий по избранному виду спорта, организуемым в условиях общеобразовательного учреждения, формирование мотива их участия в спортивных квалификационных соревнованиях за честь школы, района, города.

Заключение. Представленные концептуальные положения по проблеме профильного обучения предмету "физическая культура", конечно же, требует своего дальнейшего осмысления и проверки в условиях педагогического эксперимента. Однако в отечественной системе образования остается нерешенным вопрос о необходимости и целесообразности такой формы обучения, достаточности ее образовательного статуса для последующего поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения. Как следствие этого в настоящее время в педагогической литературе и ряде научных исследований появляются альтернативные подходы, с помощью которых, по сути, осуществляется попытка передачи профильного обучения предмету "физическая культура" в систему дополнительного образования с соответствующим его выведением из Базисного учебного плана.

Таким образом, основной проблемой профильного обучения предмету "физическая культура" в общеобразовательной школе является не столько его концептуальная проработанность, сколько наличие доказательной базы о его целесообразности в школьном образовании. И в этих условиях сохранение данного профильного обучения в системе школьного образования во многом зависит от всеобщей поддержки со стороны как ученых и практиков, так и непосредственно самих учащихся.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: