|
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Аспирант А. А. Рязанов Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Держави на, Тамбов Психофизический статус человека складывается из развития его психических качеств, физического развития и физической подготовленности. При обследовании психофизического развития детей с нарушением интеллекта мы опирались на эти положения. Активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. В свете вышеизложенного становится очевидной актуальность данного исследования для теории и практики физического воспитания школьников с нарушением интеллекта. Объект исследования -процесс физического воспитания во вспомогательно -коррекционной школе. Предмет исследования -показатели психофизического статуса школьников 13-14 лет с нарушением интеллекта. Задачи исследования: определить уровень психофизического состояния школьников 13-14 лет с нарушением интеллекта, обучающихся в Горельской коррекционной школе-интернате Тамбовской области; выявить различия в физическом развитии и физической подготовленности детей 13-14 лет, обучающихся в коррекционной и общеобразовательной школах. Организация исследования. Исследование было организовано на базе Горельской коррекционной школы-интерната Тамбовской области. На начальном этапе исследования была собрана и сгруппирована информация о психофизическом состоянии умственно отсталых школьников 13-14 лет. Основная часть показателей была получена в тестах, объединенных в две группы: тесты психомоторных качеств; тесты физического развития и физической подготовленности. Тесты психомоторных качеств. В ходе эксперимента нами определялось время моторной реакции на движущийся объект - падающую линейку. Объем внимания определялся зрительно-поисковой реакцией (ЗПР) при помощи таблиц Шульте. Теппинг-тест применялся для исследования мелкой моторики руки и быстроты движений. Средние данные, полученные в ходе обследования, представлены в табл. 1. Тесты физического развития и физической подготовленности. Физическое развитие детей с нарушением интеллекта изучалось с использованием общепринятых методик. Произведено измерение морфологических показателей: масса тела (кг), длина тела (см), окружность грудной клетки в покое - ОГКпок. (см). Развитие физических качеств изучено посредством спортивно-педагогического тестирования: скоростные способности - бег на 30 м, с; скоростно-силовые - прыжок в длину с места, см; гибкость - способность выполнять наклон вперед из положения сидя; координационные способности - челночный бег 3х10 м, с. Полученные показатели сравнивались с данными мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников 14 лет г. Тамбова с нормальным интеллектом, среднего уровня развития. Полученные результаты представлены в табл. 2. Вывод. В показателях, определяющих уровень физического развития и физической подготовленности, выявлены достоверные различия между учащимися Горельской коррекционной школы-интерната и учащимися общеобразовательных школ г. Тамбова . При сравнении физического состояния школьников 13-14 лет вспомогательной и общеобразовательной школ можно констатировать, что дети с нарушением интеллекта отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в росте на 13 см, в весе на 12,4 кг, окружности грудной клетки на 7,7 см. В развитии физических качеств также наблюдается отставание от детей с нормальным интеллектом: в беге на 30 м на 0,64 с, прыжке в длину с места на 22,5 см, челночном беге на 0,7 с, наклоне вперед - на 8,4 см. При сравнении этих же показателей с оценочными таблицами для школьников Тамбовской области установлено, что дети с нарушением интеллекта соответствуют только низкому уровню подготовленности (по всем рассматриваемым параметрам) нормально развивающихся школьников 14 лет. Таблица 1. Средние результаты психомоторных качеств детей 13-14 лет вспомогательной школь
Таблица 2. Показатели физического развития и физической подготовленности мальчиков 13-14 лет вспомогательной и общеобразовательной школ, М±т
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|