ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

INFLUENCE OF CONTINUOUS SPORTS EDUCATION ON LEVEL OF PUPILS' HEALTH

I.N. Timoshina, Ph. D., associate professor

I.M. Kuptsov, Ph. D., associate professor

The Ulyanovsk state university, Ulyanovsk

Key words: motor mode, monitoring, physical features, health improvement.

For the development of a healthy child physical culture is considered as the most important aspect of a multistage educational system focused on the personal growth of pupils.

The system of preschool establishments operates in order to help a family, to bring up the children of preschool age, to protect and strengthen their physical and mental health, to develop specific features and to correct deviations in development.

The improvement of the health of the rising generation is one of priority directions in the work of both teachers of physical culture, and the whole pedagogical collective. Undoubtedly only the unification of forces of the interested parties, and first of all parents and children, can change the present situation with the health of the pupils from Ulyanovsk.


ВЛИЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Кандидат педагогических наук, доцент И. Н. Тимошина
Кандидат педагогических наук, доцент И. М. Купцов

Ульяновский государственный университет, Ульяновск

Ключевые слова: двигательный режим, мониторинг, физические качества, улучшение здоровья.

Физическая культура для развития здорового ребенка рассматривается как наиболее важный аспект многоступенчатой системы образования, ориентированный на личностный рост учащихся.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей, коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.

Физическое воспитание детей основывается на гигиеническом, рациональном двигательном режиме, основу которого составляют комплексные занятия физическими упражнениями, и осуществляется в соответствии с требованиями вариативных программ, рекомендованных государственными органами Федерального агентства по образованию.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы к организации физического воспитания. Педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам.

Наши исследования проводились в сентябре-октябре 2004 г. в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Железнодорожного района г. Ульяновска. В нем приняли участие около 600 детей средних и подготовительных групп.

У дошкольников измерялись следующие показатели: рост (в см), вес (в кг), динамометрия правой и левой кистей (в кг), ЧСС в покое и через 1, 2, 3 мин после стандартной нагрузки (20 полуприседов руки вперед за 30 с), прыжок в длину с места (в см), сгибание рук в упоре лежа от скамьи (высота скамьи - 25 см), колич. раз, челночный бег 3х5 м (в с), подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с (колич. раз), гибкость - максимальный наклон туловища вперед из положения седа (в см).

Полученные в ходе исследования средние данные в разных ДОУ имеют большой разброс показаний. Так, например, в средних группах в ДОУ № 80 сгибание и разгибание рук в упоре лежа о скамейку у мальчиков - в среднем 4,0+0,37 колич. раз, у девочек - 7,0±0,45, а в ДОУ № 166 у мальчиков -9,16±0,32, у девочек - 3,0±0,36, что говорит о различных подходах руководства ДОУ к процессу физического воспитания дошкольников. Это, в свою очередь, зависит от наличия хорошей материально-технической базы, квалифицированного инструктора по физической культуре и систематического врачебно-педагогического контроля.

Анализируя полученные данные и сравнивая их со средними показателями соотношения веса и роста здоровых детей (В.К. Велитченко, 2000), мы видим, что в средних группах ДОУ № 173, 201, "Кристаллик", 78, 151 дети отстают по показателям роста в среднем на 2 см, а в ДОУ № 166, 201, 78 - по показателям веса (массы тела) в среднем на 3 кг. Такое отставание в росте и весе дошкольников может привести к нарушению состояния здоровья и физических возможностей их организма.

Анализ средних показателей роста и веса дошкольников подготовительных групп показывает, что дети во всех ДОУ Железнодорожного района имеют хорошее соотношение исследуемых параметров.

Сравнение полученных результатов (бег на 30 м, подъем туловища в сед, прыжок в длину с места) с общероссийской системой мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (Постановление правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г.) показало, что дети средних групп имеют низкий и ниже среднего уровни физической подготовленности. Изменения ЧСС после 20 полуприседов говорят о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Дети подготовительных групп, по данным наших исследований, имеют уровень физической подготовленности ниже среднего (бег на 30 м и подъем туловища в сед). Уровень физической подготовленности в тесте "Прыжок в длину с места" - средний и выше среднего. Изменение ЧСС после 20 полуприседов также показывает хорошую реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. К сожалению, динамика исследуемых показателей к маю 2005 г. становится отрицательной, и в первый класс ОУ дети приходят с низким уровнем физической подготовленности.

Проведенные исследования показали, что процесс физического воспитания в ДОУ Железнодорожного района г. Ульяновска недостаточно эффективный, что сказывается на уровне физической подготовленности и состоянии здоровья детей.

Физическая культура играет огромную роль в развитии, сохранении и поддержании телесного, психологического, нравственного и духовного здоровья населения. Многие исследователи отмечают, что в сложившейся современной кризисной ситуации физическая культура может стать фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни, а это очень важно, так как здоровье подрастающего поколения является достоянием нации.

Для объективного определения состояния здоровья и последующей его коррекции необходима надежная система оценки физического развития, состояния основных функциональных систем организма и физической подготовленности, основанная на результатах исследований значительного по численности контингента.

Для изучения преемственности физкультурного образования в течение двух лет проводили исследования физического развития и физической подготовленности учащихся ОУ Железнодорожного района г. Ульяновска. В 2003/04 уч. г. в исследовании приняли участие около 2 тыс. школьников из 8 школ (№ 10, 31, 40, 46, 48, 58, 62 и поселка "Плодовый ").

Полученные показатели сравнивались со стандартами морфофункционального развития и физической подготовленности школьников г. Ульяновска, составленные С. П. Лёвушкиным с соавт. (2000). Исследования показали, что в основном по всем показателям школьники 8, 10, 11, 13 и 16 лет имели среднюю оценку. Но показатели в развитии силы и выносливости - ниже среднего.

В исследованиях, проведенных в 2004/05 уч. г., приняли участие более 1500 школьников (не были обследованы учащиеся СМГ и поселка "Плодовый"), которые стали на год старше.

Полученные весной 2005 г. данные показывают, что школьники по своему физическому развитию имеют среднюю оценку, только девушки в 11-м классе имеют избыточную массу тела. Учащиеся 2-х классов ухудшили свои результаты в четырех тестах (6-минутный бег, подтягивание у мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девочек, наклон вперед из положения седа), а учащиеся 14 лет - также в четырех тестах (прыжок в длину с места, 6-минутный бег, подтягивание у мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девочек и наклон вперед из положения седа) и со средней оценки физической подготовленности опустились на оценку ниже средней.

Учащиеся выпускного, 11-го, класса в конце 2004/05 уч. г. по всем тестам ухудшили свои результаты, и их физическая подготовленность оценивается как ниже средней.

Хочется отметить, что такие физические качества, как выносливость и гибкость, почти у всех обследованных школьников плохо развиты и по сравнению с первым исследованием ухудшились в среднем на 10-15 %. Но наряду с этим результаты в тесте "Подъем туловища за 30 с" неизменно улучшаются из года в год и оцениваются как высокие и выше средних.

Если рассматривать физкультурное образование учащихся в ДОУ и ОУ как непрерывное, мы видим, что с 3-летнего возраста происходит поступательный процесс физического развития и физической подготовленности. Но в то же время отмечаются периоды отрицательной динамики в развитии физических качеств. Первый период отмечается к концу обучения в ДОУ. Наши исследования, проведенные анкетирования, опрос родителей, хронометраж занятий и режима дня показывают, что увеличивается умственная нагрузка детей, а физическая активность остается на прежнем уровне или сокращается. Это связано с усиленной подготовкой дошкольников к обучению в ОУ. Родители и педагоги включают в режим дня дополнительно от одного до двух факультативов в день за счет подвижных игр в помещении и прогулок на свежем воздухе, что приводит к резкому ухудшению физической подготовленности детей. Если ребенок продолжает и летом посещать подготовительные занятия к школе, то стрессы и повышенная умственная нагрузка в первый год обучения приводят к ухудшению здоровья либо застою в развитии физических качеств.

Второй период отрицательной динамики физической подготовленности отмечается у выпускников 11-го класса, как у юношей, так и у девушек. Это связано с подготовкой учащихся к поступлению в различные высшие учебные заведения. Как показали наши исследования, в течение всего учебного года физическая активность выпускников падает почти до нуля. Из-за большой загруженности они не бывают на свежем воздухе, мало спят, не занимаются в спортивных секциях, не делают зарядки и почти не посещают занятий по физической культуре, что, в свою очередь, также ведет к ухудшению здоровья и появлению хронических заболеваний.

Вышесказанное свидетельствует, что непрерывное физкультурное образование учащихся Железнодорожного района г. Ульяновска имеет свои особенности:

- наблюдается два периода отрицательной динамики в развитии физических качеств учащихся:

- на протяжении всех лет обучения такие физические качества, как выносливость и гибкость, страдают больше всего;

- высок уровень заболеваемости у учащихся начальных классов и выпускного, 11-го класса;

- отмечен различный подход руководства ДОУ и ОУ к процессу физкультурного образования учащихся.

На основании полученных данных были разработаны и внедрены в учебный процесс рекомендации для улучшения процесса физического образования в ДОУ и ОУ Железнодорожного района г. Ульяновска:

- интегрировать разделы программы по физической культуре 1-го класса ОУ в программу ДОУ;

- разработать и провести методические семинары повышения квалификации преподавателей физического воспитания и педагогов ДОУ по здоровьесберегающим технологиям;

- оптимизировать физическую активность в соответствии с умственной загруженностью в ДОУ и начальных классах ОУ;

- увеличить количество занятий на свежем воздухе из раздела "Легкая атлетика и лыжная подготовка в ОУ";

- выделить средства для развития спортивных секций и групп "Здоровья";

- подготовить и распространить среди родителей учащихся ДОУ и ОУ буклеты с информацией об анализе исследований физической подготовленности и о рекомендациях по повышению уровня здоровья.

Улучшение здоровья подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений в работе как преподавателей физической культуры, так и всех педагогических коллективов ДОУ и ОУ. Несомненно то, что только объединение сил заинтересованных сторон, и в первую очередь родителей и детей, сможет изменить сложившуюся ситуацию со здоровьем учащихся г. Ульяновска.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!