ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

INTERRELATION OF MOTIVES OF HEALTH PRESERVATION OF PUPILS OF 12-16 BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

E.A. Cherepov, Ph. D., associate professor

S.A. Komelkov, postgraduate

A.P. Isaev, Dr. Biol., professor

V.N. Potapov, Dr. Hab., professor

The Tyumen state university, Tyumen

Key words: children of school age, psychological adaptation, conceptual model of activity, motives of health preservation by means of physical culture, functions of external breath.

In the presented publication the authors base on the understanding of the activity of a person as a directed process of adaptation. there is made an Attempt to trace how the conceptual model of the activity directed on the improvement with the help of physical exercises is formed at pupils with a various level of health. The health was estimated with the help of the diagnostics of the functions of external breath. The correlation of the received data with the structure of the motives of occupations of physical exercises has been studied.


ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 12-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент, докторант Е.А. Черепов
Аспирант C.А. Комельков
Доктор биологических наук, профессор А.П. Исаев
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Потапов

Тюменский государственный университет, Тюмень

 Ключевые слова: дети школьного возраста, психологическая адаптация, концептуальная модель деятельности, мотивы сохранения здоровья средствами физической культуры, функции внешнего дыхания.

Введение. В последнее время публикации и научные работы специалистов различного профиля изобилуют данными о критическом состоянии здоровья подрастающего поколения [3, 7 и др.].

Не вызывает сомнения, что ценностный потенциал физической культуры способен служить материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой и социально активной личности [1, 6 и др.].

Оздоровительное влияние на организм рационально организованной в рамках физической культуры двигательной активности человека описано огромным числом исследователей и уже давно является бесспорным фактом [1, 4, 6 и др.]. В то же время до настоящего времени ученые не пришли к единству в концепции понимания механизмов, побуждающих человека к тому или иному виду активности, в том числе к занятиям физическими упражнениями [3, 7]. Для объяснения движущих сил поведения человека используют категории: нужда, желание, потребность, мотив, мотивация, интерес, ценностные ориентации, установки и т. п. Методологической основой большого числа исследований стали научные положения В. П. Симонова. По его мнению [13], первична потребность, которая представлена в виде некоторой жизненной силы, побуждающей живое существо к активности ради самосохранения и саморазвития. Производной от потребности является мотивация, возникающая на базе определенного опыта и носящая выраженный когнитивный характер. Связывает поведение и действующую мотивацию мотив. По мнению ряда авторов, формирование мотиваций и производных от них мотивов наиболее интенсивно происходит в первые пятнадцать лет жизни [3, 5, 7 и др.].

Не противоречит описанной позиции, а, на наш взгляд, существенно ее дополняет понятие о деятельности человека как направленном процессе адаптации, подробно описанное в работах В. И. Медведева [9]. Следуя положениям его теории, вся деятельность человека развертывается по двум типам программ - осознанным и неосознанным. Потенциальная программа с зафиксированной последовательностью действий и реакций, с упроченными связями между этими структурами уже имеется в коре головного мозга. Поступившая в кору информация анализируется, и в зависимости от ее специфики определяется цель и происходит выбор наиболее подходящей программы. Потребность в деятельности выступает в виде цели, достижение которой обеспечивается благодаря внешним и внутренним преобразованиям, осуществляемым по имеющейся программе. Неосознанные программы, особенно генетически заложенные, обеспечивают физиологические процессы и внутренние механизмы поддержания гомеостаза, осознанные программы связаны с временными целями и обуславливают внешнюю деятельность. Реализация комплекса осознанных программ осуществляется благодаря наличию общей программы, так называемой концептуальной модели деятельности. Она состоит, во-первых, из сформированного образа наличной ситуации, соотнесенного с энграммами долговременной памяти, прошлым опытом; во-вторых, из цели и задач, сформулированных сознанием, и, в-третьих, модель предусматривает выбор стратегии предполагаемой деятельности. Процесс создания в сознании человека концептуальной модели, включающей образ воздействия, его значимость, последствия взаимодействия с учетом возможных ответных реакций со стороны объекта и формирования на основе этого образа состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, определяют как процесс психологической адаптации. Цепочку связей, формирующуюся в процессе адаптации человека, исследователи представляют в следующем виде: "адаптогенный фактор - восприятие - эмоция - концептуальная модель - адаптация". У истоков процесса адаптации постоянно присутствует то или иное противоречие, требующее разрешения в дальнейшем [2, 12]. Отсутствие противоречия не требует адаптации, организм и личность вполне удовлетворяются уровнем наличного состояния, которое было до контакта с тем или иным фактором среды. Выделяют три основные причины возникновения стресса: во-первых, это действительное наличие ситуации угрозы для жизнедеятельности человека; во-вторых, ситуация, обусловленная невозможностью удовлетворить какую-либо потребность, и возникающее как следствие состояние фрустрации; в-третьих, возникновение конфликта мотивов или интересов в состоянии человека. Фактор, вызывающий конфликт и возникновение в результате такого конфликта состояния напряженности или стресса, называют адаптогенным. Адаптогенные факторы могут иметь физическую или химическую природу, могут быть связаны с особенностями информационного потока. В особую группу выделяют семантические адаптогенные факторы, которые сами по себе не угрожают целостности организма, а лишь несут информацию об этой угрозе, их действие связано лишь с психической сферой, прежде всего с сознанием человека.

В группе семантических факторов наибольший интерес для нас в связи с проблематикой нашего исследования представляют так называемые ситуационные факторы, т. е. такие, где поводом для развития адаптации является не какой-либо фактор или их группа, а ситуация, которая складывается при их появлении. Особенно интересно рассмотреть ситуации социально-репрезентативные и личностно-репрезентативные. Первые связаны с изменениями социальной обстановки, с отношениями в коллективе или группе, психологическим климатом. Личностно-репрезентативные адаптогенные факторы требуют развития адаптации в силу тех или иных особенностей личности человека, стиля и направления его мышления, особенностей видения им мира. Развиваемая при этом адаптация всегда индивидуальна, как индивидуальна и причина ее появления, другие личности, находящиеся в такой же ситуации, могут и не испытывать необходимости в этом процессе [11].

Согласно анализу литературных источников последнего времени проблематика формирования социально-валеологических мотиваций в концептуальных моделях деятельности и изучение иерархии ценностных ориентаций различных социально-демографических слоев населения являются достаточно актуальными. В то же время многозначность трактовок феномена здоровья, большое количество подходов к оценке элементов, его составляющих, определяю т и сложность выделения мотивов сохранения здоровья. Предполагается, что мотивы эти полифункциональны и зависят от разных мотивационных уровней и групп.

Подобное предположение позволило нам сформулировать идею о том, что более эффективным при выявлении сформированности концептуальной модели на оздоровление средствами физической культуры, а также потребностей, ее формирующих, при создании методик, способствующих направлению психологической адаптации детей в здоровьесберегающее русло, будет использование интеграции различных областей научного знания.

Методика. Исследование проводилось нами весной 2005 г. на базе МОУ СОШ № 118 г. Челябинска. В нем приняли участие 200 школьников в возрасте 12-16 лет. Им было предложено ответить на 17 вопросов анкеты. Вопросы были подобраны таким образом, что позволили судить о витальном, социальном и духовном компонентах в структуре потребностей учащихся в области физической культуры. Кроме того, анализ ответов на вопросы анкет позволил выявить силу и интенсивность мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры. Далее респонденты обследовались на аппарате "ЭТОН-1" с целью оценки функции внешнего дыхания. Также нами определялись данные физического развития участвующих в обследовании детей, на их основе высчитывались так называемые индекс тела (отношение массы тела к квадрату длины тела в етрах), жизненный индекс - ЖЕЛ (отношение ЖЕЛ в мл к массе тела), индекс Кетле (отношение массы тела в граммах к длине тела в сантиметрах ). Нам представилось интересным определить зависимость уровня здоровья учеников, выявленного по интегральному коэффициенту оценки состояния бронхиальной проходимости, характеризующего функции системы внешнего дыхания (далее индекс состояния - ИС), от интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры. Кроме того, мы попытались выяснить наличие взаимосвязи между потребностями, преобладающими в структуре физкультурных интересов , и состоянием здоровья учеников.

Результаты и их обсуждение. Анкетирование позволило определить, что структура потребностей учеников средней и старшей школы в области физической культуры представлена следующим образом: у 59 % опрашиваемых ведущие потребности расположены в русле витального компонента, у 21 % - превалируют потребности социального порядка и у 20 % среди потребностей в физкультурной деятельности доминируют потребности идеальные. Как видно, более чем половиной опрашиваемых в занятиях физическими упражнениями движет в первую очередь витальность: 73 % 12-14-летних и 69 % 15-16-летних подростков видят основную пользу от занятий физическими упражнениями в укреплении тела, 7 и 19 % - соответственно в возможности просто двигаться. Примерно одинаково сформированы потребности социального и идеального компонентов. Так, предполагают использование приобретенных в рамках занятий физическими упражнениями двигательных умений и навыков 23 % 12-14-летних и 16 % 15-16-летних учеников; 12 % 12-14-летних и 9 % 15-16-летних видят основную пользу от занятий физическими упражнениями в расширении жизненных перспектив. Основной пользой зот нятий физическими упражнениями считают развитие моральных и волевых качеств личности 25 % учеников 7-9-х классов и 22 % 10-11-классников; считают возможным развить интеллектуальные способности с помощью занятий физическими упражнениями 13 % 12-14-летних и 7 % 15-16-летних школьников.

Вычисление коэффициента ранговой корреляции между интенсивностью мотивов сохранения здоровья с помощью физических упражнений и ИС позволило выявить достоверные показатели корреляции для возрастов 12 и 15 лет (rp = - 0,339 и rp = - 0,337 соответственно). Таким образом, можно констатировать отсутствие сформированной концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, у учащихся других возрастных групп.

Оценка ИС позволила разделить всю выборку на две группы. В первую вошли ученики с интегративным показателем системы внешнего дыхания в рамках нормы и условной нормы; вторую группу составили обследуемые с умеренными и значительными нарушениями системы внешнего дыхания. Кроме того, в каждой группе были выделены три подгруппы в зависимости от доминанты в структуре физкультурных потребностей (см. таблицу).

Распределение учащихся по уровню здоровья и структуре физкультурных потребностей (п = 200)

Показатели в рамках нормы и условной нормы

Умеренные и значительные нарушения

47 % (94 чел.)

53 % (106 чел.)

Доминанта потребностей

Доминанта потребностей

витальные

социальные

идеальные

витальные

социальные

идеальные

52,13 % (49 чел.)

22,34 % (21 чел.)

25,53 % (24 чел.)

68,87 % (73 чел.)

19,81 % (21 чел.)

11,32 % (12 чел.)

Уравнение регрессии позволяет выявить, насколько различные учитываемые нами показатели соотносятся с ИС.

Зависимость интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и ИС проявилась в группах учащихся без нарушений функции внешнего дыхания с доминантой витальных потребностей:

ИС=2,419 - 3,8СОС25-75выд +1,00МОС25выд+0,321РОвд+0,724тау1М - 0,39ЖИ + 20,2МОС50выд - 0,25ИМ

и идеальных потребностей:

ИС =-2,34 + 0,999тау2М + 0,401тау1М - 0,16ОФВпосвыд + 0,022Тпос + 0,417ОФВ1выд/ЖЕЛвд - 0,21МОД + 0,169МОС50выд/ЖЕЛвыд + 0,368 ОФВ1вд + 0,176Тфжелвыд + 0,085ИМ.

Анализ представленных уравнений регрессии у учащихся групп нормы с доминантой витальных потребностей в сфере физической культуры показал, что ИС зависел от средней объемной скорости при выдохе 25-75 % (СОС25-75) форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), от максимальной объемной скорости при выдохе 25 % ФЖЕЛ (МОС25выд), которые указывают на хорошее состояние проходимости крупных и мелких бронхов, от резервного объема вдоха (РОвд), от степени вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах "поток-объем" за 1 с (тау1М), от показателя жизненного индекса (ЖИ) и от интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры (ИМ). У учащихся групп нормы с доминантой идеальных потребностей ИМ также была включена в уравнение регрессии наряду со степенью вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах "поток-объем" за 1 и 2 с (тау1М, 2М), объемом при достижении пиковой объемной скорости (ПОС) форсированного выдоха (ОФВпосвыд), временем достижения ПОС (Тпос), индексом Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛвд), минутным объемом дыхания (МОД), соотношением половины максимальной объемной скорости выдоха к ЖЕЛ выдоха (МОС50выд/ЖЕЛвыд), объемом форсированного выдоха в 1с (ОФВ1), временем выполнения форсированного выдоха.

В уравнении регрессии ИС в группах учащихся с нарушениями функции внешнего дыхания, вне зависимости от доминирующих потребностей, интенсивность мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры не фигурировала. Уравнения регрессии имели следующий вид:

Группа с доминантой социальных потребностей:

ИС = 16,844 + 2,03МОС50выд - 0,16ЧД - 1,9ОФВ0,5выд - 0,07МОС75выд - 2,0МОС5выд/ЖЕЛвыд - 0,40РОвыд + 0,123 МОС50вд - 0,45СОС0,2-1,2выд - 0,29Е + 0,124ЖИ.

Группа с доминантой витальных потребностей:

ИС = 27,823 - 0,60МОС50выд-0,95ОФВ1выд/ФЖЕЛвыд - 0,75СПВвыд.

Группа с доминантой идеальных потребностей:

ИС = 8,413 - 1,3МОС75выд + 0,229ЧД + 0,463ЖЕЛвыд + 0,266тау2М + 0,379ТФЖЕЛвыд.

Таким образом, только у учеников, функции внешнего дыхания которых находятся в норме и условной норме, мы обнаружили взаимосвязь структуры потребностей в физических упражнениях, интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня их здоровья.

Развивая мысль о деятельности как процессе адаптации, можно предположить, что в группе детей с отклонениями в состоянии здоровья концептуальная модель деятельности, направленной на оздоровление, не сформирована, зарегистрированные нами при помощи аппаратуры отклонения в состоянии здоровья еще не оцениваются организмом в качестве физических адаптогенных факторов, угрожающих целостности организма. В то же время владение подобной информацией ставит перед педагогами задачу формирования информационных и семантических адаптогенных факторов, способных запустить механизмы психологической адаптации и ведущих к формированию у школьников концептуальной модели деятельности, направленной на укрепление здоровья средствами физической культуры.

Литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, 1, с. 11-17.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. - М: Наука, 2000. - 430 с.

3. Быков В.С. Физическая культура студента: Учеб. пос. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2003. - 84 с.

4. Исаев А.П., Прокопьев Н.Я., Чимаров В.М. и др. Учение о здоровье. - Тюмень: изд-во ТГУ, 2002. - 143 с.

5. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пос. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 144 с.

6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

7. Малоземов О.Ю. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 2, с. 17-22.

8. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь: изд-во ПГПИ, 1977. - 242 с.

9. Медведев В.И. Адаптация. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.

10. Плешаков А.Н., Гостев Г.Р., Кудрявцева В.Б. Физическая культура как вид социальной деятельности // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2004, № 2, с. 15-17.

11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. - СПб.: Наука, 2001. - 340 с.

12. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 320 с.

13. Симонов В.П. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 212 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!