ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

COMPARATIVE ESTIMATION OF PHYSICAL CONDITION OF TEENAGERS LIVING IN DIFFERENT ECOLOGICAL CONDITIONS OF PERM TERRITORY

M.G. Ishmukhametov, Ph. D., associate professor

N.P. Gorbunov, Dr. Biol., professor

The state pedagogical university, Perm

Key words: ecological factors, teenagers, physical condition, adaptation, correlation connections.

There has been conducted the comparison of the physical condition of two groups of the pupils living in conditions of a high and moderate ecological load. Ecological pollution renders the braking influence on the parameters of motor preparedness and functional tests at teenagers. The distinctions of the structure of correlation connections reflect the specific features of the adaptation of a child's organism in different ecological conditions. The correlation structures describing the interrelations of the parameters of the physical condition of teenagers, in conditions of a high level man-caused loading differ with considerably smaller amount of connections in comparison with the parameters of children from rather safe areas.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Ишмухаметов
Доктор биологических наук, профессор Н.П. Горбунов

Государственный педагогичес кий университет, Пермь

Ключевые слова: экологические факторы, подростки, физическое состояние, адаптация, корреляционные связи.

Введение. В последние годы в России происходит прогрессирующее снижение уровня здоровья населения, что становится лимитирующим фактором социально-экономического развития. Ухудшение здоровья людей в значительной степени связано с экологическим неблагополучием многих регионов РФ. Так, число городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха систематически растет: с 99 в 2000 г. до 130 в 2002 г. Численность населения в этих регионах составляет более 58 млн человек [1]. В Пермском крае как одном из крупнейших промышленных регионов страны складывается напряженная экологическая ситуация: по объему выбросов загрязняющих атмосферу веществ Край занимает первое место в Приволжском федеральном округе и восьмое - в РФ.

Экологические факторы оказывают выраженное воздействие на все компоненты функциональной системы адаптации организма человека. В результате такого воздействия формируется определенный уровень гомеостаза, который может поддерживаться за счет имеющихся функциональных резервов организма. Очевидно, что чем ниже исходный уровень адаптационных возможностей организма, тем быстрее происходит дестабилизация защитных сил и срыв адаптационных механизмов. В этом смысле наиболее уязвимой категорией среди жителей экологически неблагополучных территорий является детское население. В силу высокой скорости метаболических реакций, обусловленной непрерывно протекающими процессами роста и дифференцировки тканей, детский организм может интенсивно накапливать продукты техногенного загрязнения окружающей среды. В то же время адаптационные механизмы ребенка только складываются, и под влиянием ксенобиотиков они могут развиваться со значительным отставанием.

Особый интерес представляет исследование подростков в связи с тем, что возраст 14-15 лет характеризуется максимальной динамикой пубертатных изменений [3]. Так, в возрасте 13-15 лет наиболее высока функция симпато-адреналовой системы, к 14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропина, поэтому в 14-15 лет у мальчиков, а у девочек несколько раньше происходит интенсивный рост [4]. Таким образом, у учащихся 8-х классов чувствительность к неблагоприятным воздействиям в значительной степени может модулироваться спецификой и интенсивностью пубертатных перестроек.

Цель нашего исследования - проверка предположения о том, что адаптационные механизмы подростков, проживающих в разных экологических условиях, имеют специфические особенности.

Методика и организация исследований . Исследования проведены в 2003 - 2004 гг. на двух группах учащихся 8-х классов. Школьники, отнесенные к 1-й группе, проживали в условиях высокой экологической нагрузки (г. Пермь), тогда как испытуемые 2-й группы постоянно проживали в районах с умеренной техногенной нагрузкой (сельские районы). В каждую группу входили 40 подростков (по 20 мальчиков и 20 девочек) основной группы, не занимающихся в спортивных секциях. Оценивали показатели физического развития (массу, длину тела, окружность грудной клетки - ОГК), двигательной подготовленности (время преодоления дистанций 30 м, 1000 м, количество подтягиваний на перекладине), а также результаты функциональных проб (проба Руфье-Диксона, длительность задержки дыхания после вдоха и выдоха). Для оценки адаптационных механизмов использовали корреляционный анализ по Пирсону [2].

Результаты и их обсуждение . Результаты, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что по показателям физического развития между подростками из разных экологических зон статистически значимых различий не обнаруживается. В то же время учащиеся 1-й группы существенно уступают своим сверстникам 2-й группы по такому показателю, как выносливость, измеряемая временем преодоления дистанции 1000 м.

Статистически значимые различия выявляются при сравнении показателей функциональных проб. Более высокие значения индекса Руфье-Диксона у подростков 1-й группы по сравнению со школьниками 2-й группы отражают относительное замедление процесса восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после выполнения дозированной физической нагрузки.

С этими данными согласуются результаты проб с задержкой дыхания. Как у мальчиков, так и у девочек 1-й группы устойчивость к гипоксии существенно ниже, чем у их сверстников 2-й группы. Менее чувствительными к неблагоприятным условиям среды являются системы, обеспечивающие формирование качеств быстроты и силы. По этим показателям (скорость бега на 30 м и подтягивание на перекладине) значимых различий между подростками, проживающими в разных экологических зонах, не выявлено.

Таким образом, сравнительная оценка физического состояния учащихся 1-й и 2-й групп свидетельствует о тормозящем влиянии экологического загрязнения на показатели двигательной подготовленности и функциональных проб у подростков. Уровень развития двигательных возможностей, который можно рассматривать как показатель эффективности адаптации школьников в процессе индивидуального развития, у детей в условиях районов с очень высоким уровнем загрязнения среды оказывается значительно меньшим, чем у школьников из относительно благополучных в экологическом отношении районов. Очевидно, что наиболее чувствительными к техногенным загрязнениям являются кислородтранспортные системы организма, о чем свидетельствуют различия результатов функциональных проб и показателей выносливости. Однако выявленные различия не позволяют оценить сущность адаптационных механизмов у школьников обеих групп. Поэтому в работе был использован сравнительный анализ корреляционных связей у подростков, проживающих на разных в экологическом отношении территориях.

Сравнение количества корреляционных связей у школьников, проживающих в зонах с различной экологической нагрузкой, свидетельствует о наличии существенных особенностей.

Прежде всего имеются различия в количестве связей между компонентами физического состояния - морфологическими (длина, масса тела и ОГК), функциональными (пробы с задержкой дыхания, ИРД, ЧСС в покое) и показателями физической подготовленности. У мальчиков 1-й группы число корреляционных связей составляет 9, 2-й группы - почти вдвое больше - 17.

В условиях высокой экологической нагрузки (1-я группа) у подростков в возрасте 14-15 лет преобладают индивидуальные различия параметров физического состояния. При этом функциональные показатели не коррелируют ни с уровнем физической подготовленности, ни с размерами тела. При оценке взаимосвязей параметров физического развития у мальчиков из зоны 1 отмечался такой феномен, как отсутствие корреляционных связей между длиной, массой тела и ОГК. Это является одним из подтверждений неблагоприятной роли ксенобиотиков в процессах роста и развития. Можно полагать, что в пубертатном периоде гетерохрония в формировании отдельных признаков физического развития у мальчиков в условиях высокого экологического риска достигает максимального уровня.

У девочек 1-й группы количество корреляционных связей также заметно меньше, чем у девочек из зоны относительного экологического благополучия (12 и 17 соответственно). Полученные данные свидетельствуют о том, что в условиях высокой экологической нагрузки процессы адаптации характеризуются преимущественно индивидуальными вариантами взаимодействия между компонентами физического состояния. Напротив, в районах с относительно низким уровнем техногенного загрязнения (2-я группа) проявляется тенденция к нивелированию индивидуальных различий.

В табл. 2 приведены результаты сравнения числа межуровневых связей у учащихся 8-х классов между некоторыми показателями физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Для всех школьников 1-й группы характерно отсутствие связей между показателями физического развития, с одной стороны, и параметрами двигательной подготовленности и результатами функциональных проб - с другой. Таким образом, в условиях очень высокой экологической нагрузки процессы адаптации подростков характеризуются преобладанием индивидуальных различий.

Таблица 1. Показатели физического состояния учащихся 8-х классов, проживающих в различных зонах экологической нагрузки Пермской области

Показатели

Группа

Девочки

Мальчики

Длина тела, см

1

157,1

158,0

2

158,0

158,1

Масса тела, кг

1

51,3

49,8

2

52,2

50,6

ОГК, см

1

77,8

77,5

2

78,3

78,1

ИРД, усл. ед.

1

8,6*

8,6**

2

7,8

7,7

ЗД вд., с

1

37,0***

37,1 ***

2

39,6

41,6

ЗД выд., с

1

25,5 ***

26,9 ***

2

28,4

29,6

30 м, с

1

5,4

5,1

2

5,3

5,1

1000 м, с

1

291 5***

237,8 ***

2

269,9

223,4

Подтягивание, колич. раз

1

13,0

6,0

4

13,3

6,0

Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 по отношению к уровню 2-й группы; ИРД - индекс Руфье-Диксона; ЗД вд. - продолжительность задержки дыхания после вдоха, ЗД выд. - после выдоха.

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между показателями физического развития и физического состояния учащихся 8-х классов в различных экологических условиях

Показатели

Группа

Пол

30 м

1000 м

ирд

ЗД вд.

ЗД выд.

ЧСС исх.

Длина тела, см

1

Д

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

2

Д

 

 

 

 

 

 

М

 

0,54

 

0,43

0,40

 

Масса тела, кг

1

Д

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

2

Д

 

 

 

 

 

 

М

-0,92

 

 

 

 

 

ОГК, см

1

Д

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

2

Д

0,34

 

-0,40

 

 

-0,37

М

0,79

 

0,39

0,37

 

 

Среди школьников 2-й группы межуровневые корреляционные связи формируются как у мальчиков, так и у девочек. Из табл. 2 видно, что у мальчиков основные показатели физического развития (длина, масса тела, ОГК) имеют статистически значимые связи с показателями двигательной подготовленности и результатами функциональных проб.

Важно, что длина тела и окружность груди имеют у мальчиков прямые корреляционные связи как с показателями устойчивости организма к гипоксии, так и с показателем выносливости. Это свидетельствует о достаточно больших адаптивных возможностях функциональной системы, обеспечивающей выполнение мышечной деятельности в различных зонах энергетической мощности у мальчиков-подростков в условиях относительно благоприятной экологической среды.

Рассмотрение корреляционных зависимостей у девочек - учащихся 8-х классов 2-й группы также позволяет выявить роль экологических факторов в формировании функциональной системы адаптации к мышечной деятельности. В условиях относительного экологического благополучия показатель окружности груди у девочек имеет тесные связи с показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также быстроты. Таким образом, характер и число корреляционных связей у девочек, проживающих в экологически благополучных районах, свидетельствуют о выраженной тенденции к нивелированию индивидуальных различий морфологического и гемодинамического обеспечения функций в процессе адаптации.

Заключение. Полученные данные показывают, что при оценке адаптационных механизмов детей недостаточно учитывать только показатели физического состояния. Для выявления внутренних взаимосвязей параметров функциональной системы адаптации целесообразно использовать сопоставление корреляционных зависимостей между ее компонентами.

Таким образом, поиск средств, позволяющих увеличить адаптационные возможности детского организма в условиях экологического неблагополучия, является одной из главных задач в плане реализации оздоровительных мероприятий. В этом смысле большая заслуга принадлежит физической культуре в самом широком значении этого понятия. Возможности физической культуры как средства повышения адаптационных резервов хорошо изучены, однако роль физических нагрузок в условиях экологического неблагополучия еще не получила достаточно убедительного теоретического обоснования.

Литература

1. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 г.". М., 2003. - 479 с.

2. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.

3. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. - М.: изд-во МГУ, 1988. - 344 с.

4. Щеплягина Л.А. Морфофункциональные особенности подросткового возраста / Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, И.В. Звездина и др. // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М., 2000, с. 238-273.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: