ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

PHYSICAL DEVELOPMENT OF PUPILS IN CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS AND SPORTS ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

S.M. Pogudin, A.F. Lisovsky, D.V. Fonarev

Tchaikovsky state institute of physical culture, Tchaikovsky

Key words: physical development of children and teenagers, physical education, sports oriented physical education, age shifts.

The purpose of the work was the research of the features of the physical development of the pupils in the age of 8 and 13 from high schools of Tchaikovsky town of the Perm area in the interval from 1985 to 2005 The features of this development were simultaneously studied at the teenagers engaged in physical exercises according to the programs of the sports oriented physical education.

Modern teenagers authentically concede to the coevals, surveyed two decades ago, on the level of development of physical metrical parameters: carpal dynamometry and lung capacity, it is a consequence of hypodynamia and the influence of adverse factors of the environment.

The teenagers engaged within two years in the programs of the sports oriented physical education, have the same distinctive features of physical development which are revealed at the pupils engaged in the standard program of physical education.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ И СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С. М. Погудин, А. Ф. Лисовский, Д. В. Фонарев
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: физическое развитие детей и подростков, физическое воспитание, спортизированное физическое воспитание, возрастные сдвиги.

Известно, что вариативность темпов возрастного развития ребенка может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от условий среды обитания. В двух предыдущих столетиях в экономически более развитых странах мира отмечалось ускорение средних темпов прохождения прогрессивной стадии онтогенеза. По этой причине одних и тех же размеров тела дети достигали во все более раннем возрасте, а ростовой сдвиг доходил до максимума в подростковом периоде. Следствием эпохальных ростовых сдвигов и опережающего развития массы тела многие исследователи считают увеличение дефинитивных размеров тела [1, 9]. Ускорение в темпах развития тотальных размеров тела прослеживалось ранее в регионах Советского Союза. Например, в физическом развитии школьников Киева положительные сдвиги наблюдали сь в 1975 г. по сравнению с 1928, 1946, 1951 и 1959 гг. [6]. При этом определяющее влияние на позитивную динамику показателей оказывали физическое воспитание, гигиенический режим обучения и отдыха, а также питание. Проявление акселерации соматического развития детей приводится в работе В. Г. Ужви и Ю. А. Ямпольской [10], в которой сопоставля ются данные с временным интервалом в 10 лет. При сравнении групп детей в возрасте 12 лет авторами выявлено отчетливое нарастание массы тела за данный промежуток времени.

Для современных школьников РФ типично нарастание дисгармоничности морфофункционального статуса, это объясняется действием следующих факторов: социального неблагополучия, ухудшения экологических условий жизни, качества питания, гипокинезии, нарушений в режиме дня и др. [12, 13]. За годы социально -экономических преобразований в России произошло замедление либо стабилизация темпов физического развития учащихся. Выраженность изменений в большей степени зафиксирована по отношению к физиометрическим показателям и обусловлена возрастом и полом учащихся [3].

Целью нашего исследования стало выявление различий в показателях физического развития учащихся 8- и 13-летнего возраста г. Чайковского Пермской области в интервале 1985 [8] и 2005 гг., а также изучение особенностей этого развития у подростков, занимающихся физическими упражнениями по программам спортизированного физического воспитания.

Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике В. В. Бунака (1941). На двух этапах исследования учащихся обычных школ города численность мальчиков и девочек в возрасте 8 лет составила 554 человека, а 13-летних подростков - 471 человек. В 2005 г. учащихся обследовали с помощью медицинского персонала поликлиники г. Чайковского.

Учащиеся 7-х, спортизированных, классов города в рамках урочной формы занятий по физической культуре на протяжении 2 лет занимались такими видами спорта, как баскетбол, волейбол, плавание, настольный теннис, дзюдо, участвовали в занятиях групп общей физической подготовки не менее трех раз в неделю по 2 академических часа. Общая численность наблюдаемых составила 122 человека. Статистическая обработка результатов исследования дала возможность получить по двум возрастным группам следующие данные.

Как показали результаты нашего исследования, у современных 8-летних детей отмечаются более низкие значения всех исследуемых показателей физического развития по сравнению с данными 1985 г. (табл.1).

Как у мальчиков, так и у девочек определены наиболее существенные различия физиометрических характеристик. По силе мышц - сгибателей кисти снижение составило соответственно для мальчиков и девочек 55,7 и 41,1 %, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - 39,1 и 17,9 %. Достоверных изменений в тотальных размерах тела не обнаружено, однако снижение соматических показателей отчетливо характеризует ретардацию темпов онтогенетического развития детей данной возрастной группы. Причем у мальчиков это снижение проявилось в большей мере и по массе тела составило в среднем 2,8 кг (11,0 %).

Таблица 1. Показатели физического развития детей 8 лет г. Чайковского с интервалом обследования в 20 лет, Х±

Годы обследования

П
о
л

Численность

Длина тела, м

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки,м

Динамометрия правой кисти, кг

ЖЕЛ,л

1985

м

140

1,31±0,06

28,3±2,9

0,66±0,03

151±2,7

1,60±0,22

2005

м

144

1,27±0,06

25,5±4,6

0,62+0,05

127±2,5

1,15±0,20

Достоверность различий

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

<0,05

1985

д

134

1,27±0,05

26,4+3,7

0,61±0,03

103±1,7

1,32±0,18

2005

д

136

1,26±0,06

24,6±4,6

0,59±0,05

90±2,3

1,12±0,18

Достоверность различий

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

Таблица 2. Показатели физического развития подростков г. Чайковского в возрасте 13 лет, обследованных до и после начала социально -экономических преобразований в Российской Федерации, Х±

Годы обследования

П
о
л

Численность

Длина тела, м

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, м

Динамометрия правой кисти, кг

ЖЕЛ,л

1985

м

128

1,59±0,07

48,9±5,0

0,77±0,08

308+4,1

3,01±0,51

2005

м

125

1,58±0,09

44,3±9,8

0,77±0,07

218±5,0

2,16±0,49

Достоверность различий

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

1985

д

110

1,57±0,06

48,9±5,9

0,77±0,06

255±4,3

2,64±0,36

2005

д

108

1,58±0,07

45,3±8,5

0,76±0,07

186±4,2

1,94±0,42

Достоверность различий

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

Таблица 3. Величины коэффициентов корреляции между показателями антропометрических характеристик у мальчиков и девочек 13 лет (Rтабл=0,20)

Длина тела

Масса тела

Окружность грудной клетки

Динамометрия

ЖЕЛ

1

0,73 / 0,49

0,56/0,33

0,68/0,54

0,57 / 0,27

 

1

0,89/0,77

0,66 / 0,45

0,53/0,18

 

 

1

0,61/0,32

0,47 / 0,25

 

 

 

1

0,47 / 0,20

Примечание. В табл. 3 в числителе - коэффициенты корреляции для мальчиков, в знаменателе - для девочек.

Различия в величинах сдвигов соматических и физиологических показателей физического развития можно объяснить разной степенью их генетической обусловленности и степени адаптации к физическим нагрузкам [2, 9, 12, 13].

В 13-летнем возрасте различия по морфологическому статусу подростков, повторно обследованных через длительный интервал времени, сглаживаются, число статистически значимых различий уменьшается (табл. 2).

При равноценных параметрах соматического развития современные подростки этого возраста значительно уступают сверстникам прошлого времени в показателях силовых способностей: на 41,3 % ниже у мальчиков и на 37,1 % у девочек и в показателях спирометрии соответственно на 39,3 и 36,1 %. Снижение уровня развития показателей кистевой динамометрии и ЖЕЛ мы связываем с гиподинамией у современных школьников и отрицательным влиянием условий их жизнеобеспечения на процессы роста и развития организма.

Полученные нами данные динамики показателей физического развития детей и подростков в условиях проводимых в стране реформ подтверждают и дополняют результаты исследования С. П. Левушкина [3]. Это позволяет констатировать наличие устойчивой тенденции к понижению уровня большинства антропометрических характеристик организма школьников из разных регионов Российской Федерации, проявившейся за последние 10 лет.

Результаты проведенного нами корреляционного анализа свидетельствуют также о наличии положительной взаимной обусловленности морфологических и функциональных свойств организма подростков (табл. 3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о наличии средней по тесноте связи показателей динамометрии и спирометрии с величиной массы тела, причем в большей степени для мальчиков. На этом основании были рассчитаны величины множественных коэффициентов корреляции, учитывающих взаимные связи массы тела (m), динамометрии (d) и спирометрии (s) по формуле [4].

.

В результате расчетов получены следующие значения множественных коэффициентов корреляции: 0,82 для мальчиков и 0,67 для девочек. Величины коэффициентов демонстрируют общую природу возрастных показателей физического развития организма подростков и могут использоваться в качестве обобщенной оценки сдвигов в соответствующем возрастном диапазоне.

Реализуемый в г. Чайковском эксперимент "Наш спорт - наше здоровье" направлен на укрепление физического здоровья учащихся и предусматривает организацию мониторинга комплекса объективных показателей физического развития детей и подростков. С этой целью распоряжением главы администрации города Н. А. Заикина предусмотрены ежегодные обследования учащихся школ по компьютерной технологии "АСПОН-Д". Некоторые результаты антропометрических измерений учеников, обучающихся по программе спортизированного физического воспитания, представлены в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что значения исследованных показателей физического развития у подростков в возрасте 13 лет не имеют выраженных статистических различий со значениями, представленными в табл. 2 (по данным 2005 г.) Однако по сравнению с данными 1985 г. этим подросткам свойственны те же отличительные особенности в изменениях морфологического и функционального статусов, которые отмечены нами у современных школьников г. Чайковского. Можно предположить, что продолжительность занятий физическими упражнениями, имеющими спортивно ориентированную направленность, оказалась недостаточной для значительного стимулирования процессов биологического созревания организма подростков и как следствие - темпов их физического развития. Эффективность этих занятий будет определяться в будущем лонгитудинальном исследовании на основе измерения и сравнительного анализа динамики показателей физического развития школьников экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 4. Сравнительные показатели физического развития 13 -летних подростков в эксперименте г. Чайковского, Х±

Группы

П
о
л

Численность

Длина тела, м

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, м

Динамометрия правой кисти, кг

Экспериментальная

м

55

1,57±0,09

44,7±11,0

0,77±0,09

219±5,1

Контрольная

м

125

1,58±0,09

44,3±9,8

0,77±0,07

222±4,5

Экспериментальная

д

67

1,57±0,06

44,5±8,8

0,78±0,07

189±3,9

Контрольная

д

108

1,58±0,07

45,3±8,5

0,76±0,07

185±4,0

Выводы

1. На основании полученных нами данных можно заключить, что за последние 20 лет у детей и подростков 8 и 13 лет прослеживается снижение темпов развития тотальных размеров тела по сравнению с показателями их сверстников 80-х гг. Особенно обращает на себя внимание факт снижения массы тела как у мальчиков, так и у девочек при сохраняющихся значениях длины тела.

2. Современные подростки существенно уступают своим сверстникам, обследованным два десятилетия назад, по уровню развития физиометрических показателей: кистевой динамометрии и ЖЕЛ (р>0,05). По нашему мнению, это следствие гиподинамии и воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Характерно и то, что множественная корреляция показывает общую зависимость этих показателей от величины массы тела у обследованного контингента.

3. Подросткам, в течение двух лет занимающимся по программам спортизированного физического воспитания, свойственны те же отличительные особенности физического развития, которые выявлены у школьников, занимающихся по общепринятой программе физического воспитания.

Литература

1. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976. - 270 с.

2. Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. М., 1967. - 240 с.

3. Левушкин С.П. Динамика физического развития школьников Ульяновска // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 1, с. 56-57.

4. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: ФиС, 1974. - 151 с.

5. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М., 1986, вып. IV, ч. 1. - 171 с.

6. Неделько В.Г. Физическое развитие школьников Киева и факторы, его определяющие / Матер. докл. симп. "Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации". Одесса, 1975, с. 108.

7. Сальникова Г.П. Физическое развитие современных школьников. - М.: Педагогика, 1977. - 190 с.

8. Таблицы для оценки физического развития школьников г. Чайковского (по данным 1985 года): Метод. реком. / Сост.: С.М. Погудин, А.В. Ремянников. - Чайковский.: ЧФ ЧГИФК, 1988. - 47 с.

9. Тэннер Дж. Рост и конституция человека. - В кн.: Биология человека. - М.: Мир, 1979, с. 336 - 471.

10. Ужвий В.Г., Ямпольская Ю.А. К характеристике акселерации развития современных школьников // Гигиена детей и подростков (Сб. тр., вып. IV). Под ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха. М., 1977, с. 29-35.

11. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов/ Под общ. ред. В. И. Тхоревского. - М.: ФОН, 2001. - 492 с.

12. Фонарев Д.В., Ложкин В.Л. Оценка адаптации к физическим нагрузкам школьников 5-7-х экспериментальных классов СОШ № 1// Матер. Всерос. науч.-практ. конференции "Спортивно-ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология 21 века". - Чайковский: ЧГИФК. 2005, с. 98-103.

13. Ченегин В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов: Учебное пособие. - Волгоград.: ВГАФК, 1988. - 54 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!