ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

HEALTH-CREATING TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNGER PUPILS ON BASIS OF USING TRADITIONAL KARATE

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

A.N. Kondratyev, postgraduate

The Tula pedagogical university, Tula

Key words: sports-focused physical education, health-creating technology, traditional karate, sport oriented lesson of physical culture.

The authors have developed the conceptual model of the pedagogical health-creating technology based on using the elements of traditional karate at the lesson of physical culture for younger pupils. The given technology has assumed the development of contents and ways of the organization of activity of younger pupils.


ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО КАРАТЭ

Доктор педагогических наук, профессор Л. И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Аспирант А. Н. Кондратьев
Тульский педагогический университет, Тула

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое образование, здоровьеформирующая технология, традиционное каратэ, спортизированный урок физической культуры.

Одно из важных и приоритетных научных направлений исследований в области физического воспитания школьников - поиск и обоснование инновационных технологий и методик, построенных на спортивно ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка (В.К. Бальсевич, 1995; А.Н. Кондратьев, 2005; Л.И. Лубышева, 1995, 2005; В.И. Лях, В.Я. Копылов, 1998).

Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно концепции В.К. Бальсевича (1995) создает объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.

По мнению ученых и практиков, в настоящее время наблюдается существенное снижение интереса детей к физическим упражнениям, а в целом происходит сокращение двигательной активности у первоклассников (в среднем на 50 % по сравнению с дошкольниками). Основными отрицательными моментами определены: консервативность и авторитарность уроков физической культуры, однородность используемых физических упражнений, низкая моторная плотность уроков в целом в условиях применения различных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, классификаций детей по типологическим группам с учетом уровня развития физических качеств (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2004).

Анализ результатов исследований, проводимых в гг. Сургуте и Чайковском, позволил предположить возможность модернизации физического воспитания учащихся первых классов на основе включения в содержание урока (в вариативную часть программы) средств традиционного каратэ, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений и перемещений как для мальчиков, так и для девочек. Это не только существенно увеличит общий двигательный опыт, но и окажет эффективное влияние на физическое и психическое здоровье, на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей.

С этой целью нами была разработана концептуальная модель педагогической здоровьеформирующей технологии, основанной на использовании элементов традиционного каратэ в уроке физической культуры младших школьников (рис. 1).

Рис. 1. Модель инновационной здоровьеформи рующей технологии физического воспитания младших школьников

Данная технология предполагала разработку содержания и способов организации деятельности младших школьников.

Реализуя педагогическую здоровьеформирующую технологию физического воспитания младших школьников, мы исходили из следующих методологических предпосылок:

- инновационная технология рассматривается нами как качественный системный и динамический процесс, опирающийся на общекультурное развитие школьника; как фактор оптимизации режима учебного дня; как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса образовательного заведения, определяющая его культурное пространство, выполняющее образовательные, воспитательные и развивающие (оздоровительные) функции;

- содержание инновационной технологии представлено взаимосвязанными организационным и методическим компонентами, которые рассматриваются нами как педагогические условия эффективного использования данного нововведения;

- основной целью здоровьеформирующей технологии является формирование физической культуры личности младшего школьника.

В экспериментальной программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой технологии лежит идея не только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития нравственного, эстетического сознания ребенка, привития навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.

Проведенный нами структурно-логический анализ позволил определить функциональное содержание компонентов данной технологии, ее практическое использование на базе муниципальных общеобразовательных учреждений - средних школ № 8 и № 14 г. Тулы.

Организационный компонент. Организационные меры экспериментальной части работы содержали набор соответствующих воздействий на условия учебной деятельности и активного отдыха, которые позволяли решать вопросы, связанные с координацией совместной деятельности преподавателей различных предметов, направленные на оптимизацию образовательного процесса: обеспечение адекватного учебного режима, рационализацию учебной и внеучебной работы, оздоровительных мероприятий и т. д.

К организационным мерам в рамках педагогического эксперимента относятся: составление расписания уроков с учетом времени окончания учебного дня, рационализация использования времени урока с целью объемного включения вариативного компонента, проведение учебных занятий преподавателем, владеющим методикой традиционного каратэ; приобретение специальной формы (кимоно), контроль гигиенического состояния спортивного зала (поверхность пола, влажная уборка непосредственно перед уроком, надлежащая температура воздуха).

Методический компонент. Методические меры экспериментальной части работы были представлены набором соответствующих воздействий, определяющих содержание вариативного компонента урока физической культуры, средствами и методами обучения традиционному каратэ с оптимальным сочетанием образовательного минимума.

К методическим мерам в рамках педагогического эксперимента относятся: разработка учебной программы по физическому воспитанию младших школьников с использованием элементов традиционного каратэ, ограничение объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок соответственно возрасту и физическому состоянию испытуемых, определение содержания вариативного компонента (отбор технических приемов традиционного каратэ, допустимых для изучения и тренировки в младшем школьном возрасте), разработка системы оценки технической подготовленности.

Для реализации предлагаемой технологии нами была разработана учебная программа, основанная на современных положениях школьной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном) действующей программы по физическому воспитанию для 1-11-х  классов с направленным развитием двигательных способностей (А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, 2002).

Учебный материал данной программы был составлен с учетом особенностей развития младших школьников, их подвижности, относительной быстроты восстановительных процессов, недостаточности развития процессов торможения и незавершенности формирования органов, систем и всего организма в целом. При этом при выборе методов обучения двигательным действиям мы руководствовались научными положениями В.К. Бальсевича (1992) о приоритете тренировки как самого эффективного способа развития и совершенствования физических качеств. Это особенно важно для существенного повышения эффективности физического воспитания детей и подростков, при котором до настоящего времени ведущее место отводилось только обучению двигательным умениям и навыкам при освоении различных физических упражнений.

Организационной формой физического воспитания оставалась модель урока физической культуры , как наиболее известная учащимся. Рассматривая методический аспект освоения инновационной методики, следует отметить, что тренировочный процесс в условиях уроков в течение учебного года определялся задачами освоения программного материала, в вариативном компоненте которого все приоритетные средства и методы традиционного каратэ строились как законченные микро-, мезо- и макроциклы.

В качестве главного критерия, определившего содержание учебного и тренировочного материала, была избрана целевая установка на полноценное освоение учащимися деятельности по физическому воспитанию, отражающей взаимосвязь оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности учебного процесса.

Таким образом, логика исследований позволила провести педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности содержания спортизированных занятий по физической культуре с учащимися 1-х классов с использованием средств традиционного каратэ.

В проведении эксперимента использовался метод параллельных групп, были выбраны 118 учащихся 1-х  классов, которые после контрольно-педагогических испытаний физического развития и физической подготовленности были разделены на относительно однородные группы - две экспериментальные (ЭГ): мальчики (n= 30) и девочки (n= 30) и две контрольные (КГ): мальчики (n= 28) и девочки (n= 30). В КГ учебные уроки проводились в соответствии с действующей программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для применения в работе школьных образовательных учреждений (А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, 2002). В ЭГ уроки физической культуры проводились по разработанной авторской программе (табл. 1, 2).

В экспериментальную программу были впервые введены (в вариативный компонент) средства и элементы движений традиционного каратэ, которые эффективно воздействуют на развитие быстроты отдельных движений (рук, ног), скоростно-силовых качеств, разнообразные проявления двигательной координации, гармоническое развитие личности ребенка.

Особенностью предлагаемой здоровьеформирующей технологии является возможность использования средств традиционного каратэ наряду с выполнением требований обязательного образовательного минимума без увеличения при этом количества часов. Реализация данных составляющих достигается с помощью следующих условий:

1. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение образовательной области "Физическая культура" в инвариантной части выделяется 2 ч в неделю, из которых 10 % - на региональный компонент.

2. Цель обучения образовательной области "Физическая культура" - формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью образовательной области "Физическая культура" формулируются задачи учебного предмета, которые во многом аналогичны задачам предлагаемой нами вариативной части и находят своё отражение в содержании вышеупомянутой программы:

- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, повышенной координационной сложности;

- формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств;

- формирование практических умений, необходимых при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом взаимодействии посредством подвижных игр и элементов соревнования;

- направленность на реализацию принципа вариативности.

Таблица 1. Распределение учебной нагрузки на уроке по физической культуре для первоклассников по экспериментальной программе

Части урока

Содержание

Время, мин

ЧСС, уд/мин

Первое полугодие

Подготовительная

Строевые упражнения, ОРУ, упражнения на растягивание, беговые и прыжковые упражнения

15

132-140

Основная

Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, обучение отдельным элементам традиционного каратэ, развитие гибкости, быстроты

22

144-156

Заключительная

Ходьба, дыхательные и релаксирующие упражнения, подведение итогов, сообщение содержания домашнего задания

3

130-135

Второе полугодие

Подготовительная

Строевые упражнения, ОРУ, упражнения на растягивание, беговые и прыжковые упражнения

10

136-142

Основная

Формирование умений, предусмотренных базовым компонентом, подвижные игры, совершенствование изученных элементов традиционного каратэ, тренировка комбинационной техники, проведение формализованных поединков, элементы соревновательной деятельности, развитие гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей

27

160-185

Заключительная

Ходьба, дыхательные и релаксирующие упражнения, подведение итогов, сообщение содержания домашнего задания

3

135-140

3. Расширение содержания учебного материала посредством использования элементов традиционного каратэ позволяет мотивировать учащихся к занятиям физической культурой, вследствие чего увеличивает их работоспособность и концентрацию внимания на уроке. Данные обстоятельства дают педагогу возможность увеличить плотность урока физической культуры на 15 %.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее заключение. Используя время, отведенное на региональный компонент, возможность одновременного решения аналогичных задач базовой и вариативной частей урока, а также увеличения его плотности, учитель физической культуры получает необходимые условия для реализации предлагаемой технологии. В процентном соотношении базовая часть урока составляет 60 % от общего времени, вариативная - 40 %, что находит подтверждение в результатах хронометрирования учебных занятий, проводимых по инновационной технологии. Элементы традиционного каратэ гармонично распределены по всем частям урока и не только не препятствуют выполнению образовательного минимума, а, напротив, содействуют в решении общих педагогических задач.

Разработанная технология позволила увеличить физическую активность детей, тем самым активно мотивируя их к занятиям физической культурой, и повысить уровень здоровья младших школьников.

Основные результаты исследования и их обсуждение. Любая педагогическая технология требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьника в целом.

В связи с этим критерием оценки эффективности экспериментальной здоровьеформирующей технологии служили изменения в показателях физического развития, физической подготовленности, психомоторики, развития психических процессов и мотивационной сферы младших школьников на протяжении всего периода обучения.

Исследование физического развития учащихся 1-х классов . В ходе эксперимента проводились антропометрические измерения младших школьников (рост, вес, окружность грудной клетки - ОГК). Индивидуальные и средние значения изучаемых соматометрических признаков до и после эксперимента соответствовали среднестатистическим данным по России. За период эксперимента длина тела у девочек и мальчиков увеличилась в среднем на 5 см, вес тела на - 3 кг, окружность грудной клетки - на 1 - 1,3 см.

Тем не менее при сравнении среднеарифметических показателей физического развития детей КГ и ЭГ достоверных различий в весе и длине тела ни до, ни после проведения эксперимента обнаружено не было (p>0,05).

В то же время следует отметить, что у учащихся ЭГ по сравнению с детьми КГ наблюдалась лучшая динамика показателей ОГК (табл. 3, 4). Так, мальчики ЭГ, имевшие до эксперимента достоверно более низкие значения изучаемого признака, по окончании эксперимента выравнялись по этому показателю со своими сверстниками из КГ (от 59,78±0,06 до 61,15±0,05). Средние значения ОГК девочек обеих групп до эксперимента статистически не различались. Однако после эксперимента аналогичный показатель у школьниц, занимавшихся по экспериментальной технологии, стал достоверно выше на 1,03 см (p<0,001).

Таблица 2. Содержание разделов базового и вариативного компонентов урока физической культуры с использованием элементов традиционного каратэ

Средства базового компонента

Средства вариативного компонента

Основы знаний

Теоретические основы традиционного каратэ

Что такое физическая культура

Традиционное каратэ как вид восточного боевого искусства

Правила поведения на уроках физической культуры

Исторический обзор развития традиционного каратэ

Как следить за осанкой

Терминология традиционного каратэ

Средства и способы закаливания

Правила поведения на занятиях по традиционному каратэ

Правила личной гигиены

Основы техники приемов традиционного каратэ

Легкая атлетика

Кихон (базовая техника)

Беговые упражнения

Дачи-вадза (техника стоек)

Прыжковые упражнения

Тэ-вадза (техника рук)

Метание

Гери-вадза (техника ног)

Подвижные игры

Ката (формализованные технические комплексы)

«Охотники и утки»

Хеаны (ученические ката)

«Салки»

Бункай (расшифровка ката)

«День и ночь»

Кумитэ (спортивный поединок)

«Перестрелка»

Кихон-гохон кумитэ (тренировочно-формализованный поединок на пять движений)

«Караси и щука»

Кихон-санбон кумитэ (тренировочно-формализованный поединок на три движения)

Гимнастика с основами акробатики

Строевые упражнения

Общеразвивающие упражнения

Акробатические упражнения

Прикладные упражнения

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах ступающим шагом

Передвижение на лыжах скользящим шагом

Повороты переступанием

Спуск в основной стойке

Подъёмы

Таблица 3. Результаты тестирования мальчиков по основным параметрам физического развития

Исследуемые

показатели

Группа

До эксперимента

После эксперимента

M±m

t

p<

M±m

t

p<

Соматометричекие признаки

Рост, см

ЭГ

122,82±1,46

1,54

-

127,4±0,89

1,14

-

КГ

120,32±0,78

125,82±1,06

Вес, кг

ЭГ

23,83±0,51

0,07

-

26,36±0,54

0,64

-

КГ

23,92±1,08

27,20±1,24

ОГК, см

ЭГ

59,78±0,06

2,32

0,05

61,15±0,05

0,58

-

КГ

60,31±0,23

61,01±0,23

Физиометрические признаки

ЖЕЛ,л

ЭГ

1199,33±5,7

0,05

-

1645,7±7,43

21,62

0,001

КГ

1198,89±7,8

1413,75±7,7

Сила кисти, кг

ЭГ

9,1±0,08

0,6

-

10,19±0,08

7,87

0,001

КГ

9.17±0.09

9.24±0.09

Таблица 4. Результаты тестирования девочек по основным параметрам физического развития

Исследуемые показатели

Группа

До эксперимента

После эксперимента

M±m

t

p<

M±m

t

p<

Соматометрические признаки

Рост, см

ЭГ

120,43±1,1

1,39

-

125,07±1,08

1,49

-

КГ

122,67±1,17

127,57±1,29

Вес, кг

ЭГ

23,46±0,54

0,28

-

26,21±0,47

0,4

-

КГ

23,76±0,9

26,7±1,13

ОГК, см

ЭГ

59,88±0,09

0,39

-

61,43±0,1

4,56

0,001

КГ

59,79±0,2

60,46±0,19

Физиометрические признаки

ЖЕЛ, л

ЭГ

1229,83±7

0,59

-

1613,13±6,6

20,49

0,001

КГ

1223,2±8,65

1418,73±6,8

Сила кисти, кг

ЭГ

8,48±0,06

0,19

-

9,68±0,08

8,71

0,001

КГ

8,5±0,08

8,63±0,09

Из физиометрических показателей мы исследовали силу кисти ведущей руки и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). До эксперимента данные показатели у детей обеих групп достоверно не различались. За время эксперимента у девочек и мальчиков КГ они существенно не изменились, в то время как у их ровесников из ЭГ наблюдались заметные приросты: ЖЕЛ - на 446,37 мл у мальчиков, на 383,3 мл у девочек; сила кисти - на 1,09 кг у мальчиков, на 1,20 кг у девочек.

По нашему мнению, более высокие приросты показателей ОГК и ЖЕЛ у школьников ЭГ по сравнению с учащимися КГ обусловлены использованием дыхательных упражнений в процессе обучения элементам традиционного каратэ.

Влияние здоровьеформирующей технологии на физическую подготовленность младших школьников . Сравнение динамики двигательных способностей младших школьников ЭГ и КГ показало, что у детей, занимающихся по экспериментальной программе, прирост результатов, характеризующих развитие гибкости, скоростно-силовых, координационных способностей, достоверно выше (p < 0,05, p < 0,001).

Статистически значимые изменения и у мальчиков, и у девочек в ЭГ по сравнению с КГ наблюдались в тестах: "Бросок набивного мяча", "Сила мышц брюшного пресса", "Наклон туловища из положения стоя", "Шпагат", "Подтягивание на низкой перекладине", "Перешагивание через гимнастическую палку", "Прыжок в длину с места". Наименьший прирост отмечен в двигательных тестах: "Бег 30 м", "Бег к пронумерованным мячам" (p > 0,05).

Это согласуется с данными литературы о том, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.

В ходе контрольных измерений зафиксирован значительный разброс индивидуальных показателей развития двигательных способностей, особенно координационных, это свидетельствует о роли генетического фактора в развитии детей младшего школьного возраста.

Результаты изменения физической подготовленности детей младшего школьного возраста в течение эксперимента приведены в табл.  5 и 6.

Из таблиц видно, что достоверное увеличение показателей школьников ЭГ по сравнению с КГ произошло по семи тестам из девяти.

Высокие темпы роста показателей гибкости в ЭГ, на наш взгляд, свидетельствуют об эффективном воздействии экспериментальной методики. Целенаправленный подбор упражнений на гибкость в каждом занятии по каратэ обеспечил достаточное развитие вышеуказанных способностей младших школьников.

В упражнениях, характеризующих скорость бега и способность к ориентированию в пространстве, достоверных различий в приросте средних результатов в ЭГ и КГ у мальчиков и девочек не зафиксировано. Однако и в этих двигательных заданиях в ЭГ наблюдался более высокий результат по окончании года, что, на наш взгляд, можно объяснить рационально подобранной и распределенной нагрузкой определенного характера в ЭГ.

Таблица 5. Результаты тестирования девочек по основным параметрам физической подготовленности

Двигательные способности

Тесты

Группа

До эксперимента

После эксперимента

M±m

t

p<

M±m

t

p<

Скоростные способности

Бег 30 м, с

ЭГ

7,9±0,28

0,27

-

7,4±0,22

0,57

-

КГ

7,8±0,25

7,6±0,28

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

96,81±1,31

0,015

-

113,2±0,98

3,28

0,01

КГ

96,78±1,4

109,59±0,5

Бросок набивного мяча из положения сидя на полу, см

ЭГ

245±0,96

1,59

-

297±0,6

2,29

0,05

КГ

248±1,27

295±0,63

Силовые способности

Подтягивание на низкой перекладине, колич. полных циклов

ЭГ

5,8±1,162

1,058

 

10,3±0,42

3,9

0,001

КГ

4,1±1,11

7,2±0,51

Сила мышц брюшного пресса, колич. полных циклов

ЭГ

8,0±0,5

1,6

-

12,5±0,48

2,8

0,05

КГ

9,3±0,63

10,8±0,3

Гибкость

Тест Васильева на гибкость, см

ЭГ

1,8±0,57

0,26

-

6,0±0,6

3,37

0,001

КГ

2,0±0,05

3,3±0,53

Шпагат (средний показатель правой и левой ног), см

ЭГ

21,03±0,92

0,19

-

10,13±0,93

7,96

0,001

КГ

20,79±0,09

20,21±0,85

Согласованность движений рук и ног

Перешагивание через гимнастическую палку, с

ЭГ

11,32±0,96

0,32

-

10,32±0,18

2,4

0,05

КГ

11,0±0,23

10,80±0,12

Способность к ориентированию в пространстве

Бег к пронумерованным мячам, с

ЭГ

10,58±0,10

1,64

-

10,4±0,09

1,15

-

КГ

10,35±0,11

10,1±0,13

Значительный прирост скоростно-силовых показателей по сравнению с другими двигательными способностями у девочек и мальчиков ЭГ объясняется особенностями применяемых в учебном процессе специальнонаправленных средств, поскольку большинство использованных нами упражнений и заданий так или иначе требовали от учащихся быстрого решения двигательной задачи.

Причина большего прироста результатов в развитии силы в ЭГ, на наш взгляд, заключается в различии условий выполнения силовых упражнений. При использовании традиционных методов развития силы учащиеся вынуждены многократно выполнять одни и те же упражнения, при этом снижается работоспособность, наступает утомление, что приводит к отказу от выполнения упражнений. Применение специализированных заданий, содержащих в себе элементы состязания на уроках, построенных с использованием традиционного каратэ, вызывает у учащихся положительные эмоции, стимулирует максимальное проявление физических и духовных сил, создает условия для более полного раскрытия функциональных возможностей организма. В данных условиях результативность силовых упражнений более высока.

Различия в развитии координации движений (тест "Перешагивание через гимнастическую палку") у мальчиков и девочек КГ и ЭГ, на наш взгляд, вполне закономерны, так как экспериментальная методика основана на использовании элементов традиционного каратэ, выполнение большинства из которых требует проявления согласованности движений рук и ног, а также других координационных способностей.

Повышение уровня физической подготовленности учащихся, произошедшее в результате применения экспериментальной методики, на наш взгляд, связано со специфичностью традиционного каратэ как средства физической культуры. Известно, что двигательные способности наиболее успешно развиваются в том случае, когда обучение осуществляется комплексным методом. Занятия каратэ требуют от детей комплексного проявления разнообразных двигательных способностей и навыков в различных сочетаниях, а также содействуют воспитанию умения применять различные по длительности и амплитуде движения, помогают сочетать их во времени и пространстве, оказывают влияние на развитие координации движений, быстроты реакции и других жизненно важных качеств.

Таким образом, в результате применения специальной методики у испытуемых существенно увеличились показатели развития таких двигательных способностей, как координация движений, скоростно -силовые способности, сила, гибкость. Сравнение среднегрупповых результатов учащихся КГ и ЭГ показало, что по абсолютному большинству показателей преимущество оказалось за ЭГ, причём у мальчиков и девочек приблизительно в равной степени.

Изменение показателей психомоторики детей 7-8 лет. Развитие психомоторики младших школьников оценивалось по их результатам в тестах, характеризующих их способность к точному воспроизведению силового и временного параметров движения, сохранению статического равновесия. И девочки, и мальчики показали достаточно высокий для своего возраста уровень психомоторного развития. До эксперимента статистически достоверных различий в средних результатах детей обеих групп не наблюдалось. После эксперимента во всех контрольных испытаниях зафиксированы более высокие показатели девочек и мальчиков ЭГ (p < 0,001). Только в тесте "Воспроизведение временного параметра движений" результаты девочек КГ и ЭГ значимо не различались (p > 0,05). Это подтверждает данные научной литературы о том, что младший школьный возраст не является сенситивным периодом для развития способности к воспроизведению временных параметров движения.

Высокий рост психомоторного развития испытуемых мы связываем со спецификой занятий традиционным каратэ:

- многообразием технических приемов;

- выработкой чувства дистанции и ритма движения партнера при выполнении упражнений в парах;

- расчетом времени для проведения атакующих действий;

- приобретением навыков контроля и дозировки усилий при нанесении ударов.

Исследование психических процессов у младших школьников. Для определения уровня концентрации внимания мы использовали тест "Перепутанные линии". Результаты оценивались по 10-балльной шкале. Данные, полученные до эксперимента, свидетельствуют о некотором преимуществе детей КГ, средняя оценка которых - 4 балла, в то время как средняя оценка в ЭГ составила 2 балла. Однако анализ результатов, полученных после эксперимента, показал, что учащиеся, занимающиеся в условиях инновационной здоровьеформирующей технологии, не только догнали, но и с большим разрывом опередили своих сверстников: средние оценки по группам на формирующем этапе эксперимента составили: в КГ - 4 балла, в ЭГ - 6 баллов.

Повышение концентрации внимания было обусловлено выработкой специального состояния заншин (постоянный контроль ситуации, готовность к адекватной реакции, бдительность) в процессе занятий традиционным каратэ, максимальной сосредоточенностью во время тренировочного поединка, упражнениями на тренировку реакции на действие партнера.

Данная тенденция дает нам основание полагать, что занятия традиционным каратэ активно способствуют развитию внимания учащихся, вследствие чего повышается их успеваемость в школе и наиболее продуктивно используется время.

Уровень заболеваемости учащихся младших классов. Количество учебных дней, пропущенных по болезни, мы использовали в качестве критерия для определения частоты заболеваемости младших школьников.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие заключения:

- самыми распространенными заболеваниями являются ОРВИ, грипп, ветряная оспа;

- наиболее часто дети болели в IV и I кварталах (осенние, зимние месяцы);

- уровень заболеваемости школьников, занимающихся по экспериментальной программе, в начале учебного года мало отличался от уровня заболеваемости их сверстников, однако в зимние и особенно в весенние месяцы дети ЭГ болели значительно меньше детей, занимающихся в условиях традиционной системы физического воспитания.

Таким образом, в ходе эксперимента выявлено, что занятия детей физической культурой в условиях здоровьеформирующей технологии существенно снизили влияние неблагоприятных факторов внешней среды и способствовали повышению уровня их здоровья. На наш взгляд, это обусловлено следующими факторами:

- повышением сопротивляемости организма;

- повышением функциональных возможностей основных систем организма;

- гармонизацией физического развития;

- положительным эмоциональным состоянием в силу высокого уровня мотивации к занятиям физической культурой.

Таблица 6. Результаты тестирования мальчиков по основным параметрам физической подготовленности

Двигательные способности

Тесты

Группа

До эксперимента

После эксперимента

М±т

t

p<

М±т

t

p<

Скоростные

Бег 30 м, с

ЭГ

6,84±0,09

0,962

-

6,81±0,07

1,42

-

КГ

6,92±0,07

6,8±0,06

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

107,5±1,22

0,39

-

116,72±1,5

2,03

0,05

КГ

108,15±1,12

112,12±1,7

Бросок набивного мяча из положения сидя на полу, см

ЭГ

258±0,96

1,17

-

320±2,05

3,65

0,001

КГ

256±1,41

309±2,20

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине, колич. полных циклов

ЭГ

6,7±0,69

0,09

-

12,6±0,47

2,83

0,01

КГ

7,8±0,81

10,7±0,49

Сила мышц брюшного пресса, колич. полных циклов

ЭГ

8,95±0,63

0

-

12,8±0,48

3,51

0,01

КГ

8,95±0,05

10,8±0,3

Гибкость

Тест Васильева на гибкость, см

ЭГ

1,8±1,1

0,07

-

5,46±0,95

2,35

0,05

КГ

1,7±1,0

2,0±0,88

Шпагат (средний показатель правой и левой ног), см

ЭГ

18,95±1,08

1,43

0,01

9,7±0,97

8,5

0,001

КГ

20,73±0,62

19,73±0,68

Согласованность движений рук и ног

Перешагивание через гимнастическую палку, с

ЭГ

11,1±0,09

1,53

-

10,12±0,06

2,6

0,01

КГ

10,9±0,1

10,56±0,16

Способность к ориентированию в пространстве

Бег к пронумерованным мячам, с

ЭГ

9,65±0,13

1,35

-

9,4±0,08

0,33

-

КГ

9,42±0,11

9,36±0,10

Изменение ценностных ориентаций детей 7-8 лет в условиях здоровьеформирующей технологии. Нами была использована методика "Ценностные ориентиры". Адаптированный вариант методики, разработанной М. Рокичем, служит для исследования системы ценностей личности. Результаты оценивались в баллах.

Сравнительный анализ данных, полученных КГ и ЭГ до эксперимента, показал почти абсолютное сходство в приобретенных ценностях. Приоритетными оказались: жизнерадостность (9; 9,3), смелость (8,5; 8,2), получение удовольствий (5,8; 5,6). Такие ценности, как трудолюбие (3,6; 3,3), ответственность (3,3; 3,2), исполнительность (3,1; 3,06), аккуратность (2,8; 2,7), воспитанность (3,1; 3,03), любовь (3,3; 3,1), красота природы (2,6; 2,5), здоровье (2,07; 2), оказались не на приоритетных позициях.

Анализ результатов, полученных после проведения эксперимента, дает возможность заключить, что у детей КГ произошла некоторая трансформация ценностей, что связано с их взрослением и повышением интеллектуального уровня в процессе обучения в школе, однако коренной переоценки ценностей не произошло. В то же время в ЭГ отмечено кардинальное изменение ценностных позиций: приоритетными стали здоровье (9,8), смелость (9,5), честность (9,1), уверенность в себе (8,9), сила воли (7,8), воспитанность (7,5), ответственность (7,2).

На наш взгляд, данный выбор объясняется тем, что занятия традиционным каратэ направлены на формирование чести, справедливости, силы духа, желания быть здоровым и сильным, уважения к старшему, чувства долга, умения быть честным в первую очередь по отношению к самому себе, поскольку только честный поединок может считаться победой как на татами, так и в жизни.

Динамика социальной адаптации испытуемых. Методика Рене Жиля, изложенная в его труде "Особенности характера вашего ребёнка и его поведение в семье, школе", послужила для изучения динамики социальной приспособленности испытуемых. Целью методики является исследование межличностных отношений ребёнка и характеристик его поведения.

Данные, полученные до эксперимента, не выявили существенного различия в показателях социальной приспособленности детей КГ и ЭГ. Таким образом, на первые места вышли следующие поведенческие характеристики: отношение к матери (60 % - ЭГ, 80 % - КГ); любознательность (70 % - КГ, 70 % - ЭГ); конфликтность, агрессивность (60 % - КГ, 90 % - ЭГ); отстраненность (60 % - КГ, 60 % - ЭГ).

Анализ результатов эксперимента дает основание полагать, что показатели поведенческих характеристик учащихся КГ не претерпели заметной трансформации.

Результаты детей ЭГ значительно изменились: произошла заметная трансформация показателей сформированности межличностных отношений учащихся как в школе, так и в семье:

- наблюдается явная сбалансированность межличностных отношений в кругу семьи: возросла шкала взаимоотношений с отцом, что обусловлено появлением общих интересов в результате занятий каратэ; заметен процентный рост (80 %) шкалы брат/сестра, связанный с заинтересованностью родственников респондента в увлеченности ребенка;

- особенно вырос процент общительности школьников (с 30  до 70 %). Увеличение этого показателя связано с постоянным общением в коллективе, специфическим положительным эмоциональным фоном на занятиях, системой формирования товарищества, взаимопомощи, чувства единой команды, уважения к учителю и товарищу;

- увеличился процентный показатель по шкале учитель/воспитанность (с 30 до 80 %);

- заметно снизился уровень таких показателей, как конфликтность, агрессивность, обособленность.

Данная трансформация обусловлена интенсивным процессом формирования навыков общения в коллективе и целенаправленной пропагандой необходимых ценностей в условиях использования элементов традиционного каратэ в системе физического воспитания младших школьников.

Рис. 2. Прирост результатов в показателях психомоторного развития младших школьников, %. 1 - воспроизведение силового параметра движения правой рукой; 2 - воспроизведение силового параметра движения левой рукой; 3 - воспроизведение временного отрезка; 4 - статическое равновесие, стоя на правой ноге

Выводы

1. Существенное изменение целеполагания физического воспитания детей и обращение к такому нетрадиционному виду спорта, как каратэ, обеспечивают гармонизацию телесного (физического) и духовного (культурного) и выступают как мотивационная составляющая мышечного и эмоционального удовлетворения, развития психомоторики и функциональных возможностей, воспитания личности и существенного повышения ресурсов здоровья младших школьников.

2. Разработанная концептуальная модель здоровьеформирующей технологии физического воспитания строится на принципах спортизации учебного процесса и активного здоровьеформирования. Образовательный минимум выполняется благодаря освоению базового компонента: основ знаний легкой атлетики, гимнастики, подвижных игр, лыжной подготовки. Вариативный компонент, построенный на основе элементов традиционного каратэ, преимущественно решает задачи повышения мотивации и интереса детей к занятиям физической культурой.

3. Организационный компонент здоровьеформирующей технологии обеспечивают следующие педагогические условия:

- перенесение уроков физической культуры в заключительную часть учебного расписания;

- привлечение к проведению уроков преподавателя, владеющего методикой традиционного каратэ;

- обязательное использование регионального компонента (10 % урока);

- одновременное решение аналогичных задач базовой и вариативной частей урока.

4. Содержание основных приемов традиционного каратэ в процессе физического воспитания младших школьников должно строиться с учетом физиологических и педагогических критериев и разумных ограничений объемов (не более 40 % от общего времени урока) и интенсивности спортивной подготовки во избежание нанесения ущерба растущему организму.

5. В результате эксперимента получены доказательства преимуществ экспериментальной методики по сравнению с традиционной в части динамики показателей физической подготовленности, развития психомоторики, ценностных ориентаций, заболеваемости, повышения адаптивного эффекта (p < 0,05).

Тестирование технической подготовленности показало, что от 85 до 92 % детей освоили движения традиционного каратэ на уровне сформированных умений.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!