Abstract PHYSICAL CONDITION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN AND WAYS OF ITS OPTIMIZATION V.I. Zhulepov, Ph. D. O.V. Bulgakova V.V. Apokin, Ph. D. The Surgut state university, Surgut Key words: changes of somatic parameters, functional features, physical preparedness. The carried out comparative analysis of the parameters of the reaction of functional systems of the tested children for the standard physical loadings of mentally retarded children and teenagers and their coevals, having no deviations in mental development, has revealed the general tendency to the advantage of the last ones. In the opinion of the authors, the age dynamics of the somatic parameters describing the investigated features of physical development of the examinees, in their main components conforms to the known general laws of ontogenesis of the movements of a person. The periods of accelerations and stagnations in the development of single parameters of somatic revealed during the research testify to it. In the course of the experiment there has been confirmed the opportunity of creation and realization of a new pedagogical technology providing the essential increase of efficiency of physical education of mentally retarded children, studying at correctional school.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Кандидат педагогических наук
В. И. Жулепов, О. В. Булгакова Сургутский государственный университет, Сургут Ключевые слова: динамика соматических параметров, функциональные особенности, физическая подготовленность. Известно, что здоровье и физическое состояние умственно отсталых детей, так же как и здоровых, нуждаются в оптимизации и коррекции (В. К. Бальсевич, Л. В. Харитонова). Изученная нами возрастная динамика соматических параметров, характеризующих признаки физического развития умственно отсталых детей, в своих ключевых компонентах согласуется с известными общими закономерностями онтогенеза аппарата движений человека. Прослеживаются периоды ускорений и замедлений в развитии отдельных параметров соматики. При этом у детей и подростков с отставанием в умственном развитии его общие темпы несколько снижены по сравнению со школьниками и школьницами, не имеющими таких отклонений. Вместе с тем необходимо отметить, что абсолютные значения показателей физического развития и других соматических характеристик заметно различаются у испытуемых с отклонениями в умственном развитии и детей и подростков, не имеющих таких отклонений. Например, в возрастной группе мальчиков 9-10 лет длина тела у аномальных детей заметно ниже, чем у их сверстников из группы нормы (130,2 против 134, 1). У девочек этого возраста различия в данном показателе - 5,3 см. Масса тела мальчиков она 0,1 кг меньше, чем у аномальных детей этого возраста, у девочек она также меньше - 25,2 против 34,2 кг. В возрастной группе мальчиков 11-12 лет показатели длины тела у аномальных детей отличаются от таковых у их сверстников из группы нормы (140,5 см против 145,0). У девочек этого возраста различия в данном показателе оказались в пользу отстающих в умственном развитии - 147,5 см против 142,0 см. Масса тела мальчиков с отставанием в умственном развитии на 9,5 кг больше, чем у их ровесников из группы нормы, у девочек она также значительно больше - 41,6 против 29,4 кг. Аналогичное разнообразие в различиях соматики обнаруживается и в отношении других ее параметров в разном возрасте у мальчиков и у девочек. Проведенный нами сравнительный анализ показателей функциональных особенностей детей и подростков с ограниченными умственными способностями и их сверстников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, по данным реакции функциональных систем испытуемых на стандартные физические нагрузки выявил общую тенденцию к преимуществу испытуемых без отклонений в умственном развитии перед их сверстниками и сверстницами с таковыми. Как на общую тенденцию можно указать на высокий уровень вариативности внутригрупповых показателей физического развития и функциональной подготовленности детей и подростков с отклонениями в умственном развитии. Исследовались данные, характеризующие состояние систем физической подготовленности детей и подростков с отклонениями в умственном развитии, обучающихся в коррекционной школе, и их сверстников и сверстниц из обычных школ г. Сургута, у которых оно находится в пределах нормы. Анализ результатов тестирования показателей физической подготовленности, отражающих возрастную динамику и половые различия испытуемых, позволяет сделать следующие частные заключения. Количественные характеристики различных проявлений силовых качеств детьми и подростками, отличающимися друг от друга по уровню умственного развития, отражают общую тенденцию к преимуществу у детей и подростков без аномалий умственного развития. Так, по показателям становой силы дети и подростки, не имеющие отклонений в умственном развитии, в возрастных группах 11-12 и 13-14 лет в 1,5-2 раза и более превосходят своих сверстников и сверстниц с такими отклонениями. Аналогичны различия в этих показателях при измерениях силы кисти и силовой выносливости в тесте "Сгибание рук в упоре лежа" (динамическая силовая выносливость) у этих двух категорий испытуемых. Хотя и не столь разительные, но все же весьма ощутимые различия в пользу испытуемых без отклонений в умственном развитии отмечены в контрольном испытании "Удержание тела в висе на перекладине", отражающем уровень статической силовой выносливости. В скоростно-силовы х качествах , оцениваемы х с помощью прыжка в длину с места и при поднимании туловища из положения лежа на спине за регламентированные 30 с, так же как и в показателях подвижности в тазобедренных суставах, выявлены весьма серьезные преимущества детей и подростков без отклонений в умственном развитии. Центральным методологическим звеном избранного нами подхода к построению инновационного содержания физического воспитания детей и подростков с отставанием в умственном развитии было использование уже проверенных в исследованиях последних лет спортивно ориентированных технологий физического воспитания, дополненных культурологической направленностью педагогического процесса и его усилением креативным потенциалом модульных (стандартных) тренировочных режимов и дифференцированным выбором объемов и интенсивностей обучающих и тренирующих воздействий (В. В. Петровский, 1973; В. И. Стадников, 1977; В. А. Ермаков, 1996; В. А. Панов, К. М. Седов,1996; В. К. Бальсевич, 2000; Л. И. Лубышева, 2001; С. М. Обухов, Н. В. Обухова, 2002; В. В. Апокин, 2003). Педагогическая инновационность данного подхода была обеспечена использованием модульной технологии физической подготовки обучающихся. Она позволила осуществить концентрированные тренировочные воздействия на занимающихся, что способствовало закономерной и управляемой адаптации к ним соответствующих систем организма, достижению нового качественного уровня их двигательной деятельности. Это позволило использовать в учебно-воспитательном процессе технологические преимущества спортивно ориентированной технологии физического воспитания, создало благоприятные возможности для освоения обучающимися ценностного потенциала физической культуры. Выводы 1. Возрастная динамика соматических параметров, характеризующих изученные признаки физического развития испытуемых, в своих главных компонентах согласуется с известными общими закономерностями онтогенеза аппарата движений человека. Об этом свидетельствуют выявленные в ходе исследования периоды ускорений и стагнаций в развитии отдельных параметров соматики. 2. У детей и подростков с отставанием в умственном развитии общие уровни возрастной эволюции морфологических систем, соответствующих рамкам нормы интеллектуального развития, заметно ниже, чем у их сверстников. 3. Возрастные особенности деятельности функциональных систем детей и подростков с разным уровнем умственного развития, по данным реакции функциональных систем испытуемых на стандартные физические нагрузки, характеризуются общей тенденцией к преимуществу испытуемых без отклонений в умственном развитии перед их сверстниками и сверстницами с признаками аномалий в этой сфере. 4. В ходе эксперимента была подтверждена возможность создания и реализации новой педагогической технологии, обеспечивающей существенное повышение эффективности физического воспитания детей с отставанием в умственном развитии, обучающихся в коррекционной вспомогательной школе. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |