Abstract TO QUESTION ON ACCEPTABILITY OF ORIENTAL PSYCHOPHYSICAL METHODS IN RUSSIAN PRACTICE OF PHYSICAL EDUCATION I.L. Mironov, Ph. D., senior scientific employee Key words: oriental psychophysical methods, physical training, meditation, yoga, archetype. In the opinion of the author, the hobby of the teachers of physical education of oriental psychophysical practices is hasty and is more likely based on emotions and fashion, than on a strict scientific approach. Today in psychiatry there is introduced the concept of "cult trauma" which is understood as the complex of influences used in destructive cults and directed on the change of consciousness of an individual. Thus, the psychological, pedagogical, social and medical arguments given in the article allow the author to concern skeptically the attempts of the introduction of oriental psychophysical methods in practice of the Russian physical education. Thus the author does not exclude an opportunity of borrowing the motor-technical elements of the oriental systems of physical perfection.
|
К ВОПРОСУ О ПРИЕМЛЕМОСТИ ВОСТОЧНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник И.
Л. Миронов Ключевые слова: восточные психофизические методы, физическое воспитание, медитация, йога, архетип. В последние десятилетия в отечественную систему физического воспитания активно внедряются элементы восточных оздоровительных практик. Указанные методы содержат в своей структуре наряду с технологическими элементами (физическими упражнениями) приемы медитации. Однако, на наш взгляд, увлечение педагогов физического воспитания восточными психофизическими практиками поспешно и основано скорее на эмоциях, моде, чем на строгом научном подходе. Настороженность относительно внедрения в отечественную систему физического воспитания нетрадиционных психофизических методов обусловлена следующим. Во-первых , йога базируется на восточных религиозно-философских учениях, основные положения которых находятся в противоречии с современной научной концепцией мироздания. При этом мы не имеем в виду абсолютное противоречие религиозного мировоззрения научной картине мира, как, например, было принято считать в свете диалектико-материалистического метода в советский период. Напротив, современная наука не вступает, например, в противоречие с библейско -монотеистической концепцией. Более того, монотеизм способствовал демифологизации мира [2] и тем самым сделал его доступным для научного, рационального познания. Не случайно большинство основателей современной науки были приверженцами библейского мировоззрения [5]. Научной картине мира противостоит именно пантеистическая традиция Юго-Восточной Азии, в которой и зародилась йоговская практика. В силу данного обстоятельства даже рациональный подход к применению йоги, без учета религиозно-мировоззренческих основ нельзя считать научным. Йога - плод мистики, а не науки. Именно оккультный генезис йоги выводит ее за рамки современной отечественной системы физического воспитания, основанной на строго научном методе. Во-вторых , европейцы и народы Юго-Восточной Азии принципиально различаются по психологическому складу. Данное положение основано на учении известного швейцарского психолога К. Г. Юнга об архетипе. Под архетипом Юнг понимает определенный наследственный психологический склад, основанный на коллективном "бессознательном", свойственный целым нациям и народам [8]. По мысли Юнга, европеец может лишь имитировать методы йоги, взращенные в совершенно иных психических условиях, он может заучивать идеи и термины, но в конце концов всё равно не сможет выражать свой психический и духовный опыт непосредственно в терминах индийской традиции: "Мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы" [9]. Занятия йогой требуют выраженной интровертивной психологической установки у обучаемых, характерной для народов Юго-Восточной Азии. Европейцы же - экстраверты по своей психологической наследственности [10]. Данное теоретическое положение подтверждается исследованиями, проведенными в Военном институте физической культуры. Из числа опрошенных по методике Айзенка курсантов только 13 % проявили умеренную интровертную установку, 57 % можно отнести к умеренным и выраженным экстравертам и 30 % - к амбивертам. Ни один из опрошенных респондентов не проявил выраженной интроверсии, необходимой для адекватного овладения йоговской медитативной практикой. И, видимо, не случайна современная статистика психических заболеваний, связанных с углубленными занятиями йоговской медитацией. Так, В.Э. Пашковский [6] свидетельствует об атипичных диссоциативных нарушениях, выявленных у людей, занимавшихся восточной медитативной практикой. "Гармонизирующее" воздействие на организм, рекомендуемое сторонниками нетрадиционных средств физического воспитания [7], может быть вполне соблюдено и в традиционной педагогической практике. Положительный психологический эффект обеспечивается путем придания физической тренировке эмоционального, рекреационного характера. Этому могут способствовать следующие факторы: игровая деятельность, добровольный выбор педагогических средств, учет типологии нервной системы при их подборе, коллективная форма занятий, возможность общения, индивидуальных проявлений и действий, комплексирование педагогических и биологических (гидротермические процедуры, массаж) средств физической реабилитации и др. Экстравертированный характер европейцев обусловливает наибольшую эффективность активно-деятельной, рекреативной формы физического воспитания, а не пассивно-созерцательной, предпочтительной для представителей Юго-Восточной Азии. И, наконец, третий серьезный аргумент не в пользу внедрения восточных медитативных практик в отечественную систему физического воспитания лежит в духовной плоскости. Сегодня, в условиях духовного плюрализма в нашей стране, возможно увлечение обучаемых на базе занятий йогой ее религиозно -мировоззренческими основами. Такой вариант не исключен, тем более что, по свидетельству Юнга, "практика йоги немыслима - да и неэффективна без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливается воедино физическое и духовное" [9]. Поскольку же традиционный религиозный опыт народов Юго-Восточной Азии закрыт для европейцев в силу этнокультурной специфичности, духовные искания выведут адепта скорее на одну из псевдоиндуистских сект деструктивного характера, которые сегодня получили широкое распространение в России [3]. В аспекте нашего исследования немаловажно, что восточные медитативные практики - неотъемлемый элемент культа данных сект. Пребывание в секте, в свою очередь, не будет способствовать физическому и особенно психическому здоровью человека. Сегодня в психиатрии введено понятие "культовой травмы", под которой понимается комплекс воздействий, используемый в деструктивных культах и направленный на изменение сознания индивида. В. Э. Пашковский [6] на основе изучения документации бывших адептов деструктивных сект выявил следующие психические расстройства, вызванные культовой травмой: диссоциативные (конверсионные) - 52,9 %; острые реакции на стресс - 28,9 %, посттравматические стрессовые - 13,5 %; синдром деперсонализации-дереализации - 4,7 %. По данным M. T. Singer [11], у экс-адептов после воздействия культовой травмы отмечались инфаркты миокарда, бронхиальная астма, язвенная болезнь, а также несколько случаев внезапной смерти. Таким образом, приведенные в данной статье психологические, педагогические, социальные и медицинские аргументы позволяют автору скептически относиться к попыткам внедрения восточных психофизических методов в отечественную практику физического воспитания. При этом не исключается возможность заимствования двигательно-технических элементов восточных систем физического совершенствования, которые уже широко применяются, например, в отечественных школах рукопашного боя. Высказанные замечания относятся именно к методу психофизической тренировки - медитации. Литература 1. Бурлаков А.Ю. Направленное использование приёмов единоборств, методов физической культуры и боевых искусств Востока при подготовке юношей (14 - 17 лет) к рукопашному бою: Канд. дис. - СПб.: Военный институт физической культуры, 1999. - 295 с. 2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Т.1. - М.: Наука, 1980, с. 401. 3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2002, с. 272 - 496, 701 - 769. 4. Калакаускене Л.М., Кустов О.В. Традиционное ушу. Адаптивная методика занятий для детей младшего и среднего школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 5, с. 42 - 45. 5. Моррис Г. Библейские основания современной науки. - СПб.: Библия для всех, 1995. - 477 с. 6. Пашковский В.Э. Особенности соматических расстройств, возникших под воздействием культовой травмы // 2-е Клинические павловские чтения: Сб. работ. Вып. второй. "Психосоматика". - СПб.: Петрополис, 2001, с. 36 - 37. 7. Шпагин Ю.А. Гармонизирующая тренажерная гимнастика // Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. "100 лет физической культуре и спорту в Санкт-Петербургском государственном университете". - СПб.: СПбГУ, 2001, с.74 -75. 8. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991, с. 95 - 128. 9. Юнг К.Г. Йога и запад // О психологии восточных религий и философий. - М.: Медиум, 1994, с. 33 - 46. 10. Юнг К. Психологические типы. - СПб.: Ювента, 1995, с. 29 - 34. 11. Singer M.T., Ofshe R. Thought reform programs and the Production of Psychiatric Casualties // Psychiatric Annals 20, 4 April 1990, 191 - 193. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |