ХРОНИКА ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ


Abstract

WHAT KIND OF PHYSICAL EDUCA- TION IS TO BE AT SCHOOL?

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical education, sports and tourism, Moscow

Key words: round table, strengthening of health, conversion, sportsfocused physical education.

The author assumes, that the most original projects, capable to improve essentially the system of sports education, can be following:

- sports-focused physical education ;

- "sports culture" as a subject in a comprehensive school;

- school sports club;

- "sports team - to each school!".

In the article the essence of each of these innovative projects in physical education is revealed.


КАКИМ БЫТЬ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ?

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: круглый стол, укрепление здоровья, конверсия, спортивно ориентированное физическое воспитание.

16 мая 2006 г. в школе №12 деревни Клишево Раменского района Московской области по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту прошел круглый стол, в рамках которого руководитель Росспорта В.А. Фетисов и министр образования и науки А.А. Фурсенко обсудили с учителями, методистами и директорами школ Московской области пути совершенствования физического воспитания в общеобразовательной школе.

Основная задача, которую ставили перед собой организаторы дискуссии, заключалась в том, чтобы сделать занятия по физической культуре в школе эффективными и полезными как для укрепления физического здоровья детей, так и для их активной социализации средствами спорта.

Руководителями и участниками круглого стола единодушно была поддержана идея спортизации общеобразовательной школы.

При этом под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно современным представлениям создают объективные предпосылки и условия для психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на спортивное образование занимающихся как комплекс актуализированных ценностей спортивной культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям и возможностям школьников.

В ходе обсуждения было выявлено, что наиболее оригинальными проектами, способными существенно улучшить систему спортивного воспитания, являются следующие:

- спортивно ориентированное физическое воспитание;

- спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

- школьный спортивный клуб;

- "Каждой школе - спортивную команду!".

Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирования результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета "Физическая культура" проводятся по трем видам учебных программ:

- тренировка по избранному виду спортивной специализации;

- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;

- оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Все учебно-тренировочные занятия, независимо от того, по какой программе они проводятся, отделяются по времени от занятий по другим учебным предметам, проводимым в рамках академического расписания, и организуются чаще всего в конце учебного дня.

"Спортивная культура" как учебный предмет является логическим продолжением организации физической активности школьников. Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то "Спортивная культура" логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью. Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в процессе изучения учебного предмета "Спортивная культура" осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом.

В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт - это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта "Школьный спортивный клуб". Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассматривать как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не противоречат содержанию физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности для самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам.

Процесс спортизации общеобразовательных школ, как подчеркнул В.А. Фетисов, можно существенно улучшить посредством внедрения проекта "Каждой школе - спортивную команду!" по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.

Сама система соревнований базируется на видах спорта, включенных в программу физического воспитания школьников и учебные программы по физической культуре для общеобразовательных школ.

В соревновательную часть программ 20072009 гг. предлагается включить следующие виды спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол, самбо, спортивный туризм, легкую атлетику, плавание, лыжи как наиболее доступные для культивирования детскими спортивными клубами общеобразовательных школ.

Соревнования проводятся в три этапа по двум возрастным группам (до 14 лет и не старше 16 лет)

Первый этап (межшкольный) - соревнования проводятся между школами определенной территории (один или несколько муниципальных районов или округов).

Второй этап (региональный) - на региональном (зональном) уровне определяются лучшие клубы по каждому виду спорта.

Третий этап (всероссийские финалы) - ежегодно проводятся Всероссийские финальные соревнования по видам спорта и один раз в два года - Фестиваль школьных спортивных клубов.

Все соревнования проводятся по командному принципу, индивидуальные дисциплины не разыгрываются. В легкой атлетике соревнования проводятся по системе "Детский спорт", одобренной IAAF, в плавании - командные эстафеты, в самбо - командный зачет.

Помимо основного состава по виду спорта клубы готовят добровольных помощников судей и организаторов (волонтеров) для обеспечения проведения соревнований и группы поддержки (чирлидинг, аэробика, танцевальный спорт, художественная гимнастика), которые выступают с показательными номерами в ходе основных спортивных соревнований.

Финальные соревнования организуются в дни школьных каникул.

Главной задачей программы "Каждой школе - спортивную команду!" является не только определение победителей, но и популяризация деятельности спортивных клубов в общеобразовательных школах, культивирование наиболее доступных и привлекательных видов спорта.

Всероссийские соревнования "Каждой школе - спортивную команду!" для спортивных клубов общеобразовательных школ должны стать составной частью системы физического воспитания детей в Российской Федерации и проводиться в соответствии с Единым календарным планом всероссийских и международных спортивных мероприятий на каждый год согласно действующим правилам соревнований по видам спорта.

Участники совещания представителей общеобразовательных школ Московской области, обсудив вопросы модернизации системы физического воспитания детей, подростков и молодежи и развития спорта в образовательных учреждениях, предлагают:

1. Федеральному агентству по физической культуре и спорту и Министерству образования и науки Российской Федерации продолжить совместную работу по вопросам модернизации системы физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

2. Считать целесообразным создание при каждой общеобразовательной школе детско-юношеских спортивных клубов.

3. Поддержать инициативу создания многоуровневой программы соревновательной деятельности "Каждой школе - спортивную команду!"

4. Рекомендовать Росспорту и Минобрнауки России продолжить практику проведения региональных совещаний с работниками всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.

5. Провести в III квартале 2006 г. Всероссийское совещание по вопросам модернизации системы физического воспитания детей и молодежи.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: