ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

TRAINING OF SPECIALISTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

P.K. Petrov, Dr. Hab., professor, the judge of international category

The Udmurt state university, Izhevsk

Key words: informatization of education, training of specialists, multimedia software-pedagogical means.

The problems of training of specialists on physical education and sports in conditions of informatization of education are considered in the article, the structure of continuous information training of students of sports high schools, structure and functionalities of multimedia software-pedagogical means are shown.


ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Доктор педагогических наук, профессор, судья международ ной категории П.К. Петров
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: информатизация образования, подготовка специалистов, мультимедийные программно-педагогические средства.

Информатизация общества, глобальные перемены, происходящие в мире, ставят перед системой образования в целом и физкультурным образованием в частности новые задачи, связанные с подготовкой будущих поколений, с учетом специфики и условий жизнедеятельности в информационном обществе, широким внедрением средств современных информационных и коммуникационных технологий в систему подготовки специалистов, эффективного самообразования, повышения качества учебного процесса [3].

В педагогической науке в последние годы появилось новое направление, связанное с информатизацией образования. Основная задача этого направления - процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [6].

Однако изучение опыта использования средств ИКТ в процессе освоения базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин на факультетах и институтах физической культуры позволяет констатировать отсутствие целенаправленной работы в решении этих вопросов. В лучшем случае это осуществляется преподавателями-энтузиастами. Прежде всего такое положение связано со сложностью специфических для физической культуры и спорта проблем при разработке прикладных программ, отсутствием научно-методических основ использования современных ИКТ, направленных на совершенствование подготовки специалистов в области физической культуры и спорта [1, 2, 4, 7].

В то же время в профессиональной деятельности и системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту наметились следующие направления использования современных ИКТ: учебный процесс, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, научно-исследовательская и методическая работа, подготовка судей по спорту, инструкторов по новым видам спорта и направлениям оздоровительной физической культуры, диагностика различных функций и систем организма и мониторинг физического состояния и здоровья различных контингентов населения.

Конечно, наибольший интерес с точки зрения подготовки специалистов представляет учебный процесс, так как именно здесь студенты могут ощутить преимущества современных ИКТ и осваивать методику их использования в своей профессиональной деятельности. В связи с этим в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту необходимо решать две взаимосвязанные задачи:

Первая задача направлена на формирование информационной культуры обучаемых через систему информационной подготовки на протяжении всего периода обучения в вузе, вторая - на создание и использование в учебном процессе различных дидактических материалов на основе средств современных информационных технологий.

Решение первой задачи предполагает овладение следующими умениями:

- работать с процессором Microsoft Word;

- с графическими редакторами;

- электронными таблицами;

- пакетом программного обеспечения для управления базами данных Microsoft Access;

- программами поиска информации в сети Интернет;

- электронной почтой и телеконференциями;

- программой PowerPoint;

- программами по обработке аудио- и видеоматериалов;

- создавать Web-страницы;

- создавать программно-педагогические средства по спортивно-педагогическим дисциплинам.

Естественно, решение этих задач немыслимо только за счет одной какой-либо дисциплины, например "Математики и информатики". Поэтому нами предпринята попытка комплексного подхода к формированию информационной культуры будущих педагогов по физической культуре за счет использования различных средств, форм и видов подготовки на протяжении всего периода обучения студентов на факультете (см. таблицу).

Знакомство с ИКТ и их освоение начинаются с I семестра обучения дисциплине "Математика и информатика", на которой студенты знакомятся с возможностями создания простых и комплексных текстовых документов с помощью процессора Microsoft Word и другими офисными программами.

На самостоятельных занятиях в различных семестрах они выполняют задания преподавателей с учетом своей подготовленности и задач по конкретным дисциплинам. Наиболее эффективно эта работа проводится в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ начиная с 5-го семестра.

На занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам студенты знакомятся с возможностями использования аудио- и видеоматериалов, баз данных, демонстрационных программ, контролирующих и обучающих программ и т. п.

По дисциплине "Технические и аудиовизуальные средства обучения" (ТСО) преподаватели на конкретных примерах из спортивно-педагогической практики знакомят студентов с технологиями обучения и дидактическими возможностями программно-педагогических средств.

В курсе по спортивной метрологии подробно рассматриваются вопросы математико-статистической обработки результатов спортивно-педагогической и оздоровительной работы с помощью компьютеров.

Занятия по основам научно-методической деятельности (ОНМД) позволяют расширить знания студентов по использованию ИКТ в процессе поиска, хранения и передачи научно-методической информации.

На занятиях по биомеханике студенты знакомятся с технологией биомеханического анализа двигательных действий с помощью программы "Мультимедиа -биомеханика" и осваивают ее.

На спецкурсе "Современные информационные и коммуникационные технологии в физической культуре и спорте", разработанном автором, даются сведения о комплексном применении современных ИКТ в профессионально-педагогической деятельности по физической культуре и спорту.

При подготовке курсовых и дипломных работ в зависимости от тематики студенты углубляют свои знания и умения по использованию ИКТ. Часть наиболее подготовленных студентов привлекаются к созданию мультимедиа контролирующих и обучающих программ, web-страниц, справочно-информационных систем и других программно-педагогических средств.

Решение второй задачи осуществляется за счет создания программно-педагогических средств, к которым можно отнести мультимедийные контролирующие и обучающие программы, системы многоцелевого назначения, демонстрационные материалы, базы данных и справочно-информационные системы, Web-страницы.

Нами разработана технология создания двух типов мультимедийных контролирующих программ по спортивно-педагогическим дисциплинам [5]. Первый тип позволяет создавать и использовать подобные мультимедийные контролирующие программы практически по всем спортивно-педагогическим дисциплинам. Программа включает титульный экран с основным содержанием курса (разделы курса) и инструкцией, представляющей руководство пользователя, где дается методика работы с данной программой.

Контроль можно производить по отдельному разделу либо по всем разделам одновременно в зависимости от его задач (рубежный или итоговый). Работа по программе начинается с установки параметров тестирования. Здесь можно указать количество задаваемых вопросов, запрашивать данные о студенте, сохранять результаты контроля для последующего анализа и статистической обработки и т. п.

Второй тип контролирующей программы связан с умением оценивать упражнения, выполняемые на соревнованиях, в которых ведущую роль играют экспертные оценки (спортивная и художественная гимнастика, спортивная аэробика, фигурное катание, единоборства, спортивные танцы и т. п.). В подобных программах задания в основном носят ситуативный характер, приближая их к реальной соревновательной деятельности.

Так, например, контролирующие программы по судейству упражнений гимнастического многоборья включают проверку знаний и умений определять и оценивать отдельные аспекты выполняемой комбинации: ту или иную группу трудности, количество групп специальных правил, надбавок, базовую оценку, количество сбавок и, наконец, окончательную оценку, что требует от студентов (судей) интегрированных знаний по всем параметрам судейства.

Структура комплексной информационной подготовки студентов факультета физической культуры

Учебные дисциплины и формы занятий

Учебные семестры

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Математика и информатика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТСО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивная метрология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОНМД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биомеханика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовые и дипломные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные ИКТ в ФК и спорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивно-педагогические дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знамением времени стало радикальное изменение двух важных составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления образовательной информации. Мультимедийные возможности современных программных систем в отображении информации значительно отличаются от привычных последовательных (линейных). Это отличие заключается не только в возросшем количестве средств предъявления: текст, графика, анимация, видео, звук, но и в иной форме организации данных, обусловленной возможностями гипермедиа технологий. Именно такие возможности современных информационных технологий были нами учтены при создании и реализации в учебном процессе многоцелевых, предметно ориентированных мультимедийных обучающих систем по спортивно -педагогическим дисциплинам.

Рассмотрим структуру и функциональные возможности таких средств на примере мультимедийной обучающей программы "Правила соревнований и судейство упражнений по спортивной гимнастике. Упражнения на перекладине".

Обучающая программа включает четыре основных блока:

1. Блок "Правила соревнований".

2. Блок "Спецтребования и группы трудностей".

3. Блок "Анализ комбинаций".

4. Блок "Моделирование судейства".

В блоке "Правила соревнований" в мультимедийном режиме представлены правила соревнований, включающие общие положения о соревнованиях, сведения о судейской коллегии, судейство обязательных и произвольных упражнений гимнастического многоборья (вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина). Этот блок общий и требует усвоения независимо от вида многоборья.

Блок "Спецтребования и группы трудностей" направлен на освоение групп спецтребований и трудностей упражнений на перекладине с привлечением значительного объема графического и видеоматериалов, иллюстрирующих выполнение упражнений, отнесенных к соответствующей группе трудности по каждой группе спецтребований.

Основное назначение блока "Анализ комбинаций" - показать на примерах анализа пяти комбинаций, выполненных разными гимнастами и в разное время, технологию судейства на основе новых правил и экспертных оценок по выявлению спецтребований, групп трудностей, величины надбавок, определения базовой оценки, величины сбавок за технику исполнения и выведения окончательной оценки.

Задачей блока "Моделирование судейства" является контроль знаний и умений, полученных при изучении первых трех блоков обучающей программы, также он может использоваться самостоятельно при аттестации судей, проверке знаний и умений студентов, тренеров, гимнастов.

Созданные мультимедийные обучающие системы многоцелевого назначения имеют высокую степень адекватности реальной предметной области со встроенными элементами обучения и контроля теоретических знаний, строения двигательных действий по виду спорта, формирования и тестирования профессионально-педагогических качеств и навыков, тренажа, статистической обработки результатов контроля и тестирования с сохранением их в базе данных, с возможностями для пользователя при работе с системой реализовать свою индивидуальность и творческую активность, позволяют индивидуализировать процесс обучения, вести автоматическую регистрацию результатов, обладают интерактивностью и адаптивностью.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что комплексное решение поставленных выше задач позволяет эффективно модернизировать содержание, средства, формы и методы профессионально -педагогической подготовки студентов, формировать методическую систему на основе интеграции традиционных и современных информационных технологий обучения.

Литература

1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 60-63; № 5, с. 56-61.

2. Железняк Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 5, с. 47-53.

3. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации / Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы". 1998, № 3-4 (13-14). - 322 с.

4. Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 6-9.

5. Петров П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов по физической культуре и спорту с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. - М.; Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2003. - 447 с.

6. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002, № 12, с. 2-6; 2003, № 1, с. 2-9; 2003, № 2, с. 8-14.

7. Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 9, c. 22-26.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: