ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ


Abstract

AGE-SEXUAL PECULIARITIES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF 79 YEAR-OLD CHILDREN WITH EYE DEFECTS AND THEIR REAC- TIONS ON VISUAL IRRITANT

A.R. Khasanova, Ph. D., associate professor

Naberezhnye Chelny state pedagogical institute, Naberezhnye Chelny

F.G.Sitdikov, Dr. Biol., professor The Tatar state humanitarian-pedagogical university, Kazan

N.I. Kiamova, Ph. D.

Kama state institute of physical culture, Naberezhnye Chelny

Key words: physical development, reactions on visual irritant, health groups, children with eye defects, pupils of primary school.

In the article the authors consider the age-sexual peculiarities of physical development of 79 year-old children with eye defects and their reactions on a visual irritant. The conclusion is that physical development indices of children with weak eyesight are lower in comparison with the group of children with optimum eyesight. The authors consider that the dynamics of visual reaction indices reflects the adaptation potential of children to an adequate visual irritant depending on the health group. The variation of the parameter dynamic of the visual analyzer reaction indices enables to estimate the heterochronology of the structure maturing with strong intensity of this process in the age of 8.


ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕАКЦИИ НА ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

Кандидат биологических наук, доцент А.Р. Хасанова.
Набережночелнинский государственный педагогический институт, Набережные Челны

Доктор биологических наук, профессор Ф. Г. Ситдиков
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казань

Кандидат биологических наук Н.И. Киамова
Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны

Ключевые слова: физическое развитие, реакция на зрительные раздражители, группы здоровья, дети с нарушением зрения, младшие школьники.

Введение. Одним из основных показателей состояния здоровья населения считается физическое развитие, позволяющее характеризовать здоровье как отдельного индивидуума, так и популяцию в целом. Известно, что физическое развитие детей и подростков - наиболее объективный, мобильный и единственный положительный показатель здоровья населения.

Имеется большое количество литературы о возрастной динамике физического развития детей и о влиянии на этот показатель различных факторов [6-8], а также о физической работоспособности детей младшего школьного возраста [6]. В изученной нами литературе исследований физического развития детей с патологией зрения нами обнаружено лишь несколько работ (М. И. Зеленцова, В. А. Кручинин,1974; Л. Ф. Касаткин и др., 1974; В. Ф. Афанасьев, 1975).

Зрение - одна из важнейших сенсорных систем человека. Зрительная система дает мозгу более 90 % сенсорной информации [57]. Исследование зрительной реакции имеет значение для оценки адаптивных возможностей детей к учебной деятельности - основополагающей в жизни младших школьников.

Согласно доступной для нас литературе исследования, касающиеся особенностей реакции младших школьников на зрительные раздражители, немногочисленны [3, 4].

Методы и организация исследования. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 60 учащихся (30 мальчиков и 30 девочек) школы для детей с нарушениями зрения (III- IV группы здоровья) в возрасте 7 - 9 лет. Кроме нарушения зрения у детей не обнаружено каких-либо серьезных заболеваний.

В контрольную группу (КГ) было отобран 60 здоровых (I-II группы здоровья) детей (30 мальчиков и 30 девочек) младшего школьного возраста (7-9 лет). При отборе детей в КГ учащихся, занимающихся в спортивных секциях, не включали.

Антропометрические измерения выполняли стандартным инструментарием с соблюдением унифицированной методики В.В. Бунака. Уровень физического развития определяли по следующим показателям: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки в трех положениях (вдох, выдох, пауза).

Психофизиологическое исследование включало в себя определение времени зрительно-моторной реакции методом рефлексометрии (РФ, мс), лабильности нервной системы с помощью критической частоты световых мельканий (КЧСМ, Гц), сенсомоторной координации (СК, мс), реакции на движущийся объект (РДО,%) - точность реакции.

Таблица 1. Показатели массы тела детей разных групп здоровья, кг

Возраст, лет Экспериментальная группа Контрольная группа
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
7 23,17±0,91*+# 22,89±0,68*# 25,46±0,42*+# 24,86±0,82*#
8 26,26±0,76*+ 23,77±0,88*+ 29,24±0,92*+ 26,94±1,33*
9 27,13±0,94*# 26,97±1,32#+ 30,70±0,95*# 28,57±0,57#

Примечание. Здесь и в табл. 2 и 3: * - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами; + - достоверность различий между детьми 7-8 лет; # - достоверность различий между детьми 7-9 лет.

Таблица 2. Показатели длины тела детей разных групп здоровья, см

Возраст, лет Экспериментальная группа Контрольная группа
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
7 123,85±1,81*+# 122,95±1,02*+# 128,15±1,08*+# 125,65±1,04*+#
8 132,20±1,27+ 128,35±2,38+ 132,80±1,95+ 131,25±2,52+
9 134,45±0,82# 134,15±2,93# 136,75±1,49# 136,00±1,35#

Таблица 3. Показатели реакции на зрительные раздражители детей младшего школьного возраста разных групп здоровья

Возраст, лет Экспериментальная группа Контрольная группа
РФ, РДО, КЧСМ, АСК, РФ, РДО, КЧСМ, АСК,
мс % Гц мс мс % Гц мс
Мальчики
7
388,10*
±20,49
20,00
±3,04
32,68
±0,70
18,48*
±1,93
468,30*#+
±28,19
26,80#
±3,04
31,33
±0,96
12,55*
±1,16
8 428,10
±55,11
26,40
±3,96
33,57
±1,47
17,54*
±1,79
369,400+
±22,79
36,00
±4,26
32,50
±2,06
13,16*
±0,87
9 347,00*
±16,31
26,67*
±3,94
32,67
±0,92
17,87*
±0,37
272,80*#0
±13,78
38,90*#
±4,02
30,78
±0,56
11,92*
±1,02
Девочки
7
358,20*
±19,16
21,60
±3,05
32,54
±1,20
15,65#
±1,12
491,60*+#
±22,43
23,60#
±2,89
31,15
±0,81
14,83+#
±1,33
8 380,90
±38,90
20,00*
±3,21
32,45
±0,55
17,27
±1,83
387,60+
±19,94
30,80*0
±3,58
31,50
±0,60
11,30+
±0,71
9 379,90
±40,00
20,80*
±3,29
32,06
±1,56
21,50*#
±1,66
374,80#
±33,75
45,20*#0
±2,86
31,32
±0,81
10,58*#
±0,76

Примечание. 0 — достоверность различий между детьми 8 — 9 лет.

Полученный в ходе исследования материал обрабатывался методами вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа.

Результаты и их обсуждение. Обследования детей младшего школьного возраста 7 - 9 лет (табл. 1) показали различия в физическом развитии детей ЭГ и КГ обоих полов. Динамика показателей в возрастных группах как здоровых, так и слабовидящих детей также имела сходные черты.

Различия в массе тела более выражены у слабовидящих мальчиков 7 и 8 лет и девочек 8 и 9 лет, и они достоверны. В группе детей с оптимальным зрением в обеих половых группах больше различий в показателях массы тела между 7- и 8-летними. Мальчики имеют большую массу тела, чем девочки, во всех возрастных группах, однако достоверные различия обнаружены только между 8-летними мальчиками и девочками ЭГ . Мальчики и девочки КГ имеют большую массу тела, чем слабовидящие дети (показатели достоверны во всех группах, кроме группы девочек 9 лет (табл.1, 2).

Показатели длины тела обследованных возрастных групп представлены в табл. 2. В 9-летнем возрасте между детьми ЭГ и КГ различия в длине тела незначительны.

В 7 - 8 лет наблюдаются вариативность и колебания показателей длины тела как в группах здоровья, так и внутри групп по полу. Длина тела у мальчиков в обеих группах здоровья больше, чем у девочек, что достоверно только в 7 лет. В 7 лет у мальчиков c оптимальным зрением длина тела больше, чем у слабовидящих, - 128,15 и 123,85 см соответственно. У девочек КГ длина тела достоверно больше в 7 и 8 лет. В то же время массо-ростовой индекс в группах 7-летних детей разного пола с оптимальным зрением не различается, в 8 лет наблюдались различия между всеми четырьмя группами, в 9 лет различия между мальчиками и девочками КГ. Причем у детей с оптимальным зрением во всех половых и возрастных группах индекс выше.

Показатели окружности грудной клетки (ОКГ) с 7 до 9 лет возрастают достаточно равномерно. Экскурсия грудной клетки (ЭГК) меняется с возрастом. Динамика носит нелинейный характер. У слабовидящих мальчиков ЭГК увеличивается к 8-летнему возрасту; у слабовидящих девочек произошло достоверное снижение с 5,4 см в 7 лет до 4,8 см в 9 лет. У детей с оптимальным зрением с 7 до 9 лет ЭГК недостоверно увеличилась с 5,20 до 5,92 см у мальчиков и с 4,3 до 5,94 см у девочек, что выравнивает показатели в 9-летнем возрасте.

Нами обнаружены заметные сдвиги в зрительно-моторной реакции в возрастной динамике слабовидящих мальчиков, а также мальчиков и девочек с оптимальным зрением. У мальчиков ЭГ показатель РФ с 7 до 8 лет возрос на 40 мс. У мальчиков с оптимальным зрением прослеживается снижение показателей зрительно-моторной реакции с 7 до 8 и с 8 до 9 лет соответственно на 98,9 и 96,3 мс; у слабовидящих девочек к 8 годам - на 22,7 мс, тогда как в 9 лет изменений не произошло.

В то же время и в ЭГ, и в КГ обнаружены различия по полу. Так, показатели РФ выше у мальчиков ЭГ в 7 и 8 лет, у девочек - в 9 лет. В КГ показатели РФ выше у девочек всех возрастных групп по сравнению с мальчиками, особенно между мальчиками и девочками 9 лет - 272,8 и 374,8 мс соответственно (табл. 3).

Различия в возрастной динамике выявлены и в показателях РДО. В ЭГ изменения обнаружены в 8 лет, в КГ у мальчиков - в 8 лет, у девочек - в 8 и 9 лет.

В возрастной динамике РДО обнаружены изменения у мальчиков ЭГ с 7 до 8 лет, в КГ у мальчиков с 8 до 9 лет на 10 и 12 % соответственно, тогда как у девочек в этом же возрастном периоде - на 7 и 15 %. Показатели РДО слабовидящих детей ниже во всех возрастно-половых группах по сравнению с детьми КГ.

В показателях КЧСМ в возрастной динамике ЭГ и КГ существенных различий не выявлено.

В динамике показателей реакции на критическую частоту световых мельканий (КЧСМ) возрастные различия несущественны как в ЭГ, так и в КГ. Не обнаружено различий по этим показателям и в группах мальчиков ЭГ и КГ, равно как и девочек - между разными группами здоровья. КЧСМ во всех 12 группах была приблизительно одинаковой (см. табл. 3).

Иная динамика прослеживается в показателях СК (сенсомоторной реакции). Различия выявлены между мальчиками и девочками ЭГ в 7 и 9 лет, незначительные различия - в КГ во всех возрастных интервалах. Примечательно, что у слабовидящих детей показатели СК выше в обеих половых группах во все возрастные периоды с наибольшей выраженностью у мальчиков в 7 лет и у девочек в 9 лет. В возрастной динамике показателей СК в ЭГ и КГ существенных различий не выявлено.

Заключение. Показатели физического развития слабовидящих детей ниже, чем детей с оптимальным зрением. В динамике показателей здоровых и слабовидящих детей имеются различия как в возрастных, так и в половых группах. Вопрос содействия в физическом развитии слабовидящим детям неоднозначен, возможно, это адекватная экономизация функций, или принцип компенсаторного развития.

Практический интерес представляет не только и не сколько факт различий показателей РФ, РДО и СК у детей с принципиально разным потенциалом зрительного восприятия, сколько характер динамики этих показателей в возрастно-половых группах и в зависимости от группы здоровья.

Динамика показателей зрительной реакции отражает потенциал адаптации детей к адекватному зрительному раздражителю в зависимости от группы здоровья, что подтверждается данными здоровых и слабовидящих детей по РДО, РФ, КЧСМ, СК.

Снижение с возрастом показателей РФ как у мальчиков, так и у девочек указывает на изменение соотношения возбуждения и торможения, сопряженное с устойчивостью внимания (влияние учебной нагрузки). Поскольку показатели у девочек выше, чем у мальчиков, можно предположить, что переключение внимания формируется в соответствии с его устойчивостью. Колебания показателей в возрастной динамике отражают активный процесс формирования функциональных возможностей звеньев зрительного анализатора и их физиологическую сопряженность при обеспечении адекватной реакции, особенно в 8 лет.

Неоднозначность динамики показателей реакции зрительного анализатора дает право оценить гетерохронность созревания структур с выраженной активностью этого процесса в 8 лет. Зрительный анализатор, будучи регулятором основополагающей сенсорной информации, обладает высокой функциональной динамичностью, что обусловлено не как возрастными, так и своим ролевым предназначением, иначе говоря, зрительная реакция чаще всего носит срочный характер.

Литература

1. Агарков В. И. Методика динамической рефлексометрии учащихся // Гигиена и санитария. 1980, № 3, с. 47-48.

2. Глезер В. Д. Зрение и мышление. - Л.: Наука, 1985, с. 245.

3. Гребняк Н. П. Возрастная динамика реакции на движущийся объект у учащихся 1 - 10 классов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. IV Всесоюз. конференции "Физиология развития человека" / Под ред. Д. А. Фарбер и др. М., 1990, с. 326.

4. Григорьева Л. П. О функциональной подвижности органа зрения слабовидящих детей. // Слабовидящие дети; под ред. Ю.А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1967, с. 250.

5. Кейдель В. Физиология органов чувств. - М.: Медицина. 1975, с. 216.

6. Русинова С. И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Канд. дис. Казань, 1989, с. 218.

7. Устюшин Б. В., Татянюк Т. К., Шушкова Т. С. и др. Психоэмоциональный статус учащихся начальных классов на Крайнем Севере. // Гигиена и санитария. 1997, № 4, с. 25-27.

8. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер; НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983, с. 296.

9. Черниговский В. Н. Интерорецепция. - М.: Медгиз, 1960, с. 659.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!