ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

Мастер спорта Российской Федерации И.А. Береснева
Детско-юношеский физкультурно-спортивный центр "Олимпия", Санкт-Петербург

Мастер спорта международного класса, младший научный сотрудник К.А. Ефимова
Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Юшин
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

После принятия нового Кода FIG, вновь стали актуальными все стороны подготовки высококвалифицированных спортсменов, а реализация новых установок FIG требует широкого научного поиска, их практического и методического решения (И. А. Винер,2003).

Фундамент высшего мастерства закладывается в группах начальной подготовки, поэтому тема нашего исследования актуальна.

Целью исследования была разработка методики развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет групп начальной подготовки (НП) с учетом соматотипа.

В качестве методов исследования были использованы: соматометрия; а также педагогические: наблюдение, тестирование, эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования. Измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки и оценивали уровень физического развития (ФР) по методике антропометрического скрининга с учетом пола и возраста. Соматотип определяли по сумме номеров коридоров (центилей): до 10 баллов - микросоматический тип (МиС), ФР - ниже среднего; от 11 до 15 - мезосоматический (МеС), ФР - среднее; от 16 до 21 балла - макросоматический (МаС), ФР - выше среднего. Если разность центилей между любыми двумя признаками ФР не превышает 1, говорят о гармоничном развитии, если составляет 2, - ФР ребенка считается дисгармоничным, если разность превышает 3, -ФР резко дисгармоничное.

Пример 1. Ш-ва Н.: возраст - 5,6 года, рост стоя - 107 см (3), масса тела - 16,0 кг (2), окружность грудной клетки - 54 см (4), соматотип: 3+2+4=9 баллов, микросоматический (МиС) - отстающий тип ФР, дисгармоничное развитие (разность оценок = 2), соотношение массы тела и роста - 3 (ниже среднего).

Пример 2. Б-ая С.: возраст 6,2 года, рост стоя - 119,5 см (5), масса тела - 18,0 кг (3), окружность грудной клетки 55,4 см (4), соматотип: 5+4+3=12 баллов - мезосоматический (МеС), ФР - среднее, дисгармоничное развитие (разность оценок =2), соотношение массы тела и роста - 1 (очень низкое).

Тесты и критерии оценок показателей гибкости

1. НвпД, см - наклон вперед на две. Исходное положение (ИП) сидя, ноги вместе, измеряется величина наклона вперед, оценка (ОнвД) рассчитывается по формуле: 5 / 24 см * НвпД, с точностью до 1 знака после запятой.

2. НвпПр, см - то же, но наклон вперед на правую ногу, левая расслаблена, измеряют величину наклона вперед на правую ногу, оценка (ОнвПр) определяется по той формуле: 5 / 24 * НвпПр, точность такая же.

3. НвпЛ, см - то же для левой ноги: оценка (ОнвЛ) определяется так же, по формуле: 5 / 24 * НвпЛ, точность такая же.

4. Русал., см "Русалочка". ИП лежа на животе, ноги вместе, выпрямляя руки разогнуть корпус до касания головой ягодиц (без посторонней помощи). Измеряется кратчайшее расстояние от головы до ягодиц, оценка (ОЦРус) рассчитывается по формуле: (13 - Русал)/(13-0)*5, точность такая же.

5. "Рыбка", бал. ИП - лежа на животе, ноги согнуты, выпрямляя руки, максимально разогнуться назад до касания головой стоп. Критерии оценок (КО): бонус+0,5 балла, за касание пятками области рта и ниже; "5"- пятки касаются области глаз; "4"- пятки касаются лба; "3" - стопы плотно прижаты к голове; "2"- носки ног плотно прижаты к голове; "1" - незначительное касание носками; "0" - касание головы отсутствует.

6. Мост стоя на коленях (МостК), бал., КО: "5" - хват за пятки, колени вместе, руки прямые, голова на ягодицах; "4" - незначительно согнуты руки; "3" - руки согнуты; "2" - руки согнуты значительно; "1" - пальцы рук едва касаются пяток; "0" - от рук до пяток расстояние более 5 см.

7. Мост из положения стоя (МостСт), бал, КО: бонус + 0,5 за выполнение моста с захватом голеней; "5" - руки прямые, кисти к пяткам (крутой мост); "4" - руки прямые, не значительное расстояние от кистей до пяток; "3" - руки слега согнуты, значительное расстояние от кистей до пяток; "2" - руки прямые, ноги прямые, плоский мост; "2" - руки согнуты, ноги согнуты, низкий мост; "0" - гимнастка не может выполнить опускание в мост из положения стоя.

Уровень гибкости гимнасток до и после эксперимента

Статистические критерии Хi1±1 Xi2±2 Критерий Стьюдента,
tSt
Кр.знаков Разность, % Корреляция Pearson, rxy D, %
Тесты 1 2 3 4 5 6 7
1 Оценка накл. вп/прав, бал. 3,6±0,7 4,0±0,8 -1,2 + 10,6 0,837 70,1
2 Оценка накл. вп/лев, бал. 3,2±0,7 3,7±0,8 -1,5 + 14,6 0,848 71,9
3 Оценка за тест "Русалочка", бал. 2,6±1,6 4,3±1,1 -2,6* + 40,0 0,914 83,6
4 Оценка за тест "Рыбка", бал 4,1±1,5 4,8±1,2 -1,0 + 13,7 0,962 92,5
5 Оценка за мост/колени, бал. 3,6±1,5 4,8±0,9 -1,9 + 25,0 0,928 86,0
6 Оценка за мост/стоя, бал. 2,6±1,4 3,7±1,4 -1,5 + 28,8 0,916 83,9
7 Оценка за шпагат/прав, бал. 3,3±1,5 4,5±1,3 -1,8 + 27,8 0,957 91,6
8 Оценка за шпагат/лев, бал. 2,4±1,2 3,7±1,5 -2,0 + 35,6 0,925 85,6
9 Оц. за поперечный шпагат, бал. 3,4±1,8 4,3±1,4 -1,1 + 21,7 0,918 84,3
10 Оц. за тест "Складка" стоя, бал. 3,6±1,3 4,4±1,1 -1,3 + 17,1 0,944 89,0
11 Средн. оц. за гибкость, бал. 3,2±1,1 4,2±1,0 -1,8 + 22,9 0,975 95,2
12 Стандрт. отклонение, бал. 0,9±0,1 0,7±0,2 2,7* + 31,1 0,930 86,5
13 Коэф. вариации СОГ, % 35,1±28,8 17,6±8,8 1,7 + 99,9 0,929 86,4
14 Коэф. точности СОГ, % 10,6±8,7 5,3±2,6 1,7 + 99,9 0,929 86,4

* - достоверный уровень значимости (при р>0,05).

8. Шпагат, правая вперед, баллов. Выполняется со скамейки, с носка, КО: бонус +0,5 за шпагат с пятки;"5" - корпус прямо, правое бедро на полу; "4" - пятка висит, небольшой разворот корпуса влево, правое бедро едва касается пола; "3" - то же, но есть просвет; "2" - то же, но просвет значительный; "1" - ноги слегка согнуты; "0" - большой просвет, ноги согнуты значительно.

9. Шпагат, левая вперед (ШпЛ), балльная процедура тестирования и критерии оценок те же, что в тесте 8.

10. Поперечный шпагат (Пшп), баллы, КО: "5" - спина прямая, ноги разведены <180o, колени разогнуты, пятки вниз высоко над полом; "4" - то же, угол 180o, но колени и стопы слегка завалены вперед; "3" - то же, но колени и стопы значительно завалены вперед; "2" - спина прямая, ноги разведены чуть менее 180o; "1" - в поясничном отделе прогиб, ноги разведены менее 180o; "0"- поперечный шпагат с опорой на руки.

11. "Складка" из положения стоя, КО: "5"- колени прямые, корпус плотно прижат к ногам, кисти за пятками, ладони на полу; "4" - то же, ноги слегка согнуты; "3" - то же, корпус неплотно прижат к ногам; "2" - то же, ноги согнуты, просвет явный; "1" - ноги значительно согнуты, просвет явный, гимнастка не касается пола руками.

 

Рис. 1. Исходный уровень гибкости гимнасток двух соматотипов

Эксперимент проведен на группе НП-2 в

ДЮФСЦ "Олимпия" с сентября 2005 г. по декабрь 2005 г. Занятия проводились 4 раза в неделю по 90 мин и начинались с ОРУ и специальных упражнений на гибкость. В основной части отрабатывали базовые элементы, соединения и упражнения с музыкой. В конце тренировки выполняли упражнения на расслабление и дыхание.

Уровень гибкости гимнасток разных соматотипов представлен на рис.1.

Уровень гибкости существенно отличается: разность оценок за тесты "Русалочка" и "Мост из положения стоя" - 2 балла, за поперечный шпагат - 3 балла, при этом оценки за шпагат на правую ("свою") ногу равны.

Для устранения отставания гимнастки МеС был разработан специальный комплекс упражнений на растягивание, который выполнялся на тренировке и повторялся в конце занятия или дома самостоятельно. Средняя оценка гибкости (СОГ) повысилась на балл, а разность оценок за поперечный шпагат снизилась вдвое. Причем, если вначале уровень гибкости гимнастки МеС был неоднородным: коэффициенты вариации (КВ%=29,8 %) и точности средней (КТС%=9,0 %), то после эксперимента эти показатели снизились до 17,3 % и 5,2 %, а у гимнастки МиС соматотипа с 16,8 и 5,1 % до 9,6 и 2,9 %.

Более высокий уровень гибкости гимнастки МиС в конце эксперимента объясняется тем, что тренировочный процесс основан на принципе активности и сознательности, и степень активности возрастает, если у гимнасток имеется мотив к достижению спортивного результата. Все важные комментарии к упражнениям на растягивание и методические приемы были общедоступными.

 Рис. 2. Профиль гибкости гимнасток НП-2 до и после эксперимента

Гимнастки, видя эффективность упражнений, старались повторять их самостоятельно. Динамика уровня гибкости группы представлена на рис. 2, на котором светлый профиль обозначает результаты тестирования до эксперимента (1-й тест), темный - после (2-й тест).

Для оценки надежности тестов на гибкость применяли корреляционный анализ по Пирсону (test-retest). Выявлена степень взаимосвязи результатов 1-го и 2-го тестирования и достоверность различий (см. таблицу). Все оценки повысились на 10 - 40 %. Применив непараметрический критерий знаков для общей оценки эффективности методики, получили основание на высоком уровне значимости (р<0,01) для вывода: повышение уровня гибкости в группе - не случайность.

Динамику оценок каждого теста оценивали по критерию Стьюдента (tSt).

Установлено, что 40 %-ная разность оценок теста "Русалочка" достоверна (р<0,05); повышение средней оценки гибкости (СОГ) на 22,9 % - не достоверно, а снижение стандартного отклонения СОГ на 31,1 % достоверно (р<0,05).

Параметры ФР гимнасток неоднозначно взаимосвязаны с гибкостью, например: рост отрицательно взаимосвязан с "Мостиком из положения стоя", коэффициент корреляции (rxy) = - 0,55 (р?0,05), центильная оценка роста -достоверно отрицательно взаимосвязана с оценками за шпагаты на левую ногу и поперечный (rxy= - 0,53 и rxy = - 0,58, при р>0,05).

Оценка за поперечный шпагат также имеет достоверную взаимосвязь с оценкой окружности груди (rxy = - 0,50). Таким образом, чем больше размеры тела гимнастки, тем ниже ее уровень гибкости в тестах на разгибание тела и шпагаты: на левую ногу и поперечный. При этом оценка соответствия роста и массы тела достоверно положи тельно взаимосвязана с оценками за "Мост стоя на коленях", "Мост из положения стоя" и "Поперечный шпагат": rxy =0,55 (при р<0,05), rxy =0,63 (при р<0,01) и rxy = 0,58 (при р<0,05), что означает: чем выше оценка соответствия длины и массы тела гимнастки, тем выше оценка гибкости при разгибании тела и "Поперечный шпагат".

Стандартное отклонение СОГ достоверно взаимосвязано: отрицательно - с возрастом гимнасток (р<0,05); положительно - с оценками массы и длины тела (р<0,05) и соматотипом rxy= 0,66 (р<0,01). Следовательно: чем старше гимнастка, тем меньше вариативность ее оценок за гибкость, но чем больше размеры ее тела, тем менее однороден уровень гибкости.

Оценка надежности тестов колеблется от средней до отличной, а значения коэффициентов детерминации (D%) показывают: степень совпадения результатов превышает 70 %, а средней оценки гибкости 95,0 %, что указывает на отличную надежность и очень высокую информативность СОГ, взаимосвязь которого близка к функциональной зависимости.

Выводы

1. Как правило, в художественную гимнастку приходят девочки 4-6 лет микросоматического и мезосоматического соматотипов, и в 50 % случаев их физическое развитие является дисгармоничным, при этом, основные параметры ФР могут иметь следующие категории оценок: рост - низкий, ниже среднего и средний; масса тела - очень низкая, низкая и ниже средней, окружность грудной клетки - ниже средней, средняя; соотношение длины и массы тела: очень низкое, низкое, ниже среднего и среднее; соотношение роста и окружности груди - ниже среднего, среднее, выше среднего.

2. Уровень гибкости гимнасток разных соматотипов изначально отличается. Невысокий уровень гибкости гимнастки МеС соматотипа объясняется более высокой нагрузкой на мышечно-связочный аппарат в быту и на тренировке, что и снижает их эластичность. Если оценки за шпагат на "свою" ногу у гимнасток разных соматотипов равны, есть основания полагать, что и в других тестах гимнастка МеС соматотипа может достичь высокого уровня.

3. После эксперимента повысился уровень гибкости у гимнасток группы на 10 - 30 %, при этом снижение коэффициентов вариации и точности средней оценки гибкости указывает на существенное сокращение внутригрупповых различий. Оценка общих изменений уровня гибкости в группе по критерию знаков, на высоком уровне значимости (р<0,01) подтверждает, что повышение - не случайный, а закономерный результат влияния разработанной методики.

Таким образом, экспериментальная методика развития гибкости, применяемая в группе НП2, доказала свою высокую эффективность.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: