ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INDIVIDUALLY MOTIVATED SPORTS ACTIVITY OF TEENAGERS IN LOCAL CLUBS

Post-graduate N.V. Pysina

Chaykovsky state institute of physical culture, Chaykovsky

Key words: teenagers, pedagogical technology, additional education, local clubs, values of physical culture, motivation.

The purpose of the research was revealing, the substantiation and experimental introduction of the individually motivated sports activity of teenagers in local clubs.

As the results of the research have shown, the occupations on individually motivated sports program have allowed teenagers to generate values, motives to the physical culture and sports occupations, to attach to regular trainings in local clubs.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО МОТИВИРОВАННОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛУБАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Аспирантка Н. В. Пысина
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: подростки, педагогическая технология, дополнительное образование, клубы по месту жительства, ценности физической культуры, мотивация.

Учреждения дополнительного образования, находясь в среде ближайшего окружения ребенка - социокультурной среде по месту жительства, являются фактором социализации детей. Процесс социализации сегодня требует от ребенка выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность. Таким общественным институтом воспитания по праву можно считать и клубы по месту жительства, поскольку они представляют собой составную часть учреждений дополнительного образования [4].

По данным исследования В. Э. Чудновского, 60-70 % свободного времени подростки проводят на улице. Исходя из этого становится актуальным создание целостной системы подростковых клубов в масштабах городов и районов [5]. Особое внимание, по мнению Е. Н. Вавиловой, 1986; Л. И. Пустынниковой, 1998; Т. Э. Токаева, 1999, следует обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. В связи с этим конкретная практическая работа по развитию физической культуры и спорта (ФКиС) по месту жительства, направленная на создание условий для совместных занятий детей, подростков, семей, становится прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований.

Существует проблема, суть которой заключается в недостаточной разработанности теоретических, методических и организационных основ деятельности клуба по месту жительства как учреждения дополнительного образования, призванного обеспечить социально-педагогическую поддержку развития личности средствами ФКиС.

Решение данной проблемы мы видим в создании технологии индивидуально мотивированной системы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности клубов по месту жительства, направленной на оптимизацию процессов социальной адаптации личности подростка, предоставляющей возможность раскрыть и реализовать свой потенциал.

Целью исследования было: выявление, обоснование и экспериментальное внедрение индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубах по месту жительства.

Методика и организация исследования. Предполагалось, что процесс формирования индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубе по месту жительства может быть эффективным при разработке технологической модели, создании условий, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку при выборе подростками вида спортивно-оздоровительной деятельности.

Технологическая модель построена на основе изучения опыта педагогических технологий, анализа состояния деятельности клубов по месту жительства, изучения личностных особенностей социально не защищенных подростков и является комплексной педагогической системой, состоящей из нескольких направлений, реализуемых в виде программ:

- программа учебно-тренировочных занятий по видам спорта;

- программа коммуникативного взаимодействия;

- программа совместной работы с родителями;

- программа воспитательной работы с подростками.

Подростки экспериментальной группы (ЭГ) в возрасте 13 - 15 лет, ранее не включенные в занятия физической культурой, в течение учебного года тренировались по специальной программе (горные лыжи, конные прогулки). В контрольную группу (КГ) вошли 50 подростков такого же возраста, занимающихся физической культурой только по программе общеобразовательной школы.

Трудность организации эксперимента заключалась в том, что подростки до начала эксперимента не имели четкой ориентации на конкретный вид спорта. Наблюдалось отсутствие сформированных ценностей физической культуры и спорта (ФКиС) и как следствие - отрицательное отношение к процессу занятий.

Эксперимент проходил на базе клуба по месту жительства "Олимпиец". Общая продолжительность эксперимента составила три года (сентябрь 2002 - май 2005 гг.).

В отличие от ранее разработанных и ныне действующих программ спортивно-оздоровительной деятельности данная учебная программа характеризуется:

- формированием основных мотивов к систематическим занятиям;

- вооружением занимающихся специальными знаниями по виду деятельности (горные лыжи, конные прогулки);

- овладением занимающимися физическими упражнениями, ориентированными на использование в самостоятельных формах организации учебно-тренировочного процесса;

- формированием оздоровительной культуры подростков;

- проявлением подростками самоактуализации на занятиях, а в дальнейшем - в работе с людьми;

- повышением уровня двигательных умений и навыков.

Объём учебно-тренировочного времени на овладение программным материалом составил 308 учебных часов в год (четыре занятия в неделю по два академических часа). Тренировочное время распределяли в зависимости от спортивно-оздоровительных задач, поставленных тренером-преподавателем. По окончании цикла занятий проводили повторное тестирование подростков.

Результаты исследования. Изучая ценностные ориентации в области ФКиС, мы выявили достоверные различия между детьми КГ и ЭГ.

Анализ рейтинга ценностей ФКиС показал, что в результате работы с подростками в течение эксперимента произошли изменения в распределении занимающимися ценностей ФКиС. В ЭГ стала выше оцениваться категория "трудолюбие", что говорит об эффективности воспитательной, образовательной работы с подростками. Кроме того, занимающиеся ЭГ в ходе учебно-тренировочных занятий осознали, что без труда нельзя получить желаемый результат. В КГ возросла значимость "красоты". И в ЭГ и, в КГ данное качество понимается в первую очередь как красивая фигура, телосложение, красота выполняемых движений, соревнований.

Изучая терминальные ценности, мы выявили такую последовательность критериев: здоровье, активная деятельная жизнь, развлечение, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения и познание. Общечеловеческие ценности: семья - 25 %, улица - 25 %. Данный тип ценностей показывает, насколько факторы среды могут влиять на мотивацию подростка в выборе той или иной деятельности. В данном случае большую роль в этом играют семья и улица.

Сравнивая результаты уровня мотивации к выбору деятельности (см. рисунок) в ЭГ и КГ, можно сказать, что в ЭГ мотивация выше среднего уровня, в КГ - среднего. В ЭГ ярко выражена мотивация к творческой деятельности - (28 %), в КГ - к практической (28 %).

Сокращения в диаграмме означают следующие направления деятельности: Л - литературная; Т - творческая; С - социальная; О - организаторская; Н - научно-исследовательская; П практическая; А - административная.

По опроснику "личной ориентации", разработанному Джоунсом и Крэндаллом, мы сравнили степень самоактуализации подростков.

В результате опроса в ЭГ выявлено 48 % подростков, которые уверенно чувствуют себя на тренировках, 36 % - сомневаются в отдельные моменты, 16 % - не уверены в себе. Сравнение результатов ЭГ и КГ показало следующую картину: 44 % опрошенных в КГ относятся к самоактуализированным, 44 % - к менее самоактуализированным и 12 % - к несамоактуализированным.

Таким образом, можно сказать, что в ЭГ уровень самоактуализированных подростков выше, чем в КГ.

Информацию о личности занимающихся подростках мы получили с помощью диагностической методики "проектный рисунок" (по В. И. Андрееву и С. В. Кульневич [1, 3].

Мотивация подростков к выбору деятельности

Таблица 1. Категории занимающихся подростков

I
Неуверенный подросток
II
Возможности и желания не соответствуют
III
Практик, реально оценивающий свои возможности
IV
Спортсмен-индивидуалист
Не уверенный в себе подросток; испытывает чувство неполноценности; заниженная самооценка; испытывает трудности как в общении, так и в себе; активность; агрессия к окружающим, личная Прослеживается явная агрессия, воплощенная в желание всё успеть; самодовольство; стремление к высшему, несмотря на свои возможности Адекватная самооценка, повышенный интерес к комфорту, реалистичность Индивидуалист; прослеживается доброжелательность; желание преодолеть трудности; общительность; человек чисто спортивной направленности

Таблица 2. Характеристики исследуемых подростков

Мотивация Наиболее выраженные Наименее выраженные
Практическая, творческая деятельность Социальная, организаторская деятельность
Здоровье, спорт Красота при выполнении физических упражнений
Личностные особенности Самоактуализация в сфере ФКиС, индивидуализм, стремление заниматься горными лыжами, хорошие физические данные Чтение, стремление к лидерству
Физические качества Скорость, гибкость, выносливость Сила

В результате использования этой методики мы смогли разделить подростков на 4 категории (табл. 1).

Итак, рассмотрев характеристики исследуемых подростков, мы выявили, что 36 % из них относятся ко II категории; 32 % - к III; 20 % - к IV и 12 % - к I.

Результаты исследований позволили систематизировать их в виде матрицы (табл. 2), в которой определены ведущие мотивы, личностные особенности, а также способность к какой-либо деятельности.

Полученные результаты определили основные направления, методы, формы работы с подростками и легли в основу индивидуально мотивированной программы.

Оценка эффективности индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубе по месту жительства показывает, что по результатам оценки уровня физической подготовленности и физического развития были выявлены достоверные различия результатов в ЭГ (р < 0,05).

Как показали результаты исследований, занятия по индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной программе позволили подросткам сформировать ценности, мотивы к занятиям физической культурой и спортом, приобщить к систематическим тренировкам в клубе по месту жительства.

Выводы

1. В клубах по месту жительства сложилась уникальная система, назначение которой - создавать подростку возможности для удовлетворения его стремлений к самоопределению, самореализации, оздоровлению. Однако анализ литературы показывает отсутствие целенаправленного научно-методического обеспечения физкультурно-оздоровительного процесса, недостаточную ориентацию педагогов на получение конкретного результата. Большинство педагогов рассматривают свою деятельность в клубах как временную.

2. Разработана и апробирована педагогическая технология индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубе по месту жительства, создана также структура индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков. Представлена содержательная сторона программы.

Оценка эффективности индивидуально мотивированной спортивно-оздоровительной деятельности подростков в клубе по месту жительства показывает, что по результатам оценки уровня физической подготовленности, физического развития были выявлены достоверные различия результатов в ЭГ (p < 0,05), кроме теста "Подтягивание на перекладине".

3. У подростков сформированы ценности, мотивы к занятиям: по окончании эксперимента все охотно продолжали посещать клуб.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань, 2000. -С. 191-204.

2. Ерзунов В. И. Клуб для подростка / В. И. Ерзунов, А. Н. Новосельцева, В. В. Фёдоров. - М.: Просвещение, 1986.

3. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепций до технологий / С. В. Кульневич: учеб.-практ. пособие.- Р-н/ Д, 2001.

4. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования детей: социально-педагогический аспект / под ред. В. В. Садырина, Н. И. Фуниковой, Н. А. Соколова // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск: ИИУМЦ "Образование", 2004. - Вып. 3 (31).

5. Чудновский В. Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968.- № 1.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!