МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

SPORTS ACROBATICS AS BASE MEANS OF PHYSICAL TRAINING CHILDREN OF PRESCHOOL AGE (6 - 7 YEARS)

E.A. Kozin

Churapcha state institute of physical culture and sports, Republic Sakha (Yakutia), Churapcha

Key words: deficiency, experimental technique, complex development of abilities.

The purpose of the research was development and substantiation of the experimental technique of physical training children of preschool age (6-7 years) on the basis of using means and methods of sports acrobatics as a selected base kind of sports, physical qualities directed on development and maintenance of the indemnity of motor activity.

The experimental technique renders complex influence on an organism and the person engaged in sports, providing the increase of the level of both physical, and mental abilities, formation of a comprehensively advanced, creative personality, developing steady motivation to educational-training occupations.


СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)

Е. А. Козин
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Республика Саха (Якутия), п.г.т.Чурапча

Ключевые слова: компенсация дефицита двигательной активности, экспериментальная методика, комплексное развитие способностей.

Введение. Несмотря на то что совершенствованию средств и методов физической подготовки детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ, остаются нерешенными ряд методологических проблем компенсации прогрессирующего дефицита двигательной активности детей дошкольного возраста, а также возраста, с которого нужно начинать занятия с детьми для более быстрой и эффективной подготовки будущих кадров (спортсменов) для работы в ДЮСШ (В. В. Волков, В. П. Озеров, 2002; Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкина, 2001; И. Ю. Горская, И. А. Суянгулова, 2000; Е. Г. Соколова, 1973). Во-первых, в последнее время в ДОУ на фоне интенсификации учебного процесса наметилась тенденция к снижению объёма двигательной активности детей дошкольного возраста, что является одной из причин продолжающегося роста заболеваемости (Е. Н. Литвинов, 1984; Ю. Г. Травин, 1991; А. М. Игнашенко, 1964; В. Н. Болобан, 1988, 1986; Р. Т. Раевский, 1985). Во-вторых, с вводом программ по физическому воспитанию, предусматривающих организацию занятий на базе избранного вида спорта, возникает множество вопросов по их реализации: использовать средства избранного вида спорта в "чистом" виде или добавлять элементы других видов спорта, а если добавлять, то какие и как, каковы должны быть объемы и режимы выполнения нагрузок и т.д. Такие программы, как: "Детство"; "Радуга"; "Истоки", носящие больше общерекомендательный характер, к сожалению, ответов на эти и другие вопросы не дают (В. С. Фомин, 1989; П. А. Виноградов, 1994; С. Р. Рыбалкина, Ю. А. Пеганов, 1991; Э. Я. Степаненко, 2001).

Одной из сложных методологических проблем остается выбор способов измерения оздоровительной эффективности разрабатываемых средств и методов физической подготовки детей дошкольного возраста. Совершенно, очевидно, что оценивать эту эффективность нужно не столько традиционными показателями двигательной подготовленности детей дошкольного возраста (контрольными нормативами), сколько уровнем развития наиболее профессионально значимых адаптационных качеств и свойств организма, т.е. уровнем развития их здоровья (Э.Я. Степаненко, 2001; М. Тобиас, М. Стюарт, 1994; И.А. Анохина, 1992; Ф.В. Кудрявцев, 1992).

Актуальность настоящей работы заключается также в попытке систематизации используемых традиционных и разрабатываемых базовых средств такого вида спорта, как спортивная акробатика, и дополнительных средств из других видов (элементы игровых видов спорта спортивной гимнастики), развитие физических качеств для достижения наиболее эффективной компенсации дефицита двигательной активности у детей дошкольного возраста и подготовки их к дальнейшей спортивной карьере.

Целью исследования была разработка и обоснование экспериментальной методики физической подготовки детей дошкольного возраста (6 - 7 лет) в ДОУ на основе использования средств и методов спортивной акробатики как избранного базового вида спорта, направленных на развитие физических качеств и обеспечение компенсации двигательной активности.

Организация исследования. Для обоснования эффективности применения средств спортивной акробатики для обеспечения и повышения у детей дошкольного возраста физического развития, двигательной подготовленности и уровня здоровья был проведен педагогический эксперимент в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В ходе эксперимента на основе данных контрольного обследования были укомплектованы четыре группы: две контрольные - КГ и две экспериментальные - ЭГ, имеющие сходные показатели физического развития и двигательной подготовленности. КГ состояли из 13 мальчиков и 17 девочек, ЭГ - из 12 мальчиков и 18 девочек. В КГ дети занимались по общепринятой традиционной методике под руководством инструктора по физической культуре.

В ЭГ дети занимались по разработанной авторами экспериментальной методике с использованием средств спортивной акробатики. Занятия в группах проводились 3 раза в неделю по 30 мин в КГ и 40 - 60 мин - в ЭГ: занятия в КГ имели базовый характер и соответствовали содержанию общепринятой в ДОУ программе физического воспитания, занятия в ЭГ имели специальную направленность.

Основными задачами педагогического эксперимента были:

- изучение особенностей физического развития и функциональных возможностей организма детей 6 - 7 лет;

- отбор детей для проведения формирующего педагогического эксперимента.

Для решения указанных задач анализировались данные медицинских карт, медико-педагогических комиссий и заключения врачей, определялся уровень физического развития по антропометрическим показателям, обследовались функциональные и двигательные возможности детей исследуемой категории по стандартным тестам, разработанным в теории и методике дошкольного физического воспитания.

Педагогический эксперимент позволил определить необходимость изучения эффективности упражнений спортивной акробатики, направленных на укрепление двигательного аппарата детей 6 - 7 лет.

Главной целью организации и проведения педагогического эксперимента было научное обоснование методики применения спортивной акробатики для комплексного развития способностей детей дошкольного возраста.

Эта цель конкретизируется в наиболее частных задачах педагогического эксперимента:

- определить влияние занятий по разработанной методике на состояние здоровья детей 6 7 лет;

- выявить особенности воздействия экспериментальной методики на физическое развитие и физическую подготовленность детей.

Результаты. Анализ результатов педагогического эксперимента, в ходе которого в ЭГ целенаправленно (по разработанной методике) осуществлялось решение задач развития основных физических качеств, позволил выявить достоверные улучшения в основных показателях данных способностей как в ЭГ, так и в КГ. Однако в ЭГ изменения были более значимы. Под влиянием экспериментальной методики произошли изменения в состоянии физического развития и физической подготовленности дошкольников, которые были выражены: в увеличении динамометрии правой руки на 129,8 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков, на 142 % (р<0,05) - в ЭГ девочек; в увеличении гибкости на 338 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков, на 366 % (р<0,05) - в ЭГ девочек и на 7,7 % (р>0,05) - в КГ мальчиков, на 70 % (р>0,05) - в КГ девочек; в увеличении показателей сенсорно-вестибулярной реакции на 38,4 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков и на 34 % (р<0,05) - в ЭГ девочек, чего нельзя сказать о результатах КГ: на 67 % (р>0,05) у мальчиков (недостоверно), на 53,2 % (р>0,05) - у девочек; силе мышц рук на 280 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков и на 342 % (р<0,05) - в ЭГ девочек, на 109 % (р>0,05) - в КГ мальчиков и на 93,4 (р>0,05) - в КГ девочек; в результатах увеличения силы мышц спины на 80,5 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков, на 93,2 % (р<0,05) - в ЭГ девочек и достаточно низкими показателями в КГ мальчиков - на 8,3 % (р>0,05), в КГ девочек - на 7,3 % (р>0,05); удержания статической позы - 258 % (р<0,05) - ЭГ мальчиков, 217 % (р<0,05) - ЭГ девочек, 44,2 % (р>0,05) - КГ мальчиков, 48,2 % (р>0,05) - КГ девочек; в показателях скоростно-силовых качеств, быстроты: на 18,4 % (р<0,05) - улучшение в ЭГ мальчиков, на 16 % (р<0,05) - в ЭГ девочек достоверно.

Применение разработанной методики в учебно-тренировочном процессе, основанной на использовании акробатических упражнений, элементов хореографии и подвижных игр, позволило сформировать у детей дошкольного возраста устойчивую мотивацию к тренировочным занятиям: 31,1 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков и 25 % (р<0,05) - в ЭГ девочек, уменьшение ситуативной тревожности на 9,5 % (р<0,05) - в ЭГ мальчиков и на 21,6 % (р<0,05) - в ЭГ девочек.

Выводы. Использование экспериментальной методики повлияло на развитие у детей 6 - 7 лет таких физических качеств, как гибкость, мышечная сила рук, координация, развитие скоростно-силовых качеств, выносливости и др. Под воздействием целенаправленных занятий с применением разработанной методики произошли улучшения психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста, что подтверждается достоверными улучшениями среднегрупповых показателей самочувствия, активности, настроения, снижением уровня психического напряжения относительно исходных данных.

Таким образом, экспериментальная методика, направленная на эффективное развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, оказывает комплексное влияние на организм и личность занимающихся, обеспечивая повышение уровня как физических, так и психических способностей, формирование всесторонне развитой, творческой личности, развивая устойчивую мотивацию к учебно-тренировочным занятиям.

Повышение показателей заинтересованности в учебно-тренировочных занятиях и устойчивости мотивации является свидетельством эффективности внедрения экспериментальной методики.

Использованная литература

1. Болобан, В.Н. Спортивная акробатика / В.Н. Болобан. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Волков, В.В. Развитие психомоторных способностей у школьников / В.В. Волков, В.П. Озеров // Конференция молодых научных сотрудников. - М., 1975. - С. 106-110.

3. Волкова, И. П. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волковой. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

4. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольного учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкина. - М.: Гуманит. изд. центр Владос. 2001. - 176 с.

5. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И. Ю. Горская, И. А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 221 с.

6. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С. 76-83.

7. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 3. - С. 15-18.

8. Степаненкова, Э. Я. Особенности индивидуального развития и физическая культура детей старшего дошкольного возраста / Э.Я. Степаненкова // Педагогические условия формирования социальной активности детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. - МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. - С. 140-150.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!