НОВЫЕ ПРОЕКТЫ


Abstract

SPORTIZATION OF COMPREHENSIVE SCHOOLS OF RUSSIA: NEW VECTORS OF DEVELOPMENT

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

The Russian state university of physical training, sports and tourism, Moscow

Key words: sports-focused physical education, conversion, sports training technologies, sports team.

Conversion penetrations of the sports culture elements into culture physical according to the concept of the author create objective preconditions and conditions for psycho-physical training children and teenagers.

These technological transformations strengthen the educational process, supplement the opportunities of using extra-curricular time with a view of attracting children to regular sports occupations and formation of their sports culture.


СПОРТИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, конверсия, технологии спортивной тренировки, спортивная команда.

Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственности за себя и судьбу страны.

Данные задачи должны решаться в полной мере средствами физического воспитания и спорта, об этом свидетельствуют многочисленные примеры спортсменов, которые достигают вершин спортивного Олимпа, приносят славу российскому спорту и отечеству.

Однако современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении как в содержательном, так и в технологическом планах. Устарели методики преподавания предмета "Физическая культура", его материальная база, подготовка кадров, лимит объема часов (2 ч в неделю) не позволяют оказывать серьезного влияния на оздоровление и социализацию учащихся.

Тем не менее в общеобразовательных школах разворачиваются инновационные процессы. Как показывает практика, спортивно ориентированное физическое воспитание активно внедряется в школах гг. Сургута и Чайковского. Опытной площадкой для "Спарта" стал г. Смоленск, Президентские состязания начали свой путь из г. Челябинска, а сейчас более 30 субъектов РФ активно развивают данную технологию. Олимпийское образование активно внедряется в Смоленске, Санкт- Петербурге, Омске и других городах России.

Однако, как правило, профессионалы с трудом пробивают путь для внедрения инновационных технологий, зачастую не имея ни материальной, ни правовой поддержки. В этой связи целью нашего исследования является разработка технологических информационных правовых механизмов внедрения инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания общеобразовательных школ. Под спортизацией мы понимаем активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно нашей концепции создают объективные предпосылки и условия для психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование спортивного образования занимающихся как комплекса актуализированных ценностей спортивной культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям и возможностям школьников.

В этой связи представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания общеобразовательных школ спортивных технологий, которые, как показывают наши многочисленные исследования, дают значительный эффект в формировании как здоровья занимающихся, так и спортивных интересов.

К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания, относятся следующие инновации:

- спортивно ориентированное физическое воспитание;

- спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

- школьный спортивный клуб;

- каждой школе - спортивную команду.

Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета "Физическая культура" проводятся по трем видам учебных программ:

- спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;

- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;

- оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Все учебно-тренировочные занятия, независимо от того, по какой программе они проводятся, разделяются по времени с занятиями по другим учебным предметам, проводимым в рамках академического расписания, и организуются чаще всего в конце учебного дня.

"Спортивная культура" как учебный предмет является логическим продолжением организации физической активности школьников. Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то "Спортивная культура" логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью. Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вида спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в ходе учебного предмета "Спортивная культура" осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом.

В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт - это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта "Школьный спортивный клуб". Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам.

Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить путем внедрения проекта "Каждой школе - спортивную команду" хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.

Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация, которая в скором времени будет апробирована в ряде регионов России.

Мне хотелось бы представить разработанный нами совместно с Росспортом проект "Положения о школьной спортивной команде". Структура Положения отвечает правилам построения подобных документов, содержательная часть освещает специфику данного проекта.

В общих положениях дается понятие о школьной спортивной команде, в частности, указывается, что в ее основе стоит коллектив школьников, учителей, медработников, психологов, работников управленческого звена школы, созданный в целях привлечения детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

Основными задачами школьной команды являются:

- формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;

- пропаганда здорового стиля жизни;

- укрепление дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;

- патриотическое воспитание.

В составе школьной спортивной команды могут быть учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и не занимающиеся в детских спортивных школах.

Мы полагаем, что члены спортивной команды должны обеспечиваться снаряжением, спортивной формой как во время соревнований, так и в период подготовки к ним. Занятия должны проводиться бесплатно, во внеучебное время. Очень важно гарантировать юным спортсменам бесплатное посещение городских и областных соревнований по виду спорта, которым они занимаются. В обязанности члена спортивной команды входит бережное отношение к спортивной форме, инвентарю, оборудованию и спортсооружениям. Кроме того, он должен выполнять указания и требования руководства команды, соблюдать дисциплину, стремиться к созданию в команде духа товарищества.

За грубые нарушения член команды может быть отчислен из ее состава.

Тренером школьной команды может быть как учитель физической культуры, так и тренер детской спортивной школы.

В обязанности тренера школьной команды входят требования, которые, как правило, предъявляются к спортивным педагогам: обеспечивать учебно-тренировочный процесс, добиваться престижа своего общеобразовательного учреждения, вести воспитательную работу.

Очень важным разделом Положения явились условия организации учебного процесса:

- занятия проводить не менее трех раз в неделю по 90 мин;

- учебно-тренировочную деятельность проводить по двум возрастным категориям: 11-14 лет; 15-16 лет;

- строить учебно-тренировочный процесс в соответствии с требованиями теории управления подготовкой юных спортсменов.

Не менее важным в данном проекте является планирование процесса соревновательной деятельности. Как нам представляется, соревнования по виду спорта проводятся в два этапа по двум возрастным категориям (до 14 лет и не старше 16 лет): первый этап - межшкольный; второй - всероссийский фестиваль школьных команд.

Мы сознательно пропускаем этап региональных соревнований, поскольку считаем, что для команд такого ранга достаточно городского и муниципального уровней. Всероссийский фестиваль даст возможность выявить лучшую спортивную команду России.

Все проекты спортизации могут удачно вписаться в образовательное пространство школы и дадут возможность большинству детей войти в мир спорта, чтобы стать сильными, здоровыми и счастливыми.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!