НОВЫЕ ПРОЕКТЫ


Abstract

TECHNIQUE OF FEMALE BASKETBALL PLAYERS (AGED 15-16) TRAINING FOR STREETBALL COMPETITIONS

E.A.Kolesnikova, Ph. D.

V.V.Kostyukov, Dr. Hab., professor

The Kuban state university of physical training, sports and tourism, Krasnodar

Key words: streetball, competitive activity, productivity, training technique, female basketball players.

The aim of the paper is to scientifically substantiate the technique of training female basketball players (aged 15-16) for streetball competitions. THE Methods of the research: analysis of scientific literature dealing with the researched problem, pedagogical observation, games’ video recording, pedagogical testing, pedagogical experiment, mathematical statistics. The content of classes in an experimental group differed from that in a control one by the increase of time volume of the parts of the classes devoted to the integral and technical training up to 25 % for each type while the share of hours intended for all those types is 17 and 18 % correspondingly. The figures of sportswomen physical conditioning have also improved after using the suggested methods. In the process of competitive activity of the female participants of the streetball tournament the volume and the resultativity of using elements of technicaltactical preparedness have increased. It was clearly seen in such actions as picking up the ball up while fighting for rebounding, standing by a partner at defense; unforced losses of the ball lowered.


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО СТРИТБОЛУ

Кандидат педагогических наук Е.А. Колесникова
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Костюков

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: стритбол, соревновательная деятельность, результативность, методика подготовки, баскетболистки.

Введение. В настоящее время в России и в других странах большое распространение и популярность получают так называемые малые формы спортивных игр, в том числе и стритбол [1].

Ежегодно в Российской Федерации по стритболу проводятся национальные первенства, чемпионаты субъектов федерации и многочисленные региональные турниры, в которых участвуют в основном представители классического баскетбола. Практика показывает, что далеко не всегда наиболее квалифицированные баскетболисты становятся победителями таких соревнований [4]. Желание спортсменов выигрывать турниры по стритболу требует специальной подготовки к ним. У спортсменов, занимающихся баскетболом, такая необходимость возникает один или несколько раз в год, особенно в летний период. В то же время эффективность процесса подготовки к соревнованиям по уличному баскетболу сдерживается отсутствием научно-методического обоснования особенностей тренировочного процесса с занимающимися разного возраста и уровня подготовленности.

Цель работы - повышение результативности игровой деятельности баскетболисток 15-16 лет в соревнованиях по стритболу на основе совершенствования организации и содержания подготовки к ним.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, видеозапись игр, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

В исследовании приняли участие 23 баскетболистки 15-16 лет (12 человек - экспериментальная группа, ЭГ; 11 - контрольная, КГ), учащиеся ДЮКФП "Смена" (г. Кропоткин Краснодарского края).

Показатели соревновательной деятельности фиксировались на играх первенства России по уличному баскетболу (Москва, сентябрь 2004 г.).

Результаты и их обсуждение. Прежде всего отметим, что структурно предлагаемый период подготовки баскетболисток к соревнованиям по стритболу представляет собой 6-недельныймезоцикл, включающий этапы начальной (2 втягивающих микроцикла) и основной (4 базовых микроцикла) подготовки.

Подобная структура была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, по своей сути, это предсоревновательный мезоцикл, который, по данным литературы, в спортивных играх длится в основном от 1 до 1,5 месяца; во-вторых, для поддержания на должном уровне и получения заметных положительных изменений в показателях физической и особенно технико-тактической подготовленности также требуется не менее 1-1,5 месяца [2, 3, 5].

Структура периода подготовки баскетболисток 15 16 лет к соревнованиям по стритболу: А - этап начальной подготовки; Б - этап основной подготовки

Анализ соревновательной деятельности в стритболе, выявление и систематизация факторов, влияющих на результативность игры в уличный баскетбол, сопоставление структуры и содержания технико-тактических действий у девушек разного возраста позволили выделить моменты, которые обязательно следует учитывать при разработке методики подготовки к соревнованиям: а) увеличение объема тренировочного времени, посвященного совершенствованию тех игровых приемов, по которым выявлены наибольшие отличия от модельных характеристик; б) постепенная незначительная коррекция традиционной методики занятий баскетболом в течение первой и второй недель тренировок и значительные изменения в течение последующих 4 недель; в) поддержание ответной реакции организма девушек по частоте пульса на уровне 160-180 уд/ мин при выполнении тренировочных заданий в основной части занятий.

Основной отличительной особенностью разработанной методики 6-недельной тренировки является перераспределение объемов времени, затрачиваемого на различные виды подготовки 15-16 летних баскетболисток с учетом специфики их реализации в соревновательной деятельности в стритболе.

В содержании занятий ЭГ в 1,5 раза был увеличен объем времени, посвященного технической и интегральной (игровой) подготовке спортсменок. Все учебно-тренировочные занятия проводились на открытых стритбольных площадках. Продолжительность каждого занятия составляла 135 мин.

По окончании педагогического эксперимента значения показателей физической подготовленности и технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности у спортсменок КГ достоверно не изменились (р>0,05). В ЭГ достоверно улучшилось 50% показателей физической подготовленности спортсменок (табл. 1).

Повторный анализ структуры и содержания соревновательной деятельности баскетболисток в стритболе выявил некоторые изменения, произошедшие после включения в процесс подготовки разработанной методики. Установлено, что значения всех рассматриваемых показателей изменились в лучшую сторону, причем прирост некоторых из них составил от 30 до 36%.

Достоверные изменения произошли в 4 из 8 рассматриваемых показателей (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что данные подборов мяча на своем и чужом щите в игре улучшились соответственно на 26,5 и 35%. Кроме того, снизилось количество потерь мяча баскетболистками во время игровых действий. После педагогического эксперимента девушки совершали на 35,8% ошибок меньше.

Достоверно изменилась также регулярность выполнения такого тактического действия как подстраховка. Испытуемые ЭГ увеличили количество использования этого приема во время игры на 31,6%.

Таблица 1. Показатели физической подготовленности девушек экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента (п=12)

Показатели Тестирование t p
1-е 2-е
Прыжок в длину с места, см 182,3±4,62 194,1±3,17 2,11 <0,05
Прыжок вверх по Абалакову, см 28,5±1,61 29,9±1,29 0,69 >0,05
Метание набивного мяча, м 5,45±0,22 6,03±0,12 2,14 <0,05
Челночный бег 5x10 м, с 13,99±0,14 13,96±0,12 0,18 >0,05
Рывок на 6 м, с 1,64±0,05 1,5±0,04 2,07 <0,05
Шестиминутный бег, м 1225±40,4 1254,6±38,3 0,53 >0,05
Перемещение в защитной стойке 3x5 м, с 5,51±0,09 5,45±0,08 0,47 >0,05
Передача мяча двумя руками в цель, колич. раз 29,2±0,47 30,7±0,52 2,11 <0,05

Таблица 2. Показатели соревновательной деятельности спортсменок экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента (п=12)

Показатели, количество До эксперимента После эксперимента t p
Перехват мяча 1,3±0,14 1,5±0,15 0,80 >0,05
Потери мяча 2,1±0,22 1,3±0,26 2,18 <0,05
Подбор на своем щите 2,5±0,34 3,4±0,29 2,07 <0,05
Подбор на чужом щите 1,3±0,19 2,0±0,25 2,15 <0,05
Реализованные атакующие передачи 0,9±0,26 1,4±0,23 1,44 >0,05
«Передай мяч и выходи» 1,2±0,17 1,4±0,26 0,81 >0,05
Подстраховка 1,3±0,13 1,9±0,26 2,29 <0,05
Переключение 1,5±0,15 2,0±0,21 1,91 >0,05

Заключение. Успешное выступление баскетболисток 15-16 лет в соревнованиях по стритболу требует целенаправленной подготовки к ним. В качестве эффективного периода подготовки целесообразно использовать 6-недельный мезоцикл, состоящий из этапа начальной (2 недели) и основной (4 недели) тренировки.

Применение предлагаемой методики подготовки баскетболисток 15-16 лет к турнирам по стритболу позволяет достоверно улучшить параметры их физических кондиций и результативность соревновательной деятельности.

Литература

1. Гакаме Р.З. Технология научной разработки проблемы малых форм спортивных игр // Физическая культура в системе жизнедеятельности человека : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Р.З. Гакаме, А.П. Золотарев, В.В. Костюков. Оренбург, 27-28 октября 2005 г. / под ред. В.А. Вострикова, С.С. Коровина, Н.В. Сократова. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005. - С. 235-237.

2. Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада / В.М. Корягин - М., 1994. - 102 с.

3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Саливон В. Как выбиться в люди при помощи мяча / В. Саливон // Планета Баскетбол. - 2001. - № 7-8. - С. 72-74.

5. Скворцов А.А. Влияние специфических и неспецифических нагрузок на точность броска в баскетболе / А. А. Скворцов, В.М. Левин // XXI научная конференция студентов и молодых ученых Мосспортакадемии: тез. докл. - Малаховка, 1997. - Вып. VI. - С. 123.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: