ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

PURPOSES AND OBJECTS OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS FROM RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES

N.V. Adamsky

Russian state A.I.Gertsen’s pedagogical university, Saint Petersburg

Key words: curriculums, subject, concept of educational contents.

The purpose and objects of physical education in Russia and European countries.

The educational system in Europe an countries differs by its structure from the Russian educational system. There exist differenses in content, purposes, objects and organization of studies.

Recently many programmes of improving the physical education curricula have appeared in

Russia. Their main purpose is to achieve the necessary level of physical education at schools. It can be done on condition that the curriculum corresponds with all modern demands. The experience of physical education’s organization abroad can give us a lot of useful information and help to avoid many mistakes.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ И СТРАН ЕВРОПЫ

Н. В. Адамский
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Ключевые слова: учебные программы, учебный предмет, концепция содержания образования.

Разработка учебных программ по любому из школьных предметов, отвечающих требованиям жизни и общества, запросам педагогической деятельности, относится к категории "вечных" проблем теории и практики школьного образования. Обозначенный статус проблемы обусловлен постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенных в учебные программы целей и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одними из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационально организованного физического воспитания.

В свете сказанного и тенденций, наметившихся в совершенствовании системы школьного образования, особое значение имеет проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета "Физическая культура", призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей.

Успешность реализации функций предмета "Физическая культура" напрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как к нормативно-дидактическому документу.

Подобный документ, во-первых, моделирует содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а во-вторых, регламентирует взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в достижении единой конечной цели.

Главными критериями полноценности программы являются, во-первых, полнота отражения в ней целей и задач конкретного учебного предмета как органической части целостного содержания общего школьного образования; во-вторых - соответствие цели и задач возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; в-третьих, соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования.

В настоящее время учителям физической культуры предложены четыре учебные программы по физической культуре: комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы (авторы - В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 1993); программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся начальных школ (автор - В. Г. Большенков, 1990; программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта - баскетболе (авторы - М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов и В. И. Туркунов, 1990) и программа физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1-11-х классов (В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 1993), образовательная программа (А. П. Матвеев, 1995), комплексная программа физического воспитания школьников (В.И. Лях, А. А. Зданевич), педагогическая программа спортивно ориентированного воспитания школьников (В.К. Бальсевич, 2004).

Исходя из запросов современного общества необходимо принять меры к перестройке физического воспитания в школе, прежде всего уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах, сравнить их с аналогичными западными образцами.

Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, целью их физического воспитания следует признать решение оздоровительных задач.

Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач - это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой - лишь одно из условий, от которых зависит здоровье ребенка.

Еще один вид задач - задачи, направленные на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола). В. И. Лях и другие полагают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности. Иного мнения придерживается В. Н. Шаулин: "Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения". По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучении школьников двигательным навыкам и умениям, их вооружении умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получении знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Существуют и иные суждения о цели физического воспитания в школе, которые сводятся главным образом к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, развитию физических качеств. Задачи носят тренирующий характер: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение функционального состояния, приучение к занятиям физическими упражнениями.

Цель общего среднего физкультурного образования - обучение школьников основам самостоятельной двигательной деятельности. Задачи физического воспитания имеют образовательный характер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рассмотрим постановку целей и задач физкультурного образования в странах Европы. В большинстве стран Западной Европы цели и задачи физического воспитания учащихся школ формируются на государственном (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия, Франция), региональном (Германия, Испания, Швейцария) или на местном уровнях. Однако при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Швейцарии, Австрии и скандинавских странах во главу угла поставлены индивид, социальное развитие отдельного ученика, его спортивное и социальное действие, а само физическое воспитание рассматривается как важная, ничем не заменяемая часть общего воспитания. Отмечается определяющая роль движения, игры и спорта в общем развитии личности ребенка и молодежи.

Цели и задачи физкультурного образования школьников в России и странах Европы

Россия Европейские страны
Цель - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учеником личной физической культурой Цель - содействие гармоничному физическому и психическому развитию, удовлетворение потреби остей в движении и игре, содействие общему развитию личности в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, социальной, а также в телесной и двигательной областях
Задачи:

• Выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга. Формирование представлений о престижности высокого уровня здоровья.

• Обогащение двигательного опыта, повышение координационных способностей путем освоения новых двигательных действий и выработки умения применять их в различных условиях, проведение работы по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных способностей (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости), а также их сочетания.

• Закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, формирование адекватной самооценки, воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции

Задачи:

• Овладение основами популярных видов спорта и по возможности выработка умения самостоятельно действовать в течение всей жизни, содействие укреплению физического и общего здоровья, улучшение качества жизни.

• Введение ребенка в спортивную деятельность, освоение им таких основополагающих двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, подъем и переноска тяжестей, метание, равновесие, защита, постижение жестов человеческой моторики и тем самым развитие способностей к действию и приспособлению к окружающему миру, в котором усиливаются процессы урбанизации и индустриализации.

• Освоение таких способов поведения, которые значимы в сегодняшнем обществе: действия безопасности, передвижения, плавания, утилитарные жесты, знакомство детей и молодежи с природой, жизнью во время отдыха (в палатке, в период путешествия, при передвижении на велосипеде, на парусных лодках, виндсерфинге, гребных судах, во время бега на лыжах)

В качестве целей физического воспитания называются содействие гармоничному физическому и психическому развитию, удовлетворение потребностей в движении и игре, содействие общему развитию личности в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, социальной, а также в телесной и двигательной областях. Встречаются и такие формулировки целей и задач, как овладение основами популярных видов спорта и по возможности выработка умения самостоятельно действовать в течение всей жизни, содействие укреплению физического и общего здоровья, улучшение качества жизни.

Другие значимые цели и задачи физического воспитания - введение ребенка в спортивную деятельность, освоение им таких двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, подъем и переноска тяжестей, метание, равновесие, защита, постижение жестов человеческой моторики и тем самым развитие способностей к действию и приспособлению к окружающему миру, в котором усиливаются процессы урбанизации и индустриализации. Правильно организованное физическое воспитание гарантирует освоение таких способов поведения, которые значимы в сегодняшнем обществе: действия безопасности, передвижения, плавания, утилитарные жесты. Физическое воспитание может также помочь снизить внутреннее напряжение, особенно с помощью музыки, содействует выработке эстетических вкусов (чувств).

Отмечается, что ребенка следует не только обучать разным двигательным действиям, предоставлять ему широкие возможности для занятий играми и спортом, но и готовить к преодолению исключительных (экстремальных) ситуаций.

Наконец, в странах Западной Европы в цели и задачи физического воспитания (см. таблицу) входит знакомство детей и молодежи с природой, жизнью во время отдыха . Данные виды двигательной активности рассматриваются как хороший повод для контактов, согласованных и кооперативных действий не только друг с другом, но и между детьми и воспитателями, родителями, другими взрослыми.

Таким образом, очевидно, что в странах Западной Европы весьма широки постановка и трактовка целей и задач физического воспитания учащихся школ, которые, хотя и вполне согласуются с пониманием и формулировками целей и задач физического воспитания в России, однако по своему объему, насыщенности и направленности превосходят наши представления .


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!