ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

SOCIOCULTURAL FACTORS IN DEVELOPMENT OF FITNESS IN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

E.G.Saykina, Ph. D., associate professor

Russian state A.I.Gertsen’s pedagogical university, Saint Petersburg

Key words: sociocultural system, tendencies of development, corporality, health improvement.

In the article the author discusses the appearance and development of fitness in the Russian system of physical education of children, and its main directions. The author provides an analysis of socio cultural factors facilitating the integration of fitness into the system of pre school, school, and extracurricular physical education classes, and possible organizational and managerial mechanisms of regulating this process. The author also provides data on studying the motivation of children and adolescents to engage in fitness and forecasts its development in Russia.


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ФИТНЕСА В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Сайкина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

Ключевые слова: социокультурная система, тенденции развития, телесность, улучшение здоровья.

Российское общество в последние годы претерпевает значительные изменения во всех своих сферах, что обусловлено рядом общеизвестных причин. Однако очевидно, что столь масштабные перемены невозможны без смены жизненных приоритетов в сознании людей.

Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социокультурного пространства, также модернизируется под воздействием общих тенденций.

Для всех сфер общественной жизни современной России, как и всего мирового сообщества в эпоху постмодерна, характерно взаимопроникновение и взаимодействие различных культур и новейших достижений в различных областях деятельности.

Именно в этом аспекте в отечественную физическую культуру вошёл и стремительно занял лидирующие позиции возникший в Америке и завоевавший на сегодняшний день популярность во всём мире фитнес. На данном этапе существует более двухсот его направлений, куда входят программы как для взрослых, так и для детей.

Одной из отличительных черт современного этапа развития физической культуры детей является увеличение многообразия её форм и видов в практике физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Детский фитнес, средства которого всё чаще применяются в образовательном процессе в системе дошкольного и школьного образования, служит тому ярким примером.

Актуальность данного вопроса обусловлена социальной значимостью обновления образования в сфере физической культуры, необходимостью разработки адекватных теоретико-методологических подходов к анализу многообразия форм и средств детского фитнеса, факторов, его определяющих, а также критериев оценки характера и тенденций процессов его развития.

Находясь в неразрывной взаимосвязи с социумом взрослых, ребёнок органично вписан в сложившуюся в нём социокультурную систему. Социокультурная система определяется ситуацией - пространственно-временной характеристикой её функционирования. В любой конкретной ситуации, где есть взаимодействие людей, необходима обязательная взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения (Ю. Е. Рыжкин, 2005). Само понятие "социокультурная система" предполагает многофакторный подход к её изучению и познанию ее отдельных феноменов, к которым, безусловно, относится фитнес.

Поэтому для определения перспектив и общих тенденций развития детского фитнеса, являющегося важной частью системы фитнеса, необходимо осмысление феномена в целом.

Родовым понятием (метасистемой) для фитнеса является физическая культура. К её предметной области он относится, поскольку формирует физическое здоровье, развивает двигательные умения.

В то же время физическая культура (соматически) - это не сами по себе средства повышения физических показателей (комплексы упражнений, методы оздоровления и прочее) или обладание физически развитым телом, а реализованные потребность и способность личности к совершенствованию своей телесности на основе принципов культуросообразности, включающих осознание тела как личностной и социальной ценности, его индивидуально-экспрессивных и коммуникативных возможностей; соответствие телесных практик нравственным и эстетическим основаниям, включая охранительное и поддерживающее отношение к природным нормам телесности [1].

В. П. Мочёновым [5] были проведены анализ и обобщение результатов многочисленных исследований, что дало ему возможность выделить три группы различных позиций человека по отношению к собственной телесности.

Первая позиция - активного и сознательного отношения к своей телесности. Этот вариант наиболее полно реализует парадигму телесной культуры, обеспечивающую культуросообразную деятельность. Во второй позиции телесность не выступает предметом активной и целенаправленной деятельности индивида. Это позиция нейтральности по отношению к телу. Тело не выступает самоцелью и не является его проблемой. В третьей позиции телесность - источник угрозы для человека, поскольку он привержен вредным привычкам, разрушающим здоровье. Для него тело не является ценностью вообще. По данным исследователя, в реальной социокультурной ситуации степень освоения первой позиции в обществе весьма далека от желаемого. Большинство населения страны не ведёт здорового образа жизни. Это подтверждается и данными других исследователей, проведёнными как среди детей и подростков [7], так и среди студентов [10].

Анализ содержания фитнес-конвенций, отражающих все его тенденции на современном этапе, показывает, что сегодня холистический подход к человеку завоёвывает всё большее число сторонников, и соответственно этому физическая культура личности трактуется не столько как совокупность физических качеств, сколько как определённый стиль жизни. Вместе с этим дифференциация запросов, обусловленная расслоением общества, порождает многообразие направлений фитнеса, различных нетрадиционных форм и средств физической культуры.

По данным исследователей [4, 8 и др.], выявлено возрастание интереса к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, которые напрямую связаны с развитием физической культуры.

Большинство учёных сходятся во мнении, что улучшение уровня здоровья на популяционном уровне зависит от совокупности факторов (экономических, политических, экологических и др.), однако решающая среди них - позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

В то же время значимая тенденция в современном обществе - усиливающийся процесс социокультурной дифференциации, который сопровождается появлением субкультур и различных стилей поведения. В этой связи многообразие форм и средств физической культуры, включая как традиционные, так и нетрадиционные, всё более дифференцируется в соответствии с культурными запросами различных слоев общества, ориентируясь на удовлетворение их интересов.

Детский фитнес призван удовлетворить потребность каждого ребёнка в физической активности, повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, приобщить к здоровому образу жизни.

Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня фитнес активно применяется в работе не только практически всех фитнес-клубов, которых в настоящее время только в Москве более 200, но и в различных формах занятий в государственных учреждениях дополнительного образования, детских садах и школах.

По данным нашего исследования, проведенного в 2005 г., 63,7 % учителей физической культуры в школах г. Санкт-Петербурга используют те или иные фитнес-технологии в различных частях урока.

Анкетирование заведующих и руководителей по физическому воспитанию показало, что и в большей части дошкольных учреждений Санкт-Петербурга детский фитнес нашел свое применение, причем в ряде ДОУ одновременно реализуется несколько его программ.

Следовательно, можно говорить о тенденции к развитию фитнеса в нашей стране и его интеграции в практику оздоровительной работы с детьми и подростками.

Но одновременно возникает закономерный вопрос: что же послужило предпосылками этого?

Возникновение всякого нового феномена в культурной жизни общества предопределяется рядом причинно-следственных факторов.

Аккультурация детского фитнеса и его понятийного аппарата в привычную среду - не только следствие развития теории, методики и, конечно же, практики самой физической культуры, но имеет и свои социокультурные предпосылки.

Во-первых, это прежде всего смена образовательных парадигм.

Приоритеты современных реалий значительно изменились. На данном этапе развития российского общества в отечественной физической культуре, как и в системе образования в целом, возобладали тенденции общегуманного, гуманитарного, оздоровительного характера, культурно-образовательные, направленные на воспитание гармонично развитой личности, которые присущи и детскому фитнесу.

Во-вторых, это приобщение детей к культурным ценностям общества. Детство является не столько биологической, сколько культурной фазой развития индивида. Основная цель педагогического воздействия может быть определена как приобщение ребенка к системе общечеловеческих ценностей, содействие становлению его как личности [7].

Фитнес - значимый феномен современной мировой культуры. Большие возможности для удовлетворения физических, психологических, эстетических и нравственных потребностей самых разных слоев населения делают его популярным и модным.

Наш век - век информационных технологий, где первостепенной ценностью является информация. Грамотно построенная пиар-кампания в СМИ, пропагандирующая идеологию фитнеса, вносит свой существенный вклад в его популяризацию.

Детская субкультура, будучи неотъемлемой частью культуры общества, мгновенно реагирует на всё новое, происходящее в мире взрослых. Дети с удовольствием и непредвзято воспринимают новые явления и термины, которые тут же входят в детский сленг.

Каждый ребёнок хочет быть похожим на героев любимых фильмов, звёзд шоу-бизнеса, популярных личностей, своих родителей. Поэтому значительная часть россиян - потребителей фитнес-услуг оказывает своё незаметное, но важное воспитательное воздействие на формирование у детей интереса и желания заниматься фитнесом по примеру взрослых.

На современном этапе российское общество всё больше осознаёт ценность здорового стиля жизни. По мнению А. Г. Комкова [2], феномен здорового стиля жизни как принцип организации самостоятельной активной жизнедеятельности связан с преобразованием в человеке в единое целое социального с биологическим и духовным, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Физическая активность выступает здесь системообразующим фактором и формируется под воздействием социальной инфраструктуры, обуславливающей интегративные показатели, характеризующие соотношение физического и психического благополучия и социального поведения.

Особо хочется подчеркнуть, что сегодня российское общество предоставляет большую свободу выбора во всём, что касается потребностей человека, в том числе и в плане здоровья, а выбор, как известно, зависит от интереса к той или иной деятельности.

Так, например, по результатам проведённого нами анкетирования старшеклассниц, 88,9 % девушек считают, что уроки физической культуры будут более интересными, если включить в программу направления фитнеса (шейпинг, аэробику, степ-аэробику и т.д.). При этом 86,6 % респондентов отметили, что хотели бы заниматься фитнесом для формирования эстетически развитого телосложения, красивой фигуры, грациозной походки; 75,8 % старшеклассниц отдают предпочтение умению красиво двигаться, танцевать; 61,5 % девушек хотели бы повысить уровень двигательных способностей.

По данным исследования, проведённого С. В. Начинской и О. Н. Степановой [6] по изучению мотивации подростков к занятиям физической культурой (обследовано 880 человек), было выявлено 6 кластеров, в которых есть мотивация снятия умственного напряжения, переключения от учёбы, получения удовольствия, оздоровления, формирования красивой фигуры, а также кластер возможности проведения времени со сверстниками, пребывания в социально привлекательной среде.

Детский фитнес на практике реализует эти идеи.

Современный социум требует от своих представителей смелости, неординарности решений, яркости, способности открыто самовыражаться. Фитнес как новое социокультурное явление в полной мере способствует решению этих задач. Практически неограниченные перспективы творчества, самоактуализации личности, широкие оздоровительные возможности в сочетании с большим разнообразием форм и средств занятий фитнесом делают его привлекательным для людей самого разного общественного статуса и возраста, в том числе и для детей.

В-третьих, это изменение политической идеологии.

Произошедшая в России смена политических ориентиров предопределила отказ от тоталитаризма, жёсткой регламентации всех сфер жизни людей советской эпохи, в том числе и системы образования. Сегодня появляется большое количество учебных заведений, реализующих помимо базовых разнообразные вариативные программы. Это даёт возможность свободного выбора родителями и детьми как самого образовательного учреждения, так и дополнительных услуг.

В-четвёртых, детский фитнес предоставляет широкие возможности социализации ребёнка.

Для детей огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта как со сверстниками, так и со взрослыми членами общества.

Сегодня не существует ни одного вида физической культуры, в котором были бы разработаны целые программы для родителей и детей, кроме фитнеса ("Дети + предки", "Мамадэнс" и др.). Эти программы пользуются заслуженной популярностью, так как высокий ритм жизни, экономические проблемы жизни россиян отнимают значительное время и силы, которые они могли бы направить на общение с собственными детьми. Современный ребёнок всё реже видит мать и отца, что приводит к внутрисемейным конфликтам и противоречиям между поколениями.

Многие фитнес-клубы предлагают специальные программы для семейного посещения, где и взрослые, и дети могли бы в процессе интересной и увлекательной совместной деятельности получить не только оздоровительный эффект, но и радость от общения с друг другом.

Для детей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проблемы в общении со сверстниками, может оказать положительный эффект посещение групповых фитнес-занятий. Главным принципом фитнеса, в том числе и детского, является "нагрузка ради здоровья", поэтому никто не будет заставлять ребёнка выполнять различные нормативы, сравнивать его результаты с результатами других занимающихся и соответственно создавать прецедент для насмешек над слабым или неловким. Так же, как и всякая групповая деятельность, занятия фитнесом могут способствовать возникновению дружеских отношений между детьми в группе.

Впитав идеи единения человека со всем миром, толерантности, будучи сам по себе явлением интернациональным, фитнес может оказывать ненавязчивое, но очень важное влияние на воспитание у занимающихся терпимости друг к другу, чувства взаимного уважения, доброжелательности.

В-пятых, внешняя привлекательность занятий детским фитнесом.

Для любой человеческой деятельности, в том числе и занятий теми или иными видами двигательной активности, необходима мотивация. Мотив престижности способен оказать существенное влияние на желание ребёнка приобщиться к занятиям фитнесом. Посещение фитнес-клубов, учреждений дополнительного образования позволяет ощутить свою причастность к миру взрослых, сильных, здоровых и успешных людей, продемонстрировать значимость перед сверстниками, что весьма немаловажно, особенно для подростков.

Большую роль здесь играют уже указанная свобода выбора занятий, их разнообразие, оснащённость этих заведений самым современным инвентарём, музыкальное сопровождение, использование новых технологий.

Существенный вклад также вносит фитнес-индустрия, в которой прилагаются значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся, в том числе и с помощью внешней привлекательности занятий фитнесом - модной спортивной одежды, аксессуаров, современного оборудования, разительно отличающегося от школьного инвентаря.

И наконец, шестой, но весьма существенной причиной развития и популяризации детского фитнеса является неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой.

Проблема отчуждения физической культуры от занимающихся, отсутствие учёта интересов, мотивов и потребностей каждого учащегося наиболее актуальна на современном этапе [9].

Среди причин нежелания посещать занятия по физической культуре в школах и ДОУ можно назвать следующие:

- недостаточная оснащенность инвентарем и оборудованием,

- перегруженность спортивных залов занимающимися (во многих школах по два класса занимаются одновременно; много детских садов, встроенных в жилые дома, где зачастую спортивного зала вообще нет, занятия проводятся в музыкальном зале или в групповых помещениях),

- отсутствие во многих детских садах руководителей по физическому воспитанию со специальным физкультурным образованием; много ДОУ, где на этой должности работают по совместительству воспитатели либо педагоги дополнительного образования, порой не имеющие не только высшего физкультурного, но даже педагогического образования, прошедшие лишь краткосрочные курсы по тем или иным направлениям оздоровительных занятий,

- низкая оплата труда педагогов, существенно отличающаяся от уровня дохода фитнес-инструкторов, что также не способствует мотивации учителей к повышению качества уроков и освоению новых технологий.

Таким образом, становится понятно, что наличие столь разнообразных и серьёзных проблем в существующей физкультурной практике и вместе с тем значимые аксиологические ориентации детского фитнеса позволяют предположить его дальнейшее развитие как самостоятельного направления и интеграцию его технологий в процесс занятий физической культурой детей и подростков.

Этот процесс с учётом новых социально-экономических условий может регулироваться с помощью различных организационно-управленческих механизмов, которые уже сегодня вступают в действие. Это:

1. Организация подготовки специалистов по фитнесу.

2. Подготовка и распространение методической, научной и учебной литературы.

3. Включение фитнес-технологий в государственные учебные программы по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, обеспечение материально-технической базы.

4. Создание благоприятных условий для функционирования общественных самодеятельных фитнес-объединений.

5. Обеспечение нормативно-правовой базы для создания оптимальных условий работы предприятий фитнес-индустрии (льготное налогообложение и т. д.).

6. Ограничение деятельности организаций и частных лиц, культивирующих научно не обоснованные, не апробированные фитнес-технологии и авторские оздоровительные методики, представляющие угрозу для жизни и здоровья занимающихся.

В последние годы проблема повышения интереса детей к занятиям физической культурой средствами фитнес-технологий вызывает интерес и становится актуальной.

В целях научно-методического обеспечения детского фитнеса преподавателями кафедры гимнастики РГПУ им. А. И. Герцена подготовлены различные программы по детскому фитнесу (танцевально-игровая гимнастика "Са-Фи-Дансе", "Лечебно-профилактический танец" и др.), которые предусматривают последовательное решение проблемы освоения фитнес-технологий в практике физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

В частности, предусмотрено создание механизма включения фитнес-технологий в учебные программы для дошкольников и учащейся молодёжи, а также открытие консультативно-методического центра. Запланировано и введение в программу подготовки специалистов по физической культуре новых учебных программ. Помимо этого разработаны программы курсов повышения квалификации и переподготовки кадров по различным направлениям детского фитнеса для дошкольных и школьных учреждений.

На современном этапе становится очевидным, что содержание физической культуры выходит за рамки двигательной активности. Социальная практика требует переосмысления традиционных представлений и активного изменения в системе организации физкультурно-оздоровительной работы с подрастающим поколением.

Следует расширить пространство физической культуры детей дошкольного и школьного возраста за счёт внедрения фитнес-технологий в традиционно существующие виды двигательной активности, здоровый досуг.

Рассмотрение указанных теоретико-методологических проблем имеет существенное значение в выработке обоснованной социальной политики, в частности при использовании средств фитнеса в процессе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это позволит эффективно, на современном уровне решать проблему улучшения здоровья подрастающего поколения, а значит, и будущего российского общества в целом.

Литература

1. Быховская И. М. Физическая культура / И.М. Быховская // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя", 1998. - С. 294-296.

2. Комков А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Комков. - СПб.: СПбНИИФК, 2000.

3. Кудра Т. А. Фитнесс. Американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры: монография / Т.А. Кудра. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2002.- 222 с.

4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. / Л.И. Лубышева.- М.: Издательский центр "Академия", 2004.- 240 с.

5. Моченов В. П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Моченов. - М. - 1994. - 24 с.

6. Начинская С. В. Анализ мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом / С.В. Начинская, О.Н. Степанова // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ч. I.- СПб., 2000. - С. 70-71.

7. Полетаева Н. М. Валеологическое воспитание школьников / Н.М. Полетаев. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 188 с.

8. Пономарев Н. А. Философия и научная картина мира: монография / Н.А. Пономарев. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - 2002. - 144 с.

9. Пустовой А. П. Современным концепциям физической культуры детей и молодёжи - современные пути реализации / А.П. Пустовой // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 47. - Т. I.- 2002. - С. 47.

10. Соколова И. В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Соколова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 20 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!