ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Abstract

FORMATION OF AESTHETIC COMCEPTIONS AND AESTHETIC PERCEPTION AT ONES ENGAGED IN IMPROVING AERO BICS

L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor

N.V. Krasnikova

The Ulyanovsk state pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: improving aerobics, stimulated development, means and methods, aesthetic conceptions, aesthetic perception.

The purpose of this work is revealing the initial level of formativeness of aesthetic conceptions and perception and an opportunity to operate purposefully their development and perfection.

In the authors’ opinion it is especially important for teenage girls of 12-14 years old as mastering aesthetic concept is transferred to daily life and forms their outlook and environmental perception.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ

Доктор педагогических наук, профессор Л. Д. Назаренко Н. В. Красникова
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, стимулируемое развитие, средства и методы, эстетические представления, эстетическое восприятие.

Аэробика - один из художественно-эстетических видов физических упражнений, что предъявляет особые требования к формированию эстетических представлений и эстетического восприятия начиная с первых дней занятий. Особенно большое значение это имеет для девочек-подростков 12-14 лет, так как усвоение эстетического понятия переносится на повседневную жизнь и определяет их мировоззрение и восприятие окружающей действительности.

Влияние физических упражнений на формирование эстетического отношения к окружающему миру значительно усиливается и дополняется другими видами искусства: музыкой, воздействующей на чувства и способствующей духовному развитию занимающихся; живописью и архитектурой, влияние которых заключается не только в формировании гармоничного восприятия формы и содержания физических упражнений, но и в эстетическом конструировании костюма, спортивного зала, дворца спорта, как здания, имеющего специфическую архитектуру, подчеркивающую особую значимость физической культуры и спорта как сферы деятельности с большим эстетическим потенциалом. Живопись и скульптура с изображением совершенного человеческого тела занимают большую нишу среди других видов искусства и во все эпохи и времена привлекали внимание не только специалистов, но и простых людей [3 - 5].

Эстетические представления и эстетические восприятия определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути [1, 2]. Следовательно, актуальность данной темы заключается в возможности управления формированием эстетических понятий, представлений, чувств.

Цель данной работы - выявление первоначального уровня сформированности эстетических представлений и эстетического восприятия и возможность целенаправленно управлять их развитием и совершенствованием.

Задачи исследования:

- разработать критерии оценки эстетического представления и эстетического восприятия у занимающихся оздоровительной аэробикой;

- выявить исходные данные, свидетельствующие об уровне развития исследуемых компонентов эстетического восприятия;

- разработать методику формирования эстетических представлений и эстетического восприятия у девочек 12-14 лет.

Для решения данных задач был организован и проведен педагогический эксперимент в фитнес-клубе, в котором приняли участие 28 подростков 1-го года обучения. Были организованы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, по 14 человек в каждой. Уровень физической подготовленности определяли по следующим видам контрольных упражнений:

- бег на 500 м (мин, с);

- прыжок в длину с места (см);

- прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами (см);

- стоя на гимнастической скамейке, наклон вперед (см);

- из положения лежа на спине касание пола прямыми ногами за головой (колич. раз).

Исходный уровень проявления исследуемых компонентов эстетического воспитания определяется с помощью следующих контрольных упражнений:

- вертикальное равновесие на носке одной ноги (положение свободной ноги произвольное), руки также занимают свободное положение (вверх-в стороны, одна - за голову, другая - вверх). Оценивается выразительность позы по мимике и выражению лица, направлению взгляда, гармоничному расположению звеньев тела;

- глубокий выпад вперед с произвольным положением рук (согнутые руки скрестно перед собой; "круглые" руки над головой в IV позиции; или одна - вперед, другая - назад и др.). Также оцениваются выразительность движения по оригинальности жеста, мимике, направлению взгляда, умение передать внутреннее состояние (спокойное, восторженное, радостное, торжественное и др.);

- танцевальная дорожка из основных способов передвижения (скрестным, приставным, галопом, полька) при произвольных движениях руками (на усмотрение занимающихся). Оценивается выразительность движений по слитности, амплитуде, ритмичности; пластичности, рациональному расположению звеньев тела, умению передать настроение и эмоции. Уровень общей физической и специальной подготовленности в ЭГ и КГ не имел существенных отличий (р>0,005).

Обе группы занимались в течение 10 месяцев 3-4 раза в неделю по 1,5 - 2 ч. Занятия проходили с музыкальным сопровождением. КГ занималась по общепринятой программе, основанной на базовых элементах оздоровительной аэробики; для ЭГ была разработана специальная методика, предусматривающая комплексное воздействие на формирование эстетических представлений и эстетического восприятия, содержание которых составляли:

- системы специальных упражнений;

- подбор разнообразных музыкальных мелодий для прослушивания и сопровождения двигательных действий;

- специальные требования к внешнему виду: спортивному костюму, обуви, прическе в одном стиле, подчеркивая индивидуальные особенности занимающихся (росто-весовые показатели, особенности прически, цвет глаз и т. д.);

- элементы эстетики поведения человека (походка, осанка, жесты и др.).

Система физических упражнений с эстетической направленностью, используемая в ЭГ, была ориентирована на формирование следующих эстетических компонентов двигательного действия:

- развитие чувства пространства и времени с помощью таких двигательных заданий, как определение оптимальной амплитуды движений в зависимости от характера музыкального произведения; определение рационального ритма движений, их смена под воздействием разных музыкальных мелодий; выбор способа передвижения (спортивный шаг, передвижение высоко на носках, "острым" шагом, скрестным шагом и т. д.) в зависимости от характера музыки;

- развитие аналитического чувства было направлено на формирование способности к оценке соответствия выполняемого двигательного действия музыкальной мелодии, адекватности средств выразительности двигательных действий характеру мелодии, оптимального темпа и ритма движений, особенностей мелодии и т. д.;

- формирование чувства ритма предусматривало обучение рациональному распределению мышечных усилий: в начале композиции, когда программа начинается с прыжка или выразительной танцевальной дорожки; в середине выступления или в конце, когда серия прыжков и подскоков заканчивается эффектной позой;

- воспитание чувства меры. Оно направлено на понимание оптимального сочетания динамической и статической поз, прыжков, поворотов, танцевальных дорожек, силовых и маховых движений и т. д.

В каждой части учебно-тренировочного занятия используются разнообразные музыкальные произведения, обусловливающие характер предстоящих физических упражнений: ходьбы, бега, прыжков, подскоков, танцевальных шагов в их различном сочетании. При этом обращалось внимание на использование специфических средств выразительности в каждом виде двигательных действий: ходьбе и беге с подчеркивающей осанкой, приподнятой головой, соответствующим направлением взгляда, акцентированным движением руками; в прыжках и подскоках - также при сохранении идеальной осанки. Большое внимание обращалось на рациональное расположение звеньев тела, акцентированное движение головой в момент приземления после прыжков и подскоков; в танцевальных шагах и дорожках особое внимание уделялось движению плеч, головы; широко использовались полукувырки, полунаклоны и т. д.

При недостаточно выразительном выполнении двигательного задания занимающиеся прослушивали мелодию; голосом и хлопками отмечали особенности ее ритма, определяли динамику звуков, находили оптимальное место сочетания сильных и слабых элементов двигательного акта с учетом особенности музыкальной мелодии.

В основной части занятия девочки прослушивали несколько разных музыкальных отрезков и пытались сами определить последовательность выполнения двигательных заданий в зависимости от характера мелодии. Одно и то же двигательное задание выполняли в разных условиях:

- с изменением скорости, направления и амплитуды движений;

- из разных исходных положений в разные конечные;

- в сочетании с другими двигательными действиями;

- передвигаясь по различной площадке (уменьшенной, увеличенной), по всем основным направлениям движения (по кругу, диагонали и т. д.).

В заключительной части тренировки занимающиеся составляли произвольные композиции из 4-5 движений, направленные на формирование индивидуальной манеры выступления (широкие плавные движения, энергичные прыжковые композиции и т. д.).

Динамика показателей физической подготовленности девочек 12-14 лет контрольной и экспериментальной групп. 1 - бег на 500 м; 2 - прыжок в длину с места; 3 - прыжок в высоту с места; 4 - наклон вперед, стоя на скамейке; 5 - касание ногами пола за головой из положения лежа на спине

После 10 месяцев систематических занятий были проведены повторные исследования по выявлению уровня общефизической и специальной подготовленности. Результаты показали, что у занимающихся ЭГ произошло увеличение прироста показателей по всем видам контрольных упражнений (см. рисунок). Так, в беге на 500 м прирост в ЭГ составил 4,1 %, в КГ - 2,2 %; в прыжке в длину с места в ЭГ - 4,6 % в КГ - 2,7 %; в прыжке в высоту с места в ЭГ - 2,95 %, в КГ - 1,7 %. При наклоне вперед стоя на скамейке прирост в ЭГ составил 6,8 %, в КГ - 4,3 %. При касании ногами пола за головой из положения лежа на спине прирост показателей в ЭГ составил 5,3 %, в КГ соответственно 3,9 %.

Выполнение контрольных упражнений, направленных на формирование эстетических представлений и эстетического восприятия, также выявило преимущество занимающихся ЭГ по всем двигательным заданиям. Так, темпы прироста показателей, характеризующих выразительность позы в ЭГ, составили 9,5 %, в КГ - 4,7 %; темпы прироста выразительности позы при глубоком выпаде в ЭГ - 7,8 %, в КГ - 4,1 %; при выполнении танцевальной дорожки в ЭГ - 7,8 %, в КГ - 4,9 %. Экспертная группа, выставившая оценки в ЭГ за красоту выполнения двигательных заданий, отметила существенное улучшение походки занимающихся, повышение культуры движений, жестов, более внимательное отношение к одежде, внешнему виду, культуре речи, к окружающим.

Таким образом, целенаправленное формирование эстетических представлений и эстетического восприятия на занятиях оздоровительной аэробикой не только развивает культуру движений, но и положительно сказывается на повышении уровня эстетического восприятия окружающей действительности по целому ряду параметров, и прежде всего на развитии и совершенствовании собственных эстетических вкусов, взглядов, представлений.

Литература

1. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта, пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1997. - № 6. - С. 10-15.

2. Назаренко Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 249 с., ил.

3. Сараф М. Я. Эстетика спорта: лекция для студентов ГЦОЛИФКа / М. Я. Сараф. - М., 1974. - 35 с.

4. Столяров В. И. Спорт и современная культура. Методический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. 1997. - № 7. - С. 2-5.

5. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Ч. 1. Объекты исследования физиологии физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.И. Столяров. - М.: Российская академия образования, РГАФК, 1999. - 124 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!