ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Abstract

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SOCIO-MORAL SELF DEVELOPMENT OF PUPIL’S PERSONALITY (ON PHYSICAL EDUCATION MATERIAL)

A.A. Opletin, Ph. D., associate professor

The Perm state pedagogical university, Perm

Key words: physical education, self development, personality, pedagogical technology.

The purpose of the research is the development of pedagogical technology of self development of the pupil’s personality by means of physical culture and the proof of its efficiency. In the research there are sub mitted the stages and levels of mastering untraditional methods of physical culture by pupils of experimental group, their diagnostics which has shown rather high positive dynamics of mastering these exercises by the pupils. The success of mastering random self regulation and construction of person al technology of self development by the pupils of the experimental course is marked.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Оплетин
Пермский государственный педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: физическое воспитание, саморазвитие, личность, педагогическая технология.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных отношений. Образовательный процесс формирует благоприятные условия саморазвития личности, предоставляет широкую возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении.

Такая постановка вопроса требует модернизации процесса образования, обуславливает необходимость в поиске адекватных методов влияния, ставящих личность в условия самопознания и саморазвития.

В психолого-педагогической литературе в целом проблема саморазвития личности разработана недостаточно и исследование ее в образовательном процессе, по существу, только начато. Однако следует отметить, что подходы к пониманию саморазвития личности уже сложились и представлены в литературе в разных аспектах. Одни исследователи понимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности (А. Я. Арет, Т. Е. Конникова, А. И. Кочетов, С. Д. Поляков, В. Ф. Райский, Е. В. Соловьева, Р. Т. Теуважукова, Л. И. Тувинский), другие - как саморегуляцию (И. Н. Смирнов), как процесс жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская) или как активность в процессе самоутверждения (И. Ф. Харламов).

Интерес для нашего исследования представляют работы, отражающие эффективность нетрадиционных методов в процессе спортивных занятий (А. В. Алексеев, А. А. Белкин, В. В. Ботаршов, В. Б. Горский, П. М. Левитский, А. С. Ромен и др.). Рассматривается аспект формирования познавательной активности личности в процессе занятий физической культурой (С. М. Ахметов, В. Ф. Балашова, А. М. Доронин и др.). Серьезное значение в исследованиях придается проблеме становления социально-нравственной личности в подготовке спортсменов (А. Н. Алябьев, Г. Б. Баймеев и др.), гуманизации процесса образования на занятиях физической культурой (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева и др.).

Тем не менее остаются нераскрытыми вопросы саморазвития личности, связанные с конкретным видом деятельности человека в области нравственного совершенствования личности. Недостаточно определен механизм саморазвития, не разработаны принципы педагогической технологии для построения педагогического процесса, обеспечивающего саморазвитие личности, с акцентом на социально-нравственной направленности на основе изучения той или иной образовательной дисциплины. Не исследована проблема обучения учащихся технологии личностного саморазвития. Не представлен конкретный педагогический инструментарий, способный активизировать психическую деятельность учащегося в процессе социально-нравственного самостроения личности.

В научно-педагогической литературе представлено весьма мало работ, освещающих подходы к изучению проблемы саморазвития средствами физической культуры в условиях образовательного процесса. Анализ теории и практики по проблеме развития, саморазвития и формирования личности, в том числе и средствами физической культуры, свидетельствует о её актуальности и малой изученности.

В ходе исследования установлено, что существует противоречие между традиционной системой обучения физической культуре, решающей только задачи общего физического развития и физического здоровья, в которой ученик выступает в основном как объект и как средство, и необходимостью в реализации подходов к личностно ориентированному образованию, при котором ученик выступает в роли субъекта, принимает активное участие не только в своем физическом развитии, но и в личностном становлении посредством социально-нравственного саморазвития.

Выявление противоречия позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе содержания и форм саморазвития личности учащегося на занятиях физической культуры.

Цель исследования - разработка педагогической технологии саморазвития личности учащегося средствами физической культуры и доказательство её эффективности.

Методы исследования - философско-логический анализ состояния проблемы, изучение свойств личности по Р. Кеттеллу F-16, форма С; метод мотивационной направленности личности (I разряд - МС) по Л. Солнцевой и Ф. Галкиной; метод определения способности к саморазвитию и конкурентоспособности по А. И. Андрееву; традиционные методы САН, ДАТ; устойчивость нравственного выбора по А. С. Новоселовой. Метод диагностики саморазвивающей активности (педагогический аспект) по А. С. Новоселовой - А. А. Оплетину - Л. А. Титовой; целевое педагогическое наблюдение по разработанным автором карте отражения динамики деятельности по саморазвитию личности (КОД) и методам определения уровня произвольной личностной саморегуляции и уровня овладения построением личностной технологии саморазвития.

На базе гуманистических философско-педагогических идей освещения проблемы саморазвития и ведущих трудов психологов и педагогов современности, раскрывающих подходы к решению этой проблемы, в исследовании приводится определение саморазвития с учетом такого вида деятельности учащихся, как физическое воспитание. Специфика его определяется системообразующим видом деятельности, где в основу традиционного подхода положены развитие моторной сферы психики с акцентом на физическом развитии организма, а в воспитании - на здоровом образе жизни с проявлением силы воли, выносливости, ориентация на сохранение и укрепление здоровья для самоутверждения в профессиональной деятельности. Саморазвитие в личностно ориентированной системе - волевой процесс качественного самоизменения личности, основанный на личностной активности учащихся, процесс самоактивизации всех личностных сил человека, включающий взаимовлияющую связь осознаваемой и неосознаваемой сфер психики, что проявляется в самоощущении и самопринятии себя как "Я-реального" со стремлением к "идеальному Я".

В исследовании внимание сконцентрировано на раскрытии личностного потенциала саморазвития личности, представленного в работах ведущих психологов, характеризующих особенности возраста ранней юности (В. А. Крутецкий, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, Р. С. Немов, К. К. Платонов, А. В. Петровский и др.).

Исследователи отмечают, что в этом возрасте становление образа "Я" идет по линии целостного представления о себе (Л. С. Выготский), отмечается способность юношей в раскрытии себя и богатства мира своих внутренних эмоций, в усилении фокусирования на своем "Я" (И. С. Кон). Характерно развитие рефлексивного мышления; развивается индивидуальность и "самость" личности (Н. Б. Крылова); проявляется характер самоуважения (А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, В. И. Дубровина, И. С. Кон и др.). Идет процесс выстраивания своей "Я-концепции", рождение новой самооценки (К. А. Абульханова-Славская), они задумываются над смыслом жизни (А. В. Мудрик). Отмечается стремление к самосовершенствованию личности, к познанию сущности человеческих отношений (А. С. Белкин), отмечена тенденция к прогрессивному развитию "самости" (Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, П. С. Круглов, А. М. Прихожан, Ф. В. Снегирева и др.); способность программировать уровень процесса саморазвития личности (Л. Н. Куликова); для них характерна огромная внутренняя работа, которая преобразует активность личности (Н. С. Лейтес).

В целом учёные отмечают стремление юношей к самостроению своей личности, основанное на проявлении преобразующей силы активности, характерной для этого возраста. Считается, что данные качества в юношеском возрасте должны быть развиты в достаточной мере. Но, как показали наши исследования, это далеко не так. У учащихся выявлен низкий самоконтроль, слабая саморегуляция, нежелание что-либо исправлять в своей личности, высокий показатель личностной тревоги, реактивной депрессии.

Представленная характеристика дает основание судить о наличии у учащихся психологических "барьеров", задерживающих их личностное саморазвитие, что (по Л. С. Рубинштейну) относится к внутреннему фактору развития и формирования личности в целом.

Личностный потенциал социально-нравственного саморазвития, представленный психологами в возрастной характеристике, оказался мало реализован. Поскольку личностные факторы обусловлены средой, то предполагается наличие и внешних факторов, которые способны задерживать этот важный для развития личности процесс. По данным нашего исследования, к ним отнесены традиционная программа физической культуры для колледжа с ущербными функциями развития и воспитания и репродуктивными методами её реализации, что в совокупности с внешними факторами не позволило эффективно решить вопросы социально-нравственного саморазвития личности учащегося.

Исходя из этого была предпринята попытка модификации программы по физической культуре. Модификация проходила в два этапа. На первом обновлено звено целеполагания, где усилены воспитывающая и развивающая функции. В содержательную сущность программы наравне с традиционными методами введен новый модуль - "Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги" (Ю. М. Иванов). В него вошли: универсальная разминка, растяжки, самомассаж, исцеляющие звуки, элементы медитации, дыхательная гимнастика и йога в виде нескольких асан. Новый модуль призван не только расширить область физического развития учащихся, нормализовать психическое состояние, но и пробудить силу личностного "Я", приобщить к овладению элементами самостоятельной работы над собой. Проведенные промежуточные срезы, сделанные по тем же методам, что и исходные, показали педагогический эффект в физическом развитии личности, в пробуждении стремления к освоению и управлению своим организмом. Но динамика социально-нравственной стороны саморазвития оказалась незначительной.

В связи с этим на втором этапе модернизации программы физического воспитания был введен еще один модуль - "Социально-педагогический тренинг" (А. С. Новосёлова, И. Е. Шварц). Введение данного модуля потребовало получения дополнительных данных, для чего проведено исследование личности учащегося на проявление степени внушаемости. Самовнушение занимает немаловажное место в тренинге.

Одновременно разрабатывалась педагогическая технология реализации модифицированной программы. В основу положены достижения исследователей в этой области (П. В. Атутов, В. П. Беспалько, И. П. Волков, М. В. Кларин, С. П. Мезенцева, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, Ф. А. Фрадкин, М. В. Щепель и др.). Педагогическая технология по ведущему фактору - комплексная. По характеру усвоения - развивающая. По ориентации - саморазвивающая. По организации - урочноклубная. По подходу - личностно ориентированная. По способу реализации - взаимодействие методов убеждения и внушения. По прогнозированию - поэтапная. В ходе осуществления программы по разработанной технологии, реализуя принцип индивидуализации в образовании, учащиеся приобщались к составлению личностной технологии социально-нравственного саморазвития на основе рефлексии при педагогической поддержке по системе "Консультант".

Экспериментальные данные подтверждают, что предложенная технология реализации созданной программы научно обоснована и способна предельно включить самих учащихся в познавательный процесс с акцентом на физическом и социально-нравственном саморазвитии личности, при этом она активно приобщает учащихся к составлению личностной технологии освоения изучаемого материала.

Занятия по физической культуре, проводимые по модернизованной нами программе и разработанной методике, оказали положительное влияние на организм учащихся экспериментальной группы (ЭГ). За время эксперимента у учащихся, занимающихся в ЭГ, произошли более отчетливо выраженные статистически достоверные сдвиги в показателях физического развития, физической подготовленности, двигательной активности и физической работоспособности, чем в контрольной группе (КГ). В контрольных испытаниях по физической подготовленности результаты в КГ улучшились в среднем: в беге на 30 м - на 0,5 с, на 100 м - на 1,8 с, на 2000 м (девушки) - на 3,01 с, на 3000 м (юноши) - на 4,1 с; в прыжках в длину с места - на 15 см; в подтягивании на перекладине - на 3 раза, сгибании и разгибании рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке (девушки) - на 5 раз. Показатели физического развития улучшились: масса тела - на 2,5 кг, длина тела на 4,8 см, окружность грудной клетки - на 4,3 см, сила правой кисти - на 4,7 кг. Реакция сердечнососудистой системы на функциональную пробу (20 приседаний за 30 с) в конце эксперимента характеризовалась уменьшением частоты пульса и сокращением восстановительного периода на 55 с.

По сравнению с КГ результаты физической подготовленности в ЭГ улучшились в среднем: в беге на 30 м - на 0,9 с, на 100 м - на 2,3 с, на 2000 м (девушки) - на 5,03 с, на 3000 м (юноши) - на 1 мин 15 с; в прыжках в длину с места - на 18,1 см; в подтягивании на перекладине - на 5 раз; в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа на гимнастической скамейке (девушки) - на 18 раз. Показатели физического развития улучшились: масса тела - на 3,1 кг, длина тела - на 5,1 см, окружность грудной клетки - на 5,2 см, сила правой кисти - на 6,1 кг. Реакция сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу (20 приседаний за 30 с) в конце эксперимента характеризовалась уменьшением частоты пульса и сокращением восстановительного периода на 1 мин 15 с.

Существенно снизилась заболеваемость учащихся и улучшилась посещаемость учебных занятий. В течение учебного года учащиеся ЭГ реже болели острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ, грипп, болезни уха, горла и носа), чем учащиеся КГ. За период исследования на учащихся ЭГ приходилось 696 случаев простудных заболеваний, а КГ - 1047. Средняя продолжительность одного случая в ЭГ составляла 7,1 дня, а в КГ9,9 дня. Число учащихся, часто и длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями (3-4 раза в год), в ЭГ наблюдалось на 21,1 % меньше, чем в КГ.

Педагогические наблюдения выявили улучшение отдельных черт характера у учащихся, занимающихся в ЭГ. У учащихся исчезли боязливость, нерешительность, стеснительность, пассивность и неуверенность. Улучшилась дисциплина и появились организованность и самостоятельность. Появился интерес к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься в спортивных секциях. Из 83 учащихся ЭГ 30 посещают спортивный клуб "Судьба - это ты сам", 20 - секцию приёмов самозащиты, 10 - тренируются в сборной команде колледжа по баскетболу, 11 - стали посещать секцию настольного тенниса, 6 - занимаются физическими упражнениями самостоятельно и 6 - согласно дневникам саморазвития ещё не определились в своём выборе занятий по физической культуре. В КГ из 81 учащегося только 21 посещает те или иные секции.

Выявлено, что в экспериментальном курсе в ходе исследования значительно увеличилось количество учащихся по показателям, характеризующим их эмоциональное благополучие, выраженное степенью проявления психических состояний: норма (исходный - у 35 %; контрольный - у 68 % учащихся); значительно уменьшилось число учащихся с показателем пограничного состояния (исходный - у 28 %; контрольный - у 8 %). Сократилось число учащихся, требующих педагогической коррекции (исходный - у 40 %; контрольный - у 25 %). В контрольном курсе отмечена очень слабая положительная динамика: норма (исходный у 37 %; контрольный - у 40 %); пограничное состояние (исходный - у 22 %; контрольный - у 17 %). Такая же картина - в проявлении реактивной депрессии: значительная положительная динамика имела место в увеличении нормы и уменьшении пограничного состояния у учащихся экспериментального курса и почти отсутствие ее наблюдалось в КГ.

Экспериментально установлено, что положительно окрашенное психическое состояние учащихся во многом определяет их адекватную реакцию на введение новшеств в программу.

Таблица 1. Результаты проверки эффективности авторской педагогической технологии, t-критерий Стьюдента, - данные исходного измерения

Показатели методик Сред. арифм. t-критерий Стьюдента Уровень значимости, р Число людей Стандартное отклонение
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
СП САМ 1 2,53 2,54 -0,13 0,898 83 81 0,65 0,65
КОНКУР 1 2,96 2,98 -0,09 0,926 83 81 0,80 0,77
СП САМУ 1 2,57 2,58 -0,14 0,887 83 81 0,63 0,63
ОТ ФИЗК 1 2,69 2,74 -0,65 0,515 83 81 0,52 0,54
СИЛА Л 1 2,49 2,51 -0,16 0,877 83 81 0,50 0,50
САМ АКТ 1 2,53 2,62 -0,84 0,403 83 81 0,65 0,68
УСТ HP 1 2,71 2,74 -0,27 0,789 83 81 0,72 0,70

Таблица 2. Результаты проверки эффективности авторской педагогической технологии, t-критерий Стьюдента, - данные промежуточного измерения

Показатели методик Сред. арифм. t-критерий Стьюдента Уровень значимости, р Число людей Стандартное отклонение
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
СП САМ 2 3,02 2,62 3,55 0,001 *** 83 81 0,80 0,66
КОНКУР 2 3,04 3,02 0,10 0,922 83 81 0,76 0,74
СП САМУ 2 3,00 2,62 3,51 0,001 *** 83 81 0,75 0,64
ОТ ФИЗК 2 3,04 2,75 3,20 0,002 ** 83 81 0,59 0,54
СИЛАЛ2 2,67 2,56 1,29 0,197 83 81 0,63 0,55
САМ АКТ 2 2,81 2,68 1,26 0,209 83 81 0,61 0,69
УСТ HP 2 2,81 2,88 -0,64 0,523 83 81 0,72 0,66

Таблица 3. Результаты проверки эффективности авторской педагогической технологии, t-критерий Стьюдента, - данные контрольного измерения

Показатели Сред. арифм. t-критерий Уровень Число людей Стандартное отклонение
методик ЭГ КГ Стьюдента значимости, р ЭГ КГ ЭГ КГ
СП САМ 3 3,72 2,73 8,24 0,000 *** 83 81 0,87 0,65
КОНКУР 3 3,72 3,05 5,71 0,000 *** 83 81 0,77 0,74
СП САМУ 3 3,72 2,62 9,41 0,000 *** 83 81 0,85 0,64
ОТ ФИЗК 3 3,75 2,80 9,04 0,000 *** 83 81 0,75 0,58
СИЛА Л 3 3,18 2,59 6,00 0,000 *** 83 81 0,67 0,59
САМ АКТ 3 3,67 2,74 7,54 0,000 *** 83 81 0,88 0,69
УСТ HP 3 3,59 2,86 5,60 0,000 *** 83 81 0,96 0,67

Условные обозначения:

СП САМ - способность к саморазвитию

КОНКУР - конкурентоспособность

СП САМУ - способность к самоуправлению

ОТ ФИЗК - отношение к физической культуре

СИЛА Л - сила личности

САМ АКТ - саморазвивающая активность

УСТ HP - устойчивость нравственного выбора

***/** высокий/низкий уровень значимости

Изучение динамики проявления у учащихся способности к социально-нравственному саморазвитию свидетельствует о том, что интенсификация программы и технология её реализации дают значительный педагогический эффект в проявлении у учащихся уровня способности к саморазвитию. Низкий уровень к концу эксперимента проявился у незначительной части учащихся экспериментального курса - у 8 %, при исходном срезе - у 56 %. У большой части (71 %) зафиксирован значительный скачок в проявлении достаточно высокого уровня способности к социально-нравственному саморазвитию при нулевом исходном показателе высшего. В контрольном курсе изменения незначительны.

Анализ результатов исследования зафиксировал у учащихся ЭГ осознание и ощущение значимости силы своего "Я", способной к активной самореализации при преодолении препятствий (метод ММPI - Шкала силы личности). Это подтверждают и данные проявления конкурентоспособности личности в деятельности (А. И. Андреев). В экспериментальном курсе резко снизился показатель низкого уровня конкурентоспособности у значительной части учащихся (исходный - у 54 %; контрольный - у 14 %). На 29 % увеличилось число учащихся с достаточно высоким уровнем его проявления, 11 % достигли высшего уровня, что свидетельствует о том, что учащиеся готовы быть конкурентоспособными в самостроении своей личности социально-нравственной направленности. Зафиксирована положительная динамика в проявлении устойчивости нравственного выбора учащихся в проблемных ситуациях. Она характеризует социально-нравственную направленность личности. В контрольном курсе динамики не обнаружено. Согласно полученным данным подтверждено повышение у учащихся уровня саморазвивающейся активности. Доказано, что целевое стимулирование саморазвивающей активности посредством введения в программу модулей нетрадиционных методов физического воспитания и педагогического аутотренинга дало положительный эффект: в 5 раз (с 54 до 11 %) снизилось число учащихся, у которых зафиксирован низкий уровень саморазвивающей активности; в 6 раз (с 9 до 53 %) увеличилось число учащихся с проявлением высокого уровня. У 15 % отмечен высший (превосходный) уровень. В КГ отмечена слабая динамика способности к социально-нравственному саморазвитию. Поскольку саморазвивающая активность представляет собой комплекс характеристик личности, для определения уровня и качества социально-нравственного саморазвития личности учащегося в нашем варианте она считается ключевым показателем.

Представленные данные, характеризующие учащихся экспериментального курса, подтвердили проявление возросшего положительного отношения к физической культуре с ее саморазвивающей направленностью. Низкий показатель (индифферентное отношение) выявлен лишь у 2 % от общего количества учащихся в конце экспериментальной работы. Половине курса (46 % с высоким уровнем) нравится заниматься саморазвитием именно средствами физической культуры. 16 % учащихся уже совмещают уроки с занятиями в спортивном клубе, связывают свое будущее с ними (высший уровень). Характеристика данных показателей подчеркивает эффективность созданной педагогической технологии личностного саморазвития учащегося на занятиях физической культурой в проявлении мотивации и свойств, фиксирует позицию человека по отношению к социально-нравственному саморазвитию своей личности и определяет долю его участия в этом процессе. Т-критерий Стьюдента и критерий Фишера подтверждают отличия результатов эксперимента в КГ и ЭГ, показателей свойств личности, определяющих уровень социально-нравственного саморазвития.

В исследовании представлены этапы и уровни освоения учащимися ЭГ нетрадиционных методов физической культуры, приведена их диагностика, показавшая достаточно высокую положительную динамику освоения учащимися этих упражнений: высокий уровень - у 57 %, высший у 19 %. Отмечен успех овладения учащимися экспериментального курса произвольной саморегуляцией (52 %) и построением личностной технологии саморазвития: 57 % учащихся от числа всего курса владеют этим способом на достаточном уровне, 18 % - на высоком.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Педагогическая технология, основанная на данных изучения личности учащихся, включающая образовательные модули нетрадиционных методов преподавания физической культуры и социально-педагогического тренинга, способна создать условия для социально-нравственного саморазвития личности учащегося.

2. Эффективность педагогической технологии социально-нравственного саморазвития личности учащегося в процессе освоения основ физической культуры обеспечивается сочетанием традиционных и нетрадиционных модулей образовательной программы по физической культуре, создающих условия для овладения учащимися личностной технологией саморазвития.

3. Определена содержательная сущность внутренних и внешних факторов, задерживающих социально-нравственное развитие личности. Установлена возможность формирования средствами физической культуры направленности личности учащегося на саморазвитие.

Авторская программа физической культуры в условиях гуманитарного колледжа дает возможность эффективно решать проблему освоения учащимися технологии социально-нравственного саморазвития.

Литература

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! / А. В. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. 2 кн. / В. И. Андреев. - Казань. - 1996, 1998.

3. Балашова В. Ф. Специфика инновационного воспитания в инновационной образовательной форме "Лицей искусств": автореф. дис.... канд. пед. наук / В. Ф. Балашова. - М.: МПУ, 1996.

4. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг: путь к физическому совершенству и космическому сознанию / Ю. М. Иванов. - М.: СП. Лесинвест, 1990.

5. Оплетин А. А. Экспериментальная программа по реализации проблемы "Саморазвитие учащихся колледжа искусств и культуры средствами физического воспитания" / А. А. Оплетин. - Пермь, 2002.

6. Оплетин А. А. Диагностика саморазвивающей активности в образовательном процессе (педагогический аспект) / А. А. Оплетин, А. С. Новоселова, Л. А. Титова. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2003.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!