ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Abstract

INTEGRATIVELY HUMANISTIC APPROACH IN FORMING SCHOOLGIRLS’ INTEREST IN PHYSICAL CULTURE IN CONDITIONS OF ARCTIC SCHOOL OF SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

N.A.Vinokurova, associate professor

Institute of physical training and sports of the Yakut state M.K.Ammosov’s university, Republic Saha (Yakutia)

Key words: physical education, motivation, technologies of education, small in number peoples of the North.

One of the acute problems of physical education, the integratively humanistic approach in forming the pupils’ interest in physical culture, is considered in the article. The author considers game ( the game tradition of small in number peoples of the North) as an ethno pedagogical category of education, as means of the formation of the interest in physical culture; the necessity of creating a pedagogical model of forming the girls’ interest is substsantiated.


ИНТЕГРАТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕВОЧЕК ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Доцент Н.А. Винокурова
Институт физической культуры и спорта Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, Республика Саха (Якутия)

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, технологии обучения, малочисленные народы Севера.

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. Д. Сонькин и др.). Особого внимания заслуживает снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.

Постоянно обновляющиеся технологии обучения требуют поиска новых подходов к учебно-воспитательному процессу по физической культуре. На основании практического опыта мы предлагаем следующие педагогические пути формирования интереса у девочек: во-первых, переход от традиционного обучения к творческому развитию; во-вторых, от репродуктивного действия - к личностно ориентированному, дифференцированному обучению. Такой подход становится эффективным, поскольку цели и задачи физического образования в условиях арктической школы исходят из положений современной концепции гуманистического образования. В целях реализации этих идей мы выбираем интегрально-гуманистический подход. Интегральный подход к формированию у девочек интереса к физической культуре позволяет педагогам вести индивидуальный подход к образовательному процессу. В данном случае предмет "Физическая культура" в интеграции с этнопедагогикой становится более эффективным педагогическим условием духовно-гармоничного воспитания здоровой личности.

Научная новизна исследования данной проблемы заключается в том, что в ней предпринята попытка разработать интегративно-гуманистический подход в методике формирования интереса к физической культуре, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья девочек средствами этнопедагогики. Теоретическая значимость исследования состоит в определении организационно-педагогической модели интегративно-гуманистического подхода и обосновании путей, средств и методов формирования интереса у учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации, разработанные на основе опытно-экспериментальных работ, могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы по физической культуре в условиях арктических школ Республики Саха (Якутия), совершенствовании педагогического процесса в формировании у девочек интереса к ней средствами прогрессивных традиций этнопедагогики малочисленных народов Севера.

Главная суть интегративно-гуманистического подхода в условиях арктической школы - разработать систему формирования интереса на основе современных прикладных достижений физического воспитания и этнопедагогики. В этой связи возникает проблема феномена "интереса". В энциклопедическом словаре понятие "интерес" имеет два значения: первое - реальная причина социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. участвующих в них индивидов, социальных групп, классов; второе - объективное основание, отношение личности к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному.

Следовательно, на основании анализа научных подходов к определениям интереса нашему исследованию близка точка зрения Г. И. Щукиной, которая расценивает интерес как "...избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [11]. На основании изучения научной литературы можно выделить следующие категории понятия интереса (А. Г. Ковалёв, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо): в зависимости от качественных психологических характеристик; содержания, принадлежности к различным областям познания и деятельности; объёма интересов, количества объектов, указывающих на многосторонность развития личности [3, 5, 6, 4, 9].

Таким образом, физическая культура выступает как социальная ценность, и снижение интереса девочек к ней является одной из социально-педагогических проблем арктической школы. Физическое воспитание детей малочисленных народов Севера требует особого учета физиологических и возрастных особенностей девочек. У народов Севера дифференцированное воспитание девочек имеет психологическую, морально-этическую и духовно-практическую основу, связанную не только с религиозно-философскими воззрениями, но и с физическим воспитанием. Возрастная градация (с 1 года до 3 лет - раннее детство, 5-6 лет - первое детство, 8-12 лет - второе детство) имеет большое значение в физической подготовке девочек. Исследователи выделяют подростковый возраст в различных границах: с 10 лет и старше 16 лет, иногда разделяют на две фазы - 1112 и 13-14 лет [1 - 3, 8], 12-15 и 15-17 лет [1, 2, 3, 5]. Этнопедагогические традиции, в которые вовлекаются девочки в процессе физического воспитания, являются одним из эффективных механизмов формирования интереса.

Эвенки сохранили игровые традиции состязания. Большинство детских игр связано с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой из лука, метанием аркана. Во время игры у девочек вырабатываются реакция и координация движения. К числу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан (муколовын у эвенов). Такие игры обеспечивают всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков девочек.

Итак, возрастает роль интегративной этносоциализирующей функции школ в жизни малочисленных народов Севера. По этой проблеме было опрошено 103 учителя физической культуры, среди них 45 тренеров, 18 директоров школ и 20 организаторов массовой физическо-оздоровительной работы. На вопрос "Поддерживаете ли Вы идею обновления интегративной программы по физической культуре?" подавляющее большинство респондентов (96,4 % опрошенных) ответили положительно, это доказывает, что преподавание предмета "Физическая культура" в условиях арктической школы требует интегративно-гуманистического подхода. Основной целью является: практическое приобщение учащихся к национальной традициям, подготовка к жизни с учетом традиционного уклада жизни эвенов, воспитание на основах этнопедагогики, которое требует особого отношения к предмету "Физическая культура". Учебный год организован в общинах с учетом хозяйственного годового цикла оленеводов и охотников. В таких специфических условиях кочевая школа успешно выполняет задачу практического приобщения детей к физической культуре. Во всех кочевых школах учебно-воспитательная деятельность базируется на трудовых и игровых традициях малочисленных народов Севера с учетом традиций физического воспитания детей в условиях кочевой жизни.

Для выявления интереса учащихся нами проведено тестирование в 4-6-х классах. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о росте интереса девочек в динамике. 70 % обучавшихся в период 2004- 2005 гг. имели реальные возможности освоить интегративные учебные программы. Как видно на рис. 1, по большинству заданий учащиеся 7-х и 9-х классов достигают результатов, превышающих возрастную норму. Данные диагностики свидетельствуют о высоких разрешающих способностях девочек. По данным эксперимента, проведенного в 2004/2005 учебном году, оценочная шкала для 1 Q: мах. 54 балла, 44 и больше - высокий, 36 и больше - выше среднего, 27 и больше - средний, 18 и больше - ниже среднего, меньше 18 - низкий уровни.

Более 50 % (от 55,4 % в 8-х классах до 76,5 % - в 4-х) учащихся имеют очень высокий, высокий и выше среднего уровни интереса к национальным играм, от 6,3 до 18,4 % учащихся - средний.

От 66,4 до 92 % учащихся с 4-го по 9-й класс в 2003/2004 учебном году имели реальные возможности в освоении интегративных учебных программ по физической культуре. Результаты исследования 2005 г. свидетельствуют о достаточно стабильном высоком уровне сформированности интереса у девочек - 79,9 % (рис. 2).

При высоком уровне интереса 8 % (37 учащихся) показывают низкий уровень обучения. Налицо разрыв между уровнями и оценкой 1Q (43,2 % имеют высокий и выше среднего уровни). Уровень интереса возрастает по мере обучения: увеличивается число учащихся с высоким уровнем за счет среднего. Показатель низкого уровня остается стабильным независимо от длительности обучения.

Для занятий в условиях арктической школы нами разработана специальная программа обучения с включением национальных игр. Во время эксперимента мы проводили исследование с целью определения уровня интересов девочек: цветовой тест Люшера, позволяющий определить отношение девочек к физической культуре (2002/2003 учебный год), анкета, свидетельствующая об эмоциональном состоянии девочек на занятиях физической культурой (2003/2004 учебный год). Анализ анкеты показал, что существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей на уроках, на их отношение к физической культуре: 1) воздействие климатогеографического положения общины; 2) содержание предмета физической культуры; 3) знание традиций и народных игр; 4) физические достижения.

Рис. 1. Уровень интереса учащихся 7-х и 9-х классов по результатам опроса

Рис. 2. Уровень сформированности интереса после второго этапа исследования

Итак, результаты опытно-экспериментальной работы показывают повышение уровня сформированности интереса в средних классах, которое вызвано введением специальной интегрированной программы по физической культуре.

Выводы

1. Физическая культура с использованием средств и методов этнопедагогики, применяемых в различных национальных видах спорта, позволяет не только улучшить отношение девочек к физической культуре, но и поднять на более высокий уровень их физическую подготовленность.

2. Включение в уроки физической культуры элементов национальных игр оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств девочек 12-15 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в показателях общей и силовой выносливости, которые свидетельствуют о повышении уровня интереса к занятиям.

3. Возрастной период 10-15 лет оптимален для организации целенаправленной физической подготовки. Такая подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма девочек в процессе совершенствования физических качеств и формирования интереса к физической культуре.

Литература

1. Алаас К. Педагогическая система воспитания на народных традициях / К. Алаас, С. В. Сабарайкин // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока // Материалы V межрегион. науч. конф. - Хабаровск, 1997. - С. 3-4.

2. Аксенова А. Н. Особенности формирования физического развития детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия / А. Н. Аксенова.

3. Арсеньев В. Г. Некоторые проблемы повышения эффективности воспитательной работы с учащимися коренных народов Севера / В. Г. Арсеньев // Просвещение на Крайнем Севере : В помощь учителю Крайнего Севера. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд., 1975. - № 15. - С. 147-189.

4. Бальсевич В. К. Новые технологии формирования физической культуры, в частности, школьника / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ участников междунар. семинара / под общ. ред. В. И. Ляха и Л. Б. Кофмана. - М., 1993. - С. 42-50.

5. Кон И. С. Социализация личности / И. С. Кон. - М.: Питерская литература, 1968. - 367 с.

6. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. - М., 1988.

7. Лях В. И. Комплексные программы физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич - М.: Просвещение. - 2005. - 167 с.

8. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. - М., 2001.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.

10. Павлова М. И. Физическое воспитание как средство подготовки школьников к будущей трудовой деятельности / М. И. Павлова. - М.: Академия, 2006. - 144 с.

11. Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. - М., 1975.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!