ОТБОР СПОРТИВНЫХ ТАЛАНТОВ


Abstract

ENDOWMENTS AND TALENT AS BASIC CONDITIONS OF ACHIEVING OUTSTANDING SPORTS RESULT

V.A. Salnikov, Dr. Hab., professor, honorary worker of university education of the Russian Federation

The Siberian Automobile and Highway academy, Omsk, Russia

Key words: endowments, talent, abilities, individuality, personal features, age features, forecasting, rate of result increase.

The numerous examples in literature and the results of our own investigations show that the nature and level of endowments represent indivisually peculiar combination of abilities. In this connection it’s necessary to mention that one of the most important regularities is the fact that not the success in any activity, but only a possibility of reaching success depend on the endowments.


ОДАРЕННОСТЬ И ТАЛАНТ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

Ключевые слова: одаренность, талант, способности, индивидуальность, личностные особенности, возрастные особенности, прогнозирование, темп прироста результата.

Одаренность, талант - это слишком сложный в психологическом отношении ансамбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека существует возможность самостоятельно, неповторимо, оригинально и творчески выполнить любую деятельность. Чаще делается вывод о том, что способности, с одной стороны, одаренность и талант - с другой, выделяются как бы на разных основаниях. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества (способности человека).

По определению В. В. Клименко [9], "Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи".

Бытует мнение, что "каждый ребенок талантлив", возможно, если понимать это так: каждый ребенок при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности.

При этом выраженность одаренности различна и определяется двумя показателями, мерой выраженности отдельных способностей, входящих в систему деятельности, и мерой интегрированности отдельных способностей в деятельности [23].

Одновременно должно учитываться и то, что выявление одаренных и талантливых детей - достаточно продолжительный процесс, который должен включать не только выявление одаренных детей и подростков и их особенностей, но и выяснение роли обучения в развитии разных видов одаренности.

Однако само по себе, без тщательного изучения обозначенного применительно к спортивной практике, это не решает проблемы. Да и сам поиск и даже выявление способных и одаренных детей и подростков еще ничего не значат. Всё дело в том, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов [14]. Следует иметь в виду и то, что многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и, наоборот, многие бывшие вундеркинды так и остались бывшими. Вероятно, только признание зависимостей темпа личностного и индивидуального развития от генотипа объясняет, почему детская одаренность часто не приводит к высоким результатам (достижениям) во взрослом состоянии. Вполне можно предположить, что кроме влияния среды, на которое обычно в данном случае пытаются все списать, здесь реально работает программа, определяемая генотипом.

Действительно, генотипический тип созревания может быть ускоренным, что часто и проявляется в практике развития, а конечный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма. В этом случае ускорение в один период, произошедшее под влияние генетических факторов, может сменяться замедлением в другой период под его же влиянием.

При этом признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, т. е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных особенностях (свойствах), а могут быть и долговременными, т. е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений [12]. Ретроспективные исследования детства выдающихся людей демонстрируют сложность и неповторимость индивидуальных проявлений одаренности начиная с самого раннего возраста, многовариантность условий и обстоятельств жизни выдающихся личностей в каждый возрастной период, противоречивость, а порой и парадоксальность влияния индивидуальных особенностей внешнего и внутреннего окружения на развитие разных видов одаренности.

Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал может не проявляться до определенного времени, либо родители, педагоги и другие взрослые не обратили внимания на имеющиеся предпосылки одаренности, у одних не хватило знаний, у других не сработала интуиция, а третьи просто не заметили в ребенке выдающихся потенциальных возможностей, считая наиболее ценными совсем другие.

Неизвестно, в каких случаях ускоренный темп развития многообразных двигательных способностей, квалифицируемых обычно как детская, подростковая одаренность, следует рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в различных областях деятельности в целом и в спортивной деятельности в частности.

Это лишний раз подтверждает, что характер и уровень проявления способностей и одаренности очень индивидуальны, а система тренировочного процесса настоящего периода слабо учитывает психофизиологическую специфику детей и подростков и не выстроена специально под них. Это прежде всего связано с тем, что понимание, оценка и регуляция механизмов одаренности и их значение для дальнейшего роста - довольно сложная задача.

Действительно, чем тщательнее изучаются факторы, способствующие достижению спортсменами выдающихся результатов, тем в большей мере практики и ученые убеждаются в том, что каждый незаурядный спортсмен - это яркая индивидуальность. Говоря об успехах выдающихся атлетов, А. Н. Воробьев [4] отмечал, что они исключительно одарены от природы.

Однако предшествующая практика выявления закономерностей достижения результатов уровня мирового класса на основе статистического набора материала в отношении модельных характеристик выдающихся спортсменов блокирует изучение факторов проявления их индивидуальности. Представляется, в этом случае лучше всего опираться не на среднестатистические данные пусть даже самых выдающихся атлетов, а на тщательный анализ всех факторов, сопутствующих достижению выдающегося спортивного результата применительно к каждому конкретному спортсмену.

Недостатком ряда исследований, касающихся вопросов ориентации и отбора на основе модельных характеристик, являлось то, что в основу брались результаты среднестатистических данных отдельных систем организма (двигательных, функциональных, морфологических) и реже - личности и индивидуальности в целом. Это в полной мере касается и вопросов прогнозирования достижения результата на различных этапах спортивной карьеры.

Многообразие подходов показывает, что логические модели не являются полными и тем более единственными положительными и окончательными, а главное - отсутствует совпадение индивидуальных данных с модельными характеристиками.

Отмечено, что в функцию психологии одаренности входит функция прогнозирования развития личности (в частности, прогнозирование "жизненной успешности"), и какое бы определение одаренности мы ни взяли: Б. М. Теплова [22] из "Рабочей концепции одаренности", Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова [24, 25] или Дж. Резнули, - несложно заметить, что одаренность везде рассматривается как потенциальная возможность высоких достижений [16]. В настоящее время чаще всего прогнозирование спортивных способностей ориентируется не только на исходный уровень развития стабильных показателей (природных предпосылок), но и на темпы прироста спортивного результата в ходе базовой тренировки [3, 20].

Сочетание же высокого исходного уровня и высоких темпов роста свидетельствует о чрезвычайной физической одаренности, но в спортивной практике это встречается довольно редко. Объясняется это наличием фактов существования "актуальной", "потенциальной", "явной", "скрытой" и поздней одаренности, что подчеркивает сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, нейродинамики, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся в одном или нескольких видах деятельности? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Учеными уже обнаружен ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее подростка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Одна из серьезных проблем прогнозирования в том, что требования к выдающимся спортсменам существенно меняются с течением времени. Так, одно время требует от человека одних способностей, а другое - совсем иных. Вероятно, поэтому проблема прогнозирования развития, предсказания возможных достижений является наименее разработанной.

Серия педагогических экспериментов показывает, что наибольшего прогресса в спортивном совершенствовании достигали те дети, которых отбирали для занятий спортом на основании определенных морфофункциональных показателей.

Дети же, отобранные по показателям уровня развития физических качеств, имели преимущество лишь на начальном этапе обучения, а затем уступали сверстникам в темпах спортивного совершенствования. W. Oshritch пришел к выводу, что антропометрические показатели влияют на рост результатов лишь в период полового созревания, начиная с 16-17 лет их влияние сводится на нет.

В. Кольради [10], одним из первых изучавший строение тела спортсменов-олимпийцев, признал, что темперамент и характер спортсмена имеют, пожалуй, большее значение, чем форма его тела.

Именно различия в индивидуальных особенностях спортсменов приводят к тому, что достижение определенных результатов к каждому из них приходит по-разному и в разное время, что в полной мере относится и к динамике прироста результата. В целом данные, имеющиеся в литературе и полученные нами, показывают, насколько существенна роль индивидуально-психологических особенностей в проявлении двигательных способностей [17]. Однако исследование этого вопроса ведется недостаточно активно. Многочисленные данные показывают, что темп прироста результатов существенно различается как на начальном этапе тренировки, так и на этапе спортивного мастерства. Чаще это связывается с эффективностью используемой методики тренировки, значительно реже изучаются взаимосвязи с личностными особенностями.

Сталкиваясь с проявлением ускоренного темпа развития, обычно ожидают выдающихся результатов. По этой же логике отставание в темпах развития от сверстников склонны считать патологией и источником будущих проблем. Но замечено и подтверждено в экспериментальных исследованиях, что замедленный (против нормы) темп развития не всегда свидетельствует о пожизненной отсталости ребенка. Имеются данные и о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте [19].

Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что сам по себе факт ускорения либо замедления развития, квалифицируемый как одаренность, независимо от его обусловленности (генотипической или средовой), не следует рассматривать как однозначное предопределение его итогового уровня [15]. Одним из условий развития одаренности считается ее раннее выявление, но, как показывает практика, возраст идентификации зависит от вида одаренности (более раннее выявление музыкальной одаренности и более позднее математической) и методов ее диагностики. Важным, но часто игнорируемым фактором одаренности являются интересы и склонности детей и подростков и их внешкольные увлечения, постоянство которых характеризует творческую стабильность.

Действительно, часто на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные подростки и чаще в него попадают дети со средними способностями, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском или подростковом возрасте. Вместе с тем имеются данные, что очень многие из тех, кто достиг результатов мирового уровня уже будучи взрослыми, совсем не демонстрировали одаренности в детстве. Иногда приходится сталкиваться и с тем, что любые ранние признаки необычных способностей принимается за проявление одаренности ребенка. Установление же подлинных различий в одаренности требует выявления соотношения возрастного и индивидуального. Хотя Б. М. Тепловым подчеркивалась, что "различия по одаренности - это различие индивидуальности". Значение, которое он придавал индивидуальности, обнаруживалось и в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он в соответствии со своей общей концепцией стремился каждый раз выявлять качественные особенности одаренности.

Однако, пытаясь статистически доказать достоверность своих выводов, ученые чаще стремятся включить в исследование многочисленные выборки и проводить сравнение характеристик детей с различными видами и уровнями одаренности, разного возраста, пола, образования в разных условиях. До 90 % таких исследований выполнено методом погодичных, поперечных срезов (сrossectional) на небольших выборках одного или нескольких возрастов [26]. Полученные в них факты представлены в громадном количестве публикаций, перечисляющих или описывающих важные специфические особенности одаренных детей. Поскольку эти исследования базируются на разных теоретических концепциях, критериях и методах определения одаренности, обобщение всего этого огромного фактического материала и перенос полученных выводов на другие области сталкиваются с большими трудностями.

Существенным компонентом в изучении детей с необыкновенными для их возраста способностями и возможностями представляется качественный анализ их своеобразного индивидуального развития. В результате можно говорить об определенной условности понятия "одаренный ребенок", поскольку неразделенность индивидуального и возрастного моментов, ответственных за высокий уровень развития, делает весьма проблематичным прогноз будущих достижений. Более обоснованно в этом случае говорить о "признаках одаренности", и связано это с тем, что признак может иметь место, а собственно одаренность не подтвердится [13]. При этом нельзя не учитывать, что дети, как и взрослые, различаются не столько по степени одаренности, столько по своеобразию.

Б. М. Теплов отмечал, что следует различать предвидение масштаба свершений и оценку своеобразия одаренности. Он писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной степени успешности выполнения различных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. Так что нет оснований зацикливаться на количественной мере одаренности, на вопросе о ее высоте или уровне. Очень важно уловить ее своеобразие у растущего человека. Поэтому так труден переход от констатации повышенных возможностей подростка к предвидению хода его дальнейшего развития.

В целом нельзя понять закономерностей развития практически всех сторон одаренности вне общего контекста развития личности. Без этого остается до конца не выявленной психологическая структура одаренности. До настоящего времени о наличии общей одаренности судят по отдельным проявлениям и суммарным количественным измерениям, а не по качественным структурным характеристикам, ибо неизвестно, что считать таковыми. Можно предположить, что качественная специфика отдельной способности выступает как выражение отдельной грани одаренности, которая, в свою очередь, рассматривается как системное качество [18].

В большинстве работ не содержится однозначного ответа на вопрос: как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на проявление одаренности. Как известно, личностная структура человека пронизывается формально-динамическими особенностями индивидуальности. Именно вариативность индивидуальных проявлений в сочетании необходимых интегральных черт одаренности, вобравших в себя личностную позицию, смысловые, оценочные отношения, весь интеллектуальный инструментарий, и гибких индивидуальных качеств когнитивного стиля мотивации деятельности создает ее структуру, неповторимость, "штучность" одаренной личности [5].

Большинство исследователей придерживаются многофакторной модели одаренности. При этом высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения [26].

В соответствии с утверждением P.J. Havighuret (1952) наибольший акцент должен делаться на индивидуальном развитии. Раскрытие молодых талантов в немалой степени означает активизацию индивидуальных ресурсов. Для того чтобы личность одаренного подростка могла развиваться в максимально возможной степени, "она нуждается в требовательном и в то же время в понимающем отношении к себе" [26].

Если рассматривать развитие человека как процесс, совершающийся на протяжении всей жизни, то одаренность представляет собой взаимодействие в определенный фиксированный момент как внутренних (личностных) характеристик, так и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящих к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений.

Психология устанавливает общее правило развития человеческих одаренностей. Одаренность обнаруживается только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой одаренности. Нельзя говорить об одаренности человека к рисованию, если его этому не учили. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучаемого одаренность. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения.

Оценить признак детской одаренности - непростая задача. Тем не менее признаки одаренности у ребенка не сводятся к проявлениям возрастных факторов развития. Разумеется, существуют и индивидуальные предпосылки развития, менее зависящие от возрастных изменений [13]. Едва ли не основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства, как уже упоминалась, состоит в том, что индивидуальное и возрастное проявляются совместно и их симптомы могут быть одинаковы.

Все это подводит нас к вопросам о понятии одаренности и особенностях ее проявления в детском и подростковом возрасте.

Основной недостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей, заключался в том, что полученная информация свидетельствует об уровне подготовленности, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессиональных качеств, об отношении к обследованию и т. п.

Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основными для прогнозирования успеха деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей достаточно продолжительной деятельности, в различных условиях способствующих полноценному раскрытию личности.

Одаренность в настоящее время определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, и не только в академических областях. Её следует рассматривать как достижение и как возможность достижения. При этом нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те которые могут проявиться. Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности, однако значимые или выдающиеся достижения невозможны без высокого развития способностей, вследствие чего остро стоит задача выявления и развития одаренности.

Актуально положение о том, что сложным системам, таким как человек, нельзя навязывать путь развития, надо научить людей подходить к творчеству как к способностям их собственной системы [21]. Чтобы разобраться в структуре способностей и их развитии, необходимо знать особенности формирования индивидуальности. Но следует подчеркнуть, что от природной одаренности будет зависеть не сам успех, а только возможности его достижения, так как способности развиваются в процессе онтогенеза под влиянием социальных воздействий.

Способности человека всегда представлены в некотором единстве общих и специальных (особенных и единоличных) свойств. Между ними имеются и различия, и единство. Это положение относится к взаимоотношению как общих и специальных способностей, так и общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко проявляющегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга, они - два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность, без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей, и специальные способности без наличия соответствующей общей одаренности. Соотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно.

Рассмотрение двигательной одаренности, проявляемой в спортивной деятельности, наглядно показывает необходимость учета проявления в ней психофизиологических и морфологических особенностей человека, а чем больше этих компонентов у человека, тем он более одарен. То есть на этом фоне можно говорить о том, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному в зависимости от внутренних свойств, отражающих индивидуальность личности. Именно наличие такого рода индивидуальностей - принципиально важный момент, дающий основание полагать, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и что в широких пределах возможна компенсация одних способностей другими. В настоящее время в числе природных задатков, оказывающих влияние на развитие различных способностей и успешность освоения (и функционирования) спортивной деятельности, называются морфофункциональные особенности, биодинамические параметры, физические качества, психофизические особенности, свойства анализаторных систем [6].

Отмечается, что развитие одаренности связано с функциональными (относительно стабильными) и оперативными (чрезвычайно изменчивыми) механизмами способностей в плане достижения цели деятельности. Это обстоятельство заставило Б. М. Теплова (1961) во главу изучения одаренности и способности поставить не количественный, а качественный подход, который предполагает выявление индивидуальных способов успешного освоения и функционирования деятельности. При этом автор особо отмечает, что от одаренности зависит не успех выполнения деятельности, а только возможность его достижения. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и уменьями. Между тем центральная задача психологии одаренности - вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основное должно заключаться не только в том, насколько одарен или способен данный человек, но и в том, какова одаренность и каковы способности данного человека.

Если количественный анализ одаренности должен выполняться с учетом диагностики всех свойств организма, включая и морфофункциональные, биологические, а также биохимические, то для качественного анализа достаточно изучения психофизиологических свойств индивида, ибо в его задачу входит установление индивидуального пути достижения прогнозируемого результата деятельности, определение индивидуальных способов успешного обучения, воспитания, совершенствования спортивного мастерства.

На этой основе Л. Г. Дрижика (1996) не разделяет точки зрения Е. П. Ильина (1985) о невозможности предсказания предела роста спортивных достижений по показателям ведущей для деятельности нервно-психической сферы. При введении в диагностический комплекс показателей интегральных свойств нейродинамики количественный анализ, по мнению автора, действительно становится реальностью.

С этим едва ли можно согласиться. Получается, что задатками к достижению выдающихся результатов в спортивной деятельности скоростно-силового характера является интегральный показатель нейродинамики, особенно в таких ее проявлениях, как скорость, степень и дискретность концентрированности нервных процессов, так как основой результативности наряду со многими другими факторами является и мышечная активность, которая, вероятно, зависит от показателей интегральной нейродинамики. Но последнее является задатками не только скоростно-силовых, но и других способностей.

Поэтому, отмечает Е. П. Ильин (2001), способности являются многокомпонентными образованиями, а задатки могут быть полифункциональными.

Применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей.

Действительно, в основе успешного выполнения всякой деятельности может находиться чрезвычайно разнообразное сочетание способностей. Они будут качественно отличаться друг от друга, и сама деятельность будет выполняться качественно отлично. Но нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности: эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности [22].

На самом деле, применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. В результате многие подчеркивают интегральную природу одаренности.

В числе первых это было озвучено С. А. Рубинштейном (1989), он писал: "...если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллектуальные, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента - эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.".

Далее автор отмечает, что вопрос об общей и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Так, Э. Торндайк склонен сводить одаренность к сумме специальных способностей, отрицая общую одаренность. Другие, как Ч. Спирман, В. Штерн, А. Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее специальным способностям.

Целостностное представление было дано Б. А. Тепловым в его исследовании умственных способностей выдающихся полководцев, таких как Наполеон и Суворов. Им было показано, что одаренность не может быть понята только как проявление интеллекта, она представляет собой единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности [22].

Целостный подход к изучению индивидуального развития одаренных детей использовался в исследованиях Н. С. Лейтоса [12]. Это позволило определить качественное своеобразие умственных возможностей детей, возрастных предпосылок становления общей одаренности, а также выделить ее основные составляющие: неустанную активность, стремление к самому процессу познания, высокий уровень интеллекта и творческих способностей.

Тем не менее ни одна из существующих теорий не может удовлетворительно решить весь круг вопросов, связанных с их воплощением в педагогической практике. Вместе с тем ни одна из них не является полностью обоснованной, общепринятой, единственно верной для всех случаев.

В целом достижения выдающихся успехов в любой деятельности требуют не только высокого уровня интеллектуальных способностей, но и связанных с ними специфических потребностей и предпочтений индивида, а также определенных условий обучения и профессиональной деятельности.

В способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. В результате успешность саму по себе никак нельзя непосредственно превращать в критерий одаренности. Одни и те же успехи разных подростков в одной и той же деятельности могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различными.

С особой осторожностью нужно относиться к прогнозам, поскольку одаренность - это уровень общих способностей ребенка, не предопределенных раз и навсегда их органическими задатками. Этот уровень обусловлен всем процессом развития личности. Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей ее развития [15].

Наряду с этим значительное влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности [11]. Одновременно проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Вместе с тем эффективность развития одаренности в значительной степени будет определяться тем, насколько акценты, тренирующие и воспитывающие воздействия соответствуют индивидуально-психологическим особенностям, ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка. Все это, по мнению В. К. Бальсевича [1], обеспечивает природосообразность педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов.

Литература

1. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М., 2002. - 318 с.

3. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 152 с.

4. Воробьев А. Н. Принцип индивидуализации - фикция или закономерность в современном тренировочном процессе? /А. Н. Воробьев // Теория и практика физ. культуры, 1986. - № 6. - С. 29-31.

5. Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л. Л. Гурова. http://www.voppsyl.ru.

6. Дрижика Л. Г. Психодиагностика одаренности в скоростно-силовых видах спорта / Л. Г. Дрижика. - Ростов н/Д, 1996. - 37 с.

7. Ильин Е. П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением спортсменов / Е. П. Ильин // Теория и практика физ. культуры, 1985. № 6. - С. 52-56.

8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб., 2001. - 464 с.

9. Клименко В. В. Психологические тесты таланта / В. В. Клименко. - Харьков, 1986.

10. Кольради В. Цит. по: В. Б. Шварц, С. В. Хрущеву / В. Кольради. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - 1984. - 151 с.

11. Лезина С. В. Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников / С. В. Лезина. http://psi.lib.ru.

12. Лейтос Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтос. - М., 2003. - 334 с.

13. Лейтос Н. С. О признаках детской одаренности / Н. С. Лейтос // Вопросы психологии, 2003. - № 4. - С. 13-18.

14. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М., 1986. - 287 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. / C. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.

16. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. - Екатеринбург, 2004. - 272 с.

17. Сальников В. А. Спортивная деятельность и способности / В. А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 10. - С. 24-26.

18. Сальников В. А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 4. - С. 16-20.

19. Сергиенко Л. П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей // Материалы III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта / Л. П. Сергиенко. - М., 1993. - С. 158-159.

20. Сирис П. З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике / П. З. Сирис, П. М., Гайдарска, К. П. Рачев. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

21. Стренберг Р. Триархическая теория интеллекта / Р. Стренберг // Иностранная психология. - 1996. - № 6. - С. 54-61.

22. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов - М.- 1961. - 536 с.

23. Шадриков В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность" / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1992. - № 3. - С. 38-46.

24. Шадриков В. Д. Развитие и диагностика способностей / В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин. - М.: Наука, 1891. - 153 с.

25. Шадриков В. Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 7-21.

26. Heller K. А. International trends and issues of research into geftedness / K. А. Heller // Proceedings of the Second Asian Conference on giftedness: growing up gifted and talented. - 1992. - Р. 93-110.

27. Havighurst R. J. Developmental task and education / R. J. Havighurst / N. V.: Plenum Press. - 1952.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: