Abstract RESEARCH OF PARAMETERS OF JUNIOR PUPILS’ RHYTHM-PLASTIC DEVELOPMENT Е.V. Golova The Moscow city pedagogical university, Moscow Key words: rhythm-plastic abilities, testing, level of rhythm and plasticity development, individual rhythmic group. The results of the pedagogical experiment have allowed to make sure that the occupations according to the experimental program in which basis the technique of rhythm-plasticabilities development created by the author was put, have allowed to achieve the increase of the rates of rhythm-plastic abilities development, not reducing the level of physical preparedness and providing the activization of junior pupils’ creative abilities.
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РИТМОПЛАСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е. В. Голова Ключевые слова: ритмопластические способности, тестирование, уровень развития ритмичности и пластичности, индивидуальная ритмическая группа.Для рационального использования средств и методов ритмопластической гимнастики важно изучить двигательные возможности детей. Выявление уровня и динамики показателей ритмичности, пластичности, двигательной и функциональной подготовленности поможет расширить двигательные способности детей и позволит подойти к решению оздоровительных задач. Результаты первого этапа педагогического эксперимента показали, что одинаковое педагогическое воздействие по-разному сказывается на развитии двигательных качеств у представителей различных ритмических групп, т. е. методы достижения оздоровительного эффекта упражнений ритмопластической гимнастики также должны быть адекватны индивидуальным особенностям, опираясь на задатки и сформированные способности. В основном педагогическом эксперименте участвовали 56 детей 9-10 лет. С учетом того что единые требования к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психологическом здоровье, а также девочки, развиваясь быстрее мальчиков, обгоняют последних на полтора-два года, были сформированы две контрольные (КГ1 и КГ2) и две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) группы, по 14 человек в каждой. КГ1 состояла полностью из девочек, КГ2 включала в себя 7 девочек и 7 мальчиков. ЭГ1 и ЭГ2 были укомплектованы также. Были выбраны тесты - измерители ритмопластических способностей как показатели уровня развития координационных способностей. Тесты для определения уровня развития ритмичности движений 1. Индивидуальная ритмическая группа определялась тестом "Ритмическая ходьба". Сущность его выполнения заключалась в том, что в течение 60 с в ходьбе под ритм марша занимающиеся выполняли хлопки руками на 1-ю долю четырехдольного такта. Задание выполнялось после одноразового исполнения упражнения. Критерий оценивания (в баллах) - четкая расстановка акцентов на 1-й доле в каждом такте. Оценка в баллах. Определялись ритмические ошибки. 2. Оценка чувства ритма (баллы) - производится подсчет хлопков во время прослушивания ритмической фразы. Задание выполняется три раза: необходимо повторить хлопками в ладоши задаваемый ритмический рисунок. Время выполнения - 10 с. Критерий оценивания - точность совпадения ритмического рисунка. 3. Ритмическая координация (баллы). Упражнение выполняется после предварительного просмотра. Маршируя на месте, выполнять хлопки в момент постановки правой ноги, темп - 8 шагов за 10 с. Оценивались координационные способности. 4. Коллективный ритм (баллы). Упражнение выполняется группой, состоящей из 3 человек, после предварительного просмотра: и. п. - стоя в колонне, руки на поясе, дистанция 2-3 шага, боком к зеркалу; 1 - прогнуться, руки вверх; 2 -наклон вперед, руки вниз; 3 - присед, руки вперед; 4 - и. п. Оценивалось совпадение движений по ритму и амплитуде. Тесты, характеризующие уровень развития пластичности движений 1. Статическая пластичность. Фиксация движения в заданной позе: упражнение "Ласточка". Заданную позу удерживать в течение 5 - 10 с. Оценивалось правильное расположение звеньев тела в баллах. 2. Динамическая пластичность. Сделать поворот с движением рук вверх по кругу в стороны, встать на носки, удерживать равновесие. Фиксация движения в заданной позе с акцентированием на ее устойчивости до 3 с. Оценивалось правильное расположение звеньев тела. 3. Грациозность (баллы) - пройти по зигзагообразной линии, начерченной на полу. "Зигзаг" представляет собой ломаную линию длиной 4,5 м, шириной 5 см, состоящую из трех отрезков. Оценивалось прохождение "зигзага" без ошибок. 4. Плавность и слитность движений (баллы). Ходьба с удержанием предмета на голове по двум обручам, расположенным рядом на полу, образуя "восьмерку". Нужно пройти по обручу, сохраняя осанку и повторив рисунок "восьмерки". Оценивалось передвижение по обручу без заступов (схождения) на пол, слитность и плавность движения при удержании предмета на голове. 5. Эмоциональная отзывчивость на музыку (баллы). Отметить на карте во время прослушивания музыкальной темы, какая иллюстрация соотносится с эмоционально-образным содержанием прослушанного произведения. Предлагались три музыкальные темы: "Камаринская" М. И. Глинки, 1- я часть "Патетической сонаты" Л. Бетховена, Вальс И. Штрауса. 6. Проба Ромберга. Основная стойка - испытуемый стоит так, чтобы его ноги были на одной линии, при этом носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Определяют время устойчивости в этой позе. При этом тремор пальцев рук и век должен отсутствовать. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения (9 лет - 24 с). Оценивались координационная функция нервной системы и функциональное состояние вестибулярного аппарата. 7. Проба Яроцкого. Испытуемый стоит с закрытыми глазами, сдвинув пятки и носки вместе, и вращает головой в одну сторону (вправо и влево) в темпе два кружения за 1 с. Фиксируется время сохранения равновесия: оно составляет в среднем 28 с. Шкала оценок контрольных упражнений по курсу ритмопластической гимнастики: - оценка "5" - упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе; - оценка "4" - упражнение выполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно; - оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног; - оценка "2" - упражнение выполнено с грубыми техническими ошибками, небрежно; - оценка "1" - упражнение не выполнено. При исследовании двигательных возможностей детей в начале эксперимента нами были получены следующие результаты: степень развития ритмичности и пластичности у младших школьников находится на низком уровне - средний показатель ритмичности у девочек составляет 2,84 балла, у мальчиков - 2,38 балла; средний показатель пластичности у девочек - 2,74 балла, у мальчиков - 1,71 балла (высшая оценка - 5 баллов). Исходные показатели устойчивости нервных процессов: проба Ромберга у девочек - 20,4 с, у мальчиков - 19,0 с; проба Яроцкого - у девочек 15,1 с, у мальчиков - 13,7 с. Величины этих показателей отстают от средних возрастных норм. Приведенные выше данные показывают, что значительная часть детей на начало эксперимента имели низкий уровень ритмической и пластической подготовленности, что требует разработки соответствующей методики развития ритмопластики у детей младшего школьного возраста. Результаты педагогического эксперимента позволили установить следующее: до начала эксперимента дети ЭГ и КГ не имели достоверных различий в показателях психофизического развития, после проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей психофизического развития наблюдалось в обеих ЭГ. Установлено статистически достоверное преимущество в уровне показателей тестирования ритмопластических способностей у занимающихся по экспериментальной программе (р<0,05). Дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, имеют достоверно более высокие темпы прироста показателей тестирования ритмических и пластических способностей, чем их сверстники из КГ. Показатели ритмичности в ЭГ1 увеличились на 50 %, в ЭГ2 (среди девочек) - на 54 %, в ЭГ2 (среди мальчиков) - на 60 %; показатели пластичности также имеют высокие темпы прироста: в ЭГ1 - на 51,2 %, в ЭГ2 (среди девочек) - на 54,7 %, в ЭГ2 (среди мальчиков) - на 86 %. Показатели тестирования ритмопластических способностей: в ЭГ1 - 30,6 % (в КГ1 - 9,6 %); в ЭГ2 (среди девочек) - 38,1 % (в КГ стал ниже на 7,2 %); в ЭГ2 (среди мальчиков) - 23,9 % (в КГ стал ниже на 7,2 %). В ЭГ2 (среди девочек, n = 7) дети имеют более высокие темпы прироста показателей тестирования ритмопластических способностей, чем в ЭГ2 (среди мальчиков, n = 7) - на 14,2 %. Эти статистически достоверные различия можно объяснить половыми особенностями в воспитании и поведении девочек и мальчиков, что говорит о большом потенциале двигательных возможностей девочек, реализованном в ходе эксперимента. Анализ показателей ритмопластической подготовленности мальчиков и девочек выявил три группы детей: сильную - дети с высоким и выше среднего уровнем ритмопластической подготовленности, среднюю - дети, имеющие средний уровень ритмопластической подготовленности, и слабую дети с низким и ниже среднего уровнями (индивидуальная ритмическая группа определялась тестом "Ритмическая ходьба"). В ЭГ1 после проведения эксперимента количество детей с низким уровнем ритмопластического развития снизилось на 45,4 %, со средним уровнем - увеличилось на 14,3 %, с высоким уровнем - увеличилось на 32,1%; в ЭГ2 (среди девочек) количество детей с низким уровнем ритмопластического развития снизилось на 57,1 %, со средним уровнем - увеличилось на 14,2 %, с высоким уровнем - увеличилось на 42,9 %; в ЭГ2 (среди мальчиков) количество детей с низким уровнем ритмопластического развития уменьшилось на 21,5 %, со средним уровнем увеличилось на 14,3 %, с высоким уровнем - увеличилось на 35,8 %. В КГ развитие ритмопластических способностей осталось почти на прежнем уровне. Результаты исследования дают основание утверждать, что произошли существенные изменения в развитии ритмопластических способностей у мальчиков и девочек 9-10 лет, что выражается: а) в разнице темпов прироста исследуемых показателей; б) в проявлении полового диморфизма у школьников. Это подтверждается тем, что по некоторым показателям, характеризующим ритмопластическую подготовленность, девочки значительно опережают мальчиков. Дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, имеют достоверно более высокие темпы прироста показателей тестирования ритмопластических способностей, чем их сверстники из КГ, составляющие соответственно 50 % от исходного уровня (в КГ - 4 %). Результаты педагогического эксперимента позволили убедиться в том, что занятия по экспериментальной программе, в основу которой была положена методика развития ритмопластических способностей, позволили, не снижая уровня физической подготовленности, добиться повышения темпов развития ритмопластических способностей, обеспечив активизацию творческих способностей младших школьников. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |