ВНИМАНИЕ, ОПЫТ!


Abstract

SMALL STEP IN BIGTIME SPORTS "OLYMPIC" QUADRATHLON OF PRESCHOOL CHILDREN

A.B. Lagutin, Ph. D., associate professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: physical education of preschool children, new forms of lesson organization, Olympiad, gymnastics, acrobatics, physical preparedness testing.

Physical culture Olympiads among Moscow kindergartens is a new form of physical education organization of preschool children, developed by the author. Since 2000 six Olympiads have been organized. More than 700 pupils from 100 Moscow kindergartens took part in the Olympiads. The program of Olympiad includes a complex obstacle course, a mixture of exercises directed to the general development, acrobatic combination and physical preparedness testing. These exercises demand from children not only a high level of physical preparedness, but also the skill to solve movement tasks quickly and independently. The Olympiad has received positive estimation of the experts from Moscow Education Department.


МАЛЕНЬКИЙ ШАГ В БОЛЬШОЙ СПОРТ "ОЛИМПИЙСКОЕ" ЧЕТЫРЕХБОРЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Лагутин
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, новые форумы организации занятий, Олимпиада, гимнастика, акробатика, тестирование физической подготовленности.

Сегодня в системе общественного дошкольного обучения и воспитания происходят интенсивные позитивные изменения, характерная черта которых - обращение к ранее не востребованным видам и формам работы с детьми.

Поиск новаций ведется и в сфере физического воспитания, содержание которого за последнее время подверглось существенному обновлению. Наглядное проявление модернизации дошкольного физического воспитания - введение в штат дошкольных учреждений должности воспитателя по физической культуре, увеличение числа оснащенных современным многофункциональным спортивным оборудованием специализированных спортивных залов, участие дошкольников в районных и городских спортивно-массовых мероприятиях, поднимающих физическое воспитание на уровень приоритетного направления деятельности дошкольных учреждений.

Одной из новых форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста стала

"Олимпиада среди воспитанников подготовительных к школе групп дошкольных учреждений г. Москвы". Ее девизом стали слова "Я готов учиться в школе". Программное содержание Олимпиады было разработано преподавателями кафедры теории и методики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, а технология его проведения опробована в 2000 г. специалистами Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания учащихся Московского департамента образования.

Главная особенность Олимпиады - взаимосвязь ее двигательного содержания и двигательных заданий, используемых на уроках физической культуры с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Олимпиада ставит перед собой следующий комплекс задач:

1) определение уровня подготовленности выпускников детских садов к освоению предмета "Физическая культура" в начальных классах образовательной школы;

2) уточнение показателей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и опробование на доступность новых для них видов физкультурной активности;

3) выявление лучших дошкольных образовательных учреждений по постановке физкультурно-оздоровительной работы.

После успешной апробации первой Олимпиады в 2000 г. руководство ими взяла на себя рабочая группа, которую возглавила главный специалист ЦОМО ФВ МДО по работе с дошкольными учреждениями Р.И. Амарян. В состав группы вошли ведущие специалисты окружных управлений образования, наиболее опытные воспитатели по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, имеющие, как правило, высшую квалификационную категорию.

За шесть лет в Олимпиадах приняли участие воспитанники 100 московских дошкольных учреждений.

Процесс разработки Программы Олимпиады включает несколько этапов. На первом основное содержание Программы обсуждается специалистами-практиками, работающими в детских садах, и проходит апробацию на занятиях с детьми 6-7 лет. Затем проект Положения обсуждается рабочей группой и рекомендуется для утверждения руководством ЦОМО ФВ МДО.

Обязательным требованием к разработке двигательного содержания Олимпиад, является его постоянное обновление, что совместно с ограничением до 1,5 месяца, отводимого в целом на подготовку к Олимпиаде, позволяет снизить вероятность "натаскивания" детей для получения призовых мест в командном зачете.

Опыт проведения Олимпиад показал целесообразность включения в программу четырех видов испытаний:

- комплексной полосы препятствий, состоящей из заданий в основных видах движений;

- комплекса упражнений общеразвивающей направленности, выполняемого с музыкальным сопровождением;

- акробатической комбинации, составленной из доступных для детей элементарных упражнений динамического и статического характера;

- двигательных тестов, оценивающих уровень физической подготовленности участников.

Комплексная полоса препятствий имеет самый высокий приоритет среди всех видов программы. Она состоит из 4-6 двигательных заданий, позволяющих оценить уровень овладения навыками бега и прыжков, сохранения динамического равновесия, ведения и бросков мяча в вертикальную и горизонтальную цель, формирование которых - основная задача физического воспитания в детском саду. Ребёнок должен постараться преодолеть полосу препятствий как можно быстрее. Старт даётся поочередно, с таким расчетом, чтобы каждый участник выполнял задание индивидуально.

В практике проведения Олимпиад было опробовано несколько вариантов полос препятствий.

Наиболее простым по организации был признан вариант, базирующийся на одинаковых для всех участников двигательных заданиях, которым даны образные названия.

Например:

- "Челнок" - челночный бег 10 х 2 м с последовательным переносом 5 кубиков из одного ряда обручей, находящихся на расстоянии 1,5 м друг от друга, в другой, расположенный напротив.

- "Равновесие" - бег по двум гимнастическим скамейкам с перешагиванием через препятствие высотой 40 см и соскоком на точность приземления в обруч, расположенный на расстоянии 1 м от края скамейки.

- "Баскетбол"" - ведение баскетбольного мяча по прямой одной рукой и выполнение 3 бросков в баскетбольную корзину с расстояния 2,5 м.

- "Скакалочка" - 10 прыжков ноги вместе, вращая скакалку вперед.

- "Классики" - прыжки ноги врозь и ноги вместе по дорожке из 13 обручей диаметром 60 см, расположенных в порядке " 1-2-1-2-1-2-1-2-1".

Более организационно сложен вариант, учитывающий специфику физкультурных интересов разнополых детей. Примером такого подхода, может служить Олимпиада 2002 г., где девочки выполняли челночный бег 5 х 3 м, прыжки со скакалкой, бег по гимнастическим скамейкам с пролезанием в гимнастический обруч и прыжки по дорожке из обручей, а мальчики - задания с ведением баскетбольного мяча и бросками в баскетбольную корзину, ведением шайбы и бросками в створ хоккейных ворот, ведением футбольного мяча и ударами по воротам, заканчивая полосу челночным бегом с перепрыгиванием через препятствия.

Однако наибольший интерес представляют двигательные задания, допускающие два варианта выполнения, выбор между которыми ребёнок должен сделать самостоятельно. Например, пробежать по двум стоящим друг за другом гимнастическим скамейкам или только по одной, но перевернутой; выполнить бросок мяча в цель большого размера с далёкого расстояния или в цель малого размера с близкого расстояния, перепрыгнуть в длину или в высоту находящееся на дистанции препятствие и т.п.

Использование такого рода двигательных заданий, способствующих развитию произвольности, двигательной смекалки, быстроты мышления, - перспективное направление совершенствования содержания Олимпиад, соответствующее современным тенденциям двигательного образования детей дошкольного возраста.

Результат преодоления полосы препятствий оценивается по времени, затраченному на все задание, при этом к конечному результату добавляются штрафные секунды за ошибки, допущенные при выполнении отдельных заданий. Так, например, ошибками при выполнении бега по гимнастическим скамейкам считается потеря равновесия и схождение с них на пол, касание препятствия при перешагивании через него, приземление вне специальной площадки или попадание в неё ногой. В бросках мяча в баскетбольное кольцо ошибкой будет непопадание мячом в щит, в прыжках по разметке - заступ за ограничительную линию и т.п.

Каждый участник оценивается арбитром, судьей-хронометристом и судьёй на дистанции. Арбитр вызывает участников на старт и дает сигнал к началу выполнения задания; разрешает повторное выполнение упражнения; контролирует время, затраченное участником на преодоление дистанции; принимает окончательное решение о начислении штрафного времени за ошибки, допущенные при выполнении отдельных заданий. Судья-хронометрист фиксирует с точностью до 0,1 с время преодоления участниками полосы препятствий, а судья на дистанции сопровождает участников на всём протяжении выполнения задания, обеспечивая их безопасность, и также начисляет штрафные секунды за ошибки, предусмотренные правилами проведения испытания. Судья не имеет права разговаривать с ребёнком во время прохождения дистанции, а также давать подсказывающие указания, облегчающие выполнение двигательных заданий.

Основная гимнастика в программе Олимпиады представлена двумя видами испытаний - общеразвивающими упражнениями и акробатической комбинацией.

Общеразвивающие упражнения представляют собой композицию, составленную из 32 - 48 движений различными частями тела (наклонов, поворотов, выпадов, приседаний, круговых движений руками), что соответствует 4-6-й фразам музыкального сопровождения. Композиция составляется с таким расчётом, чтобы движения выполнялись симметрично: наклоны вправо и влево, повороты направо и налево и т.п.

Являясь эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей, тренировки вестибулярного анализатора и развития общей гибкости незаменимы как средство развития памяти на движения, помогающей в дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.

Ниже приводится композиция вольных упражнений, которая выполнялась участниками Олимпиады.

И.п. - основная стойка.

1-я фраза: 1 - встать на носки, руки вверх; 2 - опускаясь на всю стопу, дугами внутрь руки в стороны; 3 - дугой книзу правую руку вверх; 4 дугой книзу левую руку вверх; 5 - присед, правой рукой коснуться пола, левую руку на пояс; 6 - встать, руки вверх; 7 - присед, левой рукой коснуться пола, правую руку на пояс; 8 - встать и, отставляя правую на шаг в сторону, принять стойку ноги врозь, руки на пояс.

2-я фраза: 1 - поворот туловища направо, правую руку в сторону; 2 - стойка ноги врозь, руки на пояс; 3 - поворот туловища налево, левую руку в сторону; 4 - стойка ноги врозь, руки на пояс; 5 - наклон вправо, руки за голову; 6 выпрямиться, руки на пояс; 7 - наклон влево, руки за голову; 8 - выпрямиться, руки на пояс.

3-я фраза: 1 - выпад вправо, руки в стороны; 2 - выпрямляя правую, руки на пояс; 3 - выпад влево, руки в стороны; 4 - выпрямляя левую, руки на пояс; 5 - наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны; 6 - наклон вперед, ладонями коснуться пола; 7 - наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны; 8 - выпрямиться и, приставляя левую, руки в стороны.

4-я фраза: 1 - сгибая правую вперёд, хлопок под коленом; 2 - приставить правую, руки в стороны; 3 - сгибая левую вперёд, хлопок под коленом;4 - приставить правую, руки вверх; 5 - мах правой в сторону, руки в стороны; 6 - приставить правую, руки вверх; 7 - мах левой в сторону, руки в стороны; 8 - приставить левую, руки вверх-наружу.

5-я фраза: 1 - упор присев; 2 - правую в сторону на носок; 3 - прыжком левую в сторону на носок; 4 - упор присев; 5 - упор лёжа на согнутых руках; 6 - выпрямить руки; 7 - поворот направо кругом в упор лёжа сзади прогнувшись; 8 - сед.

6-я фраза: 1 - согнуть правую; 2 - согнуть левую; 3 - сед углом; 4 - сед; 5 - поворот налево кругом в упор лёжа; 6 - прыжком упор присев; 7 - упор стоя согнувшись; 8 - выпрямиться, руки вверх-наружу.

Участники имеют возможность самостоятельно выбирать музыкальное сопровождение или использовать фонограмму, рекомендуемую разработчиками Программы Олимпиады.

Участники выполняют упражнение по двое мальчик и девочка. Оказание воспитателем помощи, например лидирующий показ или подсчёт, возможно, но наказывается соответствующими сбавками.

Для получения объективной оценки выступление каждого участника оценивается из 10,0 балла арбитром и двумя судьями. Арбитр контролирует оценки судей и расхождение между ними, выводит окончательную оценку, а также следит за соблюдением требований к продолжительности выполнения упражнения. В случае его досрочного прекращения оценивает стоимость выполненной части.

Судьи выставляют свои оценки независимо друг от друга, и их места располагаются таким образом, чтобы между ними имелось достаточное расстояние, не позволяющее обмениваться мнениями до выставления оценки.

Правилами судейства предусматривается снижение оценки за следующие ошибки: несогласованность движений с темпо-ритмом музыкального сопровождения; нарушение осанки, неточное положение и недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений; явное невыполнение движения, потеря равновесия или падение при его выполнении. Наказывается отсутствие четко выраженного начала и/или окончания упражнения, а также выполнение упражнения без музыкального сопровождения.

Систематическое выполнение акробатических упражнений детьми старшего дошкольного возраста позволяет активно развивать двигательно-координационные и скоростно-силовые способности, гибкость, способствует формированию у детей волевого комплекса.

Введение в Программу Олимпиад акробатической комбинации вызвало на первых порах полемику среди специалистов. В основном возражения противников акробатики сводились к тому, что такие упражнения отсутствуют в Программе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Однако появление в детских садах воспитателей по физической культуре, имеющих специальное физкультурное образование, оснащение спортивных залов "мягким" гимнастическим оборудованием, включение гимнастики с основами акробатики в тематический план повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений, а также введение простейших акробатических элементов в московскую региональную "Программу по физкультуре от 3 до 17 лет", позволили изменить негативное отношение большинства специалистов по дошкольному воспитанию к этой проблеме.

Так, например, на Олимпиаде 2003 г. мальчики и девочки успешно справились с такой акробатической комбинацией: из основной стойки равновесие на правой (левой), сгибая правую вперёд (держать) - перекат назад в группировке в стойку на лопатках (держать) - лечь на спину, руки вверх (обозначить) - согнуть руки и ноги - мост (держать) - лечь на спину, выпрямить руки и ноги - перекат направо (налево) кругом в положение лёжа на животе прогнувшись (держать) - упор лёжа на согнутых руках - выпрямляя руки, упор лёжа - упор присев - прыжок вверх прогнувшись.

По правилам испытаний дети выполняют упражнение по одному на дорожке из гимнастических матов. Их выступление оценивается из 10,0 балла двумя судьями и арбитром, функции которых аналогичны функциям судей, оценивающих общеразвивающие упражнения.

Правилами предусмотрены сбавки за следующие ошибки: неточное положение отдельных частей тела; сильное, до неузнаваемости, искажение элементов; остановки между отдельными элементами; ошибки приземления; недостаточная фиксация статических элементов; отсутствие чёткого начала или окончания упражнения, его повторное выполнение после неудачного начала.

Так же, как и при выполнении общеразвивающих упражнений, допускается помощь со стороны взрослого, но она наказывается соответствующей сбавкой.

Тестирование уровня общей физической подготовленности дошкольников проводится с помощью двигательных заданий, выполняемых в такой последовательности: 1) прыжок в длину с места;

2) повторные разгибания и сгибания туловища; 3) наклон вперед сидя.

Двигательные задания оцениваются арбитром и тремя судьями. Арбитр дает сигнал к началу тестирования и вызывает участников для выполнения упражнений. Он контролирует работу судей, следит за правильностью выполнения тестов, ведет учет результатов. Судьи, в свою очередь, фиксируют показанные результаты и информируют о них арбитра.

Тест "Прыжок в длину с места" выполняется на полужесткой опоре (ковре, гимнастическом мате), из стойки ноги врозь на ширине ступни.

Оценивается длина прыжка от линии старта до пятки "ближайшей" к ней при приземлении ноги в сантиметрах. Учитывается результат лучшего из трёх прыжков, выполненных подряд.

Тест "Повторные разгибания и сгибания туловища за 30 с из положения сидя" выполняется (один раз) из исходного положения сед на коврике (гимнастическом мате) с согнутыми под прямым углом ногами, руки скрещены на груди, локти на коленях, ладони на плечах. Судья прижимает ступни ребенка к полу. Оценивается количество полных циклов "разгибание - сгибание" за 30 с.

Тест "Наклон вперед сидя" выполняется в положении сидя ноги вместе с упором ступнями в куб высотой 25 см. Судья, находясь сбоку или сзади, прижимает колени ребенка к полу. Оценивается расстояние в сантиметрах от края верхней грани куба до кончиков пальцев вытянутых вперед рук. Для выполнения наклона даётся две попытки, из которых выбирается лучшая.

Результаты испытаний участников переводятся в баллы по 10-разрядной шкале, основанной на процентных точках выборочного распределения. Совокупность результатов по каждому тесту ежегодно дополняется данными, получаемыми в ходе очередной Олимпиады. В зачет идет сумма баллов, набранная участником за выполнение трех тестов.

Несколько слов о порядке проведения Олимпиад, который регламентируется ежегодно пакетом документов, включающим Положение, Регламент и Правила судейства.

К участию в первых Олимпиадах допускалась только одна команда от каждого административного округа. Затем по просьбе окружных управлений образования их представительство дополнилось ещё одной командой.

Критериями отбора служат итоги окружных мероприятий среди детских садов, комплексных Спартакиад, конкурсов на лучшую постановку работы по физической культуре. В последнее время ведущим критерием стало выступление команды детского сада в аналогичных окружных Олимпиадах. Основным принципом участия в них каждой команды и каждого ребенка был и остается принцип добровольности.

Численный состав команд и условия зачёта со временем также претерпели существенные изменения. На первых Олимпиадах команды состояли из шести детей - трех девочек и трех мальчиков, и в зачет на каждом виде шли результаты всех участников. В настоящее время состав команд увеличен до восьми человек - четыре девочки и четыре мальчика, что создало более комфортные условия для участвующих команд. При этом в зачёт команде на каждом виде испытаний идут по 3 лучших результата у мальчиков и девочек. Каждая команда имеет право включать в свой состав двух запасных участников, которые после начала выступления команды на первом виде испытаний уже не могут заменять детей, приступивших к испытаниям.

Для сокращения затрат времени на ожидание начала выступления, подведение итогов и награждение победителей, негативно влияющих на впечатление, которое ребёнок получает от участия в соревнованиях, испытания было решено проводить в 5 смен, по 45 мин каждая. В одной смене участвуют 4 команды - по 2 от каждого административного округа, которые прибывают на соревнования "уступом" по графику, составленному на совещании представителей за 10 дней до начала мероприятия. В конце каждой смены проводится награждение всех участников, включая запасных, памятными подарками. Таким образом, время пребывания ребенка на месте проведения соревнований не превышает полутора часов.

Окончательные итоги Олимпиады подводятся через 7 - 10 дней на совещании представителей окружных управлений образования. Общее командное место определяется по меньшей сумме баллов, полученных в соответствии с занятыми местами в результате выполнения каждого испытания. Если при выполнении испытания результаты нескольких команд оказываются равными, в общий зачет им начисляется количество баллов, являющихся средним арифметическим от суммы занятых мест. В случае равенства баллов нескольких команд в общекомандном зачёте их места определяются по приоритету видов испытаний, устанавливаемому Регламентом испытаний, в котором излагаются правила судейства, требования к поведению участников и судей, к организации мест соревнований и спортивному оборудованию.

Результаты проведения Олимпиад среди воспитанников детских садов г. Москвы в 2000 - 2005 гг. позволяют прийти к заключению о целесообразности внедрения этой формы педагогической работы в практику физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшее совершенствование этой формы работы требует активного участия всех заинтересованных специалистов в области физической культуры, методистов, работников органов управления дошкольной ступенью образования. Необходимо отработать содержание двигательных заданий и методику их использования, продумать возможность включения в программу тестирования уровня доступных дошкольникам теоретических знаний по физической культуре. Эти и другие актуальные проблемы развития Олимпиады воспитанников дошкольных учреждений будут постепенно находить своё решение, но очевидно, что это потребует совместных действий всех перечисленных выше категорий специалистов.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!